Организация и содержание работы с родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних детей.
статья по теме

Грудачева Ольга Викторовна

 

Тематический план по профиллактической работе, лекции (дебаты), беседы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami_po_pdd.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

         

ОРГАНИЗАЦИЯ  И  СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ  ПО ПРОФИЛЛАКТИКЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ.

Грудачева Ольга Викторовна учитель начальных классов

МБОУ «Излучинская ОСШ№ 1 с углубленным изучением отдельных предметов»

      Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями младших школьников.

Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей (в основном не имеющих личного автомобиля) не знают Правила дорожного движения.

Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) с участием детей. Родители должны знать опасные места вокруг школы и дома, где их дети гуляют самостоятельно.

Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися 2 б класса необходимо обеспечить и работу с родителями.

Занятия с родителями можно проводить в форме: лекции, тематические беседы, индивидуальная работа с родителями детей группы риска.

Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед каникулами и срезу после них.   1  сентября дети идут в школу, отвыкнув за лето от движения транспорта на улицах. Дети теряют бдительность накануне каникул и в каникулы, когда предоставлены сами себе.

На занятиях с родителями даются следующие установки:

  • постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворе, жилой зоне, идут по тротуару,
  • при переходе дорог крепко держать ребенка за руку и разъяснять им правила поведения на улицах и дорогах.

На лекциях по профилактике дорожно-транспортного травматизма необходимо

использовать аналитический материал территориального управления ГИБДД и приводить конкретные примеры ДТП с учащимися школ поселка и района, разбирая с родителями их причины. Такие лекции нужны и для того, чтобы родители сами научились ориентироваться в дорожных условиях.

Необходимо настроить родителей на желание взаимодействовать со школой, убеждать их в необходимости оказывать помощь своим детям дома, в самостоятельной работе с учебной книгой-тетрадью.

Давать советы родителям по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их индивидуальных различий и уровня психического и физиологического развития.

Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

ПРОФИЛЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Тема

Форма занятий

Методы

обучения

1.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Родительское собрание

Лекция

Дебаты

2.

Типичные ошибки в поведении младших школьников на улицах и дорогах.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Беседа

3.

Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному и правопослушному поведению на улице, дороге, в транспорте.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Беседа

Круглый стол

4.

Возрастные и психофизиологические особенности поведения младших школьников на улицах и дорогах.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Беседа

(психолог медработник)

5.

Основные дорожные понятия. Знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улице, дороге, в транспорте.

Родительское собрание

Лекция

(инспектор ГИБДД)

Тема № 1.  Лекция (Дебаты)

Профилактика  детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель лекции:   сформировать у родителей представление о практическом значении профилактики детского дорожно-транспортного травматизма с целью сохранения жизни и здоровья детей; раскрыть перечень профилактических мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Наглядные пособия:  статистические таблицы с показателями ДТП с участием детей.

Краткое содержание лекции.

Введение.

Раскрыть актуальность и практическую значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Обосновать цели этой работы - сохранения жизни и здоровья детей.

Основная часть.

Первый вопрос.

Привести статистические таблицы с показателями ДТП с участием детей за прошедший год, полугодие из территориального управления ГИБДД.

Показать таблицы возрастного распределения числа погибших и пострадавших детей. Сообщить количество от общего числа всех пострадавших в ДТП детей были пешеходами и какое -  пассажирами транспортных средств.

Обратить внимание на то, что детский дорожно-транспортный травматизм имеет ярко выраженный сезонный и временной характер. Основная часть ДТП регистрируется в период с мая – июня по сентябрь. То есть, во время каникул, когда дети остаются без присмотра. Напомнить родителям, что они должны знать, где их дети находятся, где проводят время. Акцентировать внимание родителей на личную ответственность за безопасность своих детей.

Обратить внимание родителей на то, что общее число ДТП с участием детей приходится на последние дни недели – с пятницы по воскресенье. Подчеркнуть, что даже в выходные дни,  КОГДА РОДИТЕЛИ ДОМА, ДЕТИ ВСЕ РАВНО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ САМИ СЕБЕ.  Основная часть ДТП происходит в период с 17 до 19 часов.

