Создания комфортной среды – приоритетное направление в работе классного руководителя с младшими школьниками.
статья на тему

Котенёва Надежда Николаевна

Создания комфортной среды – приоритетное направление в работе классного руководителя с  младшими школьниками.  Комфортная внутришкольная среда – одно из условий личностного роста младшего школьника.Обязанность классного руководителя в этом процессе - вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития и создать с учетом этого возможно комфортные условия для их реализации в социуме.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание комфортной среды- приоритетное направление в работе классного руководителя с младшими школьниками .

Слайд 2

Школа – это особый мир детства, мир надежд и радости, где должны быть создана наиболее благоприятная комфортная среда для роста и развития личности ребёнка.

Слайд 4

Главная цель воспитания – счастливый человек. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе. Воспитание без уважения – подавление. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно. Развивай в себе незаурядность. Не будь занудой, не ной и не паникуй. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше. по В.А.Караковскому

Слайд 5

1 этап - проектирование детско – взрослой общности « Я теперь школьник » Цель . Обеспечение ребёнку психологического комфорта, признания в коллективе через создание детско-взрослой общности классного коллектива.

Слайд 6

2 этап - становление и функционирование детско – взрослой общности « Найди свой путь » Цель : создание психолого-педагогических условий для развития личности учащихся, их способности к саморазвитию, самопознанию, самореализации через включение в различные виды деятельности.

Слайд 7

3 этап - стабильное функционирование детско-взрослой общности « Мы вместе » Цель: Создание условий для овладения школьниками способов конструктивных социальных взаимоотношений.

Слайд 8

Классный руководитель Ученик родитель Взаимодействие Взаимная ответственность Доверие Сотрудничество Сопереживание Содружество Сотворчество

Слайд 9

Школьная тревожность

Слайд 10

ЛЕСНАЯ ПОЛЯНКА детское объединение

Слайд 11

драчун плакса ябеда

Слайд 12

КТО Я?

Слайд 13

Памятка: "Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы окружающим было хорошо.

Слайд 14

С тобой всем хорошо!

Слайд 15

Камешек в ботинке

Слайд 16

Хвасталка

Слайд 17

Школьный мир тебя здесь ждёт, Славный маленький народ. Заходи сюда смелей Будешь ты в кругу друзей… И. Мешкова

Слайд 18

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

        Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                                                                                                                    «Средняя общеобразовательная школа № 26»                                                                                                                                                                                г. Балаково Саратовской области

   Создания комфортной среды – приоритетное направление в работе классного руководителя с       младшими школьниками.  

                           

                                    Учитель начальных классов

                       высшей категории

                                              Котенёва Надежда Николаевна

                                         

                                                          2012г.

Создания комфортной среды – приоритетное направление в работе классного руководителя с       младшими школьниками.  СЛАЙД 1.

                           Комфортная внутришкольная среда – одно из условий личностного роста младшего школьника.

СЛАЙД 2. Школа – это особый мир детства, мир надежд и радости, где должны быть созданы наиболее благоприятные условия для роста и развития личности ребёнка.

                 Следовательно, ребенок имеет возможность получить помощь от своего учителя, который хорошо знает индивидуальные особенности ребенка и его проблемы. Пообщаться со своими одноклассниками во внеучебной обстановке.

 Слайд 3. Школа должна помогать ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать все    задачи развития, обучения и воспитания в пяти основных сферах его жизнедеятельности: сфере познания, сфере практической деятельности, сфере игры, сфере физического развития, сфере отношений.

   Обязанность классного руководителя в этом процессе - вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития и создать с учетом этого возможно комфортные условия для их реализации в социуме.

    Слайд4.В своей работе руководствуюсь  «Десятью заповедями воспитания».( по В.А.Караковскому)

  • Главная цель воспитания – счастливый человек.
  • Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.
  • Воспитание  без уважения – подавление.
  • Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.
  • Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.
  • Развивай в себе незаурядность.
  • Не будь занудой, не ной и не паникуй.
  • Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
  • Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
  • Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

Больше всего в своей практике использую  такие заповеди воспитания, как…

 Воспитание  без уважения – подавление.

      Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи  тайны,   никогда не предавай своих детей.
     Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.                            

                       Для успешного решения вопросов  обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие  всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве.

  В построении своей воспитательной системы могу выделить три этапа. Слайд 5

1 этап -  проектирование  детско – взрослой  общности

« Я теперь школьник»

Цель. Обеспечение ребёнку психологического комфорта, признания  в коллективе через создание детско-взрослой общности  классного коллектива.

Совместные творческие  дела:

       «Весёлые старты»,

       «Посвящение в первоклассники»,

       «Новый год»,

       «Прощание с первым классом»

2 этап  -  становление и функционирование детско – взрослой общности  «Найди свой путь»  

Цель создание психолого-педагогических условий для развития личности учащихся, их  способности к саморазвитию, самопознанию, самореализации через включение в различные виды деятельности.

3 этап -   стабильное функционирование   детско-взрослой общности

« Мы вместе»

Цель: Создание условий для овладения школьниками способов конструктивных социальных  взаимоотношений.

У ребенка есть возможность выбирать и действовать, обосновывая свой выбор, зная свои права и обязанности

. Слайд 6. Совместная  деятельность классного руководителя, родителей и детей по созданию комфортной атмосферы получила название «Я теперь школьник».

     На активизацию этой совместной работы направлена моя деятельность.

Принципы выстраивания отношений.

 

                            Классный руководитель

 

Ученик                                                               родитель

                            Взаимодействие

                            Взаимная  ответственность

                            Доверие

                            Сотрудничество

                            Сопереживание

                            Содружество

                            Сотворчество  

             Слайд 7. В последнее время отмечается повышенный уровень школьной тревожности – страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определённых личностных конфликтов, нарушении  в развитии самооценки.

Работу по устранению тревожности направляю на формирование необходимых навыков работы, общения, коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.

            На эту проблему смотрю с точки зрения технологии педагогики сотрудничества, которая в большей мере реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъект-субъективных отношениях педагога и ребёнка, и коллективного обучения.

 Целевые ориентации педагогики сотрудничества:

  • переход от педагогики требований к педагогике отношений;
  • гуманно-личностный подход к ребёнку;
  • единство обучения и воспитания.

    1 этап формирования школьного коллектива.

            Переступая порог первого класса, ребёнок оказывается в воспитательном пространстве, каждый компонент которого в той или иной мере способствует воспитанию детей. Развитие творческих возможностей является важнейшей задачей начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.            

 

          На первом классном часе создаю  детское объединение «Лесная полянка». Слайд 8. Детское объединение разбито на группы: сосенка, ивушка, берёзка, тополёк и т.д.  Дети участвуют в создании правил, законов для себя и всех членов этого объединения. Правила, законы не навязываются учителем, классный руководитель  только направляет, корректирует деятельность детей. Ближе этому возрасту детей – сказка. Дети вспоминают героев сказок с положительными, а затем с отрицательными качествами характера. Все положительные качества  принадлежат  большой ромашке. А отрицательные Слайд 9. записываем в середину каждого маленького  цветка.  На них записаны слова: ябеда, драчун, выскочка, плакса и т.д.   Слайд 10. Лесная полянка усыпана ромашками. Дети выступают в роли пчёл.  Дети сами себя оценивают и  прикрепляют  свою пчёлку на соответствующую ромашку. Учитель выступает в роли дирижёра, корректора. Большое значение и ведущей деятельностью является потребностная деятельность ребёнка в своём оценивании.

   Слайд 11.  Вся эта работа направлена на формирование у  ребёнка положительных  правил  поведения. А положительные правила поведения – это и есть комфортная внутришкольная среда.

             С участием детей создаётся, а затем в системе ведётся работа с памяткой хорошего человека.

  Слайд 11.  Работа над памяткой хорошего человека.

