Работа с семьёй как основное направление профилактической работы.
статья на тему

Пимонова Жанна Васильевна

Создав устойчивую сеть социальной поддержки для семьи, используя своевременно внешние и внутренние ресурсы, можно получить положительный результат в оптимизации внутрисемейных отношений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_semyoy_kak_osnovnoe_napravlenie.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с семьёй как основное направление

профилактической работы.

Воспитывает всё: люди, вещи,

явления, но, прежде всего

 и больше всего, - люди.

Из них на первом месте –

                                                                                                              родители и педагоги.

                                                                                                                              А.С. Макаренко.

    Становление и развитие человека начинается в семье – первой общественной среде. Это то - социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает новые умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом выходит в мир.

          Как показывает практика, большинство семей  крепкие и дружные. Но в последнее время появились другие семьи, образ жизни которых отрицательно сказывается на здоровье, поведении, воспитании детей. Педагогическая неграмотность многих родителей, низкий уровень их ответственности за воспитание подрастающего поколения являются в наши дни одними из основных причин появления девиаций в поведении детей, нарушения их прав, развития внутрисемейных конфликтов. Во многих семьях мелкие конфликты возникают практически каждый день, что ведёт к снижению внутрисемейных и вне семейных отношений.  Конфликтные отношения между родителями, а часто и вражда не только усугубляют межличностные  отношения в семье, но и негативно влияют на формирование  доброты, милосердия, внутренней культуры детей. Обеспокоенные поисками средств к существованию, обеспечением хотя бы минимального достатка, родители сокращают время, которое отводится на общение с детьми. В итоге дети перестают играть в жизни семьи первостепенную роль, улучшение материального положения становится для многих родителей самоцелью.

              Опыт социально – педагогической деятельности свидетельствует о том, что в настоящее время нельзя заниматься только детьми, не оказывая социально – педагогического влияния на всю семью, сельский социум, не включая их в отрытую воспитательную систему, основополагающим компонентом которой является школа как центр социально – педагогической работы на селе.

        Социально – педагогическая деятельность школы сельской местности это совмещение нескольких функций в одном лице. С одной стороны школа компенсирует недостаток услуг со стороны различных учреждений, выполняя посредническую функцию во взаимодействии человека с государственными структурами, а с другой – выполняет возложенную на неё воспитательную, профилактическую и коррекционную работу. Одновременно социально – педагогическая деятельность школы направлена на защиту интересов конкретного ребёнка и законных прав каждой семьи.  

          Работая с семьёй, мы всегда учитываем, что между её членами существуют идеологические, правовые, экономические, нравственные и религиозные отношения,  которые основываются на чувствах любви, привязанности и заботы.  

    Педагогический опыт показывает, что радикальные меры  не всегда приносят ожидаемый результат, могут не ликвидировать проблему, а усугубить её.

Коррекционное воздействие на семейные отношения возможны при:

- сотрудничестве родителей со школой и другими организациями;

- обоюдном осознании проблем семьи;

- авторитете учебного заведения для семьи;

- обращении родителей за помощью к педагогам;

- участии родителей в различных общественно – педагогических мероприятиях;

- посещении родителями лекций, бесед, консультаций в рамках педагогического всеобуча.

Цель классного руководителя, чтобы родители посещали родительские  собрания, участвовали в жизни школы.

Формы проводимых мной собраний – нетрадиционные. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.
В основном подготовку к родительскому собранию делю на этапы:
1. анкетирование родителей по теме собрания (анкеты заполняются дома, до собрания, а их результаты используются в ходе его проведения)
2. приглашение каждой семье (раздаются за неделю до собрания)
3. изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания (содержание краткое, текст крупный)
4. подготовка выставок по теме собрания
5. подготовка плакатов с афоризмами, крылатыми выражениями известных педагогов, психологов по теме собрания
6. проведение заседания родительского комитета до собрания

    Но не всегда между семьёй и учебным заведением существует взаимопонимание. Если семья безразлично или негативно относится к советам или рекомендациям педагогов и всякое педагогическое влияние расценивает как акт ущемления семейных интересов, в таких случаях в своей работе с такими семьями школа учитывает и использует чувство родительской любви, родительского долга в воспитании ребёнка, желание родителей, чтобы ребёнок был не хуже других.  Работа с семьёй по разным причинам вызывает определённые трудности. В случае если родители не хотят идти на контакт  со специалистами, которые хотят оказать им поддержку и помощь, основная работа проводится при посещении семьи на дому и при посещении родителями учреждения образования. Важно расположить к себе родителей, завоевать к себе их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогами своими мыслями, сомнениями. Родители же, в большинстве своём, не имеющие профессиональных навыков обучения и воспитания, выполняющие в своей жизни множество функций – рабочих, семейных, личностных и др. – и подчас несущие на своих плечах груз множества проблем, нуждаются в поддержке в первую очередь со стороны педагогического коллектива школы.

      В социально – педагогической деятельности школы выделяются следующие шаги помощи и поддержки семьи:

        1. Развитие границы сотрудничества. Помимо формального взаимодействия ( лекции, собрании, беседы) развивать неформальные способы взаимодействия с семьёй, семей между собой ( встречи для обсуждения каких – либо вопросов).

