Рабочая программа воспитательной работы в 4 классе.
рабочая программа (4 класс) на тему

Шаймухаметов Азат Фаварисович

Рабочая программа воспитательной работы в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vospitatelnoy_raboty.docx36.09 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по воспитательной работе разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Положение о рабочей программе, утвержденное педагогическим советом от 28.08.2014 года.

Рабочая программа составлена на основе:

  1. рабочей программы для четвертого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией  Матвеевой Е.М.
  2. пособия для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме», автор-составитель: Худенко Е.М., М.: Аркти, 2005, допущенного Министерством образования Российской Федерации.

Рабочая программа направлена на всестороннее развитие ребенка. Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся при планировании и организации жизнедеятельности детей в четвертом классе.

Цели и задачи воспитательной программы.

Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком младшего школьного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности младшего школьника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Коррекционная направленность воспитания предполагает учет индивидуально-типологических особенностей ребенка; выбор средств и приемов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство. Содержание программы воспитательной работы в четвертом классе включает традиционные направления.

Разделы программы взаимосвязаны и нацелены на решение следующих коррекционных задач:

  1. Укрепление здоровья и содействия нормальному физическому развитию, развитию волевых качеств личности. Коррекция основных физических недостатков.
  2. Полноценное включение школьников в общественную деятельность. Формирование социальных взглядов и убеждений. Развитие чувства коллективизма.
  3. Воспитание потребности трудиться. Коррекция психофизических недостатков средствами труда.
  4. Формирование нравственных понятий, убеждений, чувств и привычек.
  5. Овладение навыками личной гигиены, обслуживающего и общественно-полезного труда.
  6. Формирование навыков культуры поведения в различных ситуациях.
  7. Формирование положительного отношения к таким явлениям, как государство, народ, Родина.
  8. Коррекция психического и физического развития средствами искусства, воспитания сенсорной культуры.
  9. Воспитание в коллективе через коллектив.
  10. Развитие качественных навыков коммуникативного поведения.

Ценностные ориентиры содержания воспитательной работы:

  • воспитывать у детей стремление к учебе, прививать трудовые навыки;
  • приучать детей к элементам самообслуживания, формировать навыки культурного поведения в столовой, в классе, в спальне, в общественных местах;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру;
  • развивать грамотную речь учащихся;
  • формировать нравственную культуру, этические нормы поведения;
  • формировать подготовленных к жизни и работе, культурных и воспитанных на благородных и нравственных идеалах граждан нового Башкортостана и России;
  • прививать привычки к здоровому образу жизни.

Принципы воспитания: принятие ребенка таким, каков он есть; опора на положительные качества личности; доступность воспитания на уровне физиологических и психологических возможностей воспитанников четвертого класса; общественная направленность воспитания; уважение и личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью.

Запланировал воспитательную работу таким образом, чтобы можно было решить следующие проблемы:

  1. Личностного развития (26 часов).

При работе по направлению личностного развития необходимо сконцентрировать усилия:

  • на формировании общения коллективной деятельности в новой социальной ситуации развития ребенка: ученик, успешный ученик;
  • на развитии умения играть;
  • на овладение нормами этического поведения в повседневной жизни;
  • на прочное усвоение правил школьника;
  • на формирование умений находить взаимопонимание, разрешать культурным способом возникшие разногласия, противоречия.
  1. Охраны здоровья (30 часов).

Ввиду низкого уровня показателей физического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их подверженности дурному влиянию, данному направлению уделяется пристальное внимание.

Воспитание потребности в физических упражнениях, овладение культурно-оздоровительными технологиями, формирование ответственности за свое здоровье, отработка санитарно-гигиенических норм до автоматизма – вот далеко не полный перечень аспектов работы по данному направлению. Особое внимание уделяется предоставлению детям объективной, соответствующей возрасту информации о вредных привычках с целью их предупреждения и профилактики.

  1.  Творческого воображения (28 часов).

Развитие творческого воображения включает развитие основ мышления и воображения как одного из средств снятия комплекса депривации; развитие механизмов коррекции и компенсации дефекта.

  1. Самообслуживающего труда, трудового воспитания (19 часов).
  • Формирование навыков и умений учебного поведения;
  • формирование навыков учебной деятельности как ведущего вида деятельности;
  • формирование представлений о личной гигиене;
  • привитие навыков самообслуживания;
  • выполнение простых хозяйственно-бытовых поручений в соответствии с заранее намеченным планом;
  • формирование навыков коллективной трудовой деятельности;
  • формирование трудолюбия, добросовестности, привитие навыков культуры труда;
  • развитие интереса к трудовой деятельности взрослых.

Основные критерии сформированности навыков адаптивного поведения у воспитанников четвертого класса.

