Развитие патриотического сознания и гражданского достоинства подростка через организацию поисковой работы
статья на тему

Намтаева Вера Васильевна

Из опыта работы школьного музея, много интересного и полезного

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_patriotizma_i_grazhdanskogo_dostoinstva.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие патриотического сознания и гражданского достоинства подростка через организацию поисковой работы

Намтаева В. В.,      

учитель начальных классов

руководитель школьного музея

МОУ «Верхнешергольджинская сош»

Красночикойского района

В словаре Сергея Ивановича Ожегова даётся толкование слова патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. «К патриотизму, - отмечал академик Д.С. Лихачёв, - нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к Родине, её истории, к родным местам». Школьный музей имеет неограниченные возможности воспитания патриотов. На основе подлинных экспонатов старины дети изучают  быт своего народа, историю родной школы, историю колхоза, знакомятся с людьми, которые жили и живут в родном селе. Для этого в нашем музее созданы русская изба, бурятская юрта, стенды с подробно описанной историей и фотографиями школы, колхоза «Заря», создано портфолио «Лучшие люди села», собраны материалы о выпускниках школы. И это не весь перечень того, что есть в музее. Школьники активно принимают участие в сборе экспонатов. Например, вся школа участвовала в создании передвижной выставки-альбома «Откроешь альбом и вспомнишь о том, что был ты когда-то солдатом», посвящённой празднованию Дня Российской Армии. Собрано 211 фотографий мужчин поселения в солдатской форме. Выставка имела огромный успех, собрала много зрителей, даже выявила человека, который знает кто, где и когда служил. Это наш глава поселения Аюшеев Сергей Борисович. В школе проходила акция «Каждому ученику – экспонат в музей». В ней приняли участие не только дети, но и учителя и местное население. Принято в дар 48 экспонатов, все они ценны. Молотилка – специальное приспособление для обработки кедровых шишек, изготовленное Беломестновым Николаем Андреевичем, колхозным кузнецом, стала идеей создания уголка о добыче кедровых орехов. Представьте себе маленького мальчика, который через всю деревню несёт тяжёлую сумку, в которой что-то гремит при каждом шаге. Это мой любимый ученик Дима несёт в музей весы. С присущей ему обстоятельностью рассказывает и показывает, как они работают. Совсем недавно он же принёс уникальнейшую вещь – деревянные тиски. При внимательном изучении можно увидеть как долго и верно служили они хозяину-мастеру на все руки.  Не воспитание ли это патриота? Таких примеров можно привести множество. Подробнее о воспитании патриотического сознания подростка хотелось бы рассказать на примере поисковой работы.

68 лет назад отгремела Великая Отечественная война. Программа школьного курса «Истории» даёт только общие сведения о той страшной войне. Школьники узнают о значимых переломных моментах сражений, о действиях целой Армии. Но Армия – это солдаты. Те солдаты, которые погибли на полях сражений, а в списке погибших Верхнешергольджинского поселения Красночикойского района 123 человека, вернулись с победой – 77. Каждый из них прошёл свой путь, защищая свою Родину. О подвигах их должно знать подрастающее поколение. Они должны гордиться ими.

В   школьном музее ведётся поисковая работа «Они достойны, чтобы о них знали». Собирается материал о каждом ветеране: фотографии, копии документов. К чести потомков ветеранов, многие семьи бережно хранят архивы дедов и отцов. Мы смогли связаться со многими родственниками, в своё время выехавшими из поселения. Имена 15 ветеранов помогли восстановить работники районного военкомата. Ребята активно участвуют в поиске, стучатся в каждую дверь, радуются каждой находке, даже незначительной. Хотя, можно ли считать незначительной поздравительную открытку, которую бережно хранил ветеран. Цель патриотического воспитания: ребёнок должен чувствовать гордость за земляков, благодарность за совершённый подвиг. А для этого ему нужно об этом знать. А если об этом он узнал сам, то можно быть уверенным, что это знание и гордость он пронесёт через всю свою жизнь. Поисковая работа, в которой участвуют дети, проходит очень результативно.  Документально, изучая военные билеты, красноармейские книжки, благодарственные письма от Верховного руководства Армии, справок, проследили боевой путь 24 ветеранов. Знание пройденного боевого пути своих земляков вызывает у детей искреннее восхищение бывалыми солдатами. В архивах родственников поисковой группой найдено 18 фотографий солдат, отдавших свою жизнь за Родину. Каждое фото в отдельной рамке заняло почётное место в музее.  В этом году 9 мая мы провели акцию «Бессмертный полк». 18 фотографий погибших воинов выстроились на митинге. В следующем году планируем более масштабную акцию. О проведении акции объявлено на митинге, услышали многие. Но этого недостаточно. Специальная группа «Военно-полевая почта» посетит каждую семью, расскажет об акции.

