развиваем творческий потенциал ребенка
проект (1 класс) на тему

Тришина Ирина Анатольевна

«Человек подобен виолончели: она не играет, если до нее не дотрагивается смычок артиста», - писал М. Горький.

Учитель должен стать таким   смычком – чутким, тонким, одержимым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_tvorcheskiy_potentsial_odarennogo_rebenka.docx99.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем творческий потенциал одаренного ребенка

Одаренный ребенок. Как часто его судьба зависит от того, встретится ли на его пути человек, способный подарить ему крылья!..

«Человек подобен виолончели: она не играет, если до нее не дотрагивается смычок артиста», - писал М. Горький. Учитель должен стать таким   смычком – чутким, тонким, одержимым.

В работе с одаренными детьми одной из самых важных можно считать проблему реализации творческого начала личности. Я думаю, каждый учитель-практик на своих уроках решает задачу пробуждения творческих способностей учеников.  

По словам В.Г. Маранцмана, «самое высокое духовное наслаждение человек получает в процессе творчества». Такое состояние требует особой ясности души и не терпит суеты, хаоса. Необходимо создавать условия, которые содействуют пробуждению творчества учеников, ведут к просветленности, душевному равновесию.

Я убеждена, что:

  • ребенок не должен слышать в свой адрес негативной оценки; 
  • творчество возможно при доверии к миру и собственной личности; 
  • творчество вдохновляется сильным, неподдельным чувством. 

Уроки словесности являются той благодатной почвой, которая способна разбудить индивидуальность каждого ребенка, научить радоваться творческой деятельности.

В учебном диалоге с одаренными детьми  я отталкиваюсь от тех возможностей, которыми располагает ребенок, делаю акцент на лучшие качества личности, прогнозируя ее развитие.

Среди своих подопечных я сразу же выделяю детей с литературными способностями. Это те, кто

  • любит придумывать рассказы, начиная с завязки сюжета и заканчивая разрешением какого-либо конфликта; 
  • любит читать художественные произведения, легко заучивает стихи; 
  • в повествовании о чем-то хорошо придерживается выбранного сюжета, не теряет основную мысль; 
  • придает что-то необычное рассказу о событии, хорошо известном слушателям или читателям; 
  • сочиняет стихи, рассказы, сказки. 

Оценка творческой работы требует от педагога умения встать на точку зрения автора, проникнуть в его намерения, мечты; помочь ему понять, что удалось, а что не удалось с его точки зрения, что помешало ему более полно и убедительно осуществить собственный замысел.

Здесь раскрывается в полной мере диалогичность общения. В этом диалоге педагог будет ведущим, но и ребенок внесет в него нечто свое, что обогатит личность взрослого. Мы даем ребенку возможность выразить свое отношение к тому, что встречается ему в жизни.    А, стремясь глубже понять его, мы будем открывать нечто новое и в самих себе, обогащать новыми гранями свое отношение к жизни, к миру. Например, я по достоинству оценила неординарность пятиклассника, нарисовавшего лампочку в скворечнике («Птицам должно быть светло»). Это детская мечта, возвышающая действительность.

Нельзя забывать и о том, что само литературное творчество позволяет увидеть ребенка с неожиданной стороны, выявить немало тонкостей в сочетании психологических свойств, присущих школьнику, сделать выводы о ценностных приоритетах ученика, о его восприятии мира, окружающих людей и самого себя. Для меня это очень важно. В какой-то мере возможна коррекция, направленная на решение проблем, волнующих ребенка, и организация деятельности и общения в соответствии с его духовными запросами.

Дайте детям задание написать сочинение на тему: « Что такое жизнь?», «Что такое старость?», «Что такое вопрос?», «Человек, с которым бы хотел идти по жизни рядом»; «Книга, единственная и неповторимая»; «Культурный человек. Каков он?», «Каким я представляю себя через 10 лет»… У вас будет счастливая возможность заглянуть в душу своего воспитанника, ведь без эмоционального заряда с такими темами не справиться, они обязательно требуют выражения личностного отношения.