  • Знают свои потребности, возможности, сильные и слабые стороны;
  • умеют вести диалог, беседу;
  • знают, что такое конфликт и как его избежать;
  • следуют правилам поведения в различных ситуациях;
  • умеют быть полезными другу, малышам, взрослому, пожилому человеку;
  • владеют навыками личной гигиены, самообслуживания;
  • содержат свое рабочее место, игровую комнату, спальню в порядке, владеют навыками уборки класса, спальни;
  • владеют учебными и трудовыми умениями и навыками: умеют работать с книгой, занять себя в свободное время;
  • знают и строго соблюдают правила поведения на уроке, во время самоподготовки, занятия;
  • владеют навыками ухода за комнатными растениями;
  • испытывают потребность в труде;
  • ответственно относятся к делам класса;
  • развито чувство патриотизма;
  • умеют играть в подвижные игры;
  • с пользой проводят свое свободное время.

Объем и сроки прохождения

программы воспитательной работы.

Программа рассчитана на 103 воспитательских часа (3 часа в неделю), остальные часы – на выполнение режимных моментов (подъем, самоподготовка, обед, полдник, ужин, подготовка ко сну). Перечень тем воспитательских часов и методы их проведения с указанием даты проведения приведены в календарно-тематическом планировании.


Календарно-тематическое планирование воспитательских часов.

СЕНТЯБРЬ.

Личностное развитие.

Охрана здоровья.

Творческое воображение.

Самоосблуживающий труд.

Цель: диагностика уровня воспитанности; становление ребенка в группе; развитие партнерских отношений.

Цель: формирование санитарно-гигиенических навыков: развитие убежденности в ответственности за свое здоровье; элементы физического самосовершенствования тела.

Цель: развитие механизмов творческого восприятия, мышления; развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других (психодрама).

Цель: учебные умения; уход за своим местом; самообслуживающие навыки.

Беседа на тему: «Как я провел летние каникулы». 1.09.

Посещение библиотеки. 9.09.

Беседа на тему: «Когда я дежурный». 17.09.

Беседа на тему: «Кто нас учит в школе». 30.09.

Беседа на тему: «Правила дорожного движения». 2.09.

Прогулка на свежем воздухе. 10.09.

Беседа на тему: «Режим сна». 22.09.

Рисование на тему: «Улица полна неожиданностей». 3.09.

Посещение ДДТ. 15.09.

Рисование на тему: «Как я провел летние каникулы». 23.09.

Беседа на тему: «Режим дня». 8.09.

Стирка личных вещей. 16.09.

Уборка в классе. 24.09.

Уборка в спальне. 29.09.

ОКТЯБРЬ.

Личностное развитие.

Охрана здоровья.

Творческое воображение.

Самоосблуживающий труд.

Цель: диагностика уровня воспитанности; становление ребенка в группе; развитие партнерских отношений.

Цель: формирование санитарно-гигиенических навыков: развитие убежденности в ответственности за свое здоровье; элементы физического самосовершенствования тела.

Цель: развитие механизмов творческого восприятия, мышления; развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других (психодрама).

Цель: учебные умения; уход за своим местом; самообслуживающие навыки.

Беседа на тему: «День пожилых» 1.10.

Беседа на тему: «День учителя». 6.10.

Беседа на тему: «Дисциплина во время самоподготовки». 7.10.

Занятие «Почему я вижу?» (из цикла «Познай себя») 28.10.

Занятие «Как сохранить здоровье и красоту?» 15.10.

Час здоровья. Игры на свежем воздухе. 27.10.

Практическое занятие «Создадим уют в своей спальне». 13.10.

Рисование на тему: «Пою мою республику». 8.10.

Подготовка к празднику «Алло, мы ищем таланты!» 20.10.,  21.10., 22.10.

Беседа о гигиенических требованиях во время самоподготовки. 14.10.

Правила мытья в бане, в душе. 29.10.

НОЯБРЬ.

Личностное развитие.

Охрана здоровья.

Творческое воображение.

Самоосблуживающий труд.

Цель: диагностика уровня воспитанности; становление ребенка в группе; развитие партнерских отношений.

Цель: формирование санитарно-гигиенических навыков: развитие убежденности в ответственности за свое здоровье; элементы физического самосовершенствования тела.

Цель: развитие механизмов творческого восприятия, мышления; развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других (психодрама).

Цель: учебные умения; уход за своим местом; самообслуживающие навыки.

Беседа на тему: «Славься Русь – Отчизна моя!» 5.11.

Беседа на тему: «Как я провел осенние каникулы». 10.11.

Занятие «В мире вежливых наук».17.11.

Беседа на тему: «Моя мама лучшая на свете!» 24.11.

Час здоровья. Прогулка на свежем воздухе. 11.11.

