Использование ИКТ - технологий в работе воспитателя с детьми с ООП
учебно-методический материал на тему

Филиппова Татьяна Владимировна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

     «Использование ИКТ - технологий в работе воспитателя с детьми с ООП»

      В настоящее время современная система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство. Основная задача современной школы – подготовить ученика – будущего выпускника - к свободной, полноценной жизни. Идеальная модель выпускника разрабатывалась многими специалистами на протяжении ряда лет. Остановить этот процесс невозможно, так как постоянно идущий вперед прогрессивный мир подразумевает постоянное развитие человека, а, соответственно, с каждым днем возрастают требования к нынешнему ученику – будущему члену общества.

     К лицам с нарушением умственного развития (умственно отсталым) относят лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально - волевая сфера, моторика, личность в целом.
     Большое внимание уделяется воспитательной работе, целью которой является социализация учащихся с ОВЗ, а основными задачами – выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим.      Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности. А для достижения наилучших результатов возникает необходимость применения в специальной (коррекционной) школе VIII вида мультимедийных технологий.
    Специалистами школы 8 вида привлекается огромное количество специальных методик, технологий, средств  для успешной социализации и адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями.

    Одними из прогрессивных технологий последних лет, принятых на вооружение всеми педагогами российской школы, позволяющих оптимизировать процесс обучения и максимально сконцентрироваться на проблемах специальной педагогики и психологии, найти наиболее подходящие пути их решения являются информационные технологии, внедрение которых предполагает, что использование их уникальных возможностей во всех областях специального образования будет подчинено задачам максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе.

      Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств. Можно выделить основные, нормативные принципы дидактики, характерные для компьютерного обучения:

   - принцип наглядности и развития теоретического  мышления;

   - принцип сознательности и творческой активности учащихся;

   - принцип доступности и посильной трудности;

   - принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

          Преимущества компьютера как инструмента специального обучения школьников состоят в том, что с его помощью становится возможным:

- мотивировать детей к трудным для них видам деятельности

- моделировать предметное содержание сложных и скрытых от непосредственного наблюдения объектов познания в любых необходимых знаковых формах, свободно переходя от одной к другой; осуществлять не только последовательное, но и параллельное моделирование одного и того же предметного содержания в наглядной форме и с помощью речи, переходить от одного способа к другому;

- моделировать продуктивные виды групповой и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование, классификация и др.);

- вводить дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;

- обеспечивать возможность продуктивной индивидуальной деятельности в условиях группового обучения;

- расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения.

     Применение компьютера, мультимедиа, ИКТ на занятии по экологии позволило мне сделать занятия более интересным и наглядным. Презентации способствуют превращению занятия в интерактивное действие. Презентация  с красочными видами природы стала декорацией для  создания и разыгрывания учебных ситуаций: экскурсий, диалогов, сцен. Наблюдая сначала за красотой окружающего мира, а затем за последствиями негативного влиянием человека на наш мир учащиеся самостоятельно делают вывод о хрупкости нашей планеты. Многие экологические процессы отличаются сложностью.

Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.

Изучая тему «Знакомство со сферами жизни» в моем 9 классе, решаем задачи экономического характера.

Занятие по приготовлению пищи, записав и разобрав рецепт, на мой взгляд, очень полезно наглядно показать детям фото продуктов, которые будут использованы для данного блюда, а так же последовательность, для успешного приготовления пищи детьми под наблюдением воспитателя.

Изучая  на воспитательском часе «Интерьер жилища», мы просматриваем фото, как завершенных интерьеров, так и отдельные его элементы: мебель, покрытия, освещение, шторы, обсуждаем цветовые гаммы, строим графические изображения.

На занятиях использую заочные путешествия и экскурсии. Например, беседуя с учащимися о железнодорожном транспорте, направлениях поездов, правилах покупки и возврата билетов, я  предусматриваю знакомство учеников с билетом на поезд. Демонстрируя билет, последовательно задаю ряд вопросов, которые помогают школьникам получить полную информацию. Например: Что это? Что можно узнать по этому билету? Какого числа отправление? В какое время? и т.д.

Квитанции, чеки, бланки, билеты демонстрируются на слайдах крупным планом, как пустыми, так и заполненными.  

Формируя у обучаемых навыки личной гигиены, демонстрирую презентации, видеоролики   правил гигиены, отрицательного влияния на организм вредных привычек. После просмотра и обсуждения увиденного закрепляем полученные знания в сюжетно-ролевых играх.