Для развития творческих способностей нужна  деятельность, затрагивающая ум, требующая находчивости, сообразительности. Развивать мышление школьников, одновременно пробуждая интерес, - задача учителя, формирующего личность.

Вот некоторые приемы, активизирующие формирование познавательных потребностей и творческого мышления школьников, используемые в моей практике и в практике коллег- учителей русского языка и литературы нашей школы:

  • игра в вопросы и ответы (с отметкой или без нее); 
  • самостоятельное составление вопросов к урокам повторения и обобщения; 
  • конкурс вопросов, игра «Ты – мне, я – тебе» («Умный вопрос – это уже добрая половина знаний», - говорил Ф. Бэкон); 
  • составление плана: параграфа, произведения, лекции, темы, характеристики героя; иногда даю учащимся уже составленный план, но намеренно меняю местами его пункты – это вызывает оживление, азарт, дети торопятся придать плану правильный вид в соответствии с содержанием текста; 
  • составление сценария (самостоятельная экранизация произведения или отрывка); 
  • работа с незавершенными текстами: нет заголовка, нет конца у рассказа, пропущены в сюжете отдельные ситуации и т.д.; 
  • задачи на узнавание («Узнай героя», «Узнай автора предложенного отрывка»); 
  • сочинение о прошлом или будущем героя (дописать за автора); 
  • «Я начну, а ты продолжи…» (дописать четверостишие по двум заданным строчкам); стихи на заданные рифмы; 
  • «Задай вопросы автору»; 
  • задания типа: «Представь, что ты – свидетель того события, о котором рассказывает автор. Как ты будешь себя вести?»; «Определи приблизительно возраст рассказчика. Обоснуй свое предположение»; «О чем может быть произведение, которое так называется? Какова его тема?» (догадки затем проверяются); 
  • «Напишите, на месте кого (называются два героя) вам легче всего представить себя». 

Такие задания развивают способность встать на точку зрения другого, увидеть мир его глазами и воплотить это видение в литературной форме;

  • сочинение, рассказ от имени героя, какого-либо предмета: 

 «Воспоминания березового листка»,

 «Воспоминания моих старых ботинок»,

 «Монолог березки»,

 «О чем думает сосулька на крыше»;

  • письмо без текста (творческое письмо): 

                                    http://vestnik.omskedu.ru/image/1903img12.jpg 

  Все эти приемы помогают выявлять и развивать чувство слова, литературное воображение.

Есть множество развивающих заданий игрового характера, которые можно использовать и на уроках, и во внеклассной работе.

  1. «Что я загадал?» (по описанию узнать, о каком предмете идет речь).
  2. «Найти противоположное» (игра в антонимы).
  3. «Что на что похоже?» Например, на что похож снег (туман, апельсин, ветер…).
  4. «Что ты увидел сегодня утром по дороге в школу? Что изменится вечером? (разминка в начале урока).
  1. Вообрази себя роботом. Как бы это повлияло на окружающий мир?
  2. Игра «20 букв»: играющие записывают существительные, содержащие только одну какую-либо гласную (например, ворот, огород…); возле каждого слова отмечается количество гласных. Выигрывает тот, кто быстрее наберет 20 букв.
  3. Игра «Писатели»: каждый играющий пишет 10-12 слов, затем все меняются своими листочками; за 10 минут нужно написать по данным словам рассказ. Можно дать одинаковые слова, тогда легче сравнить придуманные рассказы.
  1. «На что это похоже?» 

Один игрок задумывает что-то и записывает слово на листке. Никто его не видит. Все по очереди говорят, на что задуманное похоже. Затем ведущий показывает листок. И здесь начинается самое интересное: теперь каждый должен защитить свою гипотезу!

Основой творческого процесса психологи считают воображение. Им можно и нужно управлять с помощью различных упражнений. Например, «Елочка ассоциаций»: выбор стартового слова, подбор ассоциаций к нему; слова записываются в столбик; затем берется любое слово из столбика, и нему подбираются ассоциации; за 3-4 минуты делается 5-6 переключений (возникают новые столбики ассоциаций). Повторять слова в столбиках нельзя.

Этим упражнением расширяется зона ассоциативных полей.

