Работа с семьями требующими особого внимания в ДОУ
календарно-тематическое планирование по теме

Дегтярева Олеся Сергеевна

Перспективное планирование работы с семьями требующими особого внимания в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_semyami_trebuyushchih_osobogo_vnimaniya.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

План работы с проблемными семьями

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Выяснение причины непосещения ребенком ДОУ

В течение года,

ежемесячно

Воспитатели

Выявление неблагополучных семей

В течение года

Администрация.

Изучение причин неблагополучия семьи

По мере выявления

Воспитатели.

Ведение картотеки неблагополучных семей

В течение года

Ответственные.

Деловая игра для педагогов по теме: «Знаем ли мы права детей»; Консультация для работников ДОУ «Жестокое обращение с детьми»

По плану

Ответственные, воспитатели.

Консультации для родителей по теме «Права ребенка - соблюдение их в семье»; «Роль матери и отца в воспитании ребенка».

По плану

Воспитатели

Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей».

В течение года

Воспитатели групп

Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей.

Сентябрь

Ответственные.

Заседание малого педсовета с приглашением родителей из неблагополучных семей.

По мере необходимости

Администрация, воспитатели,

Рейды в неблагополучные семьи.                  

По мере

необходимости

Воспитатели, педагог психолог

Ежедневный осмотр и беседа

с детьми из неблагополучных

семей.

Ежедневно

Воспитатели

Совместная деятельность с

родительской

общественностью и

родительским комитетом по

оказанию им

посильной помощи семьям требующим внимания.

 Организация клуба «Выходного дня".

В течение года

Администрация,

воспитатели,

Совместная деятельность с

администрацией СОШ по

передачи необходимой

информации о

неблагополучных семьях

выпускников ДОУ, в целях

непрерывного социально-

педагогического

сопровождения.

.

Апрель-май

Администрация

ДОУ,

администрация

СОШ.

 

Организация совместной

деятельности с родителями

воспитанников (спортивные

праздники, творческие

мастерские, логотренинги,

игровые тренинги, встречи в

семейном клубе

«Клуб Выходного дня» и тд.), с целью передачи успешного педагогического опыта.

В течение года

Сотрудники ДОУ, родительская общественность

Анализ работы с

неблагополучными семьями.

Май

Администрация,

Воспитатели.

«Основные положения»

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

  • социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
  • медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);
  • социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с
    повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и
    престарелыми родителями);
  • социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными
    отношениями супругов, родителей и детей, деформированными
    ценностными ориентациями);
  • психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;
  • -        криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни,
    семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и
    нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.

Механизм выявления неблагополучных семей

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей,  педагогов и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка,
воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих
обязанностей, можно отнести:        

  • утомленный, сонный вид;        
  • санитарно-гигиеническую запущенность;
  • склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
  • неумеренный аппетит;        
  • задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
  • привлечение внимания любым способом;
  • чрезмерная потребность в ласке;        
  • проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;        
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудности в обучении.        

Признаки физического насилия в семье проявляются:

  • в боязливости ребенка;        
  • в выраженном страхе взрослых;
  • в проявлении тревоги вформетиков,сосания пальца, раскачивания;
  • в боязни идти домой;        
  • в жестоком обращении с животными;
  •  в стремлении скрыть причину травм.      

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующей с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.    

Алгоритм работыс неблагополучной семьёй

  • изучение семьи и осознание существующих в ней проблем,
  • первичное обследование жилищных условий проблемной семьи.
  • знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми,
  • оценка условий их жизни.
  • совместные педагогические консилиумы по определению

путей совместных действий.

  • изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.
  • изучение личностных особенностей членов семьи.
  • составление карты семьи.
  • составление программы работы с проблемной семьёй.
  • текущие и контрольные посещения семьи.
  • выводы о результатах работы.

Социально-педагогическая работа с различными типами семей

1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:

  • участие в обследовании условий жизни и воспитания детей;
  • контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
  • поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);
  • работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;
  • законодательное просвещение;
  • практические мероприятия для семьи.

2.        Многодетные семьи:

  • содействие родителям в повышении качества выполнения ими
    воспитательных функций;
  • организация благотворительной помощи;
  • рекомендации по организации семейного досуга;
  • законодательное просвещение;
  • совместные мероприятия для детей.

3.        Неполные семьи:

  • психолого-педагогическое консультирование;
  • профилактика асоциально-аморального поведения;
  • организационно-практическое содействие родителям в выполнении их
    воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);
  • законодательное просвещение.

Проблемные семьи:

  • изучение динамики развития проблемы семьи;
  • общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
  • законодательное просвещение.

Социально – педагогическое диагностирование семей «социального риска» в МБДОУ «ЦРР – д/с «Золотая рыбка» 2014-2015 гг

Название группы

Всего семей

Благополучных

Неблагополучных

Колобок

29

29

0

Вишня

24

24

0

Умка

28

28

0

Пчелка

28

28

0

Капелька

33

33

0

Звездочка

30

30

0

Малинка

35

35

0

Дельфин

28

28

0

Радуга

29

29

0

Теремок

20

20

0

Березка

20

20

0

Солнышко

29

29

0

Всего: 333

Благополучных 100%

Неблагополучных 0%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сопровождения детей, требующих особого внимания

программа рассчитана на младший школьный возраст...

Организация педагогической поддержки обучающимся, требующим особого внимания

         Автор, рассматривая особенности педагогической деятельности учителя начальных классов с обучающимися, требующими особого внимания, делает вывод о том, что важн...

Карта учащегося , требующего особое внимание

Эта карта поможет учителю быстро отыскать сведения об  учащимся, требующего особое внимание....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Система профилактической работы с детьми, требующими особого внимания».

В выступлении есть особенности, рекомендации педагоуг по работе с тревожными, демонстративными, агрессивными, конфликтными, медлительными     детьми....

Тетрадь для работы с детьми, требующими особого внимания

Тетрадь для работы с детьми, требующими особого внимания. В помощь классному руководителю 1-4 класов....

План работы с родителями детей, требующими особого внимания

План работы с родителями детей, требующими особого внимания...

План работы с родителями детей, требующими особого внимания

План работы с родителями детей, требующими особого внимания...