конспект занятия "На полянке мы гуляем и природу охраняем"
план-конспект на тему

Куди Инна Анатольевна

Внеклассное занятие по экологическому воспитанию "На полянке мы гуляем и природу охраняем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Черкасский филиал МБОУ Маркинской СОШ

        Учитель начальных    

                                                                             классов:

                                                                          И.А.Куди     

Цели и задачи:

воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе;

мотивация у ребят интереса к лесу и его обитателям, знакомство с правилами поведения в лесу и сбора грибов;

в игровой форме формирование сплоченного детского коллектива.

Оборудование: Плакаты о лесе, гербарий деревьев, картонные макеты съедобных и несъедобных грибов, карточки с изображением животных, лекарственных трав и лесных цветов, конверт с «письмом» от цветов, стенд «Русский лес»,

листы с фигурками животных, аудиозапись с птичьими голосами.

        

Ход занятия.

Отгадайте загадку:

          Богатырь стоит, богат, угощает всех ребят.

          Колю и Толю – земляникой, Сашу – костяникой, Лену – ежевикой, Илью и     Славу – голубикой, Данила – боярышником, Наденьку – орешком, Максима – сыроежкой, Катеньку – малинкой, Лешу – хворостинкой.

Так о чем мы сегодня будем говорить?

Итак, призовем на помощь свое воображение, подключим фантазию и , не выходя из школы, отправимся на прогулку в лес.

Давайте пойдем по воображаемой лесной тропинке.

          По тропиночке пойдем и вскоре в чащу попадем…

Слышите как лес шумит? О чем он, дети, говорит?

Назовите звуки леса.

Прослушивания птичьих голосов.

А вы знаете, что дятел является обладателем самого длинного языка среди птиц? Кукушка издает звуки, не раскрывая при этом своего клюва? Зяблик  за день исполняет до двух с половиной тысяч песен.

Пение птиц имеет свое значение. Особенно много птицы поют весной. Среди других птиц своим талантом выделяется соловей. Самец старается понравиться самке, развлекает её своим пением. А другие птицы уже знают, что этот гнездовой участок уже занят. После выведения птенцов пение птиц ослабевает или совсем прекращается. Родители – птицы вскармливают и воспитывают своих птенцов.

Стихотворение «Счастливый отец»( читает ученик выразительно)

Ликуя, песнь поет скворец:

«Какое счастье, я – отец!»

Три очаровательных скворчонка,

Три птичьих, крохотных ребенка,

Разинув клювики, пищат.

Проголодались, крошки, есть хотят.

Скворчиха – мать в большом смятенье:

Как прокормить троих ребят,

Голодных, маленьких скворчат?

Спешит на помощь ей скворец,

Счастливый, радостный отец:

«Ты отдохни, моя родная,

Птенцам я сам обед поймаю!»

     Лес – защитник человека, родной дом растениям и животным, помощник земледельца, украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.

Лес – это богатство страны. Леса сохраняют от высыхания реки, дают планете чистый воздух.

Берегите русский лес,

Он- источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клены, ели,

Берегите лес!

                     Белке, кунице, зайцу, лисице

                     Лес- дом родной.

                     Птице и зверю хочется верить

                     В мир и покой.

                                                  Лес – богатство и краса,

                                                  Береги свои леса!

                                                  Враг природы тот,

                                                  Кто леса не бережет!

Отгадайте, о чем дальше пойдет речь?

Стоит Антошка на одной ножке, кто мимо идет, всяк поклон отдает.

                 

( Стихотворения читают ученики)

Разноцветные поганки сами лезут на полянки.

Мы обходим стороной, нам не надо ни одной.

Пучеглазый мухомор боком сел на косогор.

Нам не нужен мухомор, не пойдем на косогор.

Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке.

Подосиновиком звать, и его придётся взять.

Точно желтые цыплята, разбрелись в лесу маслята.

Снизу донышко под пленкой, сверху масло в коже тонкой.

Рядышком с иголками рыжики под елками.

Не малы, не велики и лежат, как пятаки.

А во мху, как на подушке, чьё-то беленькое ушко.

Аза ним еще штук пять. Это грузди! Надо взять.

Вот и гриб- боровик! И красив он и велик.

