Путешествие по нижегородскому кремлю (по мотивам игры «Форт Боярд»)
проект (3 класс) на тему

Чернышёва Лариса Константиновна

Игра для учащихся 3-4 классов. Организована в 3 этапа. В подготовительный этап дети собирают информацию, потом "собственно-игра", на заключительном этапе дети привлекают к работе родителей, применяют полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_-_kopiya.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Работа Чернышёвой Ларисы Константиновны,

учителя начальных классов МБОУ гимназия № 50 г.Нижнего Новгорода.

Путешествие по нижегородскому кремлю

(по мотивам  игры «Форт Боярд»)

Для учащихся 3-4  класса

Цель:   формировать представление об историческом объекте (Нижегородский кремль).

Задачи:

  • активизировать  познавательную деятельность,
  • прививать интерес к изучению истории края,
  • воспитывать умение работать в команде, чувство «здорового» соперничества.

Этапы:

  • подготовительный (сбор информации);
  • основной (игра на территории кремля);
  • заключительный (подведение итогов).

1 этап: подготовительный (сбор информации)

Длительность этапа: 10-14 дней.

На данном этапе учащиеся класса делятся на 5 групп, по желанию. Каждая группа получает задание.

1 задание:

Узнать, когда и кем было определено место строительства города (кремля). Почему было выбрано данное место?

2 задание:

Узнать, как называются башни кремля. Какую имеют форму, где расположены?

3 задание:

Узнать, какие особенности имеют стены кремля.

4 задание:

Найти и прочитать легенды о нижегородском кремле.

5 задание:

Узнать, какие исторические и современные объекты есть на территории кремля, их назначение.

Поиск и сбор информации идёт под руководством учителя, родители оказывают помощь отборе материала.

Найти, прочитать легенды о городе и кремле, нарисовать иллюстрацию к легенде.

2 этап: основной (игра на территории кремля)

Оборудование: ключи, карточки - подсказки, карточки с буквами «Н, О, В, Г, О, Р, О, Д) и вопросами на обратной стороне, 10 карточек-фотографий башен кремля, схема кремля, ключи, жетоны, часы (песочные), маски, рисунки, атрибуты костюмов.

Условия  игры:

  • 5 команд. Каждой команде необходимо набрать наибольшее количество ключей  и подсказок.
  • Ключ и  подсказка выдается   двум командам,  успевшим  выполнить верно, всё задание за минимальное время.
  • Право первыми «войти в сокровищницу» получают команды, заработавшие наибольшее количество ключей.
  • Если команды, войдя в сокровищницу, не угадает ключевую фразу, то право предоставляется другим командам; победителем является команда, разгадавшая ключевую фразу.

Ход игры:

Вход в кремль со стороны Ивановской башни.

1 ученик:        Поседевшие Дятловы горы...

А внизу, предо мной, две реки —

Две руки охватили мой город —

Город Волги и тихой Оки. 

И мерцают вдали огоньки:

Бакена, светлячки-маяки.

2 ученик:       За века повидал ты немало

И твердыней поволжской стоишь,

Ты в замесах кремлевского вала

И легенды, и правду таишь... 

Не таи, не молчи — расскажи,

Как растут в небеса этажи...

3 ученик:       И брожу я, мечтой осиянный,

По дорожкам кремлевских аллей —

Здесь вот Минин сказал: “Россияне!

Мы заложим и жен и детей —

Соберем всенародную рать,

Чтобы Родину-мать отстоять...”

4 ученик:       Крутизна откоса, даль речного плёса,

Голубые дали дивно широки.

Город мой любимый, край неповторимый,

Нижний на слиянии Волги и Оки.

- Мы вступили на святую землю… И сегодня  мы проводим  игру. Только сегодня она будет  совсем необычной… Чтобы получить заветный приз, вам придется пройти сложные испытания.

Конкурс 1 «Место строительства города (кремля)»

- Какая команда ответит на все наши вопросы, та и получает ключ и подсказку.

Из карточек с буквами выложено слово «НОВГОРОД». Поочерёдно представители команд переворачивают карточки, отвечают на вопрос, получают жетоны.

На берегу какой реки было решено построить новый город?

Основателем города был Юрий Долгорукий. Верно ли утверждение?

(Нет. Основатель князь Юрий Всеволодович – внук Юрия Долгорукого, князь Владимиро-Суздальский)

В каком году был заложен город?

Город назвали Нижним, почему?

(По месту расположения города на Оке.)

Около какой башни стоит памятный знак «Первые нижегородцы»?

