Деловая игра "Что такое толерантность?"
классный час (4 класс) на тему

Ковалева Светлана Владимировна

Данный классный час проводится в форме деловой игры, учит детей уважать личность каждого, знакомит с основными качествами толерантной личности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_kl.chas_chto_takoe_tolerantnost.doc68 КБ
Office presentation icon otkrytyy_kl.chas_.ppt1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Деловая игра «Что такое толерантность?»

Цели:

  1.  Познакомить с понятием «толерантность», его значением, основными качествами толерантной личности.
  2.  Формировать умения действовать слаженно, сообща, прислушиваясь к мнениям   одноклассников.

 3)  Учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как

      положительный факт.

  1.  Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: шкатулка с зеркалом, конверты со словами, микрофон, стихи для

                             монтажа.

Ход классного часа

  1. Организационный момент

а)  Приветствие

б)  Эмоциональный момент

Слайд 1

Звучит песня «Улыбка».

- Вам знакома эта песня?

- Что такое улыбка? (Выражение на лице, мимика).

- А когда человек улыбается? (Когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)

- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте.

- Я прошу вас быть активными и откровенными во время нашего классного часа, часа общения.

  1. Основная часть

Слайд 2

  1. Вступление

Учитель:  Мир – это Вселенная. Мир – это наша Земля. Мир - это наша страна. Мир – это наша станица. Мир – это наша школа. Мир – это каждый из нас. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худенькие, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга.

Слайд 3

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

- Как вы думаете, какой теме посвящён наш сегодняшний классный час?

  /предположения учащихся/

- Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на доске).

 -Как вы его понимаете?

  /ответы учащихся/

Слайд 4

- 16 ноября – Международный день толерантности.

Слайд 5

  1. Тема нашего классного часа «Что такое толерантность?» А проведём мы его в форме деловой игры.

/класс разделён на 3 группы/

  1.  Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных

    языках она определяется по-разному:

Слайд 6

  • В английском языке толерантность – это «готовность и способность воспринимать без протеста личность».

  • Во французском языке толерантность – это «уважение свободы другого, его образа мысли».

  • В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».

  • В персидском языке толерантность – это «готовность к примирению».

  • Русский словарь толерантность трактует как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, терпеть иной образ жизни, иное поведение, чувства, мнения, идеи. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

4.Давайте попробуем дать характеристику толерантному человеку. У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Выберите те качества, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку.                

                                               /работа в группах/

Конверт 1: снисходительность, злорадство, ложь, доброта, уважение, конфликт, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность.

Конверт 2: доброта, сердечность, терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, понимание, злость.

Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, терпимость, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, сострадание, великодушие.

Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось

 /представитель каждой группы зачитывает ответ своей группы, затем

карточки с  качествами, которые чаще всего встречаются, крепятся на доске/.

-   Таким образом, ребята, мы с вами вырастили ассоциативный куст к понятию «толерантность».

доброта        

миролюбие        

сострадание        

терпимость        

великодушие

сердечность        

понимание        

уважение

прощение        

милосердие        

- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?

- А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?

Слайд 7

5. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты!»

- Давайте мы с вами докажем друг другу, что мы добрые, понимающие, толерантные люди. Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

   - Сейчас каждый из вас, кто сядет на «волшебный стул», узнает о себе много

    хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого

    человека.

/Например: спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг; мне нравится, как ты смеешься и шутишь; ты здорово помогаешь другим/

-Вам понравилась эта игра?

-Почему?

-Что нового вы узнали друг о друге?

-Были комплименты одинаковыми или разными?

-Почему разные?

Слайд 8

6. Упражнение «Волшебное озеро»

/Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее положено небольшое зеркало круглой формы. Все участники в кругу, закрывают глаза./

- Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

— Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

— Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

— Как вы понимаете значение слова «уникальный»?

— Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

-   Спасибо за ответы.

-  Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, каждый человек – это индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

Слайд 9

7. -  Вслушайтесь в строки стихотворения А.Усачева «Гном и звезда».

У речки стоял удивительный домик.

В том домике жил удивительный гномик.

До пола росла у него борода,

А в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном.

Звезда освещала собою весь дом

И печку топила, и кашу варила,

И сказки ему перед сном говорила…

И гном с восхищеньем чесал в бороде,

Что было, конечно приятно Звезде.

Кормилась она только крошками хлеба,

А ночью гулять улетала на небо.

Так шли потихоньку года и века…

Но кончилась в доме однажды мука.

И гном, распростившись с насиженной печкой,

С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород.

- Ха-ха, Хо-хо-хо! – стал смеяться народ

- Вот чучело! – каждый ему говорил.

И гном испугался.

И бороду сбрил.

И на пол упала его борода,

И тут же его закатилась звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом.

Живет в этом доме обычнейший гном.

Опять отросла у него борода,

Но больше к нему не вернулась Звезда.

- Пусть ваша звездочка всегда живет с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная. Всегда помните, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.

