Методические рекомендации для учителей начальной школы "Профориентация младших школьников"
классный час (1 класс) на тему

Сперанская Наталья Валентиновна

Занимаясь опытно-экспериментальной работой, мы проводили и проводим различные исследования среди учащихся школ Санкт-Петербурга. Набрана и проанализирована разнообразная статистика.

Какие выводы для себя мы сделали:

1. Надо работать не только с детьми, но и с родителями;

2. Надо начинать профориентацию как можно раньше;

3. Постоянно следить за ситуацией на рынке труда;

4. Искать и использовать разнообразные формы работы с детьми;

5. Иметь возможность обмениваться опытом работы;

6. Сотрудничать со всеми организациями, которые работают в этом направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

образовательное учреждение

дополнительного

образования детей

Дом детского творчества

Центрального района

Санкт-Петербурга

«Фонтанка – 32»

Методические рекомендации

для учителей начальной школы

«Профориентация младших школьников»

Авторы-составители:

Н.В. Сперанская, методист
Л.А. Чистякова, методист

Санкт-Петербург

2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

Стр. 3

                                        

II. Профориентационная работа в школе

Стр. 5

III. Методы и приемы профориентации в начальной школе

Стр. 6

        

IV. Формы профориентации в начальной школе

Стр. 9

IV. Информационно-просветительская работа на классных часах

Стр. 10

Список литературы

Стр. 17

        

IВведение

Наш коллектив более 20 лет глубоко занимается проблемами профориентации школьников, постоянно находясь в статусе опытно-экспериментальной площадки по профессиональной ориентации. За эти годы накопился немалый опыт работы, были найдены и укреплены разнообразные варианты сотрудничества с организациями, которые, так или иначе, занимаются  профориентацией.

Занимаясь опытно-экспериментальной работой, мы проводили и проводим различные исследования среди учащихся школ Санкт-Петербурга. Набрана и проанализирована разнообразная статистика, но применительно к данной теме (профориентация в начальной школе), мы акцентируем внимание на два момента:

  1.  Как отвечали учащиеся 9 – 11 классов на вопрос: «В каком классе Вы осуществили (планируете осуществить) свой профессиональный выбор?»

Картина такова. В 7-м и 8-м классах – 0,11%, в 9-м классе – 3,5%, в 10-м классе – 7%, а остальные отложили решение на 11-й класс. Почему так происходит? Когда нарушена государственная система профориентации, то каждое учебное заведение работает в этом направлении так и тогда, как считает нужным и возможным. Зачастую такая работа начинается не раньше девятого класса, потому что пришло время первого выбора профессионально пути. Но это уже слишком поздно – за один учебный год (даже при условии, что урок по профориентации проводится 1 раз в неделю стабильно и без пропусков) невозможно донести до ребенка всю информацию о «хочу», «могу» и «надо». Да и удивляются девятиклассники сильно – с чего это вдруг с ними начали говорить на эту тему? Никогда не говорили, а тут начали – а у них еще два года в запасе, успеют еще подумать. А мы сетуем на  инфантильность современных подростков.  Не удивительно! Растет себе человечек в полной изоляции от мыслей о труде, никаких намеков на эту тему, а потом в 9-м классе сходу – бац! «А ты выбрал себе профессию?» «А у меня еще куча времени впереди!» И выбирает – отсидеться в школе еще 2 года.  

2. Как отвечали учащиеся 9 – 11 классов на вопросы: «Какое образование у Ваших родителей? Какая профессия у Ваших родителей? Где работают Ваши родители?»

  • 2% старшеклассников не имеют представления о том, какое образование у их родителей!
  •  5% старшеклассников не имеют понятия ни  о профессии своих родителей, ни о месте их работы.

Поэтому сегодня надо начинать разговоры по темам профориентации как можно раньше – чтобы ребенок знал и не забывал о том, что когда-то ему придется выбирать профессию и работать.

Какие выводы для себя мы сделали:

1. Надо работать не только с детьми, но и с родителями;

2. Надо начинать профориентацию как можно раньше;

3. Постоянно следить за ситуацией на рынке труда;

4. Иcкать и использовать разнообразные формы работы с детьми;

5. Иметь возможность обмениваться опытом работы;

6. Сотрудничать со всеми организациями, которые работают в этом направлении.