Беседа на тему: «Здоровье и питание». 26.11.

Рисование на тему: «Как я провел осенние каникулы». 12.11.

Рисование на тему: «Мир природы – мир красоты». 19.11.

Рисование на тему: «Моя любимая мама, бабушка, сестра». 25.11.

Бытовой труд: наведение порядка в спальне. 18.11.

ДЕКАБРЬ.

Личностное развитие.

Охрана здоровья.

Творческое воображение.

Самоосблуживающий труд.

Цель: диагностика уровня воспитанности; становление ребенка в группе; развитие партнерских отношений.

Цель: формирование санитарно-гигиенических навыков: развитие убежденности в ответственности за свое здоровье; элементы физического самосовершенствования тела.

Цель: развитие механизмов творческого восприятия, мышления; развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других (психодрама).

Цель: учебные умения; уход за своим местом; самообслуживающие навыки.

Занятие «Что означают наши имена? Имя и предназначение человека». 1.12.

Беседа на тему: «День инвалидов». 8.12.

Беседа об эмоциях и здоровье «Можно ли кричать на других?» 2.12.

Час здоровья. Игры на свежем воздухе. 10.12., 16.12., 29.12.

Профилактика простудных заболеваний. 15.12.

Изготовление новогодних игрушек, выпуск новогодних газет, подготовка новогодних костюмов. 17.12., 22.12., 23.12., 24.12.

Уборка в классе. 3.12.

Уборка в спальне. 9.12., 30.12.

ЯНВАРЬ.

Личностное развитие.

Охрана здоровья.

Творческое воображение.

Самоосблуживающий труд.

Цель: диагностика уровня воспитанности; становление ребенка в группе; развитие партнерских отношений.

Цель: формирование санитарно-гигиенических навыков: развитие убежденности в ответственности за свое здоровье; элементы физического самосовершенствования тела.

Цель: развитие механизмов творческого восприятия, мышления; развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других (психодрама).

Цель: учебные умения; уход за своим местом; самообслуживающие навыки.

Беседа на тему: «Как я провел зимние каникулы». 19.01.

Беседа на тему: «Вредные привычки» 20.01.

Занятие «Если хочешь быть здоров» 26.01.

Рисование на тему: «Как я провел зимние каникулы» 21.01.

Рисование «Зимушка-зима». 28.01.

Стирка личных вещей. 27.01.

ФЕВРАЛЬ.

Личностное развитие.

Охрана здоровья.

Творческое воображение.

Самоосблуживающий труд.

Цель: диагностика уровня воспитанности; становление ребенка в группе; развитие партнерских отношений.

Цель: формирование санитарно-гигиенических навыков: развитие убежденности в ответственности за свое здоровье; элементы физического самосовершенствования тела.

Цель: развитие механизмов творческого восприятия, мышления; развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других (психодрама).

Цель: учебные умения; уход за своим местом; самообслуживающие навыки.

Беседа на тему: «Зимушка зима». 2.02.

Занятие «Моя родословная». 25.02.

Час здоровья. Игры на свежем воздухе, катание на коньках. 3.02., 4.02., 9.02., 16.02., 17.02.

Аппликация «Валентинка». 11.02.

Рисование ко Дню Святого Валентина. 10.02.

Рисование ко Дню Защитников Отечества. 18.02.

Уборка в спальне. 17.02.

Уборка в классе. 24.02.

МАРТ.

Личностное развитие.

Охрана здоровья.

Творческое воображение.

Самоосблуживающий труд.

Цель: диагностика уровня воспитанности; становление ребенка в группе; развитие партнерских отношений.

Цель: формирование санитарно-гигиенических навыков: развитие убежденности в ответственности за свое здоровье; элементы физического самосовершенствования тела.

Цель: развитие механизмов творческого восприятия, мышления; развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других (психодрама).

Цель: учебные умения; уход за своим местом; самообслуживающие навыки.

Занятие «Копилка добрых дел». 2.03.

Беседа на тему: «Мой класс – мои друзья». 10.03.

Беседа на тему: «Светлый праздник – мамин день» 4.03.

Час здоровья «Гимнастика – основа красоты тела». 9.03.

Беседа на тему: «Что я знаю о спорте и спортсменах» 16.03.

Рисование ко Дню 8 Марта. 3.03.

Рисование на тему: «Весна идет – весне дорогу!» 18.03.

Стирка личных вещей . 11.03., 17.03.

АПРЕЛЬ.

Личностное развитие.

Охрана здоровья.

Творческое воображение.

Самоосблуживающий труд.

Цель: диагностика уровня воспитанности; становление ребенка в группе; развитие партнерских отношений.

