Интернет-зависимость человека как негативное психологическое воздействие компьютерных технологий на человека .
материал по теме
Интернет-зависимость человека как негативное психологическое воздействие компьютерных технологий на человека .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интернет-зависимость человека как негативное психологическое воздействие компьютерных технологий на человека .
В последние годы психологам, и психотерапевтам всё чаще приходится сталкиваться с разными видами зависимости.
Понятие зависимости как психологический и психопатологический феномен.
В практической деятельности психологов, психиатров и психотерапевтов все чаще приходится сталкиваться с проблемой зависимого поведения, зависимости в целом. Такая разновидность девиантного поведения оказывается наиболее сложной для коррекции, психотерапии и психофармакологии. Без понимания и прояснения механизмов формирования зависимого поведения, без уточнения самого понятия «зависимость», без определения ее четких диагностических и дифференциально-диагностических критериев невозможен эффективный и обоснованный коррекционный процесс.
Парадокс заключается в том, что зависимость оказывается многоликим и противоречивым явлением. Аддикция позволяет достичь чувства внутреннего эмоционального контроля над психической беспомощностью. Но чаще аддикция по мере углубления предстает своей негативной стороной. Таким образом, можно отметить специфику зависимого поведения, заключающуюся в том, что аддикции могут включаться не только в структуру психологических девиаций и психопатологических расстройств, но и быть нормативным и даже гармоничным (трудоголизм). Спектр зависимостей распространяется от адекватных привязанностей, увлечений, способствующих творческому или душевному самосовершенствованию как признаков нормы до расстройств зависимого поведения, приводящих к психосоциальной дезадаптации. Проблема же заключена в том, что крайне важным является обнаружение различий патологических и непатологических форм зависимостей.
Под зависимым поведением следует понимать разновидность девиантного поведения, характеризующегося непреодолимой подчиненностью собственных интересов интересам другой личности или группы, чрезмерной и длительной фиксацией внимания на определенных видах деятельности в предметах, становящихся сверхценными, снижением или нарушением способности контролировать вовлеченность в данный вид деятельности, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения. Приведенные выше критерии не являются абсолютными и не позволяют проводить эффективную дифференциацию. В настоящее время не имеется серьезных диагностических указаний на то, в каких случаях непатологическое, или физиологическое влечение сменяется патологическим влечением.
Механизмы формирования зависимого поведения до настоящего времени остаются неясными. Высказываются взаимоисключающие точки зрения о роли церебральных, психогенных и личностных факторов в становлении данного вида поведенческих расстройств. Наиболее активно проблема этиопатогенеза зависимостей представлена, а работах, посвященных сфере парафилии и наркологии, отстаивающих точку зрения о значимости врожденных или приобретенных церебральных отклонений. Противоположной точки зрения придерживаются психологи, изучающие гемблинг, интернетзависимость, нарушение пищевого поведения, религиозный фанатизм и обнаруживающие личностные механизмы формирования девиаций поведения.
Расстройство личности зависимого типа диагностируется на основании следующих критериев:
1. неспособность принимать решения без советов других людей;
2. готовность позволять другим принимать важные для него решения;
3.готовность соглашаться с другими, из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы;
4. затруднения начать какое-то дело самостоятельно;
5.готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих;
6. плохая переносимость одиночества - готовность предпринимать усилия, чтобы его избежать;
7. ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь;
8. охваченность страхом быть отвергнутым;
9. легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрения со стороны.
Теоретические и экспериментальные исследования типичных психологических параметров зависимой личности позволили уточнить их и считать сущностными следующие из них: инфантильность, внушаемость и подражаемость, прогностическая некомпетентность, ригидность и упрямство, наивность, простодушие и чувственная непосредственность, любопытство и высокая поисковая активность, максимализм, эгоцентризм, яркость воображения, впечатлений и фантазий, нетерпимость, склонность к риску, страх быть покинутым. Имеются указания как на психологический, так и психофизиологический механизм их формирования.
Таким образом, приведенный выше анализ ситуации в области состояния теории и практики изучения поведения, характеризующегося признаками зависимости, показывает, что можно предполагать существование единого и универсального механизма патологического зависимого поведения. Процесс же формирования конкретного клинического варианта расстройств зависимого поведения во многом стихиен. Можно предполагать, что зависимая личность создает каркас, на который нанизываются зависимости. Они могут быть устойчивыми и неустойчивыми. Наиболее важным и интересным представляется поиск связи между патологическими и непатологическими формами зависимого поведения.
Список использованных источников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое воздействие цвета на восприятие учебного материала младшими школьниками
Орфографическая грамотность обучающихся – одна из актуальных проблем стоящая перед школой. Грамотность учеников низка из-за отсутствия сформированности орфографического навыка. Особая роль в формиров...
Использование основных форм и методов интерактивного психологического воздействия в воспитательной работе образовательного учреждения
Использование основных форм и методов интерактивного психологического воздействия в воспитательной работе образовательного учреждения...
Модель негативных психологических факторов влияния компьютерных технологий на школьников.
Модель негативных психологических факторов влияния компьютерных технологий на школьников....
Организация и методика исследования негативных сторон воздействия современных компьютерных технологий.
Организация и методика исследования негативных сторон воздействия современных компьютерных технологий. ...
Психокоррекция негативных психологических воздействий современных компьютерных технологий на школьников.
Психокоррекция негативных психологических воздействий современных компьютерных технологий на школьников....
Компьютерная и интернет зависимость учащихся
Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", и "Каков я?". В подростковом возрасте индивид вы...
Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях, с целью обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия современного школьника.
Сегодня я хочу рассказать вам об использовании компьютерных технологий на логопедических занятиях, с целью обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия совре...