Таким образом, мы получим систему непрерывной профориентации школьников (см. рис. 1).  При работе такой системы можно обеспечить школьнику к 9-му классу полный набор знаний о его возможностях, способностях, интересах, о востребованности профессий на рынке труда, о наличии и качестве профессиональных учебных заведений города, о наличии и экономическом благосостоянии будущих работодателей – фирм, организаций и предприятий Санкт-Петербурга.

Рис.1

Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах. Если для старшеклассников существует множество методических разработок с использованием различных профориентационных методов и приемов, то для младшего звена таких разработок явно недостаточно.

Настоящие методические рекомендации направлены на оказание помощи в организации и проведении профориентационной работы в начальном звене - как в учебном процессе, так и во внеклассной работе. Методические рекомендации содержат образцы проведения профориентационных занятий. Пособие предназначено для ответственных за профориентационную работу в общеобразовательных учреждениях, учителей начальных классов.

II. Профориентационная работа в школе

Профессиональная ориентация школьников – это не отдельная отрасль работы школы, а целая система воздействия опытных педагогов на учащихся во время уроков и внеклассной работы, направленная на подготовку школьников к выбору профессий с учетом личных интересов. 

Профессиональная ориентация состоит из:

  • Профессионального просвещения – ознакомления школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.
  • Предварительной профессиональной диагностики – выявления профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений).
  • Профессиональной консультации - помощи в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям школьника, корректировке профессионального выбора, указаниями на противопоказания.

Целью профориентационной работы в начальной школе  является профессиональное просвещение, а именно: ознакомление учащихся с разнообразием мира профессий.

Задачами профориентационной работы в начальной школе являются:

- расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях;

- ознакомление учащихся с первичными понятиями «орудие труда» и «условия труда»;

- знакомство с профессиями своих родителей

- формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной деятельности;

- содействие личностному развитию учащихся: воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, настойчивости в доведении дела до конца, бережному отношению к результатам своего и чужого труда;

- воспитание стремления к коллективному общественно-полезному труду.

Для того, чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадию становления профессионального самосознания в данном возрасте. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий охватывает период с 2,5-3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста (10-12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.

В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника).

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.

III. Методы и приемы профориентации в начальной школе

 Для создания системы профориентационной работы и реализации образовательного проекта необходимо:

- четко выделить этапы профориентационной работы;

- подобрать методики для профессионального просвещения;

- разработать систему учета полученных результатов.


1.
В 1 классе у ребенка формируются первые умения и навыки общего труда, расширяются знания о применении техники, о трудовой деятельности людей, о значении труда в жизни человека.

К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику суждений, уметь аргументировать свою точку зрения. Первоклассники при работе с понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?). Младшим школьникам еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду. Например, «трактор» для них – это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать картошку», а не «вид сельскохозяйственного транспорта».

Ученик первого класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию. Особо трудно им «дается» понимание и установление причинно-следственных связей. Например, вопрос: «Почему засохло растение?» гораздо сложнее, чем вопрос «Что произойдет, если растение не поливать?». Именно поэтому, в процессе планирования профориентационных занятий важно учить выделять в профессии существенные, главные стороны.

Не все дети смогут понять сразу, что бухгалтер – это не «тот, кто сидит за компьютером», а водитель не «тот, кто ездит на машине». Педагогу необходимо проявлять настойчивость в том, чтобы дети формулировали представление о профессии на основе существенных, главных признаков. Например, с помощью наводящих вопросов: «Но ведь и ты сидишь за компьютером, когда играешь. Ты ведь – не бухгалтер! А кто такой бухгалтер?»; «папа твой возможно тоже умеет ездит на машине, но работает инженером (сантехником, поваром, врачом и т.п.), а не водителем».

Нельзя забывать и о внимании. Внимание еще неустойчиво. Дети в первом классе (особенно первые четыре месяца обучения) легко отвлекаются, быстро утомляются. Долгие диспуты (более 4 - 5 минут) о профессиях не эффективны. Принимая во внимание этот факт, необходимо при планировании занятий учитывать познавательные интересы детей (т.е. то, что им действительно интересно): играть, слушать и обсуждать сказки, рисовать, рассказывать о себе, фантазировать, решать ребусы, разыгрывать сценки, разгадывать загадки, угадывать «секреты» (что - либо спрятанное) детей.