Самая высокая смертность в ДТП отмечается на неосвещенных участках дорог. Тяжелыми последствиями отличаются ДТП, совершаемые в условиях тумана и дождя.  Вместе с тем более 75 % ДТП происходит в ясную погоду.

Второй  вопрос.

Познакомить родителей с основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма. По официальной статистики, это следующие нарушения Правил дорожного движения:

  • переход проезжей части дороги  вне пешеходного перехода;
  • переход дороги  в неположенном месте;
  • неподчинение сигналам регулирования;
  • неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зеленых насаждений;
  • ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара;
  • ходьба вдоль проезжей части по направлению движения транспорта;
  • игра на проезжей части.

Причина самых тяжких ДТП – ходьба детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспорта. Ходьба по краю проезжей части дороги в один ряд допускается при отсутствии пешеходной дорожки, тротуара, обочины, но не вдоль, а только на встречу транспорту, чтобы водители могли видеть пешехода, а пешеход – вовремя заметить опасность.

Дать родителям установку, что без сопровождения взрослых дети не должны выходить на проезжую часть дороги с интенсивным движением транспорта. Появление ребенка в сложной дорожной ситуации – предпосылка к ДТП. Чрезмерная самостоятельность младшего школьника способствует ДТП, а это всегда следствие родительского недосмотра и халатного отношения к опасностям на улицах и дорогах.

В силу своего возраста младшие школьники не всегда осознают опасность, не знают, что движущаяся машина не может сразу остановиться при их внезапном появлении на проезжей части. Не понимая этого, дети перелезают через ограждения на дорогу, играют вблизи нее, идут на красный или желтый сигнал светофора и т.д.

На конкретных примерах по материалам территориального управления ГИБДД привести факты ДТП и раскрыть их причины.

Выяснить у родителей, кто из них сопровождает детей в школу, есть ли опасные места по пути в школу и какой наиболее безопасный маршрут они выбрали для своего ребенка.

Попросить родителей изучить самим и совместно с ребенком учебную книжку-тетрадь, акцентируя внимание ребенка на опасных местах.

Призывать родителей постоянно сотрудничать со школой, чтобы совместными усилиями  устранять причины и условия, способствующие ДТП.

Третий  вопрос.

Одна из форм профилактики ДТП – воспитание и обучение детей в дошкольный учреждениях, школах, и других учебных заведениях. Убеждать родителей в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Познакомить родителей с с комплексом профилактических мероприятий проводимых в школе (классе) инспекторами подразделения ГИБДД.

Заключение.

Подвести итоги лекции, сделать следующие выводы.

Попадание ребенка в ДТП – всегда трагедия, даже если ребенок остался жив и не получил тяжелой травмы, сильное психологическое потрясение может остаться на всю жизнь. Поэтому родители должны уметь прогнозировать вероятность несчастных случаев и аварий и уметь предотвращать их.

Тема  2.  Беседа.

Типичные ошибки в поведении младших школьников на улицах и дорогах.

Цель беседы: раскрыть родителям типичные ошибки в поведении детей на улицах и дорогах и дать педагогические рекомендации по их предупреждению, формированию и развитию у младших школьников умений и навыков безопасного поведения.

Краткое содержание беседы.

Беседа об индивидуальных особенностях детей в опасных ситуациях. Какую реакцию вызывают опасные ситуации у ваших детей.

Типичные ошибки в поведении детей:

  • выход на проезжую часть дороги из-за стоящих на обочине машин, кустов, деревьев, препятствий и сооружений.
  • переход улицы наискосок, а не под прямым углом к проезжей части.
  • желание как можно быстрее перебежать дорогу, не глядя по сторонам.
  • игры на дороге.
  • катание по дорогам  и улицам  на роликовых коньках, велосипедах, самокатах, санках.

Необходимо научить первоклассников различать левую и правую стороны дороги, сравнивать объекты и предметы дорожной среды по величине, длине, ширине, высоте. Определять их место в пространстве: слева, справа, впереди, сзади, выше, ниже.  Это развивает способность ориентироваться в дорожных условиях.

Необходимо учить детей занимать правильное положение на дороге:

«Встань так, чтобы перед тобой был пешеходный переход, а напротив – светофор».

На прогулках с ребенком надо понаблюдать, как водитель заводит машину, обратить внимание на то, что машина движется вперед,  назад, разворачивается. Заострить внимание ребенка на то, что когда водитель заводит машину, он может не заметить близко стоящего около автомобиля ребенка и наехать на него. Постоянно напоминать ребенку,  что пешеходы идут по правой стороне тротуара. Наблюдать за движением автомобилей: быстро, медленно едет машина. Обращать внимание, что за большими грузовыми машинами не видно маленьких автомобилей.  Добиваться, чтобы ребенок сам рассказывал что видит, находя причинно-следственные связи и зависимости. Самостоятельно сделать вывод, что правильно и что неправильно делают пешеходы, идущие рядом с вами. Задавать вопрос: «А. как надо поступать?»  

На улицах и дорогах необходимо обращать внимание детей на освещение,  погодные условия, состояние дороги. Зимой из-за скользкой дороги проходить близко к проезжей части становиться опаснее.

Поведение ребенка на улице включает четыре этапа:

  • восприятие окружающей дорожной среды (умение смотреть, видеть и слышать),
  • предвидение дорожной ситуации на предмет опасности или безопасности.
  • выработка наиболее безопасного решения.
  • реализация конкретных действий.

Предвидение ситуаций – это умение быстро выбрать правильный вариант поведения на дороге. Этому должны научить родители, отрабатывая с детьми сенсорные (зрение, слух), мыслительные и двигательные навыки.

Необходимо с раннего детства развивать у ребенка глазомер и чувства времени при оценке скорости движения машины. Увидев, например, автобус вдалеке, предложить ему сосчитать на какой счет (1, 2, 3, 4…) тот доедет до определенного места. Потом «засечь» автомобиль и снова посчитать. Такие упражнения помогают младшим школьникам понять, что скорости движения у разных машин отличаются Это надо знать при переходе улиц и дорог.

Чтобы у ребенка не появился страх перед дорогой и транспортом, он должен уметь ориентироваться. У него должна сформироваться привычка,  всегда соблюдать Правила дорожного движения.

Акцентировать внимание родителей на типичных ошибках поведения детей в дорожной среде. Обсудить с родителями, есть ли около вашего дома опасные места, обсуждали ли они это со своими детьми. Какой безопасный путь к школе выбрали родители со своими детьми.

Родители для своих детей – безупречный авторитет, поэтому родители в первую очередь сами должны соблюдать Правила дорожного движения, и требовать это от ребенка. Дети подражают своим родителям, поэтому они и повторяют такие же действия. От поведения родителей на улицах и дорогах во многом зависят и действия их детей. Безопасному поведению надо обучать не только в школе, но и дома.

Провести дополнительно индивидуальную работу с родителями, дети которых входят в группу риска как наиболее импульсивные, подвижные или, напротив, заторможенные.

Обязательно обсуждать с ребенком домашнее задание по предмету «Дорожная безопасность». Рассмотреть и обсудить иллюстрации и сюжетные картинки в учебной книжке-тетради. Выслушивать мнение детей и добиваться понимание и осознание ими опасных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа классного руководителя по профилактике дорожно-транспортного травматизма"

Данный материал содержит описание форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Указывает на важность взаимодействия семьи и школы в обучении детей безопасному поведению на улицах и до...

Программа дополнительного образования по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно- транспортного травматизма

Программа дополнительного образования по  изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно- транспортного травматизма...

Система работы с первоклассниками по профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием школьников.

Система работы с первоклассниками по профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием школьников.Автор: Строганова Людмила Юрьевна, Степанова Ирина ВасильевнаОрганизация: ГБОУ Школа №329Насел...

«Я – пешеход, я – пассажир» (по профилактике дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних детей)

Программа по вгнеурочной деятельности для 1-4 классов «Я – пешеход, я –  пассажир» (по профилактике дорожно-транспортноготравматизма с участием несовершеннолетних детей)...

План работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма

План работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма...

Благодарность учителю Себро Наталье Евгеньевне за работу по пропаганде правил дорожного движения, и профилактике дорожно-транспортного травматизма, 2022г.

Благодарность учителю Себро Наталье Евгеньевне за работу по пропаганде правил дорожного движения, и профилактике дорожно-транспортного травматизма, 2022г....