Нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе
статья (1 класс) по теме

Никишаева Раиса Диодоровна

Процесс воспитания в современной школе направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются нравственные качества. Как в наше чересчур прагматичное время сохранить в маленьком человеке чистоту восприятия мира, посеять в его душе семена добра и сострадания? Психологи отмечают, что младшие школьники способны как губка впитывать все новое, что именно в это время у них формируются важнейшие психические функции. Нам, учителям, важно не только не упустить это благодатное время, суметь пробудить в детях природные задатки, но и заложить понятия общечеловеческих, нравственных ценностей, которые останутся с ними на всю жизнь, помогут обрести свое место в социуме.

Категория «ценность» - одна из ключевых в современной общественной педагогической мысли. Нравственные ценности, которые действуют в любом обществе, доброта и милосердие, мужество и скромность, справедливость и толерантность.

К работе над проблемой развития у детей способностей к нравственному самоопределению меня подтолкнуло то, что наше подрастающее поколение, к сожалению, утрачивает ряд нравственных качеств. Нравственное формирование личности младшего школьника предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, гражданственности, интернационализма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Необходимые условия нравственного воспитания таковы:

  • направленность воспитательных воздействий педагога на формирование чувств, сознания и поведения детей в их единстве;
  • включение детей в разнообразную, целесообразно организованную педагогом деятельность;
  • создание ситуации самостоятельного нравственного выбора;
  • гуманный стиль отношения педагога к детям определяет развитие гуманистических взаимоотношений детей в коллективе.

Академик Б.Т. Лихачев выделяет ряд критериев нравственной воспитанности.

От младших школьников требуется:

  • знать гимн, гордиться своей Родиной;
  • уметь закалять свое тело, быть полезным в школе и дома, обслуживать себя, устранять мелкие неполадки в домашнем и школьном хозяйстве;
  • любить людей трудолюбивых, активных, инициативных, творческих, честных, справедливых, организованных; любить читать, мастерить, делать добро окружающим людям;
  • дружить со всеми детьми и выбрать себе друга, которому можно все доверить и которого никогда не подведешь;
  • трудиться с пользой для себя и людей на садовом и пришкольном участках, в школе, на уроках труда;
  • бороться с собственной ленью и другими недостатками, критиковать недостатки своих товарищей;
  • беречь общественное добро и родную природу;
  • помогать старшим, участникам войны, инвалидам, пенсионерам, своим товарищам в учебе, труде, общественной работе;
  • творчески относиться к самостоятельной работе на уроке, рисовать, петь, сочинять рассказы и сказки, участвовать в инсценировках.

В младшем школьном возрасте у детей закрепляются привычки культурного поведения, интенсивно накапливаются знания о нравственных нормах. При оценке поведения учащихся в этот период с точки зрения прилежания и успешности учитывается не только прочность поведенческих умений, навыков, привычек, но и знания моральных требований, умение критиковать свое поведение и поведение своих товарищей [2].

Дидактическая система Л.B. Занкова способствует наиболее полному развитию нравственных ценностей у ребенка, рассматривает проблемы воспитания личности в процессе обучения, объединяет воспитание, развитие и обучение в одно целое. Во внеклассной деятельности в максимальной степени могут реализоваться возможности нравственного воспитания младших школьников.

В 1-м классе проводится диагностика нравственной воспитанности учащихся, что позволяет в дальнейшем определить основные направления работы.

Основные формы внеклассной деятельности по нравственному воспитанию детей: игры, экскурсии, классные часы, этические беседы, занятия клубного типа.

Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между ними определенных отношений. Задача учителя - внимательно наблюдая за детьми, выявлять, на какой нравственной основе строятся их взаимоотношения, и активно воздействовать на формирование гу-манных отношений. Для этого надо вдумчиво подходить к созданию играющих групп, помочь робким, застенчивым найти себе товарищей, тщательно оценивать первые успехи детей в игре, проявление их товарищеских отношений, симпатий. К сожалению, наши дети всё реже играют в подвижные и ролевые игры, отдавая предпочтение компьютерным, что лишает воспитателя возможности в полной мере использовать это действенное средство нравственного воспитания. В своей практике я использую подвижные игры в группе продленного дня, на экскурсиях, при проведении различных внеклассных мероприятий.

Развитию нравственных взаимоотношений в классном коллективе способствуют ролевые поручения учащимся. Эти поручения обязательно меняются, чтобы каждый ребенок смог поучаствовать в различных делах класса и выбрать занятие по душе.