В современной практике постоянно растёт роль тестирования как одного из методов педагогических измерений. Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на самоподготовке я использую различного рода электронные тесты. Контроль и самопроверку знаний позволяют осуществить электронные кроссворды.   Большой интерес вызывают интерактивные кроссворды, позволяющие проверить правильность ответов. В случае правильно названных ответов, в поле кроссворда появляется слово и иллюстрация, в противном случае звучит музыка, или появляется слово «подумай». Интересными для учащихся являются интерактивные игры и тренажеры по определённой теме.

    Решить эти задачи при помощи традиционных средств чрезвычайно сложно даже по отношению к нормально развивающимся школьникам. На помощь педагогам приходят информационные компьютерные технологии, позволяющие не только сопроводить объяснение нового материала наглядными средствами (презентации, видеоролики и аудиоприложения и т.д.), но могут применяться в качестве лабораторного оборудования, практического сопровождения. ИКТ применимы на всех уроках и занятиях, предусмотренных программой образования в школе VIII вида.

    Коррекционная педагогика предполагает планомерную работу по преодолению имеющихся отклонений и предупреждению новых. Работая в этом направлении я  при любом удобном случае стараются использовать возможности ИКТ на своих занятиях. Коррекция восприятия, внимания, памяти, процессов анализа и синтеза – неполный список того, чем может помочь компьютер на таких занятиях. Применяя ИКТ,  я могу готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении воспитательских часов, родительских собраний, выступление на МО воспитателей, педсоветах. Информационные технологии позволяют мне разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более  творческими.

     Воспитательские занятия с применением ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики, самостоятельности, повышение мотивации, формирование познавательной активности и как следствие успешной социальной адаптации. Использование ИКТ на занятиях вызывают у учащихся интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий. Но, чтобы применение компьютера на занятиях давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий. Использование наглядности не только усиливает мотивацию учащихся, но также может служить опорой ученикам при самостоятельной деятельности. Наглядность,  должна  быть понятна и доступна школьникам, а также должна способствовать активизации познавательной деятельности, способствовать пониманию ими связей между изучаемыми понятиями, давать возможность усвоить скрытые от непосредственного восприятия свойства изучаемых объектов и служить систематизации приобретаемых знаний.

Необходимо соблюдать следующие требования:

-   подбирать только такие материалы (картинки, презентации, кроссворды, игры и т.д.), которые служат решению основной задачи обучения;

-    заранее определять место и вид технических демонстрационных средств, используемых на уроке, а также вид работы с этими средствами;

-    строго ограничивать количество образовательных ресурсов на занятии, так как с каждым из подобранных видов  должна быть проведена соответствующая работа;

-    всю подобранную наглядность необходимо демонстрировать последовательно;

-    необходимо подбирать доступные  материалы, постепенно готовя учеников к умению пользоваться более сложными их видами;

-   при использовании материалов, предназначенных для общеобразовательной школы, нужно адаптировать их с учетом программных требований и возможностей учеников школы  VIII вида;

-   материалы, взятые из других источников (картинки, фотографии, рисунки, фильмы и т.д.), должны быть  качественными,  яркими, четкими и соответствовать требованиям,  предъявляемым к пособиям (размер, четкость и т.п.).

    Объяснение  с использованием ИКТ (презентации, мультимедиа, наглядные картинки, фильмы) должно проводиться при четком соблюдении дидактических принципов, используемых в специальном обучении:

- объяснение с использованием  компьютерных средств должно быть небольшим по объему и непродолжительным;

-  материал, подобранный для объяснения, должен быть доступен учащимся;

- во время, объяснения допустимо задавать вопросы учащимся, активизируя их деятельность и проверяя понимание объясняемого (использование вопросов, требующих второстепенной информации, параллельно идущей с рассматриваемой темой, может затруднить обобщение, вывод и увести от основного содержания). 

    С учетом санитарно-гигиенических требований к занятию и особенностей состояния школьников с интеллектуальным недоразвитием лишь часть занятия может быть организована в виде мультимедиа-презентации (около 15 минут). В течение занятий проводятся физкультурные минутки и зарядка для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости детей, позволяет избегать чрезмерного возбуждения или переутомления детей со стороны эмоционально-волевой сферы и контролировать уровень развития познавательной активности.  Необходимым условием применения информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе детей интерната является отсутствие противопоказаний со стороны их психофизического развития, что требует постоянной взаимосвязи работы воспитателя и медицинского персонала.