             А хороший человек может прикрепить свою пчёлку на большую ромашку с надписью «С тобой всем хорошо!»

Слайд 12.     С тобой всем хорошо!

 

2 этап формирования классного коллектива.

       На втором этапе формирования классного коллектива рекомендую поиграть с детьми в игру «Камешек в ботинке». Слайд 13 Игра учит детей освобождаться от своих личных проблем.  Выговорился – стало легче.  На данном этапе, когда уже есть доверие к одноклассникам и классному руководителю многие дети охотно высказываются о своих проблемах, делятся со своим коллективом, что их  успокаивает, делает еще  ближе как к одноклассникам, так и к  учителю.

Мальчик

- У меня есть камешек в ботинке…

- Я сегодня поссорился со своим другом.

Учитель.

-Как поступить  ребята в этой ситуации? (Нужно позвонить и пригласить друга на прогулку и т.д.)

    Если не все ребята могут высказать проблему вслух или она в настоящий момент отсутствует, то они говорят, что пропускают ход.

3 этап формирования классного  коллектива.

          На третьем этапе формирования классного коллектива хорошо использовать игру «Хвасталка». Слайд 14. Обязательное условие игры – ответная оценивающая реакция. Игра учит детей позитивно воспринимать чужие радости, успехи, и искореняет такие чувства , как зависть и лесть.

Девочка

-Я могу похвастать своим успехом. Вчера я своими руками сделала подарок для

своей сестры. (Перевела старушку через дорогу и т.д.)

Мальчик

 - Я рад за тебя, ты очень внимательная девочка.

             Педагогами отмечено, что в психологическом плане ребёнок всегда ближе другому ребёнку, чем взрослый, их общение доступно по форме. Коллективная работа – это процесс взаимного обучения учащихся, совместного поиска путей решения тех или иных задач, поставленных на уроке, во внеурочной деятельности. Коллективными формами воспитания и обучения считается любая организация учебного сотрудничества и взаимодействия детей между собой при решении учебной или воспитательной  задачи.

             Наблюдения  показали, что результаты совместной работы (выбор варианта решения, нахождение наиболее рациональных способов выполнения заданий) оказываются более высокими по сравнению с выполнением работы каждым ребенком  в отдельности. При этом результаты получаются при меньшей затрате времени, чем в случае предоставления возможности каждому выполнять это же задание индивидуально.

          Такая работа, проводится мною  в системе и  обеспечивает комфортное состояние детей в школьной среде, сохраняет  здоровье, способствует адекватному поведению в коллективе сверстников и взрослых, успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует  устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе.

       И  закончить  свою речь хочется  детскими стихами. Слайд 15.

Школьный мир тебя здесь ждёт,
Славный маленький  народ. 
Заходи сюда смелей 
Будешь ты в кругу друзей…
                                   И. Мешкова
                             

Котенёва Н. Н.,
учитель начальных классов
МОУ «Средняя школа №26»
г. Балаково,
Саратовская область

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности. //Начальная школа», 2004. №1.
  2. Трубайчук Л.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности. //Начальная школа. 2004. №1.
  3. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать», изд. Генезис., Москва.,2000г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.

   Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуали...

Создание комфортной среды на уроке как фактор развития личности школьника.

Создание комфортной среды на уроке как фактор развития личности школьника....

«Создание комфортной образовательной среды — приоритетное направление в работе классного руководителя с младшими школьниками» (Из опыта работы)

В выступлении описывается опыт работы учителя по созданию комфортной образовательной среды с помощью игровых проектов и коллективных форм обучения....

Статья "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

В статье идёт речь о патриотизме как нравственной ценности. Идея патриотического воспитания во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его ...

Система работы классного руководителя. Создание игровой среды для младших школьников. Из опыта работы.

В данной статье автор делится с коллегами опытом воспитательной работы с младшими школьниками. Создание игровой среды помогает активизировать деятельность всех обучающихся в учебной и внеурочной работ...

«Гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе формирования личности неслышащего младшего школьника».

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе....