Программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантности.
проект на тему

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения. В нашей школе обучается более 30 национальностей, поэтому данная Программа является для нас одним из основных документов в построении всей воспитательной работы школы.Программа направлена на укрепление в школе толерантной среды на основе принципов: • ценностей многонационального российского общества, • соблюдения прав и свобод человека, • поддержание межнационального мира и согласия, • уважительного отношения к личности, • социальной обусловленности процесса воспитания толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmma_po_profilaktike_ekstremizma.doc781 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических
и межкультурных отношений, укреплению толерантности
в МБОУ «СОШ №11»

на 2012-2016 годы

«Наша школа – территория развития толерантной личности»

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ        3

1. Пояснительная записка.        

2. Общие положения        

3. Цели и задачи Программы.        

4. Основные направления работы по достижению цели и решению поставленных  задач:        

5. Сроки и этапы реализации Программы.        

6. Управление программой и кадровое обеспечение.        

7. Мероприятия по реализации Программы.        

8.  Финансовое обеспечение программы.        

9. Ожидаемые результаты реализации Программы.        

10.Список литературы.        

Приложение 1. Диагностическое сопровождение формирования толерантной личности в образовательной среде.        

Приложение 2. План проведения занятий, бесед с учащимися по профилактике экстремизма на учебный год.        

Приложение 3. Программа курса этической грамматики в 1-11 классах МБОУ «СОШ №11»        

Приложение 4. Фотоотчет.        

Приложение 5. Смета расходов на реализацию        

ПАСПОРТ

Программы профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических
и межкультурных отношений, укреплению толерантности
в МБОУ «СОШ №11»

Наименование программы

Программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантности в МБОУ «СОШ №11» на 2012-2016 годы «Наша школа – территория развития толерантной личности»

Авторы

программы

Савченко Ольга Петровна - заместитель директора по ВР

Самарина Оксана Валерьевна - учитель начальных классов

Название ОУ

Адрес

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11»

628611, Тюменская область,

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,

г. Нижневартовск,  ул. Комсомольский бульвар, 10-А

контактный телефон: 67-25-50, факс: 67-25-51

Основание для разработки Программы

Закон РФ «Об образовании».

Конвенция о правах ребенка.

Уголовный кодекс РФ.

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года от 12 мая 2009 года № 537.

Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями на 29 апреля 2008 года).

Федеральный закон (с изменениями от 20 июля 2000г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Целевая программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантностив Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы.

Цель программы

Укоренение в школе неприятия насилия, борьба против разложения коллектива по межнациональным признакам; формирование толерантного отношения к окружающим.

Задачи программы

  • Формирование жизненных ценностей и культуры развивающейся личности обучающегося.
  • Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия.
  •   Поддержание межконфессионального мира и согласия в среде учащихся и педагогов
  • Разработка и внедрение методов прогнозирования, диагностики и предупреждения антигуманных проявлений в образовательной среде школы.
  • Утверждение основ гражданской идентичности как начала, объединяющего всех обучающихся и работников школы.
  • Достижение необходимого уровня правовой культуры обучающихся как основы толерантного сознания и поведения;
  • Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.
  • Разработка и реализация программ на уровне классов, направленных на формирование у подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие.

Сроки реализации программы:

2012-2016 гг.

Финансовое обеспечение программы:

Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет и дополнительные привлеченные средства (спонсорские средства, доходы от арендной платы, добровольные пожертвования).

Управление реализацией программы

Координационный совет, в состав которого входят: директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, заместители директора по учебно-воспитательной работе, педагог- организатор, классные руководители, представители Совета старшеклассников, а также другие участники образовательного учреждения, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности в данном направлении.

Ожидаемый результат

1) Гармонизация межличностных отношений подростков со сверстниками, родителями, педагогами;

2) Оптимизация психологической атмосферы в классном коллективе;

3) Повышение уровня развития способности к сотворчеству и компромиссу, формированию основ культуры толерантности.

4) Совершенствование коммуникативной и социально-психологической компетентности подростков, повышение уровня стрессоустойчивости.

5) Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам формирования позитивных установок толерантного сознания у подростков.

6) Увеличение количества тематических выставок, направленных на развитие межэтнической интеграции и профилактику проявлений экстремизма до 4 в год.

