классный час "Письма, опаленные войной"
классный час (3 класс) на тему

посвящён 70- летию Победы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Классный час в 3 классе

Тема. «Письма, опалённые войной»

Цель: 1) способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа;

2) воспитывать любовь к Родине, гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников, уважение к живущим рядом ветеранам войны. Расширять знания о войне.

Оборудование: тсо, листы бумаги для писем, гимнастёрки, пилотки, видеозаписи.

                                           Ход занятия

  1. Вступление.

Учитель: -Прошло уж 70 лет со времени окончания Вов, но отголоски ее всё еще доносятся до нас. Это и могилы неизвестных солдат, снаряды и осколки, это и память, ещё оставшихся в живых участников сражений и память тех, кто ковал нашу победу, обеспечивая армию всем необходимым. Одним из таких памятников войны являются солдатские письма.

Доброго, мирного утра всем. Мы начинаем классный час «Письма, опалённые войной»

(Видео « письма сфронта»)

  1. Чтение стихотворения «Писем белые стаи»    (слайд3)

               Писем белые стаи прилетали на Русь

               Их с волненьем читали,

                Знали их наизусть.

               Эти письма поныне

                 Не теряют , не жгут

                 Как большую святыню

                Сыновьям берегут.

  1. Солдатские письма.

Учитель: - Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта. Маленькие желтые треугольники были залогом того ,что приславший их муж, сын, брат, любимый жив и здоров. Было так страшно, когда переставали приходить с фронта письма, значит,  человек  пропал без вести или убит.

Дети: Письма военных лет. Они хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент - жизнь!

Солдатские письма… Пожелтевшие от времени треугольники со штемпелями полевой почты… Каким спасением были они во время войны, долетевшие весточкой до наших дней, словно привет из далекой военной поры. Написанные под свист пуль, они предельно искренни и тем дороже для нас. Сколько радости приносил в семьи долгожданный, втрое сложенный тетрадный листок, в котором иногда всего два слова: «Я жив». К сожалению, часто случалось и по-другому.

. Как же работали связисты в условиях той страшнейшей войны? Для обеспечения почтовой связью действующей армии была создана военно-полевая почта. В прифронтовых административных центрах были созданы военно-почтовые сортировочные пункты.

Слайд 6. Задержка корреспонденции или засылка ее не по назначению расценивались как должностное преступление. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток. Многочисленные издательства приступили к их выпуску, но на передовую в первую очередь доставляли боеприпасы, сухари, консервы, спирт, мешки с почтой. Конвертов не хватало. В такой-то обстановке и родился фронтовой “треугольник”, народ прозвал его солдатским.

  1. Писали их на смертном рубеже.

Писали их на смертном рубеже. 
Под скрежет танков, орудийный рев, 
Писали их в окопах, блиндаже, 
На бомбами израненной меже, 
На улицах сожженных городов... 
О, письма фронтовые грозных лет — 
Бесценней документов в мире нет!

(Мальчики читают письма солдат.   Звучит музыка «Орфей и Эвридика»

--«Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая!.. Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское — воюем. Стараемся поскорее добить фашистов... Ты все пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мам, но это невозможно. Я командир. А с кого будут брать пример солдаты, если их командир начнет в бою думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами».

 

--- «Здравствуй, дорогой брат Анатолий! Я пишу тебе письмо с фронта. Здесь я защищаю Родину. А тебя прошу — учись хорошо и слушай мамочку! Толечка, учиться нужно только на отлично. Этим ты будешь помогать мне, громить врага».

 

----Рядовой Виталий Ярошевский, обращаясь к матери, писал: «Если погибну, то погибну за нашу родину и за тебя». Петр Сорокин, пропавший без вести в 1941 году, успел написать всего несколько писем своим родным. Вот строки одного из последнего.
«Здравствуй, мамочка! Не беспокойся обо мне… Я уже прошел боевое крещение. Будем в Кронштадте, обязательно пошлю тебе шелк на платье». Но не успел.

----А вот строки из последнего письма Олега Начитовского:

"Прощай, дорогая мамочка!

Это моё предсмертное письмо, и, если ты его получишь, знай, что сына у тебя больше нет. Я погиб как твой сын и как сын Родины. Я не пощадил своей жизни за благо и счастье людей, за вашу спокойную старость, за счастливую жизнь детей.

Плакать не нужно! Гордись и помни меня. Рассказывай тем, которые ещё только растут, что был у тебя сын и что он, не жалел себя, отдал свою жизнь за их счастье, за их радости.

Я очень волнуюсь, когда пишу тебе это письмо, но твердо верю, что то, что не успел сделать я, закончат мои товарищи. Фашистов сметут с лица земли, им и на том свете не будет спокойствия.

Целую в последний раз крепко, крепко!
Твой сын Олег”.

- Что вы почувствовали, слушая эти письма, что представляли?

(Высказывания детей)

  1. Письма из дома.

Учитель: -   Письма на фронт! Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали их сердца. В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих жен, любимых...

Песня «Темная ночь» (Поют все, подходя в центр круга)

Учитель:  ----У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.

Стихотворение «Шла война. Стонала Украина»

 Шла война. Стонала Украина.
Но запахло в воздухе весной.
Мать на фронт письмо писала сыну:
" Здравствуй, мой Алёшенька родной!

Ты здоров, любимый мой сыночек?
За Отчизну проливаешь кровь...
Как хочу я в эти пару строчек
Уложить огромную любовь!

Я, любимый, по тебе скучаю.
Плачу...Но прости. Не в этом суть.
Ты живой. Я точно это знаю.
Ведь не может сердце обмануть.

Стать бы мне красивой белой птицей,
Чтобы от разлуки не страдать,
Над Землёю грешной покружиться,
И тебя, мой милый, увидать!

Почему вестей не получаю?
Обещал писать ты, уходя.
Почтальона у ворот встречаю,
Только нету писем от тебя...

Бьёшь фашистов. Понимаю, милый...
Знаю, что о доме ты грустишь...
Но поверь, найду ещё я силы,
Чтоб тебя дождаться, мой малыш.

Помнишь Валю? Жили по соседству?
Так тебя, сказала, будет ждать.
Зайца твоего храню из детства...
Помнишь, как любил ты с ним играть?..."

Мать писала своему ребёнку.
Вся в слезах. Две ночи напролёт.
И не знала то, что похоронку
Почтальон сегодня принесёт...

Песня «Темная ночь» (Поют все, подходя в центр круга)

 

  1. Складывание письма-треугольника.

Учитель: ----- Слайд 20. Письма с фронта – святая реликвия. Их хранят во многих семьях. Перед написанием письмо надо было сложить треугольником из чистого листа. Такие “треугольники” не заклеивались, а складывались особым образом. Перед написанием письмо надо было сложить треугольник из чистого листа. Во время войны это умели делать все, даже маленькие дети, которые иногда, играя, складывали “письмо” из куска газеты и “отправляли” папке на фронт.  А сегодня и мы с вами попробуем научиться складывать солдатские треугольники так, как складывали солдаты в годы войны.

Слайд 22.

--- Вам сейчас представляется уникальная возможность написать послание тем, кто проливал кровь за нас. Выразить свою благодарность.

----Подумайте,  какие слова можно сказать солдатам,  защищавшим Родину?  ( Спасибо за мирное небо. Спасибо, что мы живем без войны..)

Учитель: ---- В годы войны письма- треугольники связывали фронт и тыл. Сегодня наши письма свяжут целые поколения.

_ Заканчивается  наш классный час «Письма, опаленные войной». Мы общались, читали письма с фронта, выразили слова благодарности солдатам

_ Какие мысли и чувства вызвал у вас кл. час?

- Поднимите письма, если у вас появилось чувство гордости за солдат, защищавших Родину!

Прошу Вас: храните солдатские письма
Они и просты и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла.
Прошу Вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в форме устного журнала "Детство, опаленное войной"

3 марта 2013 года город воинской славы Ржев отметит 70-летие освобождения города от немецко-фашистских оккупантов. Данная разработка посвящена этой дате. Приглашённые бывшие несовершенно-летние ...

Сценарий классного часа "Песни, опаленные войной"

Данное занятие способствует воспитанию у учащихся чувства уважения и благодарности к подвигу участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г. Знакомит детей с песнями военных лет, воспевающими му...

Классный час "Детство опаленное войной"

2 классЦель: познакомиться с жизнью детей в годы Великой Отечественной войныЗадачи: 1.     Сформировать представление о жизни в годы Великой Отечественной войны.2....

Классный час «Детство, опаленное войной»

Классный час, посвященный юным героям-антифашистам...

Открытый классный час «Детство, опаленное войной»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16531261","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"356","width":"480"}}]]...

Классный час в 4 классе "Опаленные войной"

Литературно- музыкальная гостиная «Опалённые войной».Звучит музыка из кинофильма «9 рота».Уч. Война-явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, бу...