Литературно-музыкальная композиция "Подвиг народа в наших сердцах"
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Подвиг народа в наших сердцах

литературно – музыкальная композиция  (4 класс)

                                                                

                                                                                Гурина С.Н.

Цели:

-сформировать общее представление о Великой Отечественной войне,

расширить исторические знания детей;

-воспитывать у детей чувство любви к своей Родине, уважение к борцам за

свободу, чувство гордости за свой народ;

-развивать у учащихся духовно-нравственные качества и гражданскую

позицию.

Оборудование:

Плакаты «Помнит мир спасенный», репродукции художников, детские рисунки, сочинения, песни о Великой Отечественной войне;

Ведущий. Сегодня на  мы будем говорить о нашей прекрасной Родине, ее доблестных воинах, женщинах и детях, которые в годы Великой Отечественной войны несли все тяготы наравне с мужчинами, о мужественном народе нашем.

Люди! Покуда сердца стучатся, помните.

Какой ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните. (Р. Рождественский).

Чтец 1.

  1. Солнышко, ты в блеске и тепле Проплываешь у любых ворот.

Где всего прекрасней на земле?

И какой понравился народ?

Чтец 2.

  1. - Всякий, шепчет солнышко - хорош!

Не могу обидеть никого.

А где ты родился и растешь,

Там, дружок, прекраснее всего!

 Горы, море или ширь полей... Родина! Она всего милей!

(Д. Павличко)

Ведущий  (ученики)

-Почему мы зовем Россию отечеством? (потому, что в ней испокон века жили наши отцы и деды, это слово созвучно слову отец).

-Почему зовем родиной? (потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное)

-А матушкой? (потому, что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас).

Да, ребята, много есть на свете и кроме России хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.

Родимая сторона-мать, чужая- мачеха.

Человек без Родины - что соловей без песни.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Нет в мире краше - Родины нашей.

( выставка детских рисунков)

Чтец 3.

  1. Родина - мы говорим, волнуясь

Даль без края видим пред собой,

Это - наше детство, наша юность

Это все, что мы зовем судьбой.

Чтец 4.

  1. Родина! Отечество святое Перелески, рощи, берега. Поле от пшеницы золотое, Голубые от луны стога.

Чтец 5.

  1. Родина! Земля отцов и дедов.

Мы влюбились в эти клевера, Родниковой свежести отведав,

С краешка звенящего ведра.

Все: Это позабудется едва ли-

И навек останется святым

Землю ту, что Родиной назвали

Коль придется, сердцем защитим. (М. Пляцковский)

Ведущий (ученики)

 -А земля-это только то, что у нас под ногами?

(нет, это весь земной шар, планета Земля. Это вся природа и все люди).

 -Как вы думаете, зачем человек приходит на землю?

( чтобы учиться, трудиться, любить, чтобы все чего достигнет передать другим поколениям)

Ведущий (ученики)

 Ребята, война, это - взрывы бомб, грохот канонад, смерть людей, гибель городов. Война приносит горе всем людям: и тем, кто начинает ее, и тем, кто защищает Родину. Во время войны погибают люди, матери остаются без сыновей и дочерей.

22 июня 1941г., в 4 часа утра, без объявления войны германские войска напали на нашу страну. Началась ВОВ («Священная война»)

Исполняется песня «Священная война» (сл. В.Лебедева Кумача, муз. А.Александрова)

-        Почему эту войну назвали Великой?

(во всей стране не было ни одной семьи, ни одного дома, которых бы не коснулась война, откуда бы не ушли на фронт или где бы не работали для фронта).

-        Почему ее назвали Отечественной?

(потому, что бойцы шли не для того, чтобы завоевывать чужие земли, а шли, чтобы освободить от врага свою страну, свое Отечество). В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино, величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла. Воевали не только взрослые, но и дети. Послушайте их письма из фронта.

