Виртуальное путешествие по творчеству писателя: Чаплина Вера Васильевна.
презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме

Эту презентацию я использовала на уроках внеклассного чтения в з классе по программе "Планеиа знаний".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила : учитель начальных классов, Шилова Елена Михайловна. Чаплина Вера Васильева «Виртуальное путешествие по творчеству писателей»

Слайд 2

Чаплина (Михайлова) Вера Васильевна – известная детская писательница, жизнь и творчество которой непосредственно связаны с Московским зоопарком. Вера родилась 24 апреля 1908 года в потомственной дворянской семье. Годом раньше родился брат Вася, годом позже – сестра Валя. Семья жила (судя по всему достаточно состоятельно) в самом центре Москвы, на Большой Дмитровке, в собственном доме деда, известного инженера-теплотехника профессора Владимира Михайловича Чаплина. Мать закончила консерваторию, отец – юрист. После революции 1917г. в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте.

Слайд 3

«Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе, – вспоминала впоследствии писательница, – Даже находясь в детском доме я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов… Днем я выносила своих питомцев в огромный сад около дома, а на ночь тащила их в спальню и прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого себе под одеяло. Иногда кто-нибудь из воспитателей обнаруживал моих питомцев и мне здорово попадало». Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера и определили ее жизненный и творческий путь.

Слайд 4

Незнакомцем оказался Петр Александрович Мантейфель , руководитель только что основанного КЮБЗа . Известный ученый и натуралист-практик. «Дядя Петя», как звали его все юннаты, помог определиться в жизни многим подросткам, порой очень трудным, с которыми он возился как с собственными детьми. Будущая писательница не только выкармливала соской звериных детенышей и заботилась о них, она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтобы звери не особенно чувствовали, что они в неволе. В конце 1920-х Вера Чаплина начинает записывать свои наблюдения за животными. И хотя большинство этих записей не сохранилось, по оставшимся видно, что в будущем (порой через десятки лет) они пригодились писательнице для создания многих рассказов, таких как «Раджи», «Догадливый лев», «Домовой в зоопарке».

Слайд 5

Молодость – время смелых начинаний. В 25 лет Вера Чаплина становится одним из новаторов Московского зоопарка. Она навсегда останется в его истории как инициатор и руководитель созданной в 1933 году площадки, где «не только воспитывался здоровый и крепкий молодняк, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом». Тогда же в журнале «Юный натуралист» появились первые небольшие рассказы Веры Чаплиной , и (редкий случай!) сразу после этих публикаций издательство « Детгиз » заключает с ней договор на сборник рассказов о площадке молодняка.

Слайд 6

Первая книга Чаплиной «Малыши с зеленой площадки» (1935) имела успех, но сама писательница оценила ее критически, существенно переработав этот текст для нового сборника рассказов, а в последующие издания не включала его вовсе. Литературное творчество, также как и работа со зверями, оказалось для Веры Чаплиной не просто увлечением, а настоящим, серьезным делом. Оно также не терпело к себе поверхностного отношения, требовало желания, настойчивости и чутья.

Слайд 7

Как и для многих авторов определяющей для Чаплиной стала ее вторая книга – «Мои воспитанники»(1937). И действительно, вошедшие в нее рассказы, среди которых «Арго», « Лоська », «Тюлька», не только обнаружили собственный стиль писательницы, но и стали одними из лучших в ее творчестве.

Слайд 8

А история про львицу Кинули, воспитанную в городской квартире, кроме того получилась настоящим бестселлером, ожидаемым читателями еще до своей публикации. « The Christian Science Monitor »

Слайд 9

События, описанные в этой повести, начались весной 1935 года и уже осенью были широко известны не только в Москве, но и далеко за ее пределами благодаря многочисленным газетным заметкам и репортажам в киножурналах. На Чаплину буквально обрушился поток писем от незнакомых детей и взрослых из разных городов страны. Причем большинство из них, не зная ее точного адреса, надписывали конверты просто: Московский зоопарк, Кинули Чаплиной . Вскоре известность становится международной: в декабре американская газета публикует большую статью о Вере Чаплиной , Кинули и площадке молодняка; затем с ней заключают договор об издании произведений за границей, и в 1939 году в Лондоне выходит большая книга ее рассказов « My animal friends ».

Слайд 10

В 1937 году ее назначили заведующей секцией хищников. Более 30 лет отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку, во время войны была откомандирована в Свердловский зоопарк, куда вывозили часть животных из Москвы. В Свердловском зоопарке Чаплина проявляет себя умелым и решительным организатором: летом 1942 года ее назначают заместителем директора, а весной 1943 года возвращают в Москву и поручают руководство производственными предприятиями столичного зоопарка, где она и встретила окончание войны.

