Занятие кружка "Я-исследователь"
методическая разработка (2 класс) на тему

Калинина Елена Ивановна

Тема занятия. Проведение самостоятельных исследований

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-isssledovatel.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия. Проведение самостоятельных исследований.

Цель:  упражняться в проведении исследований и  экспериментов.

Задачи:

Познавательные:

  • учить  принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;
  • формировать у учащихся умения в целеполагании, выдвижении гипотезы и  мотивации к проведению простейших экспериментов на моделях;
  • учить работать с информацией;  выполнять  логические действия (анализ, сравнение).

Регулятивные:

  • развивать мыслительную деятельность обучающихся и познавательный интерес к занятию учебно-исследовательской деятельностью.

Коммуникативные:

  • - допускать существование различных точек зрения;
  • - учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • - формулировать собственное мнение и позицию;
  • - договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование.  Презентация «Почему корабли не тонут», материалы для проведения экспериментов, индивидуальные  исследовательские карты.

Ход занятия

I. Организация начала занятия. Слайд 1.

 - Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Соприкоснитесь ладошками со своими соседями по кругу. Поделитесь,  каждый своим теплом друг с другом, пожелайте удачи. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

Девиз нашего занятия:

 «Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне,  и я запомню.

Дай мне действовать  самому,                              

И я научусь»                  

                                       Конфуций    (древний мыслитель и философ Китая)

II. Актуализация знаний. Слайд 2.

- Кто такой исследователь?

- Какие методы исследования вы знаете? Давайте вспомним.

- Какой первый метод использует исследователь?

 - Как будет звучать тема нашего занятия?

(Проведение самостоятельных исследований)

III. Выбор темы самостоятельного исследования. Слайд 3. 

- Я предлагаю вам ответить на вопрос «Почему корабли не тонут?»

Запись темы исследования.

IV. Теоретические сведения о кораблях. Слайды 4-6.

4. С чего начался корабль? С бревна. Повалил человек дерево. Обрубил сучья. Выдолбил ствол, сел и поплыл. Эскимосы делали лодки из кожи животных, египтяне из папируса.

5. Устал грести человек и сделал парус.

6. Потом  люди начали строить корабли из других материалов: металла, пластика. Как же стальным кораблям удается держатся на плаву и не тонуть?

IV.  Выдвижение гипотез. Слайд 7.

1. Корабли не тонут из  -  за своей формы?

2. Стальные корабли не тонут, потому что они легче воды, так как в них есть воздух.

V. Практическая работа. 

Лепка кораблика.

VI. Проведение эксперимента.

1.  - Опустим  наши кораблики в воду. Что происходит?

(Кораблики не тонут.)

2. -А теперь опустим в воду шарик из пластилина. Что происходит?

(Кусок пошёл на дно.)

3. У воды есть ещё один секрет: на её поверхности может плавать   и  «тонущий» материал, главное – что? Ваше предположение.

 Вывод. Пластилин не утонет в воде, если придать ему определённую форму.

VII. Физкультминутка.

VIII. Проведение опыта «Тонет – не тонет»

Опускаем в воду различные предметы. Наблюдение.

IX. Заполнение таблицы.

Предмет

Материал

Тонет

Не тонет

Шарик

Металл

+

Спичка

Дерево

+

Деталь от конструктора

Пластмасса

+

Колесико

Резина

+

Бусина

Стекло

+

Вывод:  пластмассовые и деревянные тела вода выталкивает, а металлические, резиновые  и стеклянные – нет. 

IX. Теоретические сведения. Слайд 8.

- Современные танкеры, которые перевозят нефть, самые большие корабли в мире – их длина достигает пятисот метров, а в их танках помещается до полумиллиона тонн нефти!

- Почему же такие огромные и тяжелые корабли не тонут? Что позволяет им не только держаться на воде, но и перевозить тяжелые грузы? Ваши предположения.

X.  Опыт «Не тонет, как ни старайся»

Цель: Определить, что позволяет кораблям держаться на воде.

       Нам понадобятся ёмкость с водой,  воздушный шар, деревянный брусок. Теперь стараемся утопить воздушный шар и деревянный брусок  в тазике с водой. Ещё раз, ещё и ещё. Ничего не выходит. В чем дело? А что же за сила выталкивает шарик на поверхность?

XI. Теоретические сведения. Слайд 9.

Оказывается, когда- то давно древнегреческий учёный Архимед исследовал проблему плавучести тел и сформулировал закон: на всякое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости, который известен сейчас как Закон Архимеда.

Таким образом, в нашем опыте на шарик снизу, из тазика, действовала сила Архимеда, которая выталкивала  шарик на поверхность.

Вывод: Итак, мы уже убедились в том, что предметы из разных материалов ведут себя в воде по – разному. Но это ещё не всё.

Слайд 10.

Когда судно идет без груза, оно высоко сидит в воде. Даже полностью погруженное судно не тонет, потому что его контроль-отметка грузовая ватерлиния всегда находится над водой.

Днище корабля специально делают такой формы, что когда корабль наклоняется вбок, он волей-неволей стремится опять выпрямиться.

    Палубы на корабле закрывают  его нутро как хорошие крышки.  Поэтому вода не попадает в него, и даже в самый сильный шторм корабль не становится заметно тяжелее. Внутри корпуса корабля много пространства, заполненного воздухом (который легче воды): помещение для жилья, грузовые трюмы, погреба, служебные помещения. Кроме того, на корабле много предметов изготовлено из дерева, пластмасс, затем есть мазут и масла. Все это легче воды.

XII. Подведение итогов. Слайд 11.

-Подведем итог. Почему корабли не тонут?

1. На основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что корабли не тонут, потому что на них действует выталкивающая (подъемная) сила, по закону Архимеда, направленная вверх и равная весу жидкости, вытесненной кораблем.

2. Корабли имеют определенную форму и в них есть воздух.

- Подтвердились ли наши гипотезы?

XIII. Опыт. «Причина затопление корабля»?

Цель: выяснить причину затопления судна.

-Сделайте пробоину в пластилиновом кораблике, опустите его на воду. Сделайте вывод.

- Молодцы, мы с вами сейчас провели исследования и сделали выводы. Захотелось ли вам ещё проводить исследования?

XIV. Итог занятия. Рефлексия.

-Какие  методы  исследования мы   применяли сегодня на занятии?

- А теперь, ребята,  встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную  работу.

  - Закрасьте парус кораблика на листке исследователя. Если на  занятии вам было интересно парус должен быть  красного, желтого или синего цвета. Если не интересно -  коричневого или чёрного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)

Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...