7) Увеличение числа специалистов, охваченных методической работой по вопросам формирования  установок толерантного отношения на 100%.

8) Увеличение количества мероприятий по профилактике экстремизма и формированию толерантности на 30 %.

9) Увеличение количества музейных экспозиций, посвященных национальным культурам обучающихся нашей школы на 14%.

10) Адаптация детей мигрантов в школе.

11) Увеличение доли обучающихся – участников мероприятий, от общей численности всех обучающихся до70%.

                                                   

1. Пояснительная записка.

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения. Принятие окружной целевой программы 23 декабря 2010 г. «По профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы» стало для педагогического коллектива школы стимулом для систематизации накопленного опыта работы и, одновременно, толчком для разработки собственной программы, посвященной проблемам толерантности и профилактике экстремизма. В МБОУ «СОШ №11» обучается более  30 национальностей, поэтому данная Программа является для нас одним из основных документов в построении всей воспитательной работы школы.

Реальными механизмами осуществления программы являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.

Известно, что толерантность понимается, как способность человека сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, религия, культура, образ жизни.

Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится, наряду с семьей, на образовательную среду, на педагогов – учителей, воспитателей, социальных педагогов, школьных психологов и др.

В этом труднейшем, до сих пор неведомой остроты деле столь же остро необходимы, во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях, во-вторых, представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях. Тем более, в-третьих, - и здесь особая и немалая проблема! – что толерантность необходима и самому педагогу – человеку и профессионалу.

Множество источников стихийно влияет на формирование толерантности (влияние отдельных людей, читаемые книги, средства массовой информации и пр.) – опыта действительного отношения человека к тем или иным явлениям жизни, который можно назвать опытом толерантности. Однако любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать. В этом, собственно, и состоят суть и содержание воспитания толерантности – целенаправленной организации положительного (преодоления отрицательного) опыта толерантности. Речь идет о создании пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению, людьми, их сообществами, иначе говоря – пространства сосуществования разного. Каким бы это разное ни было, в любом случае педагогу приходится быть готовым к нему, а для этого хорошо знать не только источники, но и факторы, вызывающие необходимость толерантности, т.к. они провоцируют проявления неприятия, нетерпимости, враждебности, конфликты. Таких факторов, сложных для ребенка, а, значит, и для педагога, немало: религиозных, этнических, психологических, ценностных, коммуникативных, поведенческих. Все эти факторы пересекаются, воплощаются в поведении — в реальных взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Поэтому именно поведение, образ жизни, жизненный опыт ребят, его организация – основное поле деятельности педагогов, на котором они только и могут практически реализовать свои задачи, обогащая опыт толерантности своих питомцев и, добавим, свой собственный.

При этом главная педагогическая задача состоит не в том, чтобы вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение, а в том, чтобы создать условия, требующие взаимодействия ребенка с другими людьми, какими бы в его глазах они ни были.

Нельзя не сказать и об этических границах, требующих понимания и особенно четкой нравственной позиции: невозможно равнодушно сосуществовать с предательством, преступлением, терроризмом. Толерантность – это не равнодушие, а труд души!

2. Общие положения

Программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантности
в МБОУ «СОШ №11» на 2012-2016 годы «Наша школа – территория развития толерантной личности» (далее - Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, положениями Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 № 909, Федеральным Законом Российской Федерации от 17.06.1996 № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", а также Декларацией принципов толерантности и Декларацией о культуре мира, принятыми Организацией Объединенных Наций (ООН) и окружной целевой программ, принятой 23.12.2010г. «По профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы».

 При подготовке Программы использованы материалы органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, опыт национально-культурных объединений и межнациональных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Программа направлена на укрепление в общеобразовательной средней школе № 11 толерантной среды на основе принципов:

  • ценностей многонационального российского общества,
  • соблюдения прав и свобод человека,
  •  поддержание межнационального мира и согласия,
  •  уважительного отношения к личности,
  • социальной обусловленности процесса воспитания толерантности.

Программа реализуется совместными усилиями администрации и педагогов школы, родительской общественностью, органами школьного соуправления и обучающимися.

3. Цели и задачи Программы.

Главная цель Программы - укоренение в школе неприятия насилия, борьба против разложения коллектива по межнациональным признакам; