Программа внеурочной деятельности «Я - петербуржец» ,4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности  «Я - петербуржец» ,4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_peterburzhets_4_klass.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДАЮ»:

На Педагогическом совете

Протокол № ___от _______________2014 г.

                     Директор ГБОУ гимназии № 628

                        _____________ С.И. Квашнина

Приказ № _____ от ______________ 2014 года

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 «Александринская гимназия»

Программа внеурочной деятельности

«Я - петербуржец»

                                         для учащихся 4 «В» класса

Срок реализации программы: 4 года

Разработчик рабочей программы: Миронова Евгения Юрьевна

«РАССМОТРЕНА»:

«СОГЛАСОВАНА»:

на заседании МО учителей начальных классов

 Зам. директора по УВР _______ Н.П.Фролова

Протокол № ___ от ______ 2014 года

_______________ 2014 года

Председатель МО ________ В.Э.Синева

Санкт-Петербург

2014 год

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Требования к результатам освоения программы внеурочной деятельности

6

3

Основное содержание курса

7

4.

Тематическое планирование

12

5

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета

13

 

Образовательная программа внеурочной деятельности

 «Я - петербуржец»

  1. Пояснительная записка

Программа «Я - петербуржец» рассчитана на ознакомление младших школьников с историей и культурой Санкт-Петербурга и является программой духовно-нравственной направленности.

В настоящее время заметно возрос интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга – одному из прекраснейших городов мира, уникальному  культурно-историческому комплексу, в судьбе которого огромную роль сыграли многие исторические личности, деятели культуры и искусства. Программа курса позволяет почувствовать нашу сопричастность к исторической и культурной судьбе Санкт-Петербурга, ощутить непрерывность связи времен и поколений.

Программа дает возможность приобрести новый опыт: научиться ориентироваться на городских улицах и площадях, освоить правила межличностной коммуникации и поведения, в том числе в музеях, театрах библиотеках. Эти практические умения и навыки пригодятся человеку на протяжении всей его жизни, даже, если он поменяет место жительства. Кроме практических результатов, изучение уникального культурного наследия города на Неве дает возможность приобщения школьников к духовным ценностям, позволяет осознать значимость окружающего микромира, выработать индивидуально-личностные отношения к Санкт-Петербургу. Именно поэтому важным итогом реализации программы учебного курса  «Я - петербуржец» является развитие у учащихся таких чувств как гордость за свой город, бережное отношение к памятникам наследия, уважение к землякам, сопричастность к судьбе края.

Программа включает в себя теоретическую и практическую часть. Для реализации поставленных задач содержание курса ориентирует на диалог, самостоятельность мышления и самовыражения, что способствует творческому развитию учащихся. В курсе обучения предусмотрен хронологический подход к изложению материала с упоминанием наиболее значимых дат и важнейших периодов в развитии города. В программу включены темы, создающие у учащихся представление об основании Петербурга, его великолепном скульптурном убранстве, государственных символах, музеях и театрах города, учащиеся ознакомятся с тем, как строился Петербург, складывались его великолепные архитектурные ансамбли.

Цели и задачи курса

Целью программы курса является создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве.

   Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

   1. Способствовать формированию у учащихся:

   -   познавательного интереса к изучению города;

   - элементарных знаний о составных частях города, о роли людей и природы в формировании городов, о взаимосвязи города и горожан; о памятниках природы и культуры, придающих неповторимый облик Санкт-Петербургу (реки, каналы, острова, парки, сады, мосты, решетки, здания, фонари, скульптура); о важных функциях города как промышленного, торгового и культурного центра страны; о главных ансамблях Петербурга -  его символах, являющихся частью всемирного культурного наследия; о петербуржцах – создателях и носителях петербургской культуры.

   На основе этих знаний:

   2. Содействовать формированию представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.

   3. Начать формирование краеведческих умений:

   - грамотно произносить, писать и применять термины и понятия;

   - ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу;

   - соотносить объект на карте с городским пространством;

   - пользоваться краеведческой литературой;

   - рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной жизни как источник и уметь извлекать из него информацию;

   - описывать памятники, достопримечательности по памяткам;

   - соединять повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках.

   4. Развивать монологическую речь и мыслительные умения:

   - работать с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды);

   - подбирать слова, характеризующие объект;

   - выявлять главные признаки объекта;

   - сравнивать объекты и делать выводы;

   - обосновывать свою точку зрения;

   - переносить знания, полученные на других учебных предметах.

   5. Создавать условия для формирования оценочных суждений:

   - формировать знания об утилитарной, эстетической, социальной, историко-культурной значимости городских объектов;

   - выражать свое отношение к объекту, событию, творческой деятельности.

   6. Содействовать развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала учащихся:

   - изображать изученные объекты (в рисунке, поделке, сочинении, сказке, стихотворении, эпитетах).

