Из опыта работы по антикоррупционному воспитанию младших школьников.
статья на тему

Работа  по формированию антикоррупционного сознания ведётся  и в начальной школе. Надо отметить , что учителя очень аккуратны  подходят  к проблематике , следуя к принципу «Не навреди!» С младшими школьниками  говорим о совести,  честности, необходимости правильного поведения, о  любви к Родине, ответственность за её судьбу. Понятие «коррупция» даже не употребляется. Необходимо строгий учёт возрастных особенностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nafisy.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

 РАБОТА ПО АНТИКОРРУПЦИОННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ворокова Н.А.

Учитель начальных классов

 МБОУ МО «Кошехабльский район» СОШ№9

Колчевская Т.А

Студентка ФГБОУ ВПО

«Адыгейский государственный университет»

Работа  по формированию антикоррупционного сознания ведётся  и в начальной школе. Надо отметить , что учителя очень аккуратны  подходят  к проблематике , следуя к принципу «Не навреди!» С младшими школьниками  говорим о совести,  честности, необходимости правильного поведения, о  любви к Родине, ответственность за её судьбу. Понятие «коррупция» даже не употребляется. Необходимо строгий учёт возрастных особенностей учащихся.

Учебными предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений,  являются «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Ряд слов, значение которых может быть освоено через жизненный опыт и обсуждение, осмысление их на уроках: праздник, событие, подарок, услуга, польза, благодарность, великое слово «спасибо», бескорыстие.

Программа по литературному чтению  в начальной школе разработана в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений. Таким образом, сам предмет «Литературное чтение» имеет большое значение в решении задач воспитательного характера, в том числе и антикоррупционного воспитания в начальной школе. Литература как часть культурного наследия знакомит школьников с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам. В течение первого года обучения учащиеся получают нравственные представления о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении друг к другу и ко всему живому, о великодушии, настойчивости и смелости.

В течение  обучения учащиеся получают нравственные представления об ответственности человека за свою судьбу, о великодушии, о защите Родины, талантливости и щедрости русского человека.

Например, при  изучение  темы И.А. Крылова «Чиж и Голубь» цель была расширить понятие  о человеческих пороках и достоинствах. Когда дети отвечали на вопросы: как вы оцениваете поведение молодого голубя? Каждый  старался отвечать на вопрос честно. Дети дали характеристику голубю (самоуверенный, бесчувственный, равнодушный, эгоист, злорадствовал). Если бы  человек поступил подобным образом, что вы о нём скажете? Они сделали вывод: не радуйся чужой неудаче, не злорадствуй. В 4  классе  изучаются рассказы и стихи, в которых отражаются  элементы  нравственного воспитания.

Например: в стихотворении «Требуется друг»     А. Барто поднимает серьёзную тему. Она ведёт  откровенный разговор  об отношениях  между ребятами, о настоящей и мнимой дружбе. О девочке, с которой никто не хочет  дружить, потому что ёё дружба никогда не бывает бескорыстной. Прочитав стихотворение, дети  рассматривают нравственную сторону поступков. На основе этого стихотворения дети сделали вывод: друга надо находить не по  его достоинствам, надо уметь дружить бескорыстно.

В предмете «Окружающий мир» Федеральным государственным стандартом в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания.

В результате изучения раздела «Человек и общество» у учащихся должны быть сформированы четкие  представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости.

При изучении темы «Дружба»  дети обсуждали историю, описанную  в учебнике. Их анализ позволил разобраться  в некоторых  тонкостях дружбы, не  говоря про своих друзей гадости,  стараться понять своего друга и не обижаться по пустякам,  держать слово, данное другу. Дети рассказывали  истории, которые произошли с ними или с их  друзьями. Работали в группах  и создали правила дружбы: Не ссориться, уступать, помогать, быть  вежливым, внимательным.

Однако термины «коррупция» и «антикоррупция» в начальной школе не применяются. В начальной школе в ходе воспитательных бесед со школьниками, внеклассных мероприятий закладывается положительное отношение к «хранителям  порядка, формируется образец моральных качеств, общечеловеческих ценностей, к которому  необходимо стремится. Главное понятие здесь «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что такое честность?», «Что такое справедливость?».

Очень интересно прошел  классный час на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?», с целью воспитать  потребности в здоровом образе жизни, через сатиру и юмор, показать  отрицательное влияние  вредных привычек на здоровье и моральный облик человека. Классный час проводился  виде устного журнала. Проводили игру «Хорошо и плохо». Задача  была  оценить поступки и действия с двух позиций «Хорошо это или плохо». Хороший поступок – фишка красного цвета, плохой поступок - фишка чёрного цвета

Вывод: совершать только добрые, хорошие дела и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни нашим друзья. Будем стараться быть вежливым ни на словах, а на деле, стараться быть воспитанными. Не надо скупиться  на добрые дела, добрые слова, надо стараться не огорчать  людей  своим вниманием, а делать так чтобы людям, которые вас окружают, было приятно, удобно, уютно, комфортно. Никогда не стесняться доброты, добрые слова сказать нетрудно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментальной работы по естественнонаучному воспитанию младших школьников.

Презентация экспериментальной программы по естественнонаучному воспитанию младших школьников....

Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников

Представлен учительский проект и проекты учащихсяпроект...

Опыт работы "Формирование нравственного воспитания младших школьников в УВП через социальную компетентность".

Дети любого возраста чувствительны, ранимы. Необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их надеждами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и опр...

Проектная работа Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников. "Моя малая родина - Ревда"

Цель проекта: формирование основ патриотизма, развитие творческих способностей обучающихся младших классов, привлечение родителей к работе над проектом.Задачи: вовлекать обучающихся в проектную деятел...

Антикоррупционное воспитание младших школьников

В данном материале можно найти цель и задачи антикоррупционного воспитания. Что такое коррупцич для младших школьников. Формы занятий для осуществления антикоррупционного воспитания....

Учебно-методическое пособие для коррекционно-педагогической работы по музыкальному воспитанию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения).

Пособие  посвящено  вопросам применения музыкальной деятельности в коррекционно-педагогической работе и воспитанию детей с ОВЗ в коррекционной школе.      ...