Что такое аутизм?
статья на тему

Морозова Галина Викторовна

Пособие для родителей, педагогов…
Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autizm.docx459.58 КБ

Предварительный просмотр:

      Размещаю данный материал на своём мини-сайте, чтобы родители и педагоги правильно и своевременно могли оценить особенности поведения детей и обратиться за помощью к специалистам.
    Уважаемые читатели, познакомится с оригинальной версией пособия, пройти тест на наличие симптомов у  ребёнка, найти список родительских организаций вы можете на сайте      
http://аутизм-тест.рф/

Аутизм


Пособие для родителей, …
Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста.

Что такое аутизм?

  • Что такое аутизм?

  • Симптомы аутизма
  • Распространенность аутизм
  • Причины аутизма
  • Установление диагноза

  • Симптомы аутизма в поведении

  • Нарушения в сфере социального взаимодействия
  • Нарушения в сфере коммуникации

  • Нарушения в поведении

  • Нарушения моторики
  • Обостренная чувствительность
  • Причинение вреда самому себе
  • Нарушение чувства опасности
  • Расстройства желудочно-кишечного тракта

  • Нарушения сна

  • Лечение

   

Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС), — термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы

Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах:

Общение
Как человек общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия)
Разговор
Как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации)
Поведение
Как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности)

К расстройствам аутистического спектра (РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Аутизм часто сочетается с другими нарушениями. Значительная часть людей с РАС (от 25 до 50%) имеют сопутствующую умственную отсталость, часто у них имеются расстройства моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушения сна. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность.


К подростковому возрасту примерно у 10–30% детей с аутизмом развивается эпилепсия. У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники.

Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.

Им необходима поддержка, для того чтобы жить, полностью реализуя свои возможности, справляться с непростыми для них социальными задачами. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки.

Симптомы аутизма

Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать, или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.

Дети с аутизмом, подрастая, становятся подростками с аутизмом, а затем и взрослыми людьми с аутизмом

Распространенность аутизма

Раньше аутизм считался редким расстройством, сейчас очевидно, что это не так. Когда специалисты научились определять и выявлять различные проявления нарушений при аутистических расстройствах, стало понятно, что аутистические расстройства есть примерно у каждого сотого ребенка, причем у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. В настоящее время специалисты научились гораздо лучше выявлять аутизм, что привело к тому, что этот диагноз стали ставить чаще, чем раньше. Но, возможно, дело не только в диагностике, и аутизмом действительно стало заболевать больше людей. Ученые пытаются установить, на самом ли деле существует реальное увеличение заболеваемости аутизмом, и если оно есть, что является причинами роста этого заболевания во всем мире.

Причины аутизма

Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Аутизм – это расстройство, в возникновении которого играет роль комплекс факторов. Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм. Некоторые из генетических факторов, вызывающих аутизм, известны и могут быть выявлены с помощью анализов, в первую очередь, это спонтанные изменения генетического материала, мутации. Эти изменения могут быть достаточными для того чтобы сами по себе вызвать аутизм. Но чаще аутизм возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок. Установлено, что в возникновении аутизма играют роль экология, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, а также некоторые инфекции и некоторые лекарственные средства, принимаемые матерью во время беременности (например, вальпроевая кислота, используемая для лечения эпилепсии). Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка. Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку.

Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.

Установление диагноза

Диагноз «расстройства аутистического спектра» устанавливается при выявлении в поведении и развитии ребенка симптомов аутизма. Специалист, проводящий диагностику, наблюдает за ребенком, может играть или беседовать с ним. Он также расспрашивает близких ребенка о том, как ребенок ведет себя дома и об особенностях развития этого ребенка с рождения. Иногда специалисты могут просить родителей заполнить анкеты и опросники, а также проводить специальные диагностические интервью с родителями. Все это помогает в выявлении и уточнении симптомов аутизма. Но до сих пор не существует каких-либо инструментальных методов или анализов, позволяющих с вероятностью 100% установить или опровергнуть диагноз «аутизм». В России диагноз РАС, как правило, ставит врач-психиатр, однако многие другие специалисты, занимающиеся детьми, могут либо сами обратить внимание родителей на симптомы аутизма, либо рекомендовать проведение обследования у психиатра. Наличие точного диагноза позволяет родителям претендовать на льготы, обеспечиваемые государством.