( читает ученица)

1.        «Если вражеский снаряд оторвет мне руку, я буду биться одной
рукой. Если я лишусь ног, я подберусь ползком к звериному стаду и
буду разить гранатами. Если мне выбьют очи, я увижу врага глазами
сердца и не промахнусь.»

Любовь Земская

2.        «Дорогая мамочка, не беспокойся, я поехал на фронт и вернусь с
победой.        Эдик Жмайлов

Ведущий.

Ты не вернешься, не увидишь маму Эдик Жмайлов. Но твоим именем назовут школу в Ростове. - Кого еще из юных героев вы можете назвать. О ком читали, слышали, видели фильм?

(Володя Дубинин, Валера Волков, Леня Голиков, Нина Сагайдак, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова).

-        Имена у них разные, но взрослые дали им общее имя. Какое? (орлята).
Что оно значит? (отважные, смелые).

До войны это были самые обыкновенные девчонки и мальчишки. Они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

-        Сегодня, чему мы учимся у них?

(горячо любить Родину, быть смелыми, мужественными...).

Ребята, пусть каждый из вас задает себе вопрос:

« А я смог бы поступить так? И ответив самому себе искренне и честно подумает как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников. Помните, в жизни всегда есть место подвигу. Подвиг- это героический поступок.

Ведущий.

Тяжесть войны несла на своих плечах и русская женщина, женщина-мать. Это медсестра выносившая из поля боя раненых и оказывающая им первую медицинскую помощь под градом огня, прямо на поле боя. За все бралась без страха.

Послушайте письмо матери на фронт.

(читает ученик)

Мама пишет: « Старые часы хрипло бьют полночь. Сверчок чудом поселившийся в городской квартире работает на стрекочущей машинке. Большая Медведица замерла в небе над домом напротив. Пахнет хлебом. Тихо. Тепло.

Потом оказалось, что это было скукой, которую умирающая от голода мама сочинила для меня. Сочинила в ледяном доме, в котором были выбиты

стекла. Из ледяного блокадного Ленинграда послала мне последние капли

своего тепла, последние кровинки.

А я поверил сказке! Я не замечал, что строки были кривыми - дрожала

обессиленная рука. Последнее письмо пришло в мае 1942 года.

900 дней длилась блокада Ленинграда, голод... холод... Ленинградский

блокадный хлеб - как он мал - 125 граммовый кусочек хлеба.

(читают все)

Дети, плача, хлеба просили-

Нет страшнее пытки такой!

Без воды, без тепла, без света,

День, который похож на ночь.

Может, в мире и силы нет.

Ведущий.

Чтобы все это превозмочь. Бережно относитесь к хлебу. Не топчите хлеб, не бросайте его, не пренебрегайте им. Знай, когда держишь хлеб в руке, ты держишь сокровище.

(рассказ о Татьяне Савичевой)

11 летняя Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, - может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жило еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени.

Ведущий.

Какие чувства вызвали у вас записи Тани Савичевой?

  • жалости, потому, что она осталась одна, без мамы, без папы, без сестренки. Голодная. Под обстрелом. В пустой, холодной квартире;
  • гордости за нее, какой сильной надо быть, чтоб вести эти записи о смерти, дрогнула рука, не смогла написать слово «умерла» только мама.

Война... 4 года - перебежками и по-пластунски!

( давайте вспомним песни тех лет)

Мы так давно

Не отдыхали

Нам было просто

Не до отдыха с тобой.

Мы пол-Европы по-пластунски

пропахали.

А завтра - завтра наконец

Последний бой...

Эх дороги... Пыль да туман, Холода, тревоги Да степной бурьян. Снег ли ветер Вспомним друзья. .. .Нам дороги эти Позабыть нельзя

На плакате:

20 миллионов за 1418 дней - это значит:

14 тысяч убитых ежедневно

600 человек в час

10 человек каждую минуту.

Вот что такое -20 миллионов!

Вот что такое война!

