Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Программа курса «Дети Отечества»
рабочая программа (1 класс) на тему

Cултанова Рамиля Талгатовна

         В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ  СОШ №14 г.Невинномысска

  УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ СОШ №10  

_________________А.В. Кулинич

 « __»________2014г.

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

Программа курса «Дети Отечества»

Возраст детей: 7 – 8 лет

Срок реализации: 1 год

Составила:

  Султанова Рамиля Талгатовна

  учитель начальных классов

 МБОУ СОШ № 14 Невинномысска

г. Невинномысск

2014 год

Пояснительная записка

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство-силой его патриотизма. 
(Н.Г. Чернышевский) 

Изменение Российского общества в 90-е годы привело к иным направлениям общественного развития. Это изменение вызвало расслоение общества и снижение жизненного уровня, произвело ценностную переориентацию у молодёжи. Через СМИ идёт пропаганда насилия, активно насаждается приоритет материальных ценностей над духовными. Нет условий для формирования высоконравственной личности с чётко выраженной гражданской позицией. С таким положением дел дальше мириться было нельзя.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Актуальность проблемы.

     В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.

     Сегодня, на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления и в 2015 году  в год  75 летия Победы, данная проблема становится особенно актуальной.

     Мы живем в благодатном Ставропольском крае, городе Невинномысске, имеющем свою самобытную историю, великих людей, прославивших  малую родину. Воспитание на местном материале дает положительный результат по патриотическому воспитанию.

    Опыт работы привел к мысли, что такое важное направление как воспитание человека – патриота ослаблено. Школа должна ориентировать детей и подростков на пробуждение и развитие духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать знания и энергию на благо Родины.

     Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

     Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, любить свой народ. Они должны знать историю своей большой многонациональной страны, историю малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи, гордиться своими предками.

    Работа над данной проблемой  определят основные направления  и формы сотрудничества с учениками, родителями по разделам:

  • Я – гражданин России.
  • Символы  государства
  • Моя семья
  • Законы общества
  • Культурные традиции
  • Героическое прошлое моей страны

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью возрождения духовно-нравственного потенциала нации, формирования моральных норм и представлений о ценностях с ранних лет жизни, т.к. настоящее время требует понимания значимости семьи в жизни человека, доброты, порядочности, чуткости, готовности прийти на помощь.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития российских школьников, Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и опытом реализации программы развития школы в период с 2014 по 2015 год.

Цель:

Вовлечение учащихся, родителей, социальных партнеров в активную деятельность по патриотическому воспитанию младших школьников.  Формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции.

Воспитание свободных граждан с чувством личной ответственности и нравственности, способной к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.

Задачи:

  • обеспечить учащихся историческими знаниями (с учетом их возрастных особенностей);
  • приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения через урочную и внеклассную работу;
  • формировать готовность к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей;
  • воспитание чувства гордости к своей стране;
  • воспитание чувства гордости к малой родине.

Особенности программы

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Гармония» с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы по гражданско-правовому и нравственному образованию в общеобразовательных школах.

По данному направлению уже существуют школьные программы «Нравственное воспитание» и «Гражданско-правовое воспитание» и другие, которые реализуются с 1998года. Но, ввиду новых социальных  проблем и изменившихся требований к образованию и воспитанию, с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, возникла необходимость создания новой программы по духовно-нравственному воспитанию.

Данная программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников. Программа «Дети Отечества» - составительская. Разработана на основе ранее существующих программ. Является модифицированной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

  • патриотические чувства гражданина России;
  • гражданская идентификация;
  • общечеловеческие ценности;
  • поликультурный мир;
  • личное нравственное самосовершенствование.
  • любовь к России, своему народу, своему краю;
  • служение Отечеству;
  • правовое государство;
  • гражданское общество;
  • закон и правопорядок;
  • свобода личная и национальная;
  • доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по духовно-нравственному воспитанию. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека.

Процесс обучения  строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний у детей формируются гражданская позиция и представления о ценностях с ранних лет жизни

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
  • детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-8 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о нравственных и духовных ценностях.

Сроки реализации: образовательная программа рассчитана на 1 год обучения. В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 30 минут, 33 часа в год - первый год обучения.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Освоение учащимися программы «Дети Отечества» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

6) формирование патриотических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие патриотических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, передачи информации;

8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

10) формирование готовности  разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Предметные результаты: умение применять  освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

-формировать собственное мнение и позицию;

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:

 замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и  телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома;

 К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить  увиденное в рассказе, рисунке.

Прогнозируемые результаты усвоения программы направлены на:

- формирование у младших школьников представлений о базовых национальных российских ценностях;

- вовлечение в работу по гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности;

- формирование гордости за сопричастность к деяниям старшего поколения;

- формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм и правил правового государства;

- формирование потребности и способности руководствоваться примерами, основанными на высших ценностях и идеалах.

- обогащение содержания гражданско–патриотического воспитания;

- привитие интереса к историческому и героическому прошлому своей Родины;

- развитие творческих способностей, навыков исследовательской деятельности;

- воспитание уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам;

Оценка  планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

 В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Учебно-тематический план

п/п

Темы

Всего

часов

Теоретич.

Прак

тич.

Сроки

выполнения

Раздел «Я – гражданин России»

1

Зову тебя Россиею!

1

1

сентябрь

2

Любимый уголок родной отчизны.

1

1

сентябрь

Раздел «Символы  государства»

3

Гимн России

1

1

сентябрь

4

Герб России

1

1

сентябрь

5

Флаг России

1

1

октябрь

Раздел «Моя семья»

6

Тепло родного дома. Семейные ценности.

2

1

1

октябрь,

7

Наша семья. Уважение к родителям и  старшим. Проект «генеалогическое древо нашей семьи».

2

1

1

октябрь

ноябрь,

Раздел «Законы общества»

8

Ответственность и чувство долга.

1

1

ноябрь

9

Подумай о других.

1

1

ноябрь

10

Честность и искренность. Цени доверие других

1

1

ноябрь

11

Сострадание и самопожертвование. Сам погибай, а товарища выручай.

2

1

1

ноябрь

декабрь

12

Сострадание и самопожертвование «Свечи Беслана» (презентация)

1

1

декабрь

13

Конституция – основной закон  нашей страны

1

1

декабрь

14

Все на белом свете солнышкины дети.

1

1

декабрь

15

Что такое совесть.

1

1

январь

Раздел «Культурные традиции»

16

Держись веры предков, поступай по обычаям  своего народа.

2

1

1

февраль

17

 У каждого народа свои герои.

2

1

1

март

18

Культурные традиции разных народов.

2

1

1

март

19

 « Будем беречь друг друга».

1

1

апрель

Раздел «Героическое прошлое моей страны»

20

Дом Павлова - легенда Сталинграда.

1

1

апрель

21

Мамаев курган в годы войны и послевоенные годы

1

1

апрель

22

Ставрополье в военные годы.

2

1

1

апрель

23

Встреча с героями ВОВ.

2

1

1

май

24

У истоков памяти.

2

1

1

май

Итого:

33

19

14

Содержание дополнительной образовательной программы

Раздел «Я – гражданин России»

Зову тебя Россиею! Понятие «Родина». Москва – столица Российской Федерации.

Любимый уголок родной отчизны. Понятие «малая родина». Край. Город. Символика Ставропольского края.

Раздел «Символы государства»

Гимн России. Заучивание текста и исполнение гимна.

Герб России. Знакомство с гербом.

Флаг России. Знакомство с флагом.

Раздел «Моя семья»

Тепло родного дома. Семейные ценности. Понятие «семья», «любовь», «верность». Семейные традиции.

Рассказы детей о традициях своей семьи. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Наша семья. Уважение к родителям и старшим. Проект «генеалогическое древо нашей семьи». Дети и родители. Родители – самые близкие люди. Родительская любовь. Забота о родителях.

Изготовление и представление классу генеалогического дерева своей семьи. История моего имени и фамилии.

Раздел «Законы общества»

Ответственность и чувство долга. Понятие «ответственность», «долг».

Долг перед Родиной. Долг перед родителями.

Подумай о других. Понятие «коллектив». Законы общежития. Взаимоотношения в коллективе.

Коллективная работа (изготовление «Коврика дружбы», аппликация)

Честность и искренность. Цени доверие других. Разница понятий «честность» и «искренность».

Чтение и обсуждение рассказа Л. Пантелеева «Честное слово».

Самопожертвование. Сам погибай, а товарища выручай. 

Просмотр фильма о героях военных действий. «Свечи Беслана» (презентация)

Все на белом свете солнышкины дети. Понятие «национальность», «толерантность», «терпимость». Проявление толерантности.

Что такое совесть. Понятие «совесть»,  «честь», «честное слово».

Раздел «Культурные традиции»

Держись веры предков, поступай по обычаям  своего народа. Общее представление о религии. Вероисповедания разных народов.

Просмотр презентации

У каждого народа свои герои. Понятие «героизм». Памятники и память.

Экскурсия в краеведческий музей.

Культурные традиции разных народов. Знакомство с традициями и обычаями разных народов. Традиции уважения и добрососедства – характерная особенность всех народов.

Просмотр презентации об обычаях и традициях народов Северного Кавказа.

Раздел «Героическое прошлое моей страны»

Дом Павлова - легенда Сталинграда.  Чтение и обсуждение художественной  литературы посвященной Сталинградской битве.  

Мамаев курган в годы войны и послевоенные годы.  Чтение и обсуждение художественной  литературы посвященной Сталинградской битве.

Ставрополье в военные годы.

Дети войны (встреча с героями ВОВ).

У истоков памяти.   Экскурсии в городской музей,  к памятникам. Праздник «Жить – Родине служить». Итоговое занятие.

Методическое обеспечение

Формы занятий.

Одно из главных условий успеха обучения детей и их развития– это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен  принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Изучение программного материала проходит на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде бесед, экскурсий, конкурсов  рисунков, инсценировки военно-патриотических песен, учебных игр и в процессе творческой деятельности.

Кроме того каждая отдельная тема включает в себя дополнительные разнообразные виды деятельности, такие как:

- выставки;

- чтение стихотворений;

- встреча с ветеранами ВОВ и  участниками боевых действий в горячих точках;

- викторины;

- обсуждение художественных текстов военно-патриотического содержания.

Техническое оснащение занятий и дидактический материал

Для обеспечения занятий по данной программе необходимо: оборудованная аудитория, музей, плакаты, аудиозаписи, видеоматериалы, иллюстрации, слайды, мультимедийное оборудование

Итоговое занятие по данному курсу предполагается провести в форме праздника, включающего в себя выставку рисунков, фотографий, подборок стихотворений и рассказов и т.п.

                                            Список литературы

Литература для учителя

  1. Конвенция ООН о правах ребенка;
  2. Конституция Российской Федерации;
  3. Гражданский кодексом Российской Федерации;
  4. Законом  РФ « Об образовании»;
  5. Государственной Программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 год»;
  6. Письмом Министерства образования России от 12 марта 2003 года. «О деятельности музеев образовательных учреждений».
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 года № 373.
  8. Горский В.А., Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Москва, Просвещение,  2010.
  9. Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности». Москва, 14-15 ноября 2001 г.
  10. Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 16-17 ноября 1999,  
  11. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., Изд-во МГУ, 1984.  
  12. Барило О.С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста: Автореф. : канд. пед. наук / Костромской гос. ун-т им. Н.А. Некрасова. - Кострома, 1999.
  13. Белкина В.Н. Некоторые психологические вопросы взаимодействия детей со сверстниками в условиях различных видов деятельности. Психологические аспекты гуманизации педагогического процесса. - Ярославль, 1991.
  14. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1989.
  15. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. - М.: Молодая гвардия, 1980.
  16. Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избранное. - М.: Карапуз, 2000.
  17. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. Соч.: В 11 т. - М., 1950, 8 т.
  18. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1996.

Для детей

  1. Азбука нравственности. 1 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов.- М.: ИОСО  РАО «Филология», 2001.Электронная книга.
  2. Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 1 класса/ под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО  «Филология» , 2001.Электронная книга.
  3. Аудиозаписи песни «Священная война», «День Победы»
  4. Н. Богданова «Солдатская каша»- М. Просвещение, 2004
  5. С. Баруздин  «В стране друзей»- М. Флинта, 2001
  6. С. Баруздин  «Нет силы сильнее»- М. Дрофа, 2007
  7. С. Баруздин  «Когда пройдёт много лет»- М. Знание, 2005
  8. А. Гайдар   «Поход»- М. Просвещение, 1997
  9. В. Катаев «Рассказы»- М. Просвещение, 2009
  10. А. Твардовский  «Рассказы танкиста»- М. Знание, 2002
  11. Л. Кассиль  «Твои защитники»- М. Дрофа, 2004
  12. Л. Пантелеев «Честное слово»- М. Знание, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Дорогою добра"

  Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкрети...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно- нравственное направление) «Мой край»

Данная программа составлена для работы в 3 классе по духовно-нравственному направлению ( 3 год обучения) на основе авторской программы  Светловой Е.В....

Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"

Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...