Публикация на тему: "Актуальность проблемы развития духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста и опыт их решения"
статья на тему

Токарева Нина Александровна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Токарева Н.А.

 учитель начальных классов первой категории

Актуальность проблемы развития духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста и опыт их решения.

Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Не случайно в требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Очень много нужно сделать начальной школе, чтобы воспитать в детях нравственное чувство. Проанализировав свою работу и работу своих коллег, мною были выделены основные направления работы:

1. В организации духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках: чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности, гуманности, патриотизме.

 На уроках, работая в парах, в группах, решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними умение внимательно слушать, не мешать остальным, участвовать в общей работе. В своей работе использую прием – домашнее задание группе учеников. Групповые домашние задания способствуют созданию в классе дружных маленьких коллективов, объединенных на основе деловых, учебных интересов, развития личных дружеских отношений между детьми.

В младшем школьном возрасте почти все дети проявляют способности к художественной деятельности, особенно к изобразительной. Эта деятельность создает у ребенка потребность к эстетическому освоению мира. В изобразительной деятельности раскрываются многие задатки ребенка: наблюдательность, воображение, зрительная память, своеобразие его восприятия. Поэтому тесно работаю с музеем Изобразительных искусств, посещаем выставки музея, мастер-классы.

Кружок «Истоки» в моем классе направлен на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям нашей Родины.

2.В воспитательной работе по духовно- нравственному воспитанию в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: классные часы, беседы на этические темы, чтение и обсуждение внеклассной художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники, посвященные не только государственным символам России, но и Дню Победы, Дню Защитников Отечества стали традиционными. Они предполагают встречи с интересными людьми, ветеранами, поездки в музей.

Одной из форм воспитания духовно-нравственной личности является изучение своей Родины и малой Родины. Учителя не случайно обращаются к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Во внеурочном кружке «Я – исследователь» узнаем историю малой родины, знакомимся с его прошлым и настоящим. Дети узнают достопримечательности родного края, исторические места своего города. Можно использовать разнообразные формы и методы ознакомления с родным краем: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и т.п.

3. В работе с родителями, которые уже привыкли к личной безответственности за воспитание своих детей, наша работа разнообразна и может проявляться в различных формах деятельности: классные часы, экскурсии на предприятия, проведение семейных праздников в классе, конкурсов с привлечением родителей, выезд за город, а также просветительская деятельность родителей со стороны учителя в некоторых вопросах воспитания. И, как признаются некоторые родители, им это необходимо.

4. Работать над собой. Чтобы воспитать духовно-нравственного человека необходимо самому осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказанию помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создать в коллективе атмосферу товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признать за ним право на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.

Литература:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и особенности ее реализации в начальной школе. 

2 Программа духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...

Урок физической культуры в 4 классе "Развитие двигательных качеств у детей младшего школьного возраста

Для проведения урока необходим инвентарь и оборудование: Гимнастические скамейки, маты, малые мячи, гимнастические палки, шведская стенка....

Урок физической культуры в 4 классе "Развитие двигательных качеств у детей младшего школьного возраста

Для проведения урока необходим инвентарь и оборудование: Гимнастические скамейки, маты, малые мячи, гимнастические палки, шведская стенка....

Развитие локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры.

Практический материал по развитию локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры....

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Тезисы доклада "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста"...

опыт работы «Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР), с ОНР при помощи техники квиллинг»

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги....

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Материал предназначен для учителей начальных классов. ...