Слайд 11

Единомышленником в этой теме и литературным соавтором Веры Чаплиной с конца 1940-х годов стал известный писатель-натуралист Георгий Скребицкий . Интересно, что в своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал « Мурзилка » и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или чем живет майский жук. С 1946 года Вера Чаплина уходит из зоопарка на постоянную литературную работу, в 1950 году становится членом Союза писателей. В 1947 году выходит ее новый сборник «Четвероногие друзья»,

Слайд 12

В соавторстве со Скребицким Чаплина создает сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954).

Слайд 13

Да и настоящее торопило новыми сюжетами – теперь ими делились оставшиеся в зоопарке друзья. Всё это послужило основой для таких рассказов как «Медвежонок», «Кондор», «Марьям и Джек», « Мусик », «Крылатый друг» и для ряда других, во шедших в сборник «Питомцы зоопарка»(1955). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще»(1949). И все же главным писательским материалом для Чаплиной продолжает быть жизнь Московского зоопарка. Конечно, эта жизнь менялась: уже давно там не работал П.А.Мантейфель , с войны вернулись не все ее товарищи. Но оставались ненаписанными многие замечательные истории из недавнего прошлого.

Слайд 14

В 1950-60-х годах с героями произведений Веры Чаплиной , помимо читателей социалистических стран, знакомятся во Франции, Японии, США, и ее книги, одни из немногих в то время, широко представляют за рубежом образ советской детской литературы. Впрочем, данное обстоятельство не мешало московскому издательству «Международная книга», расширяя круг своих иностранных читателей, публиковать «Четвероногих друзей» и «Питомцев зоопарк а» на испанском, хинди, арабском и других языках.

Слайд 15

Писательница после ухода из зоопарка и тяжелой болезни с начала 1950-х годов жила все более замкнуто. Чаплину не волновала мишура публичных выступлений, она не стремилась пролезть в «литературное начальство», а отношение к ней со стороны начальства зоопарковского было на удивление прохладным. Зато Вера Васильевна сделалась общественным инспектором охраны природы, научилась водить машину (после того, как почти год была парализована из-за энцефалита)... Выросли ее дети, появились внучки, прибавилось семейных забот. Со стороны казалось ― Чаплина все глубже погружается в пучину обыденности. Возможно, так оно и было. Но Вера Васильевна привыкла быть лидером – основной груз ответственности в семье она всегда несла на своих плечах. А вот обыденность вряд ли обременяла, потому как Вера Васильевна с детства имела счастливый талант в самых обыкновенных обстоятельствах и ситуациях обращать внимание на что-то очень интересное для себя и неожиданное для других

Слайд 16

Вера Чаплина скончалась 19 декабря 1994 года в Москве, и была похоронена на Ваганьковском кладбище.

Слайд 17

http://vchaplina-arhiv.livejournal.com – зарубежные издания http://www.deti-book.info – биография писателя http://1-9-6-3.livejournal.com - книги в картинках Источники http://chtoby-pomnili.com – биография писателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество писателя Ю.Дмитриева

Данная прзентация может быть использована на уроках литературного чтения....

Биография и творчество писателя Дж.Чандлера

Данная презентация предназначена для уроков литературного чтения....

Путешествие в мир природы. Познавательная игра по творчеству писателя - натуралиста В.Бианки для учащихся 3-4 классов

данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня. Он может быть использован в рамках внеклассной работы, а также на уроках внеклассного чтения для уч...

Внеурочное мероприятие «Виртуальный музей», посвящённое творчеству Леонардо да Винчи

Познакомить детей с эпохой Возрождения. Создание в воображении учащихся яркого, запоминающегося художественного образа Леонардо да Винчи, его многогранности и многомерности....

Внеурочное мероприятие «Виртуальный музей», посвящённый творчеству Леонардо да Винчи

Целью данного занятия является создание в воображении учащихся яркий, запоминающийся художественный образ Леонардо да Винчи, его многогранность и многомерность....

Урок литературного чтения 2 б класс Вера Васильевна Чаплина «Мушка»

Данный урок является уроком изучения нового материала. На уроке дети самостоятельно определяют тему и ставят задачи. Используются проблемный и частично-поисковый методы обучения, фронтальная, группова...

Викторина на тему : «Путешествие по творчеству детских писателей»

Цель:1.  Обобщить знания о творчестве детских писателей; популяризация детской литературы;2.  Формировать умения работать в группах;3.  Развивать речь, память, внимание....