Дополнена и обновлена главная ценность музея – стенд с фотографиями вернувшихся с победой ветеранов Великой Отечественной войны. Фотографии простых людей, сумевших отстоять честь и свободу своей Родины, надолго задерживают посетителей музея. Они интересуются, кто запечатлён на фотографиях, кто в селе является родственником и так далее. Поисковая работа ещё не завершена. С большим трудом нам удалось найти фотографию Шегимова Заяты Араговича. Нет фотографии Таракановского Иннокентия Трофимовича. Много лет назад они переехали в Красный Чикой. До ухода на пенсию он работал в отделении связи. Беломестнова Иннокентия Андреевича, хотя родные и сейчас проживают в нашем селе. Аранжурова Ринчина Арьяевича, тоже очень давно уехал к дочери. Жители говорят, что он не любил фотографироваться.

С огромным энтузиазмом приняли участие в акции «Солдатский платок». 150 платков с именами солдат, сшитых в полотнище, 9 мая 2010 года пронесли по улицам села. Серьёзные, торжественные, осознающие важность и значимость момента – это наши ученики, патриоты своей родины. Они старательно выводили имена на кусочке красной ткани. К сожалению, многие имена отважных воинов сейчас мы не можем связать с жителями села. Это огромный материал для поисковой работы. Известные родственники ветеранов принимали участие в акции, с любовью вышили имена на платках. Считаю, что такие акции надо проводить каждый год, не только в юбилейные годы. Поскольку, они являются ценнейшей находкой в деле патриотического воспитания подрастающего без войны поколения. 9 мая 2012  года наши платки побывали на солдатском привале в Котые у ветерана Горчакова Иннокентия Иннокентьевича. 9 мая 2013 года  - в Бурсомоне  у детей войны. Планируем завершить акцию 9 мая 2015 года. Будут вышиты все имена участников Великого сражения за нашу свободу. Материал для оставшихся платков нам предоставила Доржеева Людмила Анатольевна.

Результаты поисковой работы используются для проведения бесед, выставок, экскурсий.

В настоящее время в нашем поселении проживает только один ветеран Горчаков Иннокентий Иннокентьевич.

Горчаков Иннокентий Иннокентьевич, 1920 года рождения прошёл всю войну, был легко ранен в поясницу 8 августа 1942 года, лежал в 3424 эвакогоспитале до сентября. Всё остальное время – в боевых действиях. Очень подробно ветеран рассказал нам о том, как с диверсионной группой был заброшен в партизанский отряд под командованием Дуки. Поиски в Интернете дали обширные сведения о деятельности партизанского отряда. Мы испытываем гордость от того, что в тех героических событиях участвовал наш земляк и вернулся с Победой домой.  Рассказ Иннокентия Иннокентьевича о боевых действиях в тылу врага был напечатан в районной газете.

Таким образом, поисковая работа способствует развитию патриотического сознания подрастающего поколения. В ходе работы дети осознают, что ветераны, труженики тыла, люди, награждённые медалями «За отвагу»  жили  в нашем селе, были простыми крестьянами, но когда случилась беда, они встали на защиту Родины.

Каждый может стать героем. И дети учатся это понимать не через компьютерные игры, а исследуя реальные факты из жизни реальных людей, живущих по соседству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости через организацию индивидуальной работы с учащимися

Развитие орфографической зоркости через организацию индивидуальной работы с учащимися...

Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы

В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности  ребёнка через внеклассную работу...

Повышение качества обучения по русскому языку в 4 классе через организацию индивидуальной работы

Презентация и выступление по теме "  Повышение качества обучения по русскому языку в 4 классе через организацию индивидуальной работы "...

Проект «Создание условий для развития активной гражданской позиции подростков через взаимодействие их с социальными субъектами в открытой среде»

Данная разработка содержит паспорт проекта «Создание условий для развития активной гражданской позиции подростков через взаимодействие их с социальными субъектами в открытой среде»(Создани...

Образовательный проект "Выявление и развитие индивидуальных способностей у учащихся с ОВЗ через организацию конкурса "Ученик года"

Сегодня мы говорим не столько о воспитании, сколько о самовоспитании компетентного гражданина России. Система воспитательной работы направлена на  мотивирование школьника и оказание ему педагогич...