В толстой шапке набекрень. Ножка крепкая, как пень.

Солнце стало ниже сосен. Мы едва корзинку носим.

В ней уже давным- давно преполным полно грибов.

Давайте вспомним правила сбора грибов.

Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу.

●Ядовитые грибы не губи, ими лечатся многие животные.

● не разрывай палкой листву или траву около гриба – можно повредить грибницу.

● Гриб аккуратно срежь ножом или поверни за шляпку и осторожно вынь из земли.

● Не бери старые грибы, оставь их насекомым.

  Много разных деревьев в лесу. Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении.

Стихи

Родился маленький дубок,

И я стою и не дышу.

Родился маленький дубок,

Он по колено ландышу.

                           Он под защитою травы

                           И в землю не глубок.

                           Из желудя родился

                           И в желудь бы укрылся-

                           В тень листиков дубок.

                   ***

В лесу я видел огород.                                    

 На грядках зеленели                                

Побеги всех родных пород:                          

Березы, сосны, ели.                                        

                                                                           

И сколько было здесь лесной                

Кудрявой свежей молоди!                

Дубок, в мизинец вышиной,    

Тянулся вверх из желудя.

Он будет крепок и ветвист-

Вот этот пруд дрожащий.

Уже сейчас раскрыл он лист-

Дубовый, настоящий.

Вот клены выстроились в ряд

Вдоль грядки у дорожки,

И нежный лист их красноват,

Как детские ладошки.

Касаясь ветками земли,

В тени стояли елки.

На ветках щёточкой росли

Короткие иголки.  

Я видел чудо из чудес:

На грядках огорода

Передо мной качался лес

Двухтысячного года.

Игра «Угадай дерево».

Песня «ВО поле береза стояла»

     Если вдоль дорожки мы пойдем, растение такое вот найдем. Как оно называется? (подорожник). Совершенно верно, а называют его так потому, что оно растет в основном вдоль тропинок и дорог. Это очень полезное растение. Если к кровоточащей ранке или царапине приложить листок подорожника, он остановит кровь и будет способствовать быстрому заживлению.

      А вот это растение (крапива)  может оставить на теле человека волдыри, которые напоминают следы ожогов. Но в то же время крапива приносит немалую пользу человеку. В старину варили щи, а из волокон делали прочные нитки.

Игра «Какие вы знаете лесные цветы?»

Стихотворение

                                Здравствуй, милый мой цветок,

                                 Леса гость весенний!

                                 Как красиво ты расцвел

                                 Здесь, в уединенье!

                                 Улыбнется ветерок

                                 И с тобой играет.

                                 Солнце целый день тебя

                                  Весело ласкает.

Ромашки, иван-да - марья, фиалки, герань лесная, колокольчики, ландыши. Среди них есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя!

Стих

Если я сорву цветок,              

Если ты сорвешь цветок,      

Если все: и я, и ты,                  

Если мы сорвем цветы,            

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Цветы написали письмо.

«Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!»

От людей страдают не только цветы, но и деревья, животные. Многие из них гибнут от пожаров.

Еще не успеет растаять снег, а на солнцепеке и сухих местах уже высыхает прошлогодняя трава, листья, хвоя, мхи. Все это очень хорошо горит. Весна незаметно переходит в лето. Становится суше. В это время в лесу часто возникают пожары. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы…

 Долгие годы растет на пожарище новый лес. Часто лесные пожары возникают по вине людей. Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их потушить или тушат небрежно. Искры от непогашенных костров раздуваются ветром,  разносятся на большие расстояния и вызывают новые пожары.

Иногда пожары возникают в лесу от удара молнии, но чаще из-за неосторожного обращения человека с огнем. Можно ли разводить костер в лесу? Почему?

Стих         

                         Чтобы сосны, липы, ели

                          Не болели, зеленели,

                          Чтобы новые леса

                          Поднимались в небеса,

                          Их под звон и гомон птичий

                          Охраняет друг- лесничий.

Лесники заботятся о том, чтобы леса не старели, появлялись молодые деревца, охраняют животных и помогают, попавшим в беду, зимой подкармливают.

Игра « каких животных леса вы знаете?»   Показать картинки.

Игра « Собери из букв слова».