   7. Способствовать практическому применению полученных знаний и умений:

   - соблюдать правила поведения в общении с одноклассниками, в городской среде, в транспорте, на экскурсиях, в музеях, библиотеках, храмах.  

Структура программы. Курс «Я - петербуржец»  предназначен для учащихся 7-11 лет. Он рассчитан на 4 года: 1 класс – 33 часа, 2, 3, 4 классы -  34 часа. Темы каждого года перекликаются между собой. Ребята каждый год повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе. Этот принцип гибкости курса позволяет детям ранее не изучавшим историю и культуру Санкт-Петербурга начать изучать предмет с любого года обучения.

Темы выстроены таким образом, чтобы родители могли в течение нескольких пешеходных экскурсий увидеть с детьми все, о чем шла речь на занятиях.

Методы обучения.

Реализации задач курса ««Я - петербуржец»» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.

К таким методам относятся:

1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская, коллективные рассказы по определенной теме, составление и разгадывание кроссвордов, составление вопросов и ответов, работы с картой и фотоматериалами, выполнения творческих заданий..

2. При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.

Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга является привлечение средств наглядности:

  1. Цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.
  2. Съемно-разъемные аппликации.
  3. Карты города, области.
  4. Видеоматериалы, презентации
  5. Предметы, вещи.

Контроль и оценка умений и навыков.

Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий учащимися.

2. Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу

Личностные результаты

-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества.

-Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

-Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

-Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

-Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Предметные результаты

-Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

-Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

-Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

-Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

-Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

3. Основное содержание программы

Тема № 1.Что значит город для меня. Любимые места в городе.

 Основные достопримечательности нашего города (Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Летний сад, Адмиралтейство, Зимний дворец, Этнографический музей). Стихи русских поэтов о городе.

Тема № 2. День памяти и скорби.

"Трагедия Беслана" память о погибших в итоге террористического акта 1-3 сентября 2004 года.

Тема № 3. Символы города. Выставка рисунков.

Знакомство с символами Санкт-Петербурга (герб, гимн), выставка рисунков

          Тема № 4. Петропавловская крепость – крепость музей. Создатели крепости.

Крепость на острове. Петропавловская крепость. Архитектор Трезини. Флюгер на шпиле (ангел

         Тема № 5. Автобусная экскурсия «Петропавловская крепость».

Посещение  «Петропавловская крепость» Прогулка по Петропавловской крепости.

Тема № 6.Викторина «Петропавловская крепость».

Игры на запоминание, ребусы, загадки, скороговорки о Неве, стихи русских поэтов о городе

Тема № 7.Адмиралтейство – владыка морей.

Местонахождения Адмиралтейства. Происхождение названия. Шпиль Адмиралтейства – один из главных городских ориентиров. Внешний облик Адмиралтейства. Кораблик Адмиралтейства. Адмиралтейская набережная. Дворцовый причал. Сторожевые львы дворцового причала.

Тема № 8. Выставка рисунков «Адмиралтейство».

Конкурс рисунков. Поэтические произведения, посвященные Адмиралтейству. Игры на запоминание. Игры на узнавание образов.

Тема № 9.Зимний дворец – дворец славы российской.

Здание Зимнего дворца, внешний облик. . Архитектор Растрелли Б. Ф

Тема № 10.Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга.

Местонахождение Дворцовой площади. Происхождение названия и ансамбль Дворцовой площади. Назначение Дворцовой площади.. Александрийская колонна. Здание Главного штаба (скульптурная группа арки).

Тема № 11.Викторина «Зимний дворец».

Викторина. Прослушивание музыкальных и поэтических произведений посвященных ансамблю Дворцовой площади

Тема № 12.Стрелка Васильевского острова.

Местонахождение Васильевского острова. Стрелка Васильевского острова. Ростральные колонны. Биржа – внешний облик здания. Причал и набережная Стрелки Васильевского острова.

Тема № 13.Жизнь и служба ансамбля Стрелки.

Жизнь и служба ансамбля Стрелки в прошлом: главный торговый порт России на Балтике. Современная служба Стрелки — «созвездие музеев», место прогулок. Традиции: факелы на Ростральных колоннах в праздничные дни;

        Тема № 14.Посещение театра

«Я иду в театр». Правила поведения в театре. Посещение театра «Буфф» Санкт-Петербурга.

Тема № 15.Выставка рисунков «Любимый персонаж  спектакля»

Конкурс рисунков. Игры на запоминание. Игры на узнавание образов

Тема № 16.Подвигу твоему, Ленинград.

Блокадного город «Цветок жизни», памятники «Зенитка» «Катюша», «Разорванное кольцо». Посещение музея «Дорога жизни».

Тема № 17.Город – герой Ленинград.