На этом этапе важно проводить различные экскурсии по городу, на ферму, в сад. Конечно, когда живешь в мегаполисе,  прогулки на ферму затруднительны. Но и в городе, путешествуя в музей, можно заметить много интересного для будущих бесед по профориентации. Например, поговорить о работе экскурсовода, который водил вас по музею. Заходили в магазин? Поговорить с детьми на эту тему, объяснить, зачем нужна такая профессия, чем она полезна. Идете мимо стройки? Обратите внимание детей на то, как работают строители, какие инструменты при этом используют и т.д. Педагог так же может сводить детей в ботанический сад, рассказать, как работают садоводы и по результатам беседы дать задание на дом, например, с помощью родителей посадить цветок в горшок и ухаживать за ним. Во внеклассные часы преподаватель может проводить беседы на тему: «Уважение к трудящимся людям», «Бережное отношение к природе».

2. Во 2 классе продолжается знакомство учеников с трудом людей, углубляется их знание о разных профессиях, устанавливается трудовые отношения в группах.

Восприятие детей 2 классов становится уже более дифференцированным. Тем не менее, в работе с детьми необходимо использовать упражнения на сравнение двух схожих объектов, предметов, явлений, слов, ситуаций и т.д. Обучающиеся 2 классов могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. В ходе знакомства с миром профессий необходимо уделять внимание описанию условий и орудий труда специалистов.

Второклассники осваивают различные трудовые навыки и умения. В этот период педагогу очень важно провести беседу с учениками на темы «Кем работает папа», «Кем работает мама». Рассмотреть аспекты работы таких профессий как повар, портной, врач, водитель, т.е. тех профессий, с которыми мы сталкиваемся каждый день. По возможности, показывать документальные фильмы на данную тему. Очень важно на данном этапе приобщить школьников к трудовой деятельности в школьном саду. 

3. В 3 классе  продолжается знакомство школьников с трудом окружающих людей. На этом периоде у учащихся вырабатываются первые навыки организации своего труда и чувство ответственности за проделанную ими работу.

Третий класс – переломный в жизни детей. Именно с третьего года обучения они начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. На этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития восприятия, внимания, памяти. В этом возрасте мотив «хочу» меняется на мотив «надо», другими словами, появляется произвольность.

Это подходящее время для знакомства с более «сложными» профессиями, с которыми ученики не сталкиваются каждодневно – слесарь, токарь, маляр, плотник. Для более подробного представления данных профессий педагогу хорошо бы сводить учеников в школьную мастерскую. Важно так же организовать внеклассные тематические уроки, главными гостями которых будут люди той или иной профессии. Они смогут более подробно рассказать о своей профессии и ответить на вопросы учеников. 

4. В 4 классе надо развивать умение распределять внимание (например, между чтением и слушанием). Эта способность развивается эффективней при использовании парных и групповых форм работы. Например, назвать качества, необходимые для определенной профессии, детям легче в парах либо в группах.

В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречие между реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу»; появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, что в будущем пригодится для осознанного профессионального самоопределения.

Кроме вышеперечисленного, ученики должны посещать дополнительные занятия художественного, технического и спортивного творчества. Такие творческие коллективы помогут ребенку определиться в выборе профессии.

Так же желательно пользоваться услугами нашего районного центра по профориентации, который предлагает проведение для учащихся 2 – 4 классов игры по станциям «Профессии от А до Я», которая познакомит детей с различными профессиями: их названиями, назначением, с характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой, необходимыми для работы. Проект выполнен в интересной, занимательной форме; присутствуют творческие задания.

Игра расширит кругозор и словарный запас детей, поможет овладеть способами образования новых слов, активизирует слуховое внимание, быстроту реакции, разовьет память и умение общаться. Данное мероприятие рассчитано на учащихся 2 – 4 классов ГБОУ Центрального района Санкт-Петербурга. На одну игру приглашается один класс.

IV. Формы профориентации в начальной школе

  1. Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.
  2. Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.
  3. Методика «Кем быть».

Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора. Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ "Кем я хочу стать и почему?"; в) написать рассказ на тему: "Моя мама (папа) на работе".  Обработка полученных материалов может включать классификацию профессий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письменных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии. 

  1. Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.
  2. Профпросвещение:

- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки);

- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок;

- костюмированные карнавалы профессий;

- сочинения на тему «Пусть меня научат»;

- игра «Чей это инструмент?»;

- трудовые поручения;

- какие профессии живут в нашем доме (экскурсии).

