Конспект урока " Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает"
классный час (3 класс) на тему

Малахаткина Аля Ивановна

Конспект урока истоков 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как согласие красоту творит...24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает»

Цель:  подвести учащихся к пониманию значимости семьи для каждого человека,    показать, что важнейшими ценностями семьи являются забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя своей семьи;

сделать новый шаг в развитии мотивации обучающихся к самосовершенствованию и самоутверждению.

Цель для учащихся:  учащиеся получат возможность   конкретизировать понятие «Согласие», развивать коммуникативные способности, активизировать свой жизненный опыт, осмыслить значимость общения, взаимного доверия  и взаимопонимания, учиться управлять собственной  деятельностью и деятельностью группы.                                                                      

                                                                                   Ход урока  

1.Вводный этап урока.  Присоединение.                                                                                                                                            

        Продолжим наше путешествие в мир истоков.  Сегодня как всегда вы откроете для себя что-то новое, полезное, интересное.                                                                                                                                                

 Наш задушевный разговор    мы начнём с замечательных строк поэта Дьякова (ученик читает)

Ещё мороз… Ещё до лета много дней…                                                                                                                          

И птицы не поют.                                                                                                                                                                    Но сколько счастья, сколько света                                                                                                                                      

В избушке с окнами на юг.

Как много яркого сиянья                                                                                                                                                            Прошло сквозь пыльное стекло!                                                                                                                        

Через какое расстоянье                                                                                                                                                         До сердца солнышко дошло!

Дошло! Сверкнуло! Озарило!                                                                                                                                              Расцеловало! Обожгло!                                                                                                                                                          

И всё вокруг преобразило,                                                                                                                                                    

Как будто впрямь уже тепло!

   -  Почувствовали волшебную силу солнца? На сердце потеплело, душа обрадовалась. Как хорошо, когда люди улыбаются, радуются. Приветливость, отзывчивость располагают к взаимопониманию. А понимание – начало согласия.                                                                                          

 Вспомните себя маленькими. Вы сидите на коленях у бабушки и, играя, подпеваете ей: «Ладушки, ладушки…»                                                                                                                                                                            

 Когда вас ласкают, то гладят по головке, по плечу. Когда боитесь, берёте старшего  ладошкой за руку, а когда здороваетесь – ладонь в ладонь.                                                                                                          

Испокон веку на Руси всё хорошее,  доброе, красивое называли ладным.                                                        

Лад – порядок – согласие. От этих слов веет покоем, тишиной, благодатью.    

2.Принятие цели урока. Повторение пройденного материала.                                                                                 - Вспомните, о чём мы говорили на предыдущем уроке?  (О согласии )                                                                   

- К какому выводу  пришли?  (Общая надежда достигается при общем согласии)                                                                                                                                                                          - В каких произведениях заложен этот мудрый урок жизни? (Сказка «Репка», басня «Лебедь, Рак и Щука» )

- Кто может вспомнить мораль басни (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт)                                                                                                                                                                              - Какие пословицы о согласии запомнили? (Согласие да лад – для общего дела клад.  Согласному стаду и волк не страшен)

- Также в предыдущий раз мы отметили, что согласие необходимо не только в деле. Важно, чтобы оно воцарилось и в самом человеке, между умом, сердцем и душой.

-А что делает ум?  (Наблюдает, рассуждает, сравнивает, делает выводы – он рождает мысли).

- А что делает сердце? (Восхищается и тоскует, жалеет и радуется, любит и ненавидит - оно пробуждает чувства)

-А душа?  (Душа напоминает о совести, о правде, о Боге – она очищает мысли и делает благородными чувства)

-Как хорошо, когда между ними лад и согласие.

- А если у человека всё ладится, будет ли он совершать зло? (Конечно, нет)

        Согласие в человеке

                              Ум        Сердце                         Душа

        Лад

-  Что он тогда делает?                   (Творит добро)

Тема нашего урока:  «Как согласие  красоту творит и добрую надежду рождает»                                 Постараемся найти ответ на этот вопрос.

3.Знакомство с новым материалом

Чтение текста с.54

1 абзац.  Какова главная мысль? Что необходимо в любом деле?  (согласие)

- Верно, трудно поверить, что красивый терем или нарядные скатерти и салфетки могли бы создать люди сварливые, которые постоянно спорят, не помогают друг другу. Такие красивые вещи или другие, более красивые есть в каждой семье.

2 абзац. А какова здесь главная мысль?  (согласие творит красоту духовную)

3 абзац. О чём вы узнали из этого абзаца? (согласие- спасение  семьи)

4 абзац. Что вы узнали нового? (согласие необходимо в труде, нужно помогать друг другу, стыдно быть неучем и лодырем)

-А трудились в семье все – от мала до велика. Дети учились у родителей.

4. Работа по карточкам (Индивидуально)   «Кто чему учился?»

