Путешествие по творчеству И.А Бунина: «Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад…»
план-конспект занятия на тему

Кузнецова Юлия Викторовна

занятие - путешествие по курсу внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_puteshestvie_po_tvorchestvu_bunina.docx38.3 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г. Липецка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №1

Путешествие по творчеству И.А Бунина: «Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад…»

Занятие – путешествие

(по курсу внеурочной деятельности «Валяние»)

Автор: педагог

Кузнецова Юлия Викторовна

Липецк, 2014

Цель: формирование представления об осенней тематике в творчестве И.А. Бунина, через средства декоративно - прикладного и художественного творчества.

Обучающие:

          - знакомство с творчеством Бунина.

        - приобщить детей к чтению русской художественной прозы.

        - продолжить формирование навыков работы  с войлоком.

        - закрепление навыков работы с материалами и инструментами.

Воспитательные:

          - привить навык самостоятельного чтения.

        - воспитать навыки работы в коллективе, оказание помощи товарищу.

        - создать благоприятную психологическую среду для взаимодействия воспитанников.

Развивающие:

           - создать условия для воспитания чувства любви к природе, интереса к поэзии, духовности; совершенствовать умение выражать свои мысли и слушать других.

        - развитие творческой деятельности воспитанников в процессе занятия.

        - развитие интереса к овладению более сложным декоративно-прикладным работам.

           

Материально-техническое обеспечение.

Образец  поделки,  войлок,  мыло,  шаблоны  листьев:  дуба, клёна, тополя,  осины.  Пузырчатая плёнка, мультимедийная установка. Музыкальное сопровождение:  музыка из цикла: «Вдохновение»:  «Изумительная  благодать»  (панфлейта,  в сопровождении  оркестра),  «Осенняя песнь»  П. И. Чайковского,  романс на  стихи Бунина  «Осень листья тёмной краской метит» в исп. Кане Михаил Азриельевич. Звуки  шелеста листвы. Видеоряд осенних картин  известных художников: «Дорога. Осень» С. Ю  Жуковский, «Золотая осень» И.И Левитан, «Осенний вечер»  Н.П. Крымов, «Осень.  Девушка у ручья»  А.К. Саврасов, «Осень. Рябина и берёзы» И.Э Грабарь, «Осенью. Девушка в лесу»  К.А. Коровин, «Сад осенью»  С.А. Виноградов. Карта путешествия, рисунок дерева А3, мешочек с картинками с изображением овощей и фруктов,  осенние листочки из бумаги.

План открытого занятия.

  1. Организационный момент  1 мин.
  2. Тема занятия, цель и задачи  2 мин.
  3. Основная  часть 35 мин.
  4. Контрольный этап  3 мин
  5. Рефлексия 4 мин.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанника

Оборудование, реквизит.

Организационный момент

Объявление темы занятия, определение для детей цели и задач.

Основной этап.

Контрольный этап.

Рефлексия.

- Здравствуй - не просто слово,
В нём свет и тепло само,
Оно - общения основа,
От которого пахнет весной!
"Привет!"... Как много в этом слове.
И добродушие, и свет...
Не слово-вежливость, основа
Оно общения... Привет!

Ребята, я знаю, что все вы, конечно, любите путешествовать. Ведь это так увлекательно приезжать в другие города, знакомиться с новыми людьми, узнавать, как прекрасна наша природа. И сегодня наше путешествие по осеннему саду мы совершим с великим писателем и поэтом, лауреатом нобелевской премии И.А. Буниным, немного соприкоснувшись с его творчеством, и сделаем осеннюю поделку. Для нашего путешествия мы можем использовать особенную карту (педагог показывает детям карту).

Остановки:

1. Поэтическая скамья.

2. Художественная  аллея.

3. Беседка писателя.

4. Творческая мастерская

- Ребята, карту мы рассмотрели, дорогу запомнили, пора и путешествие начинать.

Прислушайтесь, как шелестит листва у вас под ногами, идём тихо, чтобы не было лишних звуков.

- Ребята первая наша остановка у «Поэтической скамьи». Здесь мы послушаем замечательные стихи об осени, написанные И.А. Буниным.

«Ветер осенний в лесах подымается…»

Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чащам идет,

Мертвые листья срывает и весело

В бешеной пляске несет.

Только замрет, припадет и послушает,—

Снова взмахнет, а за ним

Лес загудит, затрепещет,— и сыплются

Листья дождем золотым…

«Осыпаются астры в садах…»

Осыпаются астры в садах,

Стройный клен под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

Ближний лес затихает, и в нем

Показалися всюду просветы,

И красив он в уборе своем,

Золотистой листвою одетый.