6. Темы классных часов:

- кто работает в нашей школе? (экскурсия);

- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка);

- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома;

- экскурсия в школьные мастерские;

- беседа: мое любимое занятие в свободное время.

IV. Информационно-просветительская работа на классных часах

1. Упражнение «Самая - самая». 

Нужно назвать те профессии, которые в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика - самая сладкая профессия. Какие профессии являются самыми - самыми сладкими? (кондитер, конфетчик).

Характеристики:

- самая зеленая профессия (цветовод, озеленитель, овощевод и др.);
- самая волосатая профессия (парикмахер);
- самая детская профессия (детский врач - педиатр);
- самая смешная профессия (клоун, цирковой артист, актер и др.);
- самая серьезная профессия (программист, военный и др.);
- самая денежная профессия (банкир, кассир, бухгалтер);
- самая общительная профессия (учитель, диктор, телеведущий, журналист).

Далее можно попросить детей в левой части чистого листа в течение 4-5 минут изобразить, как они представляют себе эту профессию (содержание; орудия труда – это то, при помощи чего специалист выполняет свою деятельность; какие нужны качества, чтобы стать поваром). В конце занятия, в правой части листа, школьникам предлагается снова изобразить свои представления об этой профессии. Сравнительный анализ позволит оценить эффективность занятия.

2. Творческое задание.

Педагог раздает ребятам карточки-задания с изображением человека и предлагает завершить рисунок.

– Перед вами, ребята безликая фигура человека. Кто он? Чем занимается? Мы не знаем.

– А кем бы вы хотели бы стать? (Ответы)

Дорисуйте этот рисунок. Превратите этого человека в ………

Ребятам предложено дорисовать, “одеть” человека, сделать из него представителя одной из профессий.

3. Игра “Узнай по описанию.

По 1 представителю от каждой команды подходят к педагогу и вытягивают свиток с описанием одной из профессий. Далее команды уходят на совещание и через какое-то время зачитывают описание (возможно, читать будет педагог) и дают ответ.

– Глаза разбегаются от множества красочных обложек. Выбрать книгу тебе поможет этот человек. Он спросит: “Что ты больше всего любишь: сказки или рассказы о животных, приключения или веселые стихи? И подведет тебя к полке, где стоят эти замечательные книги. (Библиотекарь)

– Заболел щенок. А сегодня отказался от еды и не хочет играть. Положил свою мордочку на лапы и лежит. Как помочь твоему другу знает врач, который лечит животных. Он даст щенку лекарства. Как называют этого врача? (Ветеринар)

– Эта работа трудна и опасна. Это редкая профессия. Выбирают ее лишь настоящие мужчины, сильные, смелые и находчивые. Их называют мастерами подводных дел. У них много работы. Они строят причалы и мосты, укрепляют песчаные берега, обследуют дно рек и морей. И, конечно, они спасают людей и кораблей, потерпевших крушение. (Водолаз)

– Кажется, что лес сам по себе и хозяин в лесу каждый, кто захочет в него придти. Но это не так. У леса есть настоящий хозяин. Он растит и бережет лес, ухаживает за ним. У него много забот и обязанностей. По едва приметным тропинкам неторопливым шагом он обходит свои лесные владенья. Замечает, где буря уронила деревья, где появилось множество насекомых – вредителей леса. Смотрит, нет ли больных и засохших деревьев и нет ли запаха дыма. Лесной пожар – это беда. Он знает, какие звери и птицы живут здесь. (Лесник).

– Выдумать новый костюм, какого еще не было и какой понравится покупателям, очень трудно. Он, придумав костюм, берет и рисует его карандашом. Этот рисунок называется эскиз. По готовому эскизу другие специалисты сделаю выкройку модели, и сошьют новое платье. (Модельер)

4. “Веселая викторина”

В класс приходят пятиклассники с атрибутами разных профессий. (Поварской колпак, учительская указка и пр.) и читают загадки, а команды посовещавшись должны дать ответ.

  • Кто у постели больного сидит?
    И как лечиться он всем говорит; 
    Кто болен – он капли предложит принять,
    Тому, кто здоров, – разрешит погулять. (Доктор, врач)
  • Он учит детишек читать и писать, 
    Природу любить, стариков уважать. (Учитель)
  • Нахожусь всегда в полёте

      В белоснежном самолёте.