БРСУКА                  АНАБК

МВДЕЬЕД              ОСЛОЕЙВ

АСИЛ                     АЕБЛК

СОЬЛ                     КОВЛ

Игра «Узнай животное по голосу»

Лягушка, волк, тигр, жук, комар, кабан, кукушка, еж, змея

Игра «Освободи животных».

Заранее на листах нарисуем фигурки животных. Выбираем трех игроков и раздаем им ластики.

Кому из участников за отведенное время удастся «освободить» большее количество животных, тот и победил.

     На этом наше путешествие закончилось. Понравилось оно вам?

Какой вывод мы должны с вами сделать? ( Взрослые и дети должны беречь и охранять лес, множить его богатства)

 Правила сбора грибов.

Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу.

●Ядовитые грибы не губи, ими лечатся многие животные.

● не разрывай палкой листву или траву около гриба – можно повредить грибницу.

● Гриб аккуратно срежь ножом или поверни за шляпку и осторожно вынь из земли.

● Не бери старые грибы, оставь их насекомым.

Родился маленький дубок,

И я стою и не дышу.

Родился маленький дубок,

Он по колено ландышу.

                           Он под защитою травы

                           И в землю не глубок.

                           Из желудя родился

                           И в желудь бы укрылся-

                           В тень листиков дубок.

Берегите русский лес,

Он- источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клены, ели,

Берегите лес!

                     Белке, кунице, зайцу, лисице

                     Лес- дом родной.

                     Птице и зверю хочется верить

                     В мир и покой.

Если я сорву цветок,                                                     Лес – богатство и краса,

Если ты сорвешь цветок,                                              Береги свои леса!

Если все: и я, и ты,                                                        Враг природы тот,

Если мы сорвем цветы,                                                 Кто леса не бережет!

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

                         Чтобы сосны, липы, ели

                          Не болели, зеленели,

                          Чтобы новые леса

                          Поднимались в небеса,

                          Их под звон и гомон птичий

                          Охраняет друг- лесничий.

 

В лесу я видел огород.                                    Здравствуй, милый мой цветок,

На грядках зеленели                                        Леса гость весенний!

Побеги всех родных пород:                            Как красиво ты расцвел

Березы, сосны, ели.                                          Здесь, в уединенье!

                                                                              Улыбнется ветерок

И сколько было здесь лесной                             И с тобой играет.

Кудрявой свежей молоди!                                  Солнце целый день тебя

Дубок, в мизинец вышиной,                               Весело ласкает.

Тянулся вверх из желудя.

Он будет крепок и ветвист-

Вот этот пруд дрожащий.

Уже сейчас раскрыл он лист-

Дубовый, настоящий.

Вот клены выстроились в ряд

Вдоль грядки у дорожки,

И нежный лист их красноват,

Как детские ладошки.

Касаясь ветками земли,

В тени стояли елки.

На ветках щёточкой росли

Короткие иголки.  

Я видел чудо из чудес:

На грядках огорода

Передо мной качался лес

Двухтысячного года.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия на тему:- «Шалтай - Болтай в гостях у ребят на лесной полянке»

Внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов коррекционной школы 8 вида. Раздел: экологическое воспитание....

Конспект занятия"Сделал дело-гуляй смело"

Занятие по теме "Сделал дело , гуляй смело." Основные задачи которые формируются во время занятия:- воспитание трудолюбия- формирование трудовых навыков...

"Грибная полянка"-конспект занятия

Конспект занятия по тестопластике для детей 6-7 лет. предназначен для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов, родителей....

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе «Красная книга»

Цель: Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными, внесенными в Красную книгу,   Развивать речь детей, мышление. Дать представление  о плохом -отношении--люде...

Конспект занятия по экологии на тему: " Природа Северная Осетия"

На данном занятии учащиеся углубят знания  об особенностях родного края, географическом положении природы,  взаимозависимости природных явлений, познакомятся с природой Северной Ос...

Конспект занятия "Что мы знаем о природе"

Формирование у детей бережного отношения к природе...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром В первой младшей группе. Тема: «К Зайке на полянку»

Цель:Расширять представления детей об окружающем мире. Познакомить детей с дикими животными, учить детей различать иНазывать части тела животного (хвостик, лапки, ушки, голова,туловище).Активизировать...