Классный час в 4 классе "Подвиг Ленинграда"
классный час (4 класс) на тему

Сидорова Евгения Анатольевна

В течение классного часа дети  собирают «странички» тех трагических событий в альбом «Подвиг Ленинграда»  и обмениваются информацией по этой теме, которую подготовили заранее к классному часу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_leningrade.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБОУ «Трёхозёрская средняя общеобразовательная школа»

Спасского муниципального района Республики Татарстан

Классный час

в 4 классе

«Подвиг Ленинграда»

Учитель                                                            

Сидорова Е. А.

Январь, 2014 г.

 «Подвиг Ленинграда»

Цель: закрепить и расширить знания  учащихся о героической  обороне Ленинграда.

Задачи:  

  1. развитие познавательной активности в области знаний об истории своей страны;
  2. способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
  3. воспитывать уважение к старшему поколению.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, видеоматериалы о блокаде Ленинграда, на столе паёк жителей блокадного города (хлеб, вода); плакат «27 января – день полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады», музыка военных лет, а также аудиозапись симфонии Шостаковича «Ленинградская».

Ход классного часа.

  1. Организационный момент
  2. Постановка темы классного часа.

Шёл Кондрат в Ленинград,

А навстречу ему двенадцать ребят,

У каждого по три лукошка,

В каждом лукошке – кошка,

У каждой кошки – двенадцать котят,

У каждого котёнка в зубах по четыре мышонка.

И задумался старый Кондрат:

«Сколько мышат и котят

Ребята несут в Ленинград?»   (они не идут в Ленинград)

-О каком городе идёт речь в загадке?

- Что вы о нём знаете?

-Как вы думаете, какова тема классного часа сегодня?

                                                                             (Блокада Ленинграда)

  1. Работа над темой классного часа.

-Ребята, как вы понимаете слово «блокада» ?

Почти у всех сейчас есть сотовые телефоны. Что значит «телефон заблокирован» ? Или страничку в «контакте» у вас заблокировали. Что это значит?

- 8 сентября 1841 года город Ленинград оказался в блокаде –ЗАБЛОКИРОВАН. В то время там находилось 2 миллиона 544 тысячи жителей.

-Этот город сейчас существует? Как он называется? (Санкт-Петербург)

- Сегодня мы с вами соберём  «странички» тех трагических событий в альбом «Подвиг Ленинграда»  и обменяемся информацией по этой теме, которую вы подготовили к классному часу.

Ученик читает стихотворение:

Опять война, опять блокада,

А, может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться правы

И  убедительны слова,

Но даже если это правда,

Такая правда не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

 Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память –  наша совесть.

Она, как сила, нам нужна…

- 27 января – день полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады. Примерно 900 дней, почти 3 года, длилась героическая борьба ленинградцев с врагом и голодом. Но фашистам не удалось сломить их волю и мужество. Оборона Ленинграда – одна из самых героических и трагических страниц нашей истории.

2 ученик:

Вместо супа – бурда из столярного клея,

Вместо чая – заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад…

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград.

Бейся сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!

…Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось ещё восемьсот.

- 8 сентября 1941 года гитлеровцы окружили город плотным кольцом, связь города со страной прервалась.  В результате, после того, как фашистские бомбардировщики уничтожили продовольственные склады, на жителей города обрушился голод.

Как выстояли  ленинградцы в эти суровые, страшные блокадные дни?  Почти 900  дней горя и смертей, труда и борьбы, мук и слёз, надежд и тревог. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания. Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. Он рассчитывал, что через месяц  люди не выдержат голода, сдадутся. Но он глубоко заблуждался, он плохо знал советских людей. Наш народ непобедим, ради общей победы он готов на всё. И  в это тяжёлое время  на благо победы работали все: и мужчины, и женщины, и дети. Каждый помогал городу, стране, чем мог.

Звучит отрывок из песни  «Ленинградцы»

-Единственным продуктом питания был хлеб, но и его не хватало.  Суточная норма в декабре 1941 г. составляла: рабочим – 250 г., остальным – 125 г. люди умирали, но не сдавались.

-Вспомните, как звали девочку, которая во время блокады вела дневник. (Таня Савичева) Таня  после смерти родных попала в детский дом. За её жизнь боролись два года, но спасти девочку так и не смогли.  В горьковской области, в рабочем посёлке Шатки, на её могиле, 19 мая 1972 г. поставили пионеры памятник.  

3 ученик:

Среди орбит Земли и Юпитера есть малая планета № 2127. Уже несколько десятилетий оплывает она вокруг Солнца под именем TANYA. Названа она в честь ленинградской школьницы, от которой на Земле остался тонкий блокадный дневник. Его нашли и прочли. Отлили в граните и поместили в музеях и школьных учебниках. И будем надеяться, что с орбиты малой планеты TANYA всё это видно.