      Пассажирам помогаю,

      Прессу, кофе предлагаю.

      Я воздушная принцесса

      И зовусь я ….   (Стюардесса)

  • С молоточком по горам
    Он проходит тут и там,
    И уверен: «Я найду
    Здесь железную руду!» (Геолог)
  • Жарит, парит и печёт –
    Вот пирог, вот каша…
    И за то ему почёт,
    Благодарность наша! (Повар)
  • Это профессия морская.
    Выносливым быть должен он.
    Он средства лова рыбы знает
    И с навигацией знаком. (Рыбак)
  • Это страж лесной.
    Кормит он зверей зимой.
    Бережёт леса и реки
    От лихого человека.
    Для защиты примет меры,
    В лес не пустит браконьера. (Егерь)
  • Он рассчитывает точно,
    Чтоб всё было крепко, прочно.
    Без его расчёта
    Развалится работа! (Инженер)
  • Заболела эта книжка:

      Изорвал её мальчишка.

Я больную пожалею:

Я возьму её и склею. (Переплетчица)

  • На учении рота,
    Как во время войны…
    Есть такая работа –
    Быть на страже страны! (Военнослужащий)
  • В огне и дыму
    Он идёт среди жара,
    Спасая людей
    И дома от пожара! (ПожарНЫЙ)
  • Они придут на помощь нам,

Когда бушует океан,

Когда землетрясение,

Тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью, нас спасут –

Такой у них опасный труд!  (Спасатели)

  • Раньше всех она встаёт
    И в коровник свой идёт.
    А корова уже: «Му-у!
    Что так поздно, не пойму?» (Доярка)
  • Он нам передаёт:

«Осторожно, гололёд!

Снег пойдёт с утра, возможно,

Будьте очень осторожны!

        Минус семь, восточный ветер.

Надевайте шубы, дети!

К вечеру – внимание!

Ждём похолодание». (Синоптик)

  • Письма, телеграммы и газеты
    Он разносит в срок по адресам.
    Новости со всех концов планеты
    С радостью всегда доставит вам. (Почтальон)
  • Целый день он слышит:
    «Дайте, заверните и продайте!»
    И хоть очень устаёт,
    Но подаёт и продаёт! (Продавец)
  • Молоток в работе нужен,
    И с пилою он очень дружен.
    Он дощечки распилил
    И скворечник смастерил. (Столяр)
  • Прикрывается рукой
    Он от огненного жара,
    И течёт металл рекой
    По команде …. !  (Сталевар)
  • Он до рассвета встал,
    На рассвете подметал,
    И когда проснулся дом,
    Было чисто всё кругом! (Дворник)
  • Если в доме свет погас,
    Если тока нет у вас,
    Если сломаны приборы,
    Он является к вам скоро:
    Оглядит проводку зорко,
    Поработает отверткой,
    Выключатель щелкнет: "трак!" –
    И исчезнет полумрак. (Электрик)

5. Игра «Ищи ошибку».

Читаем стихотворение В.В.Агафонова, О.Л.Соболевой «Путаница о профессиях». Просим детей найти ошибку и рассказать, каким делом занимаются люди этих профессий.

В. В. Агафонов, О.Л. Соболева

ПУТАНИЦА О ПРОФЕССИЯХ (отрывок)

Наш знакомый мальчик Петя
Неплохой парнишка, но...
Говорит, что все на свете
Знает он давным-давно. 
Как-то собрались ребята 
Во дворе у нас гурьбой. 
Санитар,— спросила Нота, —
Это кто еще такой ?
А связист? — спросил Сережа.
Слесарь кто — не знаю тоже...
— Погодите, — крикнул Вова, —
Спросим Петю Иванова.
Петя так сказал: — Друзья!
Вам на все отвечу я!
Все профессии я знаю.
Так! Вниманье! Объясняю!
САНИТАР — на санках мчится,
Ничего с ним не случится!
Он ведь мастер в санном спорте,
Тут со мною вы не спорьте!
По горам, по перевалам
Все идет ГОРНЯК усталый.
Он к горам давно привык,
Покорит он горный пик.
Под морзянки бодрый свист
Свитер свяжет вам СВЯЗИСТ:
Он в вязании на спицах
Лучший наш специалист!
Ищет клады КЛАДОВЩИК
И находит в тот же миг!
А потом он эти клады
Бережно хранит на складе.
Собирает БАНЩИК банки,
А потом хранит в Сбербанке.
Очень ими дорожит,
Банк с ружьем он сторожит.
МЕЛЬНИК стены белит мелом
И рисует между делом —
На асфальте, мелом тоже,
Всем портреты. Так похожи!
В офисе ОФИЦИАНТ
Всем покажет свой талант:
Вмиг бумаги разнесет,
К телефону позовет.
Вот в машинку МАШИНИСТ
Вновь закладывает лист.
Тук-тук-тук! Помчались строчки
От начала и до точки.
Операция идет:
КРОВЕЛЬЩИК здесь кровь сдает.
Кровь вливается больному...
Он уже здоров — и дома.
А ПЕЧНИК печет печенье,
Очень вкусное, с вареньем!
Может булочку испечь.
Ах, была бы только печь!
Дорогие наши дети!
Что здесь перепутал Петя?
Он ошибок мно-о-ого сделал!
Почему же? В чем тут дело?
Помогите поскорее
Разобраться что к чему...
Если Петя подоспеет,
Объясните и ему!