Экскурсии - важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника (самостоятельности, инициативности, определенных организаторских способностей, умения работать вместе, проявляя подлинную заботу друг о друге и оказывая взаимопомощь).

В своей работе я использую разные виды экскурсий.

  1. Экскурсии в природу. Общение с природой - прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Традиционно провожу осеннюю, зимнюю и весеннюю экскурсии в сосновый бор, где дети наблюдают за сезонными изменениями в природе, играют, собирают природный материал. Очень любят мои ребята ходить в мини-походы, составляя команды по интересам. Такие поездки в лес способствуют экологическому воспитанию учащихся. Наблюдая за природой, ребята в дальнейшем с удовольствием принимают участие в школьных акциях «Кормушка», «Помощь зоопарку» и городских - «Эко-логическая почта», «Марш парков».
  2. Экскурсии, знакомящие с трудом людей. Часто мы с ребятами посещаем краеведческий музей, Минусинский музей им. Н. Мартьянова. С огромным интересом дети рассматривают экспозиции недавно открытого музея Абаканской железной дороги.
  3. Экскурсии по городу. Дети видят, как изменяется и хорошеет наш город. Это способствует формированию чувства уважения к людям труда, эстетических чувств и чувства патриотизма.
  4. Экскурсии в Центр детского творчества. Большинство моих учеников посещают кружки и студии (внеучебная занятость - 89%). Мы с удовольствием ходим на выставки и концерты.
  5. Экскурсии в этнографический музей с. Шушенское, в Республиканскую детскую библиотеку. Библиотечные уроки, конкурсы, выставки, юбилеи - все эти мероприятия способствуют нравственному воспитанию учащихся.

Очень важно, чтобы в начальных классах с детьми проводились беседы о морали - этические беседы. Они должны включать основные вопросы, дающие возможность выработать у школьников нравственные представления. Тему для беседы каждый учитель формулирует сам. Формулировка должна быть выразительной и содержать правило, вывод, указывающий на то, как надо поступать. Например: «Друга ищи, а нашел - береги», «Говорить легко - делать трудно». Запланировать такие беседы заранее очень сложно, поскольку необходимость их проведения напрямую связана с жизнью и событиями в классном коллективе. Иногда этические беседы приходится проводить с группой учащихся или индивидуально с отдельными учениками.

Занятия клубного типа - интересная форма внеклассной работы, позволяющая учителю успешно решать задачи нравственного воспитания школьников. На протяжении четырех лет мы сотрудничаем с педагогами дополнительного образования Центра детского творчества в рамках экспериментальной программы «Многоязычие и поликультурность». Дети принимают активное участие в конкурсах, праздниках, конференциях, которые проводятся Клубом интернациональной дружбы. Большую помощь в нравственном воспитании учащихся мне оказывают методисты Н.Н. Матросова и Е.С. Арбаева. Наши воспитанники принимали участие в городском фольклорно-страноведческом празднике, стали лауреатами и призерами конкурсов «Мои друзья в далекой стороне », « Хоровод друзей », «Мир, в котором мы живем», «Природные достопримечательности Хакасии », интеллектуально-познавательной игры «Лаборатория разума-2008» в рамках реализации программы для одаренных детей «Шаг в будущее» (команда 4 «А» класса стала абсолютным победителем) и многих других. Методисты ЦДТ помогают мне и в проведении диагностики. Большую помощь в нравственном воспитании детей оказывают родители. Они - мои единомышленники. Совместные праздники, экскурсии - всё это способствует формированию нравственных качеств детей. На родительских собраниях мы обсуждаем пути воспитания, ищем действенные средства и методы.

Каждый классный час, в любой форме проведения, будь то викторина, беседа, игра-путешествие или соревнование, способствует нравственному воспитанию учащихся. Темы классных часов я стараюсь подобрать разнообразные, с учетом интересов учащихся и конкретных задач воспитания на данном этапе.

Учителю необходимо помнить, что высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии целостности и систематичности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и поведения, участия школьников в общественной жизни и отношениях.