Слайд 10

8. Упражнение «Волшебный микрофон»

- Часто ребята, которые учатся в одном классе несколько лет, очень мало знают друг о друге, не знают, кто чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими, попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо, то и терпимость, толерантность. Надо учиться жить, не ущемляя как своих интересов, так и интересов других людей.

- Каждый, кто получает микрофон, отвечает на два вопроса:

  • Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)
  • О чем вы мечтаете?

- Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?

- Что нового вы узнали?

- Что вас удивило, что понравилось?

- Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только на занятиях.

        

Слайд 11

9. Стихотворение Д. Родари «Всемирный хоровод»

- Известный детский итальянский писатель Д.Родари говорил: «Я хочу научить ребят словам: мир, свобода, труд, дружба со всеми народами». Послушайте его стихотворение  «Всемирный хоровод»  в переводе С.Я. Маршака.

Стихи для ребят

Всех народов и стран -

Для абиссинцев

И англичан,

Для итальянских детей

И для русских,

Шведских,

Турецких,

Немецких,

Французских,

Негров, чья родина -

Африки берег,

Для краснокожих

Обеих Америк;

Для желтокожих,

Которым вставать

Надо,

Когда мы ложимся в кровать;

Для эскимосов,

Что в стужу и снег

Лезут

В мешок меховой

На ночлег;

Для детворы

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек -

Одетых и голых -

Тех, что живут

В городах или в селах...

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется

В один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад -

С Востоком,

А дети -

Друг с другом!

Учитель: О чём это стихотворение?

Дети: Дети разных цветов кожи должны дружить друг с другом.

Учитель: А почему они должны жить дружно?

Дети: Чтобы не было войны.

Учитель: Сейчас в мире неспокойно. Во многих точках планеты идёт война,

гибнут люди, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома, убегать из

родных мест, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди

называются беженцами. Они приезжают в другие места, в надежде, что им

протянут руку помощи, поделятся всем, что сами имеют.

- Почему им необходимо оказывать помощь?

Дети: Не знают языка, нет крова, нечего есть, нет работы, детям негде

учиться, они больны.

Учитель:   Беженцы, какие они?

Дети: Такие же люди, у которых должен быть свой дом, где они живут своими

семьями.

Учитель:   Мы должны быть милосердны друг к другу. Сострадать и оказывать

помощь, если человек в беде.

10. - Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Слайд 12

Притча  «Ворота сада»

Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.      

Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость.

Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».

Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут таким как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».

Слайд 13

Учитель: К сожалению, не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время, когда все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свою точку зрения, и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

  1.  Подведение итогов 

- Ребята, я сегодня много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали  

  что–то новое?

    - Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?

    - Наш сегодняшний  классный час пригодится вам в будущем?

Слайд 14

- Какие определения толерантности вы можете предложить?

  1. Рефлексия

а)- Ребята! Обратите внимание! У каждой группы на столах  лежит текст со стихотворением, цифрами обозначен порядок. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер.

Слайд 15

1.Что такое толерантность? Доброта, любовь и смех.

2.Что такое толерантность? Счастье, дружба и успех.

3. Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!

4. Мы все имеем равные права, смеяться и грустить,

5. Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!

6. Ведь каждый из нас индивидуальность
   И в этом, конечно, и есть уникальность!

7. Различиями нашими мы будем восхищаться!
  Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!

8.Мы разные? Мы равные! И нет преград для дружбы,
  Мы дети все, мы просто дети, нам ссориться не нужно!

9.Если каждый друг к другу будет терпим,

   То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Слайд 16

б) Творческая работа «Толерантный мир»

- Большое спасибо всем за работу! Вы порадовали меня своей активностью,

  откровенностью и желанием стать лучше.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание с элементами деловой игры по программе "Полезные привычки" по теме: "Как повысить самооценку у ребенка и почему это важно?"

Эта разработка родительского собрания по программе "Полезные привычки"  3 класса. Используемые методы - "мозговой штурм", упражнение-энергизатор и ролевая игра....

Деловая игра в 4 классе на тему "Единицы измерений"

Данный материал можно использовать при повторении темы по математике "Единицы измерений"....

Деловая игра "Что такое выборы?"

Игра учит детей понятию "Выборы" , как социально значимому процессу в стране, разъясняя необходимость участия в данном процессе....

Деловая игра для младших школьников ко Дню молодого избирателя «Что такое выборы?»

Методическая разработка поможет учителю в игровой форме повысить уровень правовой грамотности младших школьников....

Урок-деловая игра "Деловое письмо. Адрес. " 9 класс

Обобщение и систематизация знаний (закрепление)....

Внеклассное мероприятие в рамках Конкурса профессионального мастерства «Учитель года » в номинации «Воспитать человека» Классный час - деловая игра на тему «Что такое настоящая дружба"

Это мероприятие было показано в рамках конкурсной программы профессионального мастерства "Учитель года - 2020", которое принесто мне достаточное количество баллов!...