Цель: формирование санитарно-гигиенических навыков: развитие убежденности в ответственности за свое здоровье; элементы физического самосовершенствования тела.

Цель: развитие механизмов творческого восприятия, мышления; развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других (психодрама).

Цель: учебные умения; уход за своим местом; самообслуживающие навыки.

Беседа на тему: «Как я провел весенние каникулы». 1.04.

Занятие «Ты и твои друзья». 8.04.

Беседа «Полезные привычки» 14.04.

Беседа на тему: «О любви к родному краю» 28.04.

Занятие «Опасные ситуации весной». 6.04.

Беседа на тему: «Спорт в Башкортостане» 20.04.

Час здоровья. Игры на свежем воздухе. 29.04.

Рисование на тему: «Как я провел весенние каникулы» 7.04.

Рисование на тему: «Скворцы прилетели» 27.04.

Ремонт книг школьной библиотеки. 13.04.

Рисование на тему: «Спорт в Башкортостане» 21.04.

Генеральная уборка в спальне. 15.04.

Генеральная уборка в классе. 22.04.

МАЙ.

Личностное развитие.

Охрана здоровья.

Творческое воображение.

Самоосблуживающий труд.

Цель: диагностика уровня воспитанности; становление ребенка в группе; развитие партнерских отношений.

Цель: формирование санитарно-гигиенических навыков: развитие убежденности в ответственности за свое здоровье; элементы физического самосовершенствования тела.

Цель: развитие механизмов творческого восприятия, мышления; развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других (психодрама).

Цель: учебные умения; уход за своим местом; самообслуживающие навыки.

Посещение ветеранов ВОВ. 4.05.

Беседа на тему: «Они приближали Победу», посвященная 65-й Годовщине в Великой Отечественной войне. 6.05.

Беседа на тему: «Мои права на отдых и труд». 25.05.

Правила поведения во время летнего отдыха. 20.05.

Экскурсия в лес, на природу. 11.05.

Игры на свежем воздухе.

12.05., 13.05., 19.05.

Рисование на тему: «Великая Победа». 5.05.

Рисование «Летние каникулы»26.05.

Ремонт одежды. 18.05.

Генеральная уборка в спальне. 27.05.


Список литературы.

  1. Авдеева Н.Н., .Князева О.Л.  «Безопасность» ,   «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2002г -144с.
  2. Аверина  И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ», М: Айрис – пресс, 2005г – 144с.
  3. Береславский Л., БереславскаяА., «Современные игровые методы развития интеллекта», М: Школьная Пресса, 2010г – 80с.
  4. Вахрушев А.А., Кочемасова  Е.Е. «Здравствуй, мир», , М: «Баласс», 2003г – 304с.
  5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П.  «Неизведанное рядом»,    М,. ТЦ «СФЕРА», 2001г – 196с.
  6. Жучкова Г.Н.  «Нравственные беседы с детьми», ООО «Издательство ГНОМ», 2006г – 64с.
  7. Мулько И.Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», ТЦ Сфера, 2009г – 112с.
  8. Павлова Л.Ю.  « Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», издательство «Мозаика-Синтез» 2011г – 80с.
  9. Пазухина И.А. «Давай познакомимся», СПб,: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,  2004
  10. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два ступенька» М: « Баласс», 2005г – 256с.
  11. Пособия для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме», автор-составитель: Худенко Е.М., М.: Аркти, 2005.
  12. Программа экологического образования детей «Мы». Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова.
  13. Рабочая программа для четвертого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией  Матвеевой Е.М.
  14. Семенака С.И. «Уроки добра», М,: АРКТИ, 2005г -80с.
  15. Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр», М,:МОЗАМКА-СИНТЕЗ, 2011г – 144с.
  16. Шорыгина  Т.А. «Основы безопасности», М: ТЦ Сфера, 2006г.
  17. «Я и мое тело» (тематический словарь в картинках), С.Е.Шукшина, М: Школьная Пресса, 2004г -48с.
  18. www.school-collection.edu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательной работы в 3 классе.

Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 3 класс

Гла Тема воспитательной работы:    «Азбука коллективной жизни»- умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива....

Рабочая программа воспитательной работы в 3 классе.

Задачи   учебно - воспитательной деятельности*    создание условий для развития творческих возможностей личности;*    формирование нравственной и духовной...

Рабочая программа воспитательной работы в группе ШПД (4 класс)

               Группы школы полного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности младших школьников. Строгие рамки урока...

Рабочая программа воспитательной работы в ГКП (1 класс)

Рабочая программа разработана для группы краткого пребывания. Расчитана для первого, второго классов....

Рабочая программа "Воспитательная работа в группе продлённого дня" Класс - 3

     Цель программы: выполнение общих воспитательных и образовательных программ, создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для  адаптации учащихся начал...