Коррекция нарушений просодической стороны речи у младших школьников с ДЦП: методические рекомендации для учителей начальной школы
методическая разработка по логопедии (4 класс) по теме

Критериями успешности коррекционной работы является самостоятельное установление социальных взаимоотношений детьми, поддержание       общения,     организованного    сверстником    или    взрослым, использование просодических средств коммуникаций в ситуации свободного    общения. Мы считаем, что данные рекомендации помогут учителям начальной школы, в том числе и педагогам, работающим с применением дистанционных образовательных технологий, эффективно организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ.    

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция нарушений  просодической стороны речи у младших школьников с ДЦП:

методические рекомендации для учителей начальной школы.

B настоящее  время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Главной задачей их обучения и воспитания является организация коммуникативной деятельности, социальная адаптация и интеграция в общество.

Основная цель логопедической работы с детьми с ДЦП — формирование  правильной, выразительной речи, без которой невозможно овладение навыками полноценной коммуникативной деятельности.

Вопросы выразительности речи на современном этапе  приобретают большое значение. Программы по русскому языку и чтению  для начальных классов выдвигают целую систему мер, повышающих культуру устной речи школьников. В них неоднократно упоминается о развитии умения воспринимать речь на слух, слушать рассказывание или чтение учителя, соблюдать интонацию не только при чтении, но и передаче содержания прочитанного и рассказывании («Школа России», 2009). 

 Важное  значение для восприятия устной речи слушателем  имеют  мелодико-интонационные   и темпо-ритмические характеристики речи, т.е. просодика, которая  делает  процесс коммуникации более информативным.

 (Л. В. Бондаренко, 1977).

  Нарушения просодики характерны для  младших школьников  с детским церебральным параличом (ДЦП), т.е. «заболеванием центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга» [3, с.5].

Наиболее часто встречающимся речевым нарушением у детей с данным заболеванием  является  дизартрия,  при которой нарушаются базовые компоненты речи: дыхание, голос, интонация, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности, нормами социального поведения и формирования  эмоционально-волевой сферы ребёнка.

 С первых дней пребывания ребенка в специальной школе все внимание педагогов должно быть направлено на воспитание коммуникативной речевой способности и развитие всех сторон речи. От успешности этой работы в значительной степени зависит динамика психического развития детей, активность их интеллектуальной деятельности, результативность усвоения программного материала, уровень сформированности коммуникативной деятельности младших школьников.

          Критериями успешности коррекционной работы является самостоятельное установление социальных взаимоотношений детьми, поддержание       общения,     организованного    сверстником    или    взрослым, использование просодических средств коммуникаций в ситуации свободного    общения. Мы считаем, что данные рекомендации помогут учителям начальной школы, в том числе и педагогам, работающим с применением дистанционных образовательных технологий, эффективно организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ.    

           Для успешной реализации коррекционной  работы по устранению нарушений  просодики у младших школьников с ДЦП мы определили наиболее важные  направления: формирование правильных дыхательных и фонационных кинестезий, развитие темпо-ритмической стороны речи, формирование мелодико-интонационной стороны речи.

Для достижения поставленных задач мы использовали следующие

логокоррекционные технологии: самомассаж, артикуляционно-мимическую, дыхательную, интонационную и голосовую   гимнастики, коррекцию темпо-ритмического чувства; подобрали и систематизировали практический материал по формированию и совершенствованию мелодико - интонационной и темпо - ритмической сторон речи.

Самомассаж

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного

массажа, который выполняется логопедом.

Рекомендации при выполнении упражнений:

-длительность одного сеанса самомассажа для детей  младшего

школьного возраста может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня;

- перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу.  Возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме.

1. Самомассаж мышц головы и шеи

1.1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук    должны   быть    одновременными,    медленными,     поглаживающими.

1.2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих
ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной
ямке.

2. Самомассаж мышц лица

2.1. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от
середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

2.2. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами
от середины  верхней   губы    к   углам  рта, а затем к углам нижней челюсти.

2.3.  «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верх
ней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

3.  Самомассаж мышц языка

3.1.  «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше
сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые
края   языка   касались   углов   рта. Постепенно  убирать   язык в полость рта.

3.2.  «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед,
пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так
же убирать язык внутрь рта.

3.3.  «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

4. Самомассаж ушных раковин

4.1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и  потереть   их.

4.2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их
вниз 3 — 5 раз (рис. 136).

4.3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с.

Артикуляционно-мимическая гимнастика

Гимнастика подбирается с учетом состояния речи и моторной сферы детей, сложности структуры и  условий построения  двигательного акта, особенностей нарушений моторных функций.

Рекомендации при выполнении упражнений:

- выполнять упражнения только перед зеркалом;

- избегать сопутствующих движений (работает только группа мышц);

-выполнять упражнение в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений.

1.Упражнения для мышц лба:

- нахмурить брови, с угрозой произнести: «А-а!»;

- удивленно-радостно вскинуть брови, произнести с восхищением: «А-а!».