Эпиграф (на доске) Читают все.

(минута молчания)

Ведущий.

 Встаньте. Почтим минутой молчания память погибших. Садитесь.

Чтец 6.

1.        Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте люди никогда

Об этом не забудем.

Чтец 7.

2.        Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке

И дети нынешних детей

И наших внуков, внуки.

Чтец 8.

3.        Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,

            Нам будет памятка дана

            О том, что в мире было.

Чтец 9.

4.        Знаем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья,

Затем, чтоб нам счастливей быть

Все: А счастье - не в забвенье!

Ведущий.

Много людей погибло в ВОВ. Они защитили мир. И надеялись, что на их земле мир будет вечно.

Но снова приказы:

 Ни шагу назад,

И дети в «горячие точки» спешат.

К сожалению, последнее время нам нередко доводилось слышать тех, кто унижает роль защитника Родины, кто пытается переписать всю историю России. Но мы по-прежнему любим воина, 23 февраля празднуем День защитника Отечества.

-        Ребята, воин это кто?            - человек чести;

  • главный герой разных былин;
  • солдат-богатырь.

-        А какие вы можете назвать солдатские доблести?

(воля, смекалка, выдержка, умение преодолевать трудности).

-        Ими должен обладать только солдат?
(нет, каждый человек, мы с вами).

-   Ваши знания и смекалку сейчас проверим.

(Викторина)

  1. Что такое герб, флаг? (символы государства)
  2. Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)
  3. Кто боец невидимого фронта? (разведчик)
  4. Как называется подросток изучающий морское дело? (юнга)
  5. Чьи это слова: «Тяжело в ученье - легко в бою. (Суворова) Молодцы! Когда наши мальчики вырастут, они будут достойными защитниками Отечества.

  • Где воздвигнут этот памятник воину - освободителю?
  • (в Берлине, Трептов - парке).
  • Почему советский солдат изображен с тяжелым мечом и девочкой на руках?
  •  (меч- символ военной силы. Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет).

( девочка, символ того, что советский солдат хочет сохранить жизнь всем

детям на земле).

Ведущий.

Мы пришли на эту землю

Мы на свет родились Чтобы радостно жить Чтобы вместе играть Чтобы крепко дружить Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.

Для дружбы, для улыбок и для встреч В наследство научили вы планету Вам этот мир завещано беречь. И землю удивительную эту.

Когда мы читаем книги о войне, когда смотрим фильм о ней мы плачем. И эти слезы - еще один памятник, который воздвигают сердца всего народа. Солдату, Освободителю, Защитнику.

Чтец 10.

Хотел бы я,  чтоб на планете

Хранили мир и тишину,

Чтобы потомки, наши дети,

Не знали никогда войну.

Чтец 11.

Через века, через года –

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

Помните!

Чтец 12.

Люди!

Покуда сердца стучатся –

Помните!

Какою ценой завоевано счастье –

Пожалуйста, помните!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальное путешествие "Наша школьная страна"

Сценарий музыкально-литературного путешествия "Наша школьная страна"...

Литературно- музыкальная композиция "В сердце ты у каждого, Победа!"

Данный материал  направлен на формирование патриотических чувств младших школьников, содержит сценарий и презентацию для проведения внеклассного мероприятия ко Дню Победы....

Литературно-музыкальная композиция "Мамино сердце"

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Мамино сердце" разработан для совместной постановки учащимися начальной, средней и старшей школы....

Литературно – музыкальная композиция «Покуда сердца стучатся, - помните!»

С каждым годом – всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тяжёлых испытаний,  которое с честью выдержала наша страна. Нико...

Литературно-музыкальная композиция для детей "На нашей нивке сегодня дожинки"

Литературно-музыкальная композиция для детей "На нашей нивке сегодня дожинки" для младших школьников. Материал можно использовать, включив его в концертную программу....

Литературно-музыкальная композиция «Сердцем прикоснись к подвигу…»

                                                      ...