(девочки красным карандашом закрасят кружочки, которые находятся рядом с теми работами, которым учились девочки. А мальчики раскрасят синим карандашом кружочки рядом с работами, которым учились мальчики)

Ухаживать за коровами                                                топить печь

Пахать и сеять                                                                         работать топором

Прясть и ткать                                                                         заготавливать дрова

Косить траву                                                                    нянчить детей

Ухаживать за лошадьми                                               мешать и печь хлеб

    Вывод: мужчины отвечали в семье за достаток, а женщины – за порядок. Каждому  из детей хотелось всё делать так же красиво и ловко, как взрослые.

5.Физминутка.

Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.                                                                                                                                                                                Могут шить, варить и печь,                                                                                                                                                                           На Луне звезду зажечь.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Мы, как только подрастем,                                                                                                                                                                       Дело по душе найдём!

5. Сообщения двух учеников - рубрика «Это интересно» с. 55  « О детях заботились все»

-Что же особенно ценилось и примечалось  взрослыми в  детях?  (когда дети отвечали добром на добро, не врали, на других свои дела не перекладывали, младших защищали, слово своё держали, вдвоём на одного не нападали).

-Вот тогда у родителей появляется добрая надежда на то, что вырастут их дети и внуки людьми достойными, красивыми душой.

6.Ресурсный круг  «Семья для меня – это…»

(радость, свет, тепло, близкие люди, опора в жизни, счастье, забота обо мне, веселье, отдых, мир, покой, уют, внимание, доброта)

-Спасибо, вам, дети за добрые слова. У вас даже лица светились, когда вы говорили о своей семье. Мир, покой,  порядок, радость в вашем доме зависят не только от взрослых, но и от вас, помните об этом, пожалуйста!

 Долг детей платить родителям за их любовь тем же: любовью и заботой о них. Эти законы соблюдались издавна. Крепкие крестьянские семьи жили по определённым  правилам – заповедям.

Назовите заповеди семьи, в которой царит мир и согласие.

(Родители и дети умеют слушать друг друга.

Каждый в семье помогает друг другу, если что-то не получается, не    ругается, не бранится.

Добросовестно, честно, с душой каждый выполняет свои домашние дела.

Все уважают, любят друг друга и умеют прощать.

Каждый поддерживает в доме лад и порядок.

Девочки помогают маме в делах, а мальчики  папе в работе).

-В крестьянской семье не было лишних. Бабушка была в семье очень важна, она вела в первый путь по избе ребёнка, а дедушка учил ложки мастерить. Бабушку называли большуха, а дедушку – большак. Но когда они старились и чувствовали, что не настолько уже сильны и мудры, чтобы управлять домом, то передавали правление маме и папе, т.е. своим детям.

Каждый ваш шаг, каждый поступок – и хороший и плохой – отзываются в сердце родных людей радостью или болью, счастьем или страданием. Берегите здоровье своих родителей

 Песня «Родительский дом»

7. Работа в тетради  (с.21)  Активное занятие «Согласие в деле».

Подумай, в какой последовательности ты будешь строить дом.  Расставь цифры в соответствии с этапами строительства дома.

Задание 1.Самостоятельно.

Задание 2. Работа в четвёрке.

Задание 3. Взаимооценка.

8.Рефлексия

На какой вопрос мы искали ответ  на сегодняшнем уроке? ( Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает).

- О какой красоте идёт речь?  (о человеческой, духовной)

- Какими надеются видеть вас ваши родители?  (достойными, красивыми душой)

- Про людей достойных, красивых душой говорили, что у таких людей ум в ладу с сердцем, а душа - с Богом!

           9.Итог урока

Всем спасибо за работу, за ваши мудрые мысли. Будьте внимательны к своим близким, поступайте по совести. Храните огонь родного очага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Поклонник вечной красоты. Ф. Тютчев."

Урок литературного чтения в 4 классе по программе Н. Чураковой, В. Свиридовой по системе Занкова....

Презентация к конспекту урока "Поклонник вечной красоты"

В конспекте урока по литературному чтению за 4 класс есть аннотаци к использованию презентации....

"Мир и согласие добрую надежду рождают"

Данный материал можно использовать при подготовке к урокам "Истоки" и проведении ресурсного круга....

конспект урока по ОРКСЭ -зачем творить добро?

Краткая аннотация работы Данная разработка представляет собой конспект  урока учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культу...

План-конспект урока по ОПК "Зачем творить добро"

На уроке формируется представление о добре, как категории православной культуры.Задачи, поставленные на уроке: •          Актуализировать собственный ...

Конспект урока по ОРКЭС -"Зачем творить добро".

Направление: Духовно - нравственноеТема, класс: « Зачем творить добро»,  4 классЦель:  помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформирова...

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Когда рождаются настоящие герои и выдумщики. Н.С. Гумилев «Капитаны». Образ капитанов в стихотворении. Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Цели деятельности учителя: -  рассмотрение средств литературы, которые показывают формирование героев;расширение читательского кругозора учащихся;прививание интереса к книге, к слову.Планируемые...