(Около Ивановской башни стоит памятный знак.)

Речка, текущая в овраге к Волге,  напоминала князю Юрию Всеволодовичу Киев, назови её.

(Почайна. От слова «починать», положить начало.)

Объясните, что означает «олень» на гербе города.

(Олень – символ жизни, величия, мудрости и справедливости. Красный цвет – цвет храбрости, мужества, неустрашимости.)  

Дятловы горы. Почему их так назвали?

(Название гор-холмов  сохранили имя чародея по прозвищу Дятел. Возможны варианты)

- Что ещё знали о строительства города (кремля)? Почему было выбрано данное место?

Время – 10 минут. За правильный ответ и дополнение – жетон.  Ключ – трём командам, набравшим большее количество жетонов. Подсказку, команде с максимальным количеством жетонов.

Подсказка:  ожерелье

Группа поднимается по склону вдоль стены кремля мимо Часовой, Северной, Тайницкой башен.

Конкурс 2 «Фото-загадки»

- Какая команда разгадает все наши загадки, та и получает ключ и подсказку.

Поочерёдно командам предлагается карточки-фотографии башен кремля, дети должны узнать башню, называть. Дополнительно ответить, какую имеет форму, где расположена (показать на схеме)?

-Какие ещё есть башни в нижегородском кремле?

За правильный ответ и дополнение – жетон.  Ключ – трём командам, набравшим большее количество жетонов. Подсказку, команде с максимальным количеством жетонов.

Подсказка: каменное

Группа проходит вдоль стены кремля мимо Коромысловой, Никольской, Кладовой башен, поднимаются на стену кремля.

Конкурс 3 «Разгадай кроссворд»

- Мы поднимаемся по древним стенам кремля. Какие особенности имеют стены кремля? Разгадайте кроссворд и дайте пояснения к ответам.

По горизонтали:

1.  Земляной вал, которым, была обнесена вся крепость, кремль. Ответ: крепостной вал

(Назначением его было служить вместе со рвом преградой для штурмующих, прикрывать внутренность крепости от продольной стрельбы.)

2. Глубокая, широкая канава, окружающая сооружение или поселение. Ответ: ров.

3. Оборонительная постройка, составная часть крепостных стен. Ответ: крепостна́я ба́шня.

(Сооружались из кирпича, камня и дерева в углах стен и на длинных прямолинейных участках. Выступали за плоскость стены, имели круглую, полукруглую, прямоугольную, многоугольную и другие формы, с поперечником до 20 м, высотой иногда в 1,5—2 раза выше стен. Предназначались для наблюдения, обеспечения продольного обстрела крепостной стены, подступов к ним и защиты ворот (проездные башни), служили укрытием для войск.)

4. Оборонительная постройка, составная часть крепости. Ответ: крепостна́я стена́.

(Укреплённая стена — как правило, более толстая и высокая. Дополнительно на крепостной стене могут располагаться бойницы и зубцы. Обычно крепостная стена соединяет башни в крепости.)

5. Одинаковые выступы с равными просветами, завершающие крепостную стену. Ответ: зубцы.

(Служат для обороны, для защиты стрелков от вражеских стрел.)

По вертикали:

6. Место  контролируемого входа и выхода людей, транспорта, товаров и животных из крепости, обнесенного стеной города. Ответ: ворота.

(Ворота могли иметь оборонительную, защитную, торговую функции. Обычно ворота охранялись стражниками, часто их закрывали на ночь. Для входа при закрытых главных воротах служила расположенная сбоку от ворот калитка. Вход был часто самым слабым звеном в защите стены. Перед воротами находилось слепое пятно, поэтому с каждой из сторон ворот были добавлены башни. Ворота обладали большим количеством защитных механизмов, чтобы сделать прямое нападение на них гораздо более сложной задачей. опускная решетка, сделанная из дерева и металла, а также бойницы для стрельбы из лука. Проход через ворота был удлинен, чтобы увеличить количество времени, которое противник должен был потратить.)

Служит для ведения огня из укрытия по заданному направлению. Чаще всего встречаются в крепостных стенах и башнях. Размеры зависят от применяемого оружия.

7. Узкое отверстие в оборонительных стенах. Ответ: бойни́ца.

За правильный ответ и дополнение – жетон.  Ключ – трём командам, набравшим большее количество жетонов. Подсказку, команде с максимальным количеством жетонов.

Подсказка: Нижегородский

Конкурс 4 «Легенды нижегородского края»

- Богат нижегородский край сказами и легендами. Что прочитали вы? Расскажите.

