Разработки конспектов к Кружку "Этика и этикет"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Наталья Евгеньевна Рябоконь

 материал для занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭТИКЕТ ЗА СТОЛОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ. СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ

Подготовила:

учитель начальных классов

2 категории

Рябоконь Н.Е.

ОШ № 8 г.Джанкоя

 Если вас зовут за стол, не опаздывайте, не заставляйте себя ждать.

 Не начинайте есть, пока все не соберутся за столом.

 Не придвигайтесь вплотную к столу, но и не сидите слишком далеко от него. Не откидывайтесь на спинку стула, не разваливайтесь на нем.

 Не затыкайте салфетку за воротник. Место салфетки — у вас на коленях. Не вытирайте салфеткой лицо. Ею надо лишь слегка промокать губы.

 Сидите прямо, не сгибайтесь над тарелкой.

 Не тянитесь через тарелку вашего соседа, чтобы достать что-то со стола. Попросите кого-нибудь передать то, что вам нужно.

 Не накалывайте хлеб на вилку. Хлеб надо брать руками.

 Не откусывайте от целого куска хлеба и не крошите его в суп. Хлеб отламывают небольшими кусочками и только потом отправляют в рот. Точно так же не принято намазывать целый кусок маслом: мазать нужно отломанные кусочки.

 Не макайте хлеб в соус. В крайнем случае придерживайте хлеб вилкой, но не лезьте в тарелку пальцами! В любом случае не вытирайте тарелку хлебом досуха.

 Если в солонке нет ложечки, соль надо брать кончиком чистого ножа.

 Не чавкайте. Жуйте с закрытым ртом.

 Сдерживайте отрыжку.

 Не разговаривайте с набитым ртом.

 Не заглатывайте пищу большими кусками. Во-первых, это отвратительно выглядит, а во-вторых, вредно для желудка.

 Не раздвигайте локти и не ставьте их на стол. Локти должны свисать со стола и быть прижаты к бокам.

 Не ешьте ложкой то, что можно есть вилкой.

 Не ешьте суп с конца ложки, не прихлебывайте. Приоткройте рот, поднесите ложку боковой стороной, слегка наклоните ее в сторону рта и бесшумным движением губ снимите пищу с ложки.

 Не требуйте второй порции.

 Не старайтесь ухватить последний кусочек мяса, зачерпнуть последнюю ложку супа и т.д.

 Не выискивайте на общем блюде куски получше: берите то, что лежит ближе к вам.

 Не выплевывайте кости, шкурки и другие «лишние» кусочки на тарелку. Прислоните к губам вилку и извлеките изо рта кость, после чего положите столовый прибор на тарелку. Фруктовые косточки надо извлекать изо рта с помощью ложки.

 Не играйте столовыми приборами, салфетками и другими столовыми принадлежностями.

 Если вы в гостях, не садитесь за стол, пока вас не пригласит сесть за стол хозяин или хозяйка дома. Помните, что мальчики не должны садиться раньше девочек.

 Если вы сопровождаете к столу девушку, подайте ей правую руку. Подавать левую не принято.

 Если за общим столом рядом с вами сидит девушка, ваша обязанность поговорить с ней, предложить помощь.

 Если вы сидите между двумя людьми и хотите поговорить с одним из них, не поворачивайтесь к другому спиной. Не разговаривайте с другим человеком через соседа.

 Сидя за столом, не ковыряйтесь во рту зубочисткой. В крайнем случае старайтесь делать это незаметно.

 Не критикуйте блюда, которые подают к столу.

 Если вам не хочется какое-либо блюдо, откажитесь от него, не объясняя причин. Не говорите, что оно вам не нравится: этим вы обидите хозяев.

 Не оставляйте чайную ложку в чашке. Помешав напиток, положите ложку на блюдце.



Предварительный просмотр:

Подготовила:

учитель начальных классов

2 категории

Рябоконь Н.Е.

ОШ № 8 г.Джанкоя

Этическая грамматика.

Простые правила этикета

Цели: познакомить учащихся с элементарными нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; развивать коммуникативные способности, умение анализировать.

Оборудование: (тарелка, чашка, ложка, кружка, салфетка), картинки с изображением Вежи, веер из лепестков ромашки с номерами вопросов

На экране – Этикет

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем разговор о вежливости, о науке, которая изучает вежливость и правила поведения человека в обществе. Этикет – французское слово. Оно означает свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных кругах (слайд 2).

Что такое этикет? Это каждый знает:

То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы друзья, в этом нет сомненья

А теперь серьезное дадим определенье.

Дети хором читают слова «Этикет – это правила поведения  человека среди других людей»

Учитель: А как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их? В 16 веке такой человек назывался Вежей.

Вежа - это знаток правил поведения.

 И сегодня Вежа будет гостем на нашем занятии (на доску вывешивается картинка с изображением Вежи).