2.Упражнения для мышц глаз:

- зажмуриться -  «распахнуть» глаза;

-поочередно    закрывать    и    открывать    то    правый,    то    левый глаз;

- озорно, со значением подмигивать;

- спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслабляя мышцы век.

3.Изобразить:

- грозного владыку;

- шпиона;

- кокетливую барышню.

Дыхательная гимнастика

Комплекс упражнений для воспитания навыков речевого дыхания направлен на освоение техники смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса и сознательного регулирования ритма.

Рекомендации при выполнении упражнений:

- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;

- вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий, дыхание не форсировать;

- «добирать» воздух только между смысловыми отрезками во фразе;

- следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи не поднимались при вдохе;

- после выдоха перед новым вдохом обязательно сделать остановку примерно    на 2 -3 сек.;

- каждое упражнение выполнять 1-2 раза; продолжительность упражнения 1-2 мин.;

- выдох должен сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата;

- дыхательная гимнастика должна проводиться ежедневно до еды в хорошо      

проветренном помещении. 

1. «Воздушный гольф».  При помощи выдыхаемого воздуха задуть шарик на нарисованную на столе лузу.

2. Плоскостной  театр.   Используются  иллюстрации  к  знакомым  детям сказкам.   Например,  эпизод  "Встреча  колобка с лисой" из сказки "Колобок" представлен  в  следующем виде: на картинке изображена лиса перед пустым пеньком,    а   плоскости   колобок   накладывается   на   пенек.  Предлагается  "спасти  колобка".  Ребенок  делает  вдох через нос и плавным выдохом через рот  сдувает  колобка  с  пенька. Аналогично можно интерпретировать другие сказки. 

Речевая дыхательная гимнастика

На завершающем этапе работы над дыханием в упражнения вводят слоги, слова, фразы, четверостишия и т. д. с целью экономного распределения выдоха на протяжении всего высказывания и сохранения темпо-ритмической и звуко-слоговой структуры высказывания.

Рекомендации при выполнении упражнений:

- обращать внимание на равное распределение выдоха на протяжении всего высказывания;

- придерживаться умеренного темпа речи с четким договариванием слова в полном его объеме;

-при чтении стихотворений, произнося возрастающее количество строк на одном выдохе, соизмерять расход воздуха с величиной текста.

1.Произнести слоги на одном выдохе:

па      по    по      пу  

2. Слова на одном выдохе:  сделать вдох. На выдохе посчитать. Счет прямой, обратный,  порядковый, десятками и т.д. По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев. Следить за проговариванием, равномерностью и длительностью выдоха.

3. Фразы на одном выдохе:  чтение стихотворения «Дом, который построил Джек».

Коррекция темпо-ритмического чувства

Работе по формированию интонационной выразительности речи предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фраз.

Паузы делаются перед словами, которым говорящий хочет придать особое значение, силу, выразительность.

Обозначение пауз: короткая  (для восстановления дыхания,  после запятой )  - |, длинная пауза (перед двоеточием, тире, после точки с запятой,

точки) -  | |.

1. Прочитать предложения, в которых паузы графически обозначены.

Методические рекомендации.  Если фраза длинная, то после каждой части или смыслового отрезка необходимо останавливаться, делать новый вдох для продолжения фразы. Фразу тоже надо делить на смысловые отрезки — синтагмы — так, чтобы смысл фраз стал понятен для слушателя и чтобы каждая часть фразы  получила нужное ей звучание.

Паузы в середине предложения короче, чем паузы конце предложения. Предварительно в тексте рекомендуется обозначить  карандашом паузы (пауза в составе предложения — одна вертикальная линия, в конце — две линии).

Например:

Любишь кататься / — люби и саночки возить.// Назвался груздем / — полезай в кузов.// Не красна изба углами, / а красна пирогами.// Ветер по морю гуляет,/ И кораблик подгоняет/ Мимо острова буяна,/ В царство славного салтана,/ Пушки с пристани палят/ Кораблю пристать велят...// (А. С. Пушкин).

2. «Построения».

Цель: формировать    навыки     воспроизведения     логического   ударения   в

экспрессивной речи.

Описание. Дети встают в шеренгу. Педагог, обращаясь к каждому ребёнку по имени, просит назвать того, кто стоит справа (слева) от него. Принимаются только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена детей.
3. «Кто в каком домике живёт?»

Цель:  формировать  навыки  воспроизведения    логического           ударения  в экспрессивной речи.

Описание. Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живёт белка?», «Кто живёт на болоте?», «Чей домик - гнездо?» и т.д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения.

Восприятие и воспроизведение ритмических структур

        

Рекомендации при выполнении упражнений:

   Упражнение необходимо выполнять:

- с четкой артикуляцией;

- с равномерным распределением выдоха;

- соблюдая умеренный темп;

- синхронизируя произнесение и движение (на слог).

- каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох. 