Список литературы

  1. Зулунова, Г. В. Профориентационная работа в школе / Г. В. Зулунова // Начальная школа.- 2011. - № 5.-  С. 31-34. Конспект внеклассного занятия в 4 классе по ознакомлению с профессией "врач".
  2. Селезнева, Т. В. Я бы в моряки пошёл, пусть меня научат! / Т. В. Селезнева // Читаем, учимся, играем.- 2010.- № 11.-  С. 72-73: ил.- Библиогр.: с. 73. Сценарий урока по профессиональной ориентации, посвящённый работникам речного флота.
  3. Шорыгина, Т. А. Все работы хороши!: цикл бесед для детей 4-6 лет / Т. А. Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2005.- № 6.- С. 60-61 : ил.- Начало см.: 2005, № 3-5.
  4. Шорыгина, Т. А. Экономика: доступно о науке / Т. А. Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2010.- № 9.-  С. 45-50.- Продолжение. Начало см. №№ 3, 4 , 6, 8 / 2010. Беседа (с контрольными вопросами) о том, что такое профессия? Когда возникло разделение труда, какие бывают профессии и как узнать, какую из них выбрать?
  5. Вдовина Н. Трудовые ресурсы: окружающий мир, 3 класс / Н. Вдовина // Начальная школа: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2009.- № 11 / 1-15 июн.-  С. 14-18: ил. Тема "Трудовые ресурсы. Все профессии важны". Представленная методическая разработка урока может быть интересна не только руководителям кружков и факультетов экономического направления, но и классным руководителям для проведения тематического классного часа.
  6. Все профессии важны: урок-игра, 2 класс // Начальная школа: Прил. к газ. "Первое сентября".- 2007.- № 22 / 16-30 нояб.- С. 21-27: ил.- Содержание: Все профессии важны / Е. Прокопенко. Все профессии важны / С. Кенаш.
  7. Космический КВН: сценарий игры для учащихся начальных классов // Веселые уроки.- 2009.- № 4. - С. 16-17, 20-21. Сценарий КВН. О профессии космонавт.
  8. Объедкова, О. Л. Что делают дяди и тёти на своей работе / О. Л. Объедкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2006. - №5.-С.51-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников.

Даны методические рекомендации по организации основных этапов проектной деятельности....

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму.

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму....

Коррекция нарушений просодической стороны речи у младших школьников с ДЦП: методические рекомендации для учителей начальной школы

Критериями успешности коррекционной работы является самостоятельное установление социальных взаимоотношений детьми, поддержание       общения,     орг...

Методические рекомендации по оцениванию межпредметных результатов младших школьников

Данные методические рекомендации были разработаны преподавателями АКИПКРО Алтайского края для учителей начальных классов региона. Это необходимый  документ для коллег. Добавляю  анкеты для р...

Учебно-методические рекомендации на тему: «Учебные проекты младших школьников»

В данной теме описан теоретический материал,который использовался учителем при работе с учащимися....

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему «Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»

1. Анкета для учителей начальных классов Цель: выяснить использует ли учитель начальных классов в педагогическом процессе проектные задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных де...

Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию экологической культуры младшего школьника

Данное пособие предназначено для учителей начальных классов и содержит в себе методические рекомендации по формированию экологической культуры младшего школьника средствами внеурочной деятельности. В ...