Перед нами карта – лабиринт. Прежде, чем зайти в лабиринт, вы должны знать, что в него легко войти, а выйти можно, только, овладев правилами. Каждая остановка имеет свою потайную дверцу, которая выпустит того, кто усвоил все правила, выполнил задания. Ну что же, откроем первую дверцу.

  1. Самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с детства – приветствие

 А какие вы знаете формы приветствия? Не всегда мы используем эти «волшебные» слова, поэтому иногда происходит следующее:

«Случай из школьной жизни»

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут …, а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите” -

Произносить он не привык,

Простого слова “извините”

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: “Добрый день!”

Казалось бы, простое слово.

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае “здорово”

Он вместо “здравствуй” говорит.

А вместо слова “до свидания”

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

“Ну, я пошел, пока, всего…”

Не скажет он друзьям по школе:

“Алеша, Петя, Ваня, Толя”.

Своих друзей зовет он только:

“Алешка, Петька, Ванька. Толька”.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы … Мы скажем вам “спасибо”

Самое простое слово “здравствуйте” означает: “Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе доброго здоровья, мира, счастья”.Определите, с каким настроением вы приходите в школу

. http://inna.moy.su/2/etik2.JPG

Мы с вами открыли первую дверцу  и запомнили, что есть слова приветствия и прощания, которые мы используем всегда

Вот стул, на нем сидят,

вот стол, за ним сидят,

вот школа, дом, где мы живем,

вот магазин, куда идем,

 дорога, транспорт, пеший путь,

 лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

 Интересно, ребята, а много ли надо знать про то, как садиться и сидеть на стуле? (можно разобрать несколько приемов. Слайд 8). На стуле надо сидеть прямо, но свободно, не напрягаясь. Нельзя вытягивать ноги далеко от стула, это мешает другим. Некрасиво сидеть, расставив ноги, ноги должны быть вместе.

- Откроем вторую дверцу (слайд 9), прочитаем, что написано: "Уважая человека - уважаешь себя". Это главная мысль нашего занятия. Хотите продолжить путешествие?

3.Вежа приглашает вас к столу, кто знает как правильно накрыть на стол? (тарелка, чашка, ложка, кружка, салфетка). Игра «Как правильно накрыть на стол.

– просмотр мульткараоке про Винни-Пуха  

 - Какую ошибку допустил В-П?

Как надо себя вести за столом?

 - откроем третью дверцу?

  1. Вот школа, дом, где мы живем.

- Сегодня Вежа заглянул к нам в школу. Как вы думаете, что он увидел?

 А теперь постараемся взглянуть на себя со стороны и исправить все ошибки. Для этого ответим на следующие вопросы.

1. Ты вошел в раздевалку, там много ребят. Рядом с тобой девочка. как ты поступишь?

2. Утро, ты входишь в класс. В классе несколько твоих товарищей. Как ты войдешь в класс?

3. На перемене ты случайно налетаешь на одноклассника. Как ты поступишь в этой ситуации?

4. Утром по коридору навстречу тебе шла твоя учительница и учительница соседнего класса. Как ты поздороваешься?

5. Если ты поздоровался с учителем один раз, надо ли здороваться еще раз?

6. Девочка обозвала тебя. Что ты сделаешь?

7. Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь?

8. На утреннике тебя попросили выступить, а тебе не хочется. Как ты поступишь?

9. – Вы стоите перед входом в школу, люди входят и выходят, кого вы должны пропускать?

10. –Вы идете по коридору школы вместе со своим другом, рядом толкаются мальчики, один из них падает, ваша реакция?

Посмотрите, лабиринт мы прошли, а как вы думаете, все ли об этикете мы вспомнили?

 О каких правилах еще не говорили?

Приложение 1

http://inna.moy.su/2/etik2.JPG

http://inna.moy.su/2/etik2.JPG

http://inna.moy.su/2/etik2.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"

Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...

Разработка урока по русскому языку на тему « Речевой этикет: Использование слов при обращении. Имена собственные

Цель урока:  создать условие для формирование навыков культурного поведения.Задачи урока:- Образовательные: актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре,  закр...

Участие в Международном конкурсе «Творческие разработки педагогов 2014 года» на сайте вконкурсе.рф Тема: «Гостевой этикет от Древней Руси до наших времён»

Кочаловская Наталья Михайловнаучитель начальных классов ГБОУ школа-интернат№11, г. МоскваУчастие в Международном конкурсе «Творческие разработки педагогов 2014 года» на сайте вконкурсе.рф Тема: ...

Разработка урока по ОРКСЭ "Красота этикета"

Данный материал был использован на уроке ОРКСЭ (модуль" Светская этика") в 4 кдассе. На уроке учащиеся познакомились с основными правилами сервировки стола, правилами поведения в гостях ит за столом....

Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)

Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...

Методическая разработка "Путешествие в страну "Этикет" (для учащихся 3-4 классов)

Внурочное занятие для детей начальной школы по этикету...