4 ученик:

На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня,
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца –
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.
Это – всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник,
Время
Возвышает
Образ Тани
И ее доподлинный дневник.

-Смотреть на голодных детей   было тяжело (их в городе было около 400 тыс.) Матери обменивали свои вещи на хлебные карточки. Родители поддерживали детские силы, лишая себя куска хлеба. Во время блокады в городе работало 100 школ, в которых занималось около 100 тыс. ребят. Женщины топили печки мебелью, чтобы дети не замерзали. Достать дров или воды было очень сложной проблемой.

(С. Давыдов) Алёна

Между надолб
и свежих воронок,
меж столбов из огня и свинца
проползал этот храбрый ребёнок
навестить лейтенанта-отца.

Оставался на ржавых колючках
детской шубки оранжевый мех.
Эта девочка ползала лучше
батальонных разведчиков всех.

Прижимаясь к земле незаметно,
снег губами ловя на пути,
до отца целых три километра
нелегко было ей проползти…

Вот возникнет она из метели,
вот отец её к сердцу прижмёт
и, укутанный серой шинелью,
именной котелок принесёт.

Там на донце
паёк батальонный –
три картошины тёмных лежат.
«Это всё для тебя – ешь, Алёна».
Как ресницы её задрожат…

Дальнобойный заухает молот,
и земля затрясётся окрест.
Словно бешеный, взвизгнет осколок –
ленинградская девочка ест.

Чуть живая мерцает коптилка,
бьёт орудие в ближнем леске.
И пульсирует тонкая жилка
на таком беззащитном виске.  

- Лишь одна дорога связывала блокадный город с большой землёй.  Шла она  по воде, а с наступлением холодов – по  тонкому,  неокрепшему  льду  Ладожского озера. Многие машины проваливались под лёд. Много трудностей и опасностей подстерегало водителей.  Колонны с грузом ждали фашистские бомбардировщики. Бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать. Но колонны шли и шли. Эта дорога сохраняла людям жизнь, поэтому её назвали дорогой жизни. По ней вывозили из осаждённого города слабых, обессиленных людей. Гитлеровцы были уверены, сто из этого ничего не выйдет и злорадствовали: «по льду Ладожского озера невозможно снабжать миллионное население и армию». Но это казалось невозможным для фашистов, а наш народ сделал это. Ледовая дорога  была построена. Это имело жизненное значение для города и фронта.

(отрывок из киножурнала «Хочу всё знать» № 101)

- Тысячи жителей влились в ряды народного ополчения, в партизанские отряды уже в первые месяцы блокады, отправились на строительство оборонительных  рубежей. До 500 тыс. человек работало ежедневно только на возведении  укреплений вокруг Ленинграда. Рабочие и работницы не покидали своих станков, также как пулемётчики своих  пулемётов.

В период блокады город дал фронту более 2 тыс. танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых морских орудий, 4500 полевых орудий, 12 тыс. миномётов, 212 тыс. единиц стрелкового оружия, более 7,5 млн. артиллерийских снарядов и мин.

-Как же смог выстоять Ленинград?

Подвиг Ленинграда не в том, что люди умирали на голодном пайке. Это его трагедия. Подвиг Ленинграда в том, что люди находили в себе силы мечтать, работать, помогать слабым, учить детей.

1 ученик.  Сила Ленинграда была в том, что даже маленькие дети были мужественными людьми, как  их родители и старшие товарищи. И трудились они вместе со взрослыми на заводах, встав за станки  вместо ушедших на фронт одним из таких молодых рабочих был Федя Быков. Вот что он писал отцу на фронт. (читает письмо)

2 ученик.  В блокадном городе продолжало работать Ленинградское радио. По нему транслировали сводки с фронта и музыкальные произведения симфонического оркестра. Зимой  1941 г. половина участников оркестра вышла из строя. Весной 1942 г. деятельность оркестра с трудом удалось возобновить. Музыкантам тяжело было даже держать инструменты в руках. И всё-таки оркестр продолжил свою работу. Это было необходимо осаждённым ленинградцам. За годы блокады симфонический оркестр радиокомитета дал 160 концертов, каждый из которых являлся подвигом. Ленинградцы дрались за жизнь на всех её  рубежах, жили, творили, дерзали.  Премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, посвящённая защитникам Ленинграда, состоялась по радио  9 августа 1942 г. Музыкантов-военнослужащих собирали со всего Ленинградского фронта. Они покинули свои боевые точки, чтобы симфония прозвучала, чтобы весь мир узнал, что Ленинград жив и победить его никому не удастся.

(звучит франгмент Седьмой симфонии Д. Шостаковича)

3 ученик.  (Рассказывает отрывок из произведения «Девятьсот дней мужества» В.  Воскобойникова о комсомолке Даше, которая помогала людям, которые нуждались в помощи.)

4 ученик.  В осаждённом городе часто повседневные дела становились подвигом.

(Рассказывает  историю о ленинградском почтальоне Иване Васильевиче)

5 ученик.  В  тяжёлые месяцы первой блокадной зимы академик архитектуры А. С. Никольский работал над проектами памятников, которые должны были увековечить подвиг защитников Ленинграда. Он был очень слаб от голода, но всё же делал наброски эскизов триумфальных арок для встречи героев, которым ещё предстояло разорвать блокадную петлю…

6 ученик.  В здании Всесоюзного института растениеводства на Исаакиевской площади трудились учёные-биологи. Они умирали от голода, но свято берегли для будущих селекционеров уникальную коллекцию семян – гордость института, хлеб будущего.  А на самой площади выращивали овощи для блокадников.

7 ученик. В городе не было топлива, но в Летнем  саду не срубили ни единого дерева.

-Почти три года, три долгих, голодных года сражались люди за свой город, свою страну! Легче его жителям стало после наступления советских войск  в январе 1943 г., когда в фашистской  обороне был пробит коридор шириной около 10 км. По нему пошли поезда и машины с продуктами. Всем стало ясно: Ленинград  выстоит и победит. Вражеский замысел задушить защитников города  голодом  не удался. Полностью от блокады город был освобождён только в январе 1944 г. 27 января 1944 г., благодаря военной  операции  под кодовым названием «Искра» блокада была прорвана. Ленинградцы праздновали победу!

За залпом залп. Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут,

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол Ленинграда не поднялось…

Рыдают люди и поют,

И лиц   заплаканных не прячут.

Сегодня в городе – салют!

Сегодня ленинградцы  плачут…

- В честь выигранного сражения 27 января 1944 г. над Невой прогремело 24 залпа  торжественного салюта.

По официальным данным в блокаду от голода умерли 641 тысяча горожан ( по другим подсчётам их было 850 тысяч человек), около 17 тысяч человек погибли от бомбёжек и обстрелов. К январю 1944 г. население города сократилось до 560 тысяч человек.

Прошли  годы, много лет и ещё пройдёт время, но героические дни  ленинградской обороны  впечатаны в историю навечно. И по сей день  мы вспоминаем  об этом  великом примере  человеческого мужества  и выносливости, солидарности и взаимопомощи.

История блокады Ленинграда для всего мира стала показательным примером силы и стойкости духа русского народа.

  1. Заключительная часть.

- Что пережили люди во время блокады Ленинграда?

-Сколько ленинградцев погибло от голода?

-Сколько хлеба давали каждому жителю во время блокады?

-Как называлась дорога, по которой привозили продукты для города?

-Какими словами можно охарактеризовать ленинградцев?

-Хотели бы вы быть похожими на этих людей?

-Почему врагу не удалось захватить Ленинград?

(Помогла сила духа, помогло желание победить, каждый знал, что именно он ответственен за победу, каждый желал быть полезным своей Родине, каждый от мала до велика, принял участие  в борьбе.)

-Мы никогда не забудем великий подвиг наших прадедов, которые своим примером показали всему миру несокрушимую силу нашего народа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Подвиг защитников Ленинграда"

Предлагаю Вашему вниманию сценарий воспитательного мероприятия, прсвящённого освобождению города - героя Ленинграда от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны....

Классный час "Дети блокадного Ленинграда"

Материал классного часа  знакомит детей с событиями, происходящими в блокадном Ленинграде....

Классный час. Тема:"Блокада Ленинграда".

Презентация к классному часу, посвященного блокаде Ленинграда....

Классный час "Дети блокадного Ленинграда"

Данный материал познакомит учащихся с тяжёлой судьбой, выпавшей на долю детей из блокадного Ленинграда....

Классный час «Дети блокадного Ленинграда» (с презентацией)

Классный час    «Дети блокадного Ленинграда»Цели: 1. познакомить учащихся с историей блокадного Ленинграда; 2. воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой наро...

Классный час о блокаде Ленинграда

Цель: формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.     Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Нам кажется, в его судьбе отразились самые характерн...

Классный час "Город-герой Ленинград"

Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной, таким событием стала Великая Отечественная война, небывалая по своим масштабам, массовому героизму на полях ср...