Героическая оборона Ленинграда(Пулково).

Знакомство с местами боев с фашистскими захватчиками под Ленинградом в годы Великой Отечественной войны. Посещение монумента героической обороне Ленинграда на площади Победы, Пулковского военного кладбища, памятника «Пулковский рубеж».

Тема № 18. Автобусная экскурсия .

Посещение музея защитников блокадного Ленинграда на площади Победы.  Возложение цветов.

Тема № 19.Площадь декабристов – «хоровод достопримечательностей»

Местоположение площади. Облик площади. Медный всадник — первый памятник в России. Создатели памятника — Э.-М. Фальконе, Е. Хайлов, землекопы, каменотесы, литейщики. Здания Сената и Синода Исаакиевский собор Название. Облик. Скульптурное убранство собора. Название площади. Декабристы.

Площадь Декабристов (Сенатская площадь) — символ бывшей столицы, основанной по воле Петра I, но «украшенной потомками стократ».

Тема № 20.Исаакиевский собор – собор соборов.

Исаакиевский собор, знакомство с внешним видом. Архитектор Монферан.

Тема № 21.Медный всадник. Выставка рисунков.

История создания памятника «Медный всадник» Выставка  рисунков

Тема № 22.Музеи Санкт-Петербурга.

Музеи Санкт-Петербурга. Игра-путешествие «Мы идем в музей». Этическая игра «Поведение в музее». Викторины, конкурсы, загадки

Тема № 23.Русский музей - создатели музея.

Тема № 24.Экскурсия в Русский музей.

Посещение Русского музея. Знакомство с Русским музеем и его знаменитыми экспонатами.

Тема № 25.Пригороды СПб. Г. Петергоф.

 Виртуальная экскурсия в Петергоф. Большой Императорский дворец. Фонтаны Нижниго парка: «Самсон», Римские фонтаны, Оранжерейный фонтан, «Ева», «Солнце», каскады: «Большой каскад», «Шахматная гора», «Львиный каскад»

Тема № 26.Пригороды СПб. Г. Пушкин

Местоположение. Отличительные особенности памятники природы, городская среда, здания-памятники, «богатства».

Тема № 27.Пригороды СПб. Г. Павловск.

Местоположение. Отличительные особенности памятники природы, городская среда, здания-памятники, «богатства».

Тема № 28.Пригороды СПб. Г. Гатчина.

Местоположение. Отличительные особенности памятники природы, городская среда, здания-памятники, «богатства».

Тема № 29.Викторина по теме «Пригороды СПб».

Игра-путешествие по пригородам СПб . Викторины, конкурсы, загадки

Тема №30. Выставка рисунков.

Конкурс рисунков. Игры на запоминание. Игры на узнавание достопримечательностей пригорода

Тема № 31.Подготовка к игре

Тема № 32.Интеллектуальная игра «Удивительный  Санкт Петербург».

Игра по станциям «Я – петербуржец». Ориентирование в вертуальном городе по карте-схеме, «Маршрутным листам»; по природно-культурным и городским ориентирам (река, канал, остров, таблички с названием улиц, номерами домов, известные городские доминанты); Награждение победителей игры.

 Тема № 33. Викторины, игры.

Игры на запоминание, ребусы, загадки, скороговорки , стихи русских поэтов о городе.

В конце четвертого года изучения курса учащиеся должны знать:

- где и когда возник Санкт-Петербург, первые постройки города и истории их создания,

- знать символы Санкт-Петербурга (герб, гимн),

- называть основные достопримечательности нашего города (Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Летний сад, Адмиралтейство, Зимний дворец, Этнографический музей),

- основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада),

- называть основные реки и каналы города,

- знать и узнавать по фотографиям, на пешеходных экскурсиях мосты и набережные,

- знать историю создания памятника «Медный всадник»,

- детские театры СПб.

Должны уметь:

- найти на иллюстрации нужный объект,

- уметь показать на карте, изучаемый объект,

- узнавать по описанию достопримечательность

В результате освоения программы учащиеся научатся: В результате успешного освоения программы «Я - петербуржец» учащиеся:

  • углубят свои знания об истории и культуре Санкт-Петербурга; 
  • приобретут навыки культурного поведения;
  • сформируют уважительное отношение к историческим личностям;
  • приобретут способности художественно-образного восприятия города;
  • сформируют умение самостоятельно выполнять контрольные и тестовые задания;
  • повысят уровень развития творческих и коммуникативных способностей;
  • сформируют бережное отношение к историческим, архитектурным, скульптурным памятникам и чувство любви к родному городу в лучших традициях петербургской культуры
  • грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе;
  • указывать хронологические рамки основных периодов в жизни края и города (согласно программе);
  • называть самые характерные для каждого периода события и памятники, напоминающие об этих событиях; перечислять достопримечательности, напоминающие о значении города как экономического или художественно-культурного центра (согласно программе);
  • называть особенности петербургского населения: разносоциальный и разноэтнический состав населения; указывать самые характерные черты благоустройства города для каждого исторического периода; перечисляют праздничные традиции современных горожан; называют фамилии знаменитых петербуржцев (согласно программе).  
  • Ориентироваться по карте-схеме города
  • - читать легенду карты-схемы;
  • - находить  географические ориентиры (правый, левый берег реки; север-юг, запад-восток);
  • - определять центр города;
  • - находить культурные памятники наследия разных эпох;
  • - определять направление роста территории города.  
  • Ориентироваться в реальном городе по карте-схеме, «Маршрутным листам»; по природно-культурным и городским ориентирам (река, канал, остров, таблички с названием улиц, номерами домов, известные городские доминанты);
  • объяснять необходимость бережного отношения к памятникам наследия; соблюдения правил поведения в общественном месте; дают оценку собственного поведения;
  • регулярно посещать музей, городские экскурсии вместе с классом; сообщать одноклассникам об интересных спектаклях, концертах, прогулках, совершенных вместе с родителями;
  • самостоятельно пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем;
  • узнавать объект по изображению, указывая признаки, по которым определил памятник; соотносить изображение и эпоху;
  • комментировать прочитанный текст, выделять опорные слова в тексте, отвечать на познавательные вопросы к тексту; составлять простой план; делать сообщение по прочитанной книге;
  •  устно описывать объект, используя  памятку, предложенную учителем;
  • составлять письменный рассказ об объекте или человеке;
  • извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание, поставленное перед рассказом.  

Тематическое планирование занятий «Я - петербуржец»

2014 - 2015 учебный год

4 класс

Сентябрь

Что значит город для меня. Любимые места в городе.

День памяти и скорби.

Символы города. Выставка рисунков.

Петропавловская крепость – крепость музей. Создатели крепости.

Октябрь

Автобусная экскурсия «Петропавловская крепость». 

Викторина «Петропавловская крепость».

Адмиралтейство – владыка морей.

Ноябрь

Выставка рисунков «Адмиралтейство».

Зимний дворец – дворец славы российской.

Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга.

Викторина «Зимний дворец».

Декабрь

Стрелка Васильевского острова.

Жизнь и служба ансамбля Стрелки.

Посещение театра

Выставка рисунков «Любимый персонаж  спектакля»

Январь

Подвигу твоему, Ленинград.

Город – герой Ленинград.

Автобусная экскурсия . Музей защитников блокадного Ленинграда на площади Победы.  Возложение цветов.

Февраль

Площадь декабристов – «хоровод достопримечательностей»

Исаакиевский собор – собор соборов.

Медный всадник. Выставка рисунков.

Музеи Санкт-Петербурга.

Март

Русский музей - создатели музея.

Экскурсия в Русский музей.

Пригороды СПб. Г. Петергоф.

Пригороды СПб. Г. Пушкин.

Апрель

Пригороды СПб. Г. Павловск.

Пригороды СПб. Г. Гатчина.

Викторина по теме «Пригороды СПб».

Выставка рисунков.

Май

Подготовка к игре

Интеллектуальная игра «Удивительный Санкт Петербург».

Викторины, игры.

День рождения города.

 5.Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

  1. Ермолаева Л.К. Чудесный город. Петербургская тетрадь.Ч.1,2.  – СПб: «СМИО Пресс», 2009.
  2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города. – СПб: «КОРОНА принт», 2012.
  3. Дмитриев В.К. Книга – игра с наклейками.- СПБ: - «КОРОНА принт», 2011.
  4. Яковлева Н. А. Наш город — Санкт-Петербург. – СПб: Специальная Литература, 1999.
  5. Кудрявцева Т. А. Азбука Санкт-Петербурга. – СПб: «Искусство СПБ», 2010.
  6. Интернет-ресурсы, видео-материалы
  7. Карта – схема города
  8. Наборы иллюстраций, открыток с достопримечательностями СПб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...

Программа внеурочной деятельности «Я - петербуржец»

Программа «Я - петербуржец» рассчитана на ознакомление младших школьников с историей и культурой Санкт-Петербурга и является программой духовно-нравственной направленности....

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов" Театральная деятельность" с КТП

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Театральная деятельность" с КТП общекультурноно направления развития личности...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...

Рабочая программа по внеурочной деятельности: "Я -Петербуржец" 2 класс

Пояснительная запискаРабочая программа по внеурочной деятельности « Я-Петербуржец» для  2 класса составлена на основе Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федер...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЕЙ В ТВОЁМ КЛАССЕ» 4 КЛАСС

Планируемые результатыЛичностные УУД:Будут сформированы:- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик;- широкая мотивационная основа учебн...