       2.Развитие уверенности родителей в успехе. Позитивная поддержка – возможность упрочить уверенность в успехе в данной работе. Такую поддержку даёт взаимодействие с учителями, другими семьями и собственными детьми.

   3. Использование новых путей для решения проблем семьи (радио, телевидение, газеты; использовать людей, хорошо знающих семью; развивать контакты с семьями, имеющими опыт решения данных проблем и т.д.)

      4. Привлечение семьи для участия в организации и проведении любых форм деятельности (конкурсы, экскурсии, трудовая деятельность, спортивные соревнования и т.д.)

      5. Организация поддержки семьи, как педагогами, так и семьями – совместная работа требует навыков и от специалистов и от родителей.

      6. Предупреждение  эмоционального  «выгорания» родителей.

      7. Руководители ОВР, учителя, психолог, педагог социальный и другие верят в потенциал семьи. Только веря, мы способны помочь семьям в преодолении проблем.

Оказывая  семьям помощь, поддержку, надо учитывать социально – педагогическую дифференциацию семей по их дееспособности  и характеру проблем.

При работе  с семьёй, обращать внимание на:

- межличностные отношения в семье;

- изучение  свойства личности и психологического состояния родителей и ребёнка;

-  организацию семейных советов по поиску выхода из сложившейся ситуации;

- проведение  мероприятий  по восстановлению семейного статуса семьи;

- организацию  семейных вечеров и праздников;

- проведение  совместных экспедиций, походов и т.д.

- организацию диспутов, экспресс – интервью, родительских конференций, лекций, бесед, цель которых – разъяснительное влияние и обучение правильному построению взаимоотношений с ребёнком.                                                      

     В заключение еще раз хотелось бы обратить внимание на то, что именно ошибки семейного воспитания приводят подростка к асоциальному поведению, и, чтобы совершение этих ошибок свести к минимуму, нужно знать, что:

  • если ребенка часто критиковать - то он научится ненавидеть;
  • если высмеивать - станет замкнутым, подозрительным, недоверчивым;
  • невежливость и несправедливость сделают его грубым.

          Социально – педагогическая работа в сельском социуме успешна лишь тогда, когда её осуществляют профессионалы, в первую очередь, специалисты социально – педагогической и  психологической службы учреждения образования. Создав устойчивую сеть социальной поддержки для семьи, используя своевременно внешние и внутренние ресурсы, можно получить положительный результат в оптимизации внутрисемейных отношений.

                                                             Памятка для родителей

                   Уважаемые мамы и папы! Прислушайтесь к советам своих детей!

  1. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход.
    Это позволит мне определить свое место в жизни.
  2. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком.
  3. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  4. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  5. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  6. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это подорвет мою веру в вас.
  7. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня по мелочам. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  8. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы, постоянно говоря: "Вот я в твоем возрасте..."Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

9.        Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте, - я окажусь с прибылью.

  1. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки - смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я буду бояться что-то делать самостоятельно.
  2. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
  3. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время. Поговорите со мной об этом позже, когда пройдет эмоциональный всплеск.
  4. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на замечание, если вы скажете мне все спокойно, с глазу на глаз.
  5. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу. Ссоры между вами подрывают мою веру в это.
  6. Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру, я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимания и любви. В этом я вижу справедливость.
  7. Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать и что делать со своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
  8. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то на стороне.
  9. Я чувствую, когда вам тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Если вы доверяете мне - я буду доверять вам.
  10. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее, как мы его проводим, а не сколько.
  11. Не полагайтесь на силу в отношении со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  12. Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает период большей ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам критически и сравниваю ваши слова с поступками.
  13. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
  14. Не ждите, что я буду таким, как вы, или таким, как вы хотите. Помогите мне стать не вами, а собой.
  1. Не вымещайте на мне свои обиды.
  2. Не относитесь к моим проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будьте уверены, мне она тяжела не меньше, чем вам, а может быть и больше, поскольку у меня нет опыта.
  3. Не унижайте! Иначе я затаю такую обиду, которую не смогу простить вам никогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с семьёй ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Дети, имеющие проблемы в развитии, — сложная и разноо­бразная группа. Различные нарушения развития по-разному от­ражаются на формировании социальных связей детей. Как под­черкивают психологи и с...

Обновление содержания работы с семьёй

Общей целью образования является воспитание личности, соответствующей идеальному представлению о человеке, на обучение и развитие которой направлены усилия школы и государства. Эта цель может быть дос...

Выступление "Система работы с семьёй"

Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей "Система работы с родителями"...

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

Основные направления социально – психологической работы с семьёй, имеющей ребёнка с ОВЗ.

В последнее время огромное внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). «Особый ребёнок» - так мягко называют педагоги детей, нуждающихся в особых условиях жизнед...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...


 

Комментарии

Демченко Ирина Владимировна

Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребёнок находится в семье. Однако работая с семьёй нами педагогами сил потрачено немало.