Результаты оцениваются по общему количеству слов. Хорошей считается скорость, при которой за одну минуту записывается 8-10 слов (25-30 слов за 3 минуты).

Следующим этапом может стать составление фантастического рассказа по записанным словам.

Творчество начинается там, где человек выходит за рамки своих привычных подходов и возможностей. Если мы сами обладаем ярко выраженной потребностью в творчестве, обязательно сумеем заметить в каждом ребенке ростки таланта.

Откройте в каждом ребенке Маленького принца. От маленького художника - к большому Человеку – вот самое верное направление для нас. Ребенку нужно дать шанс выразить себя в творчестве.

Великолепный писатель Грэм Грин сказал: «В детстве всегда бывает минута, когда двери распахиваются настежь и впускают будущее». Вовремя «распахнуть двери» - наша сверхзадача. Творчество в этом смысле – сильное оружие. Нам только нужно научиться мастерски владеть этим оружием и приобщить к этому своих воспитанников.

А значит, педагогу просто предначертана дорога непрерывного самоусовершенствования. Учителю нельзя замыкаться в рамках только школьной жизни. Он непременно должен выходить в «большой мир». Для меня частью такого мира стала районная газета. Сколько лет работаю учителем, столько же лет пишу в газету и помогаю это делать ребятам. Не один год руководила кружком «Юный корреспондент». Особенностью такого кружка является его творческая направленность. Занятия развивают у ребят инициативу, самодеятельность, творческий подход к делу.

Кружок «Юный корреспондент» и сотрудничество с районной газетой – это не единственная «дверь в большой мир». Для меня есть и другие: учебно-исследовательская деятельность учащихся, участие во всевозможных творческих и интеллектуальных конкурсах. Подготовка к ним отнимает очень много личного времени, но труд педагога окупается сторицей, ибо он выводит своих воспитанников на новый, более высокий уровень духовного общения с окружающим миром.

Нет такого дела или урока, где был бы весь учитель во всем блеске его дарования. До конца раскрыться очень сложно (а может, и невозможно). Каждый из нас во много раз глубже, интереснее того, что делает, и в этом - резервы творчества. Нашего, педагогического, и детского. А значит, вместе с детьми мы обязательно сможем

«…в одном мгновенье видеть вечность, огромный мир - в зерне песка, в единой горсти - бесконечность и небо - в чашечке цветка…»

Нет волшебства, нет чуда никакого,

Искусство начинается с простого-

К душе ребенка ключик подобрать,

Чтоб смог он целый мир разрисовать...

Увидеть синеву в глазах небес,

Платком акриловым укутать зимний лес,

Смотреть на радугу-наследницу дождя

И в этой радуге увидеть вдруг…себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности работы на уроке как основа развития творческого потенциала ребенка.

Пожалуй, каждый из нас был в ситуации неудовлетворения от урока. Вроде бы и подготовка была на должном уровне, и наглядностью урок оснащён, и продумано было всё основательно, а вот нет удовлетворения ...

Мастер-класс «Развитие творческого потенциала ребенка на основе системно-деятельностного подхода к обучению»

XV юбилейные  областные VIII Всероссийские Занковские чтения Мастер-класс:«Развитие творческого потенциала ребенка на основе системно-деятельностного подхода к обучению»Подготовила:Быч...

Ориентация педагога на овладением технологиями, раскрывающими творческий потенциал личности ребенка, сохраняющими его психическое и физическое здоровье

Ориентация педагога на овладением технологиями, раскрывающими творческий потенциал личности ребенка, сохраняющими его психическое и физическое здоровье...

Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка во внеурочное деятельности в рамках предмета «Музыка»

Раскрытие  и развитие  творческого  потенциала личности  ребенка происходит как в урочной, так и во  внеурочной деятельности.  Именно внеурочная деятельность даёт опыт тв...

Статья по теме «Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка во внеурочной деятельности»

В современном, быстро меняющемся мире востребована личность не столько владеющая суммой знаний, сколько способная к творческому созиданию, к осмысленному восприятию окружающего мира, умеющая пр...


 

Комментарии

Кузнецова Светлана Николаевна

Нехорошо чужую работу выдавать за свою!