Дети кратко рассказывают легенды, используя маски, рисунки, атрибуты костюмов.

Каждая команда за рисунки получает жетоны, за пересказ - ключ. За лучшее выступление - подсказку.

Подсказка: кремль

Конкурс 5 «Собери пазл»

- Какая команда быстрее соберёт пазл, та и получает ключ и подсказку.

Командам одновременно предлагается пазл объектов кремля, дети по команде собирают пазл, называют объект. Если команда не отвечает, право переходит другой команде.

За правильный ответ и дополнение – жетон.  Ключ – трём командам, набравшим большее количество жетонов. Подсказку, команде с максимальным количеством жетонов.

Время собирания пазла: 5 минут.

Подсказка:  города

Все команды направляются к сокровищнице (место выбирается по желанию). Во время пути-следования они обсуждают ключевую фразу. Команда, набравшая наибольшее количество ключей, первой называет фразу.

Нижегородский кремль – каменное ожерелье города.

Если она верна, то команда попадает в сокровищницу, где ее ждет приз, а если неверно названо слово, то шанс назвать слово и войти в сокровищницу есть у другой команды.

Приз для всех команд – книги о городе.

Команда-победительница награждается памятными грамотами.

 

3 этап: заключительный (подведение итогов)

В последующие дни учащиеся пишут сочинения-отзывы, по группам совместно с родителями выпускают стенгазеты или информационные листы об игре. Дети предлагают и проводят экскурсии для родителей и других членов семьи, которые не участвовали в  подготовке и проведении игры.

Список используемых источников

Интернет ресурсы:

Стихи о Нижнем Новгороде

http://emsu.ru/um/excurs/NN/poetry.HTM

Фотографии башен кремля.

Схема кремля

http://www.putidorogi-nn.ru/po-vsemu-svetu/nizhegorodskiy-kreml-kamennoe-ozherele-goroda

http://fotki.yandex.ru/users/shitovmg/view/514159/?page=0

ключ

http://abali.ru/wp-content/uploads/2011/10/zolotoy_kluch.png

стены

http://www.fotokonkurs.ru/uploads/photos/contests/2010/01/20/4/7874af647b82320aa63e3b165901e876/480.jpg

http://www.fotokonkurs.ru/photo/41670

http://fotki.yandex.ru/users/dragongv52/view/419860/?page=2

http://fotki.yandex.ru/users/slavka1954/view/403008/?page=4

http://www.nortfort.ru/shlissel/img/sh-1-05.jpg

http://fotki.yandex.ru/users/gromsx/view/278337/?page=9

объекты

http://img-fotki.yandex.ru/get/4713/102838396.49/0_6dd03_7baff878_XL

http://img-fotki.yandex.ru/get/4404/dragongv52.1c/0_62cc2_c825de5e_XL

http://fotki.yandex.ru/users/slavka1954/view/436588/?page=6

http://img-fotki.yandex.ru/get/5410/47868521.1/0_6cc3a_6dca04ba_XL

http://nn.ozl.name/img2/center/kremlin/10270893.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник осени "Арбузник" . Игра Форт Боярд. 3 класс

Праздник осени с главным призом - арбузами. Чтобы полакомиться самыми вкусными спелыми сочными и сладкими арбузами детям придется пройти испытания в игре «Форт Боярд»....

Башни Нижегородского кремля

Материал по краеведению - фото и описание башен Кремля г.Нижнего Новгорода....

Праздник осени "Форт Боярд"

Праздник, основанный на соревновании трех команд по мотивам телевизонной передачи "Форт Боярд"....

урок по нижегородской стороне 2 класс по теме: Нижегородский кремль

Цель урока:- Познакомить с Нижегородским кремлём.- Познакомить с башнями кремля, их историями и легендами, и достопремечательностями Нижегородского кремля.- Развивать эмоциональную отзывчивость, речь ...

"Форт Боярд"

Спортивно-развлекательная игра «ФОРТ БОЯРД»(для учащихся начальных классов)ЦЕЛЬ: Пропаганда физической культуры и  здорового образа жизни среди учащихсяЗадачи:развитие кондиционных и координ...

Культурно-досуговое мероприятие «ФОРТ-БОЯРД»

Игра для детей начальных классов "Форт-Боярд" включает в себя 8 конкурсов разной направленности....

Спортивно-развлекательная игра «ФОРТ БОЯРД»

Спортивно- развлекательная игра для детей начальной школы и их родителей....