1.Упражнения на развитие темпо-ритмического чувства речевых и неречевых движений.

1.1. Озвучить предложения. Гласный в начале предложения необходимо произносить с придыханием, в сопровождении дирижирования (на слог).

-Ах! Какое яркое солнце!

-Ох, ну и крепкий мороз!

-Ух, какая тяжелая сумка!

-Ах, эти грибы в сметанном соусе...

-Ой-ой-ой, я уколол палец.

-Ай-ай-ай, я опять опоздала.

-Ах, этот дождливый осенний вечер...

-Ах! Играем мы в футбол. Ох! Красивый будет гол. Эх! Промазал в этот раз... Ух! Вратарь команду спас!

2.Упражнения на согласование речи с движением.

2.1. Упражнения по методике «Расскажи стихи руками».

Ученики произносят текст и выполняют точные выразительные движения и жесты.

 «Ученые мартышки»

Две проказницы мартышки

 Полистать любили книжки.

Потрясти их, полизать

И как будто почитать.

Ловко принялись за дело

 И очки они надели.

К носу книжку поднесли,

 Вдруг подальше отвели.

Ничего в очках не видно.

 И мартышкам так обидно!

2.2. Игры и упражнения на координацию голоса и движений.

а). Ученики произносят текст и  вместе с педагогом выполняют движения.

 «Лесная азбука».  К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:

У-У-У - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

А-У-У - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

Ы-Ы-Ы - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

б). «Косари». Вдох и «отведение косы» в строну, выдох и «взмах косой» с произнесением междометий «ух», «эх», «ах».

Голосовая и интонационная гимнастика

Для работы над голосом предлагаются коррекционно-развивающие упражнения, направленные на воспитание длительной фонации, отработку восходящей, нисходящей и ровной интонации, что формирует навык правильного голосообразования, речевого дыхания, устраняет чрезмерное мышечное напряжение.

Рекомендации при выполнении упражнений:

- работая над гласными, необходимо следить за мягкой атакой звука (бархатистое    звучание,    чуть      приглушенное,    с     теплым      выходом);

- не следует допускать горлового и других призвуков;

- при выполнении упражнений с гласными следует соблюдать умеренность темпа,    четкость    артикуляции,     равномерное    распределение      выдоха;    

- произношение каждого отдельного звука или звука в составе звукосочетания согласовывается с плавным горизонтальным движением ведущей руки («дирижирование»).

1. Удлинение произнесения слов (при средней громкости голоса):

Счет десятками с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

2.«Угадай-ка»
Цель. Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.
Оборудование: карточки с изображением эмоциональных состояний.

Описание. Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым,

испуганным или удивленным голосом. Дети называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы, и показывают соответствующие карточки.

 3.  «Имитация диалогов». Все слова в предложении заменяются сочетанием гласных «АОУ» или «АОУИ» с сохранением интонационно-мелодического оформления высказывания:

учитель — ученик,

врач — пациент,

милиционер — правонарушитель.

Упражнения на развитие выразительности речи

1. Подражание голосам сказочных героев при чтении сказок.

    2. Озвучивание мультфильмов, презентаций.

    Использование мультфильмов, размещённых на  портале для детей, родителей и педагогов «Солнышко» - //www.solnet.ee/,  компьютерной программы Microsoft Power Point, создание мультимедийных презентаций помогает детям овладевать навыками рассказчика.

Литература

1. Ипполитова, М. В. Развитие речи учащихся с церебральным параличом [Текст] / М. В. Ипполитова // Коррекционная  педагогика. – 2009. - № 2(32). – С. 52-62.

2. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. - М.: Академия, 2001. - 192 с.

3.Мастюкова, Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом [Текст]: младший; ранний и дошкольный возраст /  Е. М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1991. – 156 с.

4. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 222 с. - (Высшая школа).

5. Школа России [Текст]: Концепция и программы для начальных классов: в 2 ч. Ч. 1 / Сост. М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова,  С. И. Волкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 158 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для учителей начальной школы по реализации деятельстного метода обучения в рамках ФГОС

Групповая и парная работа - это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учит...

Методические рекомендации для учителей начальной школы "Профориентация младших школьников"

Занимаясь опытно-экспериментальной работой, мы проводили и проводим различные исследования среди учащихся школ Санкт-Петербурга. Набрана и проанализирована разнообразная статистика.Какие выводы для се...

Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

      Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...

Методические рекомендации по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников

При коррекционной работе по формированию фонетико-фонематической стороны речи учитывались различные педагогические принципы (общедидактические принципы, принцип наглядности и другие). Большое значение...

Методические рекомендации для учителей начальной школы по сохранению и укреплению зрения учащихся

Содержание  Введение.Гигиенические требования охраны зрения учащихся в современной школе.Методические разработки классных часов.Методические разработки родительских собраний.Гимнастика для г...

Использование игровых технологий в коррекции просодической стороны речи у младших школьников

Применение игровых технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи обусловлено психолого-педагогическими особенностями младших школьников....