   Использование ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям детей с ОВЗ и развивают их способности. Имея компьютер, воспитатель имеет неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому занятию, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Для своих занятий печатаю тестовые задания, карточки и так далее. Эффективность занятия в случае использования печатных материалов повышается вдвое: за занятие можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки.

Применение ИКТ в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками поиска  информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры.
   
Интерактивная доска – лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом. В ней объединяется проекционная технология с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, но и позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материал для дальнейшего редактирования. Дети быстро привыкают к интерактивной доске, работать на ней увлекательно и легко. Интерактивная доска позволяет мне, как воспитателю, воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером, имею возможность быстро и наглядно показать тот или иной приём работы. Интерактивная доска помогает детям преодолеть психологический барьер, стеснение у доски, легко вовлекает в учебный процесс. Ребята начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Интерактивная доска на занятии – это отличный способ сосредоточить и удержать внимание ребят. Наглядность учёбы особенно ценно для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает внимание.

    Работа в компьютерном классе позволяет более широко реализовать процесс дифференциации, работать над самостоятельностью детей, привлекать их к групповым и индивидуальным видам деятельности. Использование ресурсов компьютерного класса с целью развлечения позволяет сменить вид деятельности, отдохнуть после уроков и закрепить знания, умения и навыки приобретенные во время занятий.

    Работая над решением проблемы формирования ключевых компетенций у учащихся, используя различные формы работы,  используя ИКТ, я стараюсь уделять большое внимание накоплению учащимися богатого багажа знаний, который ребята смогут применять в разнообразных областях своей деятельности, развивать навыки самостоятельного поиска и работы с информацией.

   С помощью использования информационных технологий учащиеся с отклонениями в умственном развитии достигают следующих результатов:

 - дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;

  - быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и

   в пространстве;

- тренируется внимание и память;

  - дети грамотнее читают и пишут;

 - активно пополняется словарный запас;

 - развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация

  движения глаз и руки;

 - развиваются воображение и творческие способности;

 - развиваются образное и теоретическое мышление, позволяющее детям планировать свои действия.

     В ходе проведения внеурочных занятий по информатике с учащимися 9 классов VIII вида, была выявлена большая заинтересованность учащихся в навыках работы на компьютере и освоению информационных технологий. Ребята научились элементарным навыкам работы на компьютере:

   - использование текстового редактора Microsoft Office Word;

  - использование программы Microsoft Office PowerPoint;

  - подключение к компьютеру и использование мультимедийного

    проектора;

  - использование Интернета для поиска нужной информации;

  - создание презентаций;

  - правила пользования электронной почтой;

  - использование цифрового фотоаппарата.

      Выпускники, классов VIII вида, должны обладать умениями получать информацию, обрабатывать, применять в конкретных ситуациях.

Одним словом, проводя  свои занятия с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.


Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д. Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Являюсь активным пользователем педагогических  интернет - порталов.

Вывод
   Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что подготовка занятий с применением информационно компьютерных технологий заставляет воспитателя постоянно развиваться самому и повышать свой уровень медиа образованности; укрепляет авторитет воспитателя у современного ученика, т.к. сближает педагога со школьником, позволяет общаться на языке обучающихся; повышает интерес и формирует устойчивую мотивацию учащихся однозначно, т.к. за занятие ребенок получает намного больше информации, нежели при использовании обычных средств обучения; позволяет обеспечить качественное улучшение результатов учебно - воспитательной деятельности при разумном объединении накопленного методического опыта и современных информационных технологий. Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда педагогом приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
Применение компьютерных технологий позволяет мне:
• наполнить занятия новым содержанием;
• развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность воспитанников;
• формировать элементы информационной культуры;
• прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
• поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
• идти в ногу со временем.
В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит педагога или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении педагога методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом занятии не реально, да ведь это и не нужно. Я думаю, что каждый педагог в состоянии распланировать свои занятия таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.

   Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе классного руководителя и воспитателя группы продленного дня

В статье приведены технологии, которые способствуют сохранению здоровья воспитанников....

"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе воспитателя ГПД и учителя начальных классов"

"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе воспитателя ГПД и учителя начальных классов"...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продлённого дня».

     Актуальность и перспективность опыта обусловлена  существенными изменениями, происходящими  в последнее время  в социальном и экономическом пространстве систе...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продленного дня

Использование здоровьесберегающих технологий в работе группы продленного дня...

Отчет об использовании здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ГПД в 2019-2020 уч.г.

Одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хор...