Но под этой сквозною листвой

В этих чащах не слышно ни звука...

Осень веет тоской,

Осень веет разлукой!..

«Осень. Чащи леса»

Осень. Чащи леса.
Мох сухих болот.
Озеро белесо.
Бледен небосвод.

Отцвели кувшинки,
и шафран отцвел.
Выбиты тропинки,
лес и пуст, и гол.

Только ты красива,
хоть давно суха,
в кочках у залива
старая ольха.

Женственно глядишься
в воду в полусне -
и засеребришься
прежде всех к весне.

- Вот какие замечательные стихи писал этот поэт, и это лишь некоторые из них.  Мы узнали, какой бывает  осень по настроению, а сколько удивительных  оттенков цвета она имеет.

-Ребята,  а мы продолжаем наше путешествие.  

- И попадём с вами  в «Художественную аллею». Осень любимое время года не только известных писателей и поэтов, но великих  художников.   Ребята,  сейчас вы увидите осенние картины художников ,  включите своё воображения, давайте вместе придумаем название для каждой картины.

Итак, первая картина….

Молодцы! Сколько же красивых картин мы увидели. Ну а нам пора в путь.  Ребята, а кто же это мешок у дерева оставил (педагог обращает внимание на дерево на доске и мешок). Посмотрим, что там… (педагог заглядывает внутрь мешка). Осенний сад  дарит нам не только красоту природы, но и вкусные фрукты и овощи. Я предлагаю вам поиграть.

Подвижная игра «Овощи и фрукты».

Педагог достаёт из мешочка поочередно картинки с овощами и фруктами  дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на дереве — тянут руки вверх, если на земле  - кладут руки на пояс, если под землёй — приседают.

- Молодцы ребята, а нам пора двигаться дальше.

Мы заворачиваем в «Беседку писателя». И. А Бунин в своих рассказах очень красиво описывал природу, особенно осень. Вы наверно устали. Давайте закроем глазки, послушаем и представим себе удивительную картину описанную писателем в рассказе «Антоновские яблоки» (Учитель читает отрывок из произведения).  Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца….

Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег.

И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством. Всюду сильно пахнет яблоками, тут - особенно.

 - Ребята, вы почувствовали запах яблок в нашем саду?

- А наше путешествие продолжается.

Последняя наша остановка – «Творческая мастерская».

- Я передаю слово Лисовой Екатерине.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

 

Явление листопада очень часто воспевается в стихах и в прозе, и Иван Алексеевич Бунин  не смог обойти стороной всю прелесть осени и не написать о нём стихотворение.

 

- Ребята, посмотрите, какие в какие цвета раскрашивает автор лес:

Багряный – темно красный цвет.

Лиловый – фиолетовый цвет, цвет фиалки и сирени.

Золотой – ярко – жёлтый.

И сегодня, при помощи войлока, мы создадим  свой листопад, сейчас каждый из вас создаст свой неповторимый осенний листок.

- Итак, берём красный, жёлтый, зелёный войлок разных оттенков, смешиваем его,  (педагог показывает), затем, аккуратно отрывая её от пасмы,   накладываем на пузырчатую плёнку в виде квадрата.  Первый слой - вертикальный, второй – горизонтальный, третий -  вертикальный (педагог показывает ).

Далее смачиваем мыльным раствором, накрываем сверху пузырчатой плёнкой и мыльными руками, начинаем тереть, сначала аккуратно, потом  надавливая посильнее ( педагог показывает, контролирует, помогает).

- пока вы работаете на стихи Иван Алексеевич Бунина написано немало романсов, и пока вы работаете, я предлагаю вам один из них послушать, он про осень.

- Проверим наше изделие на готовность – волокна не должны отделяться друг от друга (педагог показывает). Затем полощем наши заготовки, берём шаблоны листьев и аккуратно обрезаем по ним наши заготовки. Всё наши осенние листочки готовы.

-Наше путешествие подходит к концу, надеюсь, оно вам понравилось вы узнали много нового и интересного.

Давайте ответим на контрольные вопросы:

- Что воспевал И.А. Бунин в осенней природе?

- Какие картины вы запомнили?

- Какие цвета шерсти  мы использовали для изготовления листьев?

 

-Я считаю, что путешествие прошло с пользой, но мне бы хотелось знать, как именно вы оцениваете нашу совместную работу.

Перед вами осенние листья, вырезанные из бумаги, на доске нарисовано дерево. Если вам понравилось наше занятие, вы научились чему-то новому, интересному –то, выбрав листочек, вы приклеиваете его на крону дерева. Если занятие было для вас не интересным – то вашему листочку место у подножия дерева.