Симптомы аутизма в поведении

В этом разделе описано и проиллюстрировано то, как аутизм может проявляться в поведении детей в возрасте 1,5–2-х лет и старше. Еще раз перечислим основные нарушения, характерные для аутизма, которые дают основания для постановки диагноза.

1 Общение
Как человек общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия)
2 Разговор
Как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации)
3 Поведение
Как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности)

Перечисленные ниже симптомы указаны для ознакомления. Конечно же, не все они могут наблюдаться у ребенка с аутизмом одновременно, кроме того, часть симптомов встречается и у детей без аутизма. Но если некоторые из указанных симптомов наблюдаются у вашего ребенка, откройте раздел «Оценка риска» и пройдите тест, где размещен опросник для оценки риска наличия аутизма.

Дополнительно при диагностике рассматриваются также часто встречающиеся при аутизме нарушения и проблемы поведения:

4 Нарушения моторики

5 Обостренная чувствительность

6 Особенности восприятия

7 Причинение вреда самому себе

8 Нарушение чувства опасности

Нарушения в сфере социального взаимодействия

Нарушения социального взаимодействия — самые важные симптомы аутизма. Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми.

http://www.ucarecdn.com/eb0ad92a-4f7f-48cb-9bb7-7b2e511342a0/7.jpg

Ребенок может не замечать, дома родители или на работе, ушли куда-то или вернулись домой

http://www.ucarecdn.com/9c6262ef-56fb-45de-a631-6a8fe9da7e5f/71.jpg

Может расстраиваться, когда взрослый пытается включаться в его игры

http://www.ucarecdn.com/eb40e7eb-5b6c-4a6a-bf1c-ac19e585e7d7/9.jpg

Может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать, вместо того чтобы позвать маму

http://www.ucarecdn.com/cb5fa83b-9ea8-45d2-ad34-ac4f242c25ab/6.jpg

Может не проявлять интерес к играм других детей

http://www.ucarecdn.com/9dd71952-e4bc-4a6b-891a-27c508cbc1a9/11.jpg

Может не проявлять интереса к игре в прятки и к другим играм, основанным на взаимодействии с другими людьми

http://www.ucarecdn.com/644ee9dd-9806-4385-91b6-a0adeb72491f/74.jpg

Часто бывает сложно привлечь его внимание к игрушкам или книгам

http://www.ucarecdn.com/bc5666e7-3bfe-4eb6-8b6f-95de1833dd38/75.jpg

Не улыбается в ответ на улыбку

http://www.ucarecdn.com/d540a5f3-30bd-421a-8e9c-caad0ab0edc7/72.jpg

Не реагирует на свое имя

http://www.ucarecdn.com/19e16062-9213-403a-a268-a3f48555c693/10.jpg

 Может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям и не давать брать себя на руки ни родителям, ни другим людям

Нарушения в сфере коммуникации

Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты.

Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят чтобы взрослые что-то делали. Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться.

Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.

http://www.ucarecdn.com/c50741d1-7355-422e-96e0-2e30f475ee04/13.jpg

Избегают контакта «глаза-в-глаза»

http://www.ucarecdn.com/35d09a43-6802-4b8f-99c1-e54d3098a917/76.jpg

Автоматически повторяют слова, не обращенные к другим (эхолалии)

http://www.ucarecdn.com/a6ba0e05-02cb-424a-896f-73f17c12e43d/15.jpg

Используют «управляемую руку» взрослого

Нарушения в поведении

Третья группа обязательных для постановки диагноза РАС симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.

http://www.ucarecdn.com/e82e9dc8-7734-4e25-a07d-929b286e7b35/17.jpg

Разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров). У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться

http://www.ucarecdn.com/6e0f15e3-8e1b-4e48-a6f1-241ee376ded1/19.jpg

Может не проявлять интереса к игрушкам и восхищаться обычными предметами, например, обогревателем

http://www.ucarecdn.com/86ff694b-9a9c-4618-95a9-6cd57b87c4de/20.jpg

Может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки (например, любит крутить колесо у машинки)

http://www.ucarecdn.com/4eda4d10-4af7-4b98-b9d6-83d7a1ee6782/16.jpg

Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси

http://www.ucarecdn.com/613de3cb-835a-454e-a8c2-a5056ee1568a/17_2.jpg

Часто многократно взмахивает руками

http://www.ucarecdn.com/670bc4f7-34df-45cb-849b-3e30cdbba5b4/17_3.jpg

Расстановка игрушек в ряд; создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается

http://www.ucarecdn.com/7b905df8-2bc4-4d72-a85b-88085c6e914a/42.jpg

Может вращать предметы, поднося их очень близко к лицу

http://www.ucarecdn.com/933212d2-e73e-4c5f-a9d9-4afd166f4117/21.jpg

Может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, простыню, матрас, шторы

http://www.ucarecdn.com/6831ffc1-6472-4ddd-b36c-42b0fccdd184/22.jpg

Может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами

http://www.ucarecdn.com/333fd6ee-511b-4714-827e-771631c99cc1/23.jpg

Часто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем больше не занимаясь

http://www.ucarecdn.com/a85ad388-5a4c-40f8-a4b6-6fece8eaa257/24.jpg

Бесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася свет

Нарушения моторики

Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза «аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС. Некоторые дети могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой.

http://www.ucarecdn.com/d40a73d9-bd26-401a-a51b-c0bdf8e5ddf1/29.jpg

Нарушение оценки расстояния до предмета также может приводить к моторной неловкости

http://www.ucarecdn.com/9e82dd33-8672-4160-9699-7ec15a7ea6d3/30.jpg

Хождение на цыпочках

http://www.ucarecdn.com/093bea96-9d85-4951-9d25-29a867bd8601/31.jpg

Плохая координация движений – научиться ходить по лестнице может оказаться очень трудной задачей для ребенка с аутизмом

http://www.ucarecdn.com/e5055275-a4ed-4df9-9975-df073cb15bb3/28.jpg

Часто ребенок не может захватывать и удерживать руками мелкие предметы

http://www.ucarecdn.com/58736caf-39f5-4b54-8340-27af952dc1a8/32.jpg

Не может кататься на велосипеде или машинке-каталке с педалями

http://www.ucarecdn.com/f2d245eb-cb69-41e7-b275-720983fd38c4/33.jpg

Поразительные способности к удержанию равновесия и одновременно заметная неуклюжесть

http://www.ucarecdn.com/9add9023-7a20-4a94-9456-a47778a93498/34.jpg

Может наблюдаться повышенное слюнотечение из-за проблем регуляции тонуса мышц рта и челюсти

Особенности восприятия – обостренная чувствительность

Дети с аутизмом могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п., которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности.

Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов. По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке. Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.

http://www.ucarecdn.com/108c5fd9-a09f-4cf7-b7ec-f5462eed68b9/36.jpg

Может демонстрировать неприятие всего нового или редкого, например, свечей на именинном пироге или шариков

http://www.ucarecdn.com/5b325353-6d23-4b44-ac97-3e2589fca9b7/39.jpg

Ребенок может не переносить прикосновения к коже (сопротивляться раздеванию или мытью)

http://www.ucarecdn.com/32906f12-dcd0-4b35-bb05-424c0a1813bb/38.jpg

Может не переносить прикосновения к голове и волосам, которые неизбежны при стрижке и мытье волос

http://www.ucarecdn.com/62846399-37b7-493c-8d02-52b1c2b3d2a1/41.jpg

Может не переносить музыку

http://www.ucarecdn.com/a3a2fed8-87e1-40af-a2f4-c38b66170ca7/43.jpg

Может иногда казаться глухим, не вздрагивать и не оборачиваться на громкие звуки, но в другое время реагировать на обычные или слабые звуковые раздражители

http://www.ucarecdn.com/d0d7fb46-b886-49e9-833d-d9dcbe1c86ef/40.jpg

Может не переносить обычные домашние запахи, особенно бытовой химии

http://www.ucarecdn.com/e2bc3152-e2b0-4d13-a8f7-0dfe570ad939/45.jpg

Может отказываться переодеваться или вообще надевать любую одежду, кроме нескольких определенных вещей

http://www.ucarecdn.com/5118266f-6bd2-454b-a521-73e98b44a3a8/37.jpg

Может отказываться от ремней безопасности в детском кресле машины

Причинение вреда самому себе

В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.

http://www.ucarecdn.com/d72e7c61-d6bc-484b-aefb-354c9a7e2d32/48.jpg

Может вырывать у себя волосы клочьями

http://www.ucarecdn.com/cdd71e5a-4457-43b0-ac27-65e0382a7844/47.jpg

Может сильно стучать головой о твердую поверхность (пол, стены)

http://www.ucarecdn.com/e7b6b7ec-f6ef-46af-ada0-5f7260cedb96/49.jpg

Царапать и отдирать кожу и раневые поверхности (корочки)

http://www.ucarecdn.com/eefd745f-63e9-443b-ac77-7391abb07be7/50.jpg

Может кусать себя

Нарушение чувства опасности

Иногда при аутизме бывает нарушено чувство опасности. В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности, может стремиться к опасности и нарушать правила безопасности в одной и той же ситуации снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт. Это поведение тоже встречается не очень часто, многие дети с аутизмом, наоборот, боязливы и тревожны. Если же у ребенка чувство опасности снижено, то за ним нужно очень внимательно наблюдать: такое поведение может приводить к серьезным травмам.

Расстройства желудочно-кишечного тракта

У многих детей с аутизмом встречаются частые расстройства желудочно-кишечного тракта. Ребенок согласен есть чрезвычайно ограниченный набор продуктов, и/или у него имеется повышенная чувствительность к вкусу пищи.

http://www.ucarecdn.com/39d5da7e-7387-45ce-901d-7559f9ecea24/53.jpg

Чрезвычайно ограниченный набор продуктов, которые ребенок согласен есть, и/или повышенная чувствительность к вкусу пищи

http://www.ucarecdn.com/c5812874-6ce5-4e9d-81f5-36183bdad1d5/54.jpg

У ребенка часто бывает понос. В стуле имеется непереваренная пища. Ребенок часто страдает запорами

Нарушения сна

Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна. Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один-два часа. Болевая чувствительность у детей с аутизмом может быть снижена и даже отсутствовать, а может быть, наоборот, чрезмерно высокой. У детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом.

http://www.ucarecdn.com/9d3c4159-218f-4959-b827-cb3cf4b75121/5658.jpg

Лечение

Рано начатое обучение, индивидуальный подход к лечению, интенсивная терапия, участие всех членов семьи в обучении приводят к заметным улучшениям в развитии большинства детей с аутизмом.

Помощь детям с аутизмом

Лечение аутизма – процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от выраженности его симптомов, а также от наличия каких-либо сопутствующих аутизму нарушений и других расстройств. Некоторые дети с аутизмом нуждаются в очень интенсивной помощи для того чтобы приобрести основные навыки социального поведения, научиться говорить. Многие дети при этом могут самостоятельно обучаться сложным умениям и больше нуждаются в поддержке с учетом их особенностей восприятия и мышления в школе и дома, нежели в интенсивной терапии. В некоторых ситуациях специалисты могут назначать лекарства, действие которых направлено на снижение выраженности проблем поведения, например, гиперактивность или раздражительность, могут также применяться лекарства, влияющие на сон, работу желудочно-кишечного тракта, неврологические нарушения, встречающиеся при расстройствах аутистического спектра. Однако до сих пор не существует лекарств, прямо влияющих именно на симптомы аутизма. Наиболее эффективным методом коррекции аутистических расстройств считается поведенческая терапия – процесс систематического и последовательного обучения с использованием подсказок и поощрения желаемого поведения. Программы развития детей с аутизмом, основанные на поведенческой терапии, особенно при условии рано поставленного диагноза и рано начатой помощи, помогают ребенку стать более самостоятельным, способным к социально приемлемому и соответствующему возрасту поведению, значительно улучшают прогноз его развития и социализации.

В помощи детям с аутизмом могут принимать участие специалисты, занимающиеся развитием речи, академических навыков, психологи, нейропсихологи и многие другие специалисты при условии достаточной подготовки и опыта работы в области аутизма.

Аутизм у ребенка влияет на всю семью. Многие родители детей с аутизмом описывают сложные переживания, возникающие в связи с наличием у ребенка расстройств, могут испытывать сильные стрессы из-за проблемного поведения или необходимости постоянно контролировать малыша. В планировании помощи семье обязательно учитывается и состояние взрослых, находящихся с ребенком, и восприятие ситуации его братьями и сестрами. Нередко они также могут нуждаться в поддержке и консультациях специалистов, для того чтобы поддерживать хорошие отношения друг с другом, отдыхать и радоваться жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....