Литература:

  1. Лихачев, Б.Т. Педагогика : Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М. : Юрайт, 2000.- 523 с.
  2. Занковские педагогические чтения : Опыт : Достижения : Перспективы / Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова. - М. : Изд. дом "Федоров", 2007.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе

Процесс воспитания в современной школе направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются нравственные качества. Как в наше чересчур прагматичное время сохранить в маленьком человеке чистоту восприятия мира, посеять в его душе семена добра и сострадания? Психологи отмечают, что младшие школьники способны как губка впитывать все новое, что именно в это время у них формируются важнейшие психические функции. Нам, учителям, важно не только не упустить это благодатное время, суметь пробудить в детях природные задатки, но и заложить понятия общечеловеческих, нравственных ценностей, которые останутся с ними на всю жизнь, помогут обрести свое место в социуме.

Категория «ценность» - одна из ключевых в современной общественной педагогической мысли. Нравственные ценности, которые действуют в любом обществе, доброта и милосердие, мужество и скромность, справедливость и толерантность.

К работе над проблемой развития у детей способностей к нравственному самоопределению меня подтолкнуло то, что наше подрастающее поколение, к сожалению, утрачивает ряд нравственных качеств. Нравственное формирование личности младшего школьника предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, гражданственности, интернационализма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Необходимые условия нравственного воспитания таковы:

  • направленность воспитательных воздействий педагога на формирование чувств, сознания и поведения детей в их единстве;

  • включение детей в разнообразную, целесообразно организованную педагогом деятельность;

  • создание ситуации самостоятельного нравственного выбора;

  • гуманный стиль отношения педагога к детям определяет развитие гуманистических взаимоотношений детей в коллективе.

Академик Б.Т. Лихачев выделяет ряд критериев нравственной воспитанности.

От младших школьников требуется:

  • знать гимн, гордиться своей Родиной;

  • уметь закалять свое тело, быть полезным в школе и дома, обслуживать себя, устранять мелкие неполадки в домашнем и школьном хозяйстве;

  • любить людей трудолюбивых, активных, инициативных, творческих, честных, справедливых, организованных; любить читать, мастерить, делать добро окружающим людям;

  • дружить со всеми детьми и выбрать себе друга, которому можно все доверить и которого никогда не подведешь;

  • трудиться с пользой для себя и людей на садовом и пришкольном участках, в школе, на уроках труда;

  • бороться с собственной ленью и другими недостатками, критиковать недостатки своих товарищей;

  • беречь общественное добро и родную природу;

  • помогать старшим, участникам войны, инвалидам, пенсионерам, своим товарищам в учебе, труде, общественной работе;

  • творчески относиться к самостоятельной работе на уроке, рисовать, петь, сочинять рассказы и сказки, участвовать в инсценировках.

В младшем школьном возрасте у детей закрепляются привычки культурного поведения, интенсивно накапливаются знания о нравственных нормах. При оценке поведения учащихся в этот период с точки зрения прилежания и успешности учитывается не только прочность поведенческих умений, навыков, привычек, но и знания моральных требований, умение критиковать свое поведение и поведение своих товарищей [2].

Дидактическая система Л.B. Занкова способствует наиболее полному развитию нравственных ценностей у ребенка, рассматривает проблемы воспитания личности в процессе обучения, объединяет воспитание, развитие и обучение в одно целое. Во внеклассной деятельности в максимальной степени могут реализоваться возможности нравственного воспитания младших школьников.

В 1-м классе проводится диагностика нравственной воспитанности учащихся, что позволяет в дальнейшем определить основные направления работы.

Основные формы внеклассной деятельности по нравственному воспитанию детей: игры, экскурсии, классные часы, этические беседы, занятия клубного типа.

Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между ними определенных отношений. Задача учителя - внимательно наблюдая за детьми, выявлять, на какой нравственной основе строятся их взаимоотношения, и активно воздействовать на формирование гу-манных отношений. Для этого надо вдумчиво подходить к созданию играющих групп, помочь робким, застенчивым найти себе товарищей, тщательно оценивать первые успехи детей в игре, проявление их товарищеских отношений, симпатий. К сожалению, наши дети всё реже играют в подвижные и ролевые игры, отдавая предпочтение компьютерным, что лишает воспитателя возможности в полной мере использовать это действенное средство нравственного воспитания. В своей практике я использую подвижные игры в группе продленного дня, на экскурсиях, при проведении различных внеклассных мероприятий.

Развитию нравственных взаимоотношений в классном коллективе способствуют ролевые поручения учащимся. Эти поручения обязательно меняются, чтобы каждый ребенок смог поучаствовать в различных делах класса и выбрать занятие по душе.

Экскурсии - важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника (самостоятельности, инициативности, определенных организаторских способностей, умения работать вместе, проявляя подлинную заботу друг о друге и оказывая взаимопомощь).

В своей работе я использую разные виды экскурсий.

  1. Экскурсии в природу. Общение с природой - прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Традиционно провожу осеннюю, зимнюю и весеннюю экскурсии в сосновый бор, где дети наблюдают за сезонными изменениями в природе, играют, собирают природный материал. Очень любят мои ребята ходить в мини-походы, составляя команды по интересам. Такие поездки в лес способствуют экологическому воспитанию учащихся. Наблюдая за природой, ребята в дальнейшем с удовольствием принимают участие в школьных акциях «Кормушка», «Помощь зоопарку» и городских - «Эко-логическая почта», «Марш парков».

  1. Экскурсии, знакомящие с трудом людей. Часто мы с ребятами посещаем краеведческий музей, Минусинский музей им. Н. Мартьянова. С огромным интересом дети рассматривают экспозиции недавно открытого музея Абаканской железной дороги.

  1. Экскурсии по городу. Дети видят, как изменяется и хорошеет наш город. Это способствует формированию чувства уважения к людям труда, эстетических чувств и чувства патриотизма.

  1. Экскурсии в Центр детского творчества. Большинство моих учеников посещают кружки и студии (внеучебная занятость - 89%). Мы с удовольствием ходим на выставки и концерты.

  1. Экскурсии в этнографический музей с. Шушенское, в Республиканскую детскую библиотеку. Библиотечные уроки, конкурсы, выставки, юбилеи - все эти мероприятия способствуют нравственному воспитанию учащихся.

Очень важно, чтобы в начальных классах с детьми проводились беседы о морали - этические беседы. Они должны включать основные вопросы, дающие возможность выработать у школьников нравственные представления. Тему для беседы каждый учитель формулирует сам. Формулировка должна быть выразительной и содержать правило, вывод, указывающий на то, как надо поступать. Например: «Друга ищи, а нашел - береги», «Говорить легко - делать трудно». Запланировать такие беседы заранее очень сложно, поскольку необходимость их проведения напрямую связана с жизнью и событиями в классном коллективе. Иногда этические беседы приходится проводить с группой учащихся или индивидуально с отдельными учениками.

Занятия клубного типа - интересная форма внеклассной работы, позволяющая учителю успешно решать задачи нравственного воспитания школьников. На протяжении четырех лет мы сотрудничаем с педагогами дополнительного образования Центра детского творчества в рамках экспериментальной программы «Многоязычие и поликультурность». Дети принимают активное участие в конкурсах, праздниках, конференциях, которые проводятся Клубом интернациональной дружбы. Большую помощь в нравственном воспитании учащихся мне оказывают методисты Н.Н. Матросова и Е.С. Арбаева. Наши воспитанники принимали участие в городском фольклорно-страноведческом празднике, стали лауреатами и призерами конкурсов «Мои друзья в далекой стороне », « Хоровод друзей », «Мир, в котором мы живем», «Природные достопримечательности Хакасии », интеллектуально-познавательной игры «Лаборатория разума-2008» в рамках реализации программы для одаренных детей «Шаг в будущее» (команда 4 «А» класса стала абсолютным победителем) и многих других. Методисты ЦДТ помогают мне и в проведении диагностики. Большую помощь в нравственном воспитании детей оказывают родители. Они - мои единомышленники. Совместные праздники, экскурсии - всё это способствует формированию нравственных качеств детей. На родительских собраниях мы обсуждаем пути воспитания, ищем действенные средства и методы.

Каждый классный час, в любой форме проведения, будь то викторина, беседа, игра-путешествие или соревнование, способствует нравственному воспитанию учащихся. Темы классных часов я стараюсь подобрать разнообразные, с учетом интересов учащихся и конкретных задач воспитания на данном этапе.

Учителю необходимо помнить, что высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии целостности и систематичности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и поведения, участия школьников в общественной жизни и отношениях.

Литература:

  1. Лихачев, Б.Т. Педагогика : Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М. : Юрайт, 2000.- 523 с.
  2. Занковские педагогические чтения : Опыт : Достижения : Перспективы / Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова. - М. : Изд. дом "Федоров", 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников" (из опыта работы)

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую учёные изучают уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о...

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».

laquo;Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».Эмирбекова К.М.Учитель начальных классов,                    ...

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».Фото

laquo;Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».Фото...

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».Фото

laquo;Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».Фото...