Посмотрите, какое пышное и густое дерево у нас получилось!

Спасибо всем участникам путешествия, до новых встреч

Слушаю педагога.

Рассматривают портрет писателя.

Дети рассматривают остановки.

Заранее подготовленные дети читают наизусть отрывки из стихов  И.А. Бунина:

«Ветер осенний в лесах подымается…»,

«Осыпаются астры в садах…»,

«Осень. Чащи леса».

Дети придумывают названия, затем учитель говорит правильное.

Дети играют в игру «Овощи и фрукты».

Дети слушают, закрыв глаза.

Ответы детей

Ребёнок читает наизусть стихотворение «Листопад»

Дети выполняют задание, если ребёнок затрудняется, педагог помогает ему.

Дети слушают и работают.

.

Ответы детей.

Дети приклеивают  листочки.

Дети любуются красивым деревом.

На экране портрет И. А. Бунина.

На доске висит карта путешествия.

Звуки шелеста  листвы.

Видеоряд анимированная картина листопада.

Звуки шелеста  листвы.

Видеоряд анимированная картина листопада

На экране демонстрируются слайды картин:

«Дорога. Осень» - С. Ю  Жуковский

«Золотая осень» - И.И Левитан

«Осенний вечер» - Н.П. Крымов

«Осень.  Девушка у ручья» - А.К. Саврасов.

«Осень. Рябина и берёзы» - И.Э Грабарь

«Осенью. Девушка в лесу» - К.А. Коровин.

«Сад осенью» - С.А. Виноградов.

Звуки шелеста  листвы.

Видеоряд анимированная картина листопада

На доске рисунок  дерева, к нему прикреплён мешочек.

Музыкальное сопровождение:

П.И. Чайковский «Осенняя песнь» 

Звуки шелеста  листвы.

Видеоряд анимированная картина листопада

  

Звучит  музыка из цикла: «Вдохновение», «Изумительная благодать» (флейта Пана, в сопровождении оркестра).

Звуки шелеста  листвы.

Видеоряд анимированная картина листопада

Звучит романс на стихи Бунина «Осень листья тёмной краской метит» исп. Кане Михаил Азриельевич.

         

Литература.

1.Бердникова О. А. Концепция творческой личности в прозе И. А. Бунина. Автореф. дис. на соиск. канд. филол. наук. Специальность 10.01.01. «Русск. лит. » Воронеж, 2000. - 24 с.

2.  Бунин И.А. Рассказы. – М., Правда, 1983.

3. Бонами Т. М. Творчество И. А. Бунина в контексте русской культуры. — . М. , 2003.-129 с.

4. Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц. – М., Эксмо, 2008.

5. Люцкевич Л. Модные украшения в технике фильц – М., Эксмо, 2009.

6. Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Всё о войлоке и фильцевании.

Интернет - источники

1.https://ru.wikipedia.org/wiki - википедия. И.А. Бунин.

2. http://allforchildren.ru/poetry/author43-bunin.php - всё для детей. И.А. Бунин.

3. http://festival.1september.ru/articles/419203/ - фестиваль педагогических идей.

4. http://4stupeni.ru/stady/konspekt_3_lit/504-bunin-listopad.html - сайт учителей начальной школы «4 ступени».

5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2013/11/08 - социальная сеть работников образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок творчества на тему: "Дары осени".

Конспект урока творчества на тему:"Дары осени". Тема урока: Выполняем композицию на тему: «Дары осени». Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Вид урока: групповая работа на...

Игра - путешествие по творчеству Г. Х. Андерсена

Данная игра - путешествие способствует воспитанию устойчивого интереса к книге; развитию интереса к чтению; знакомству читателей с биографией и творчеством Андерсена и привитию интереса к чтению ...

Виртуальное путешествие по творчеству писателя: Чаплина Вера Васильевна.

Эту презентацию я использовала на уроках внеклассного чтения в з классе по программе "Планеиа знаний"....

Тест по литературному чтению 2 класс.Устное народное творчество. Люблю природу русскую. Осень.

Данный тест включает две темы. Может быть использован на этапе обощения изученного материала в качестве проверочной работы....

Конспект урока по литературному чтению Бунин "Осень"

Конспект урока по литературному чтению по произведению Бунина "Осень"...

Литературное чтение 2 класс Тема: Повторение по разделу устно-народное творчество. Люблю природу русскую. Осенние загадки, образ осени в загадках.

Тема: Повторение по разделу устно-народное творчество. Люблю природу русскую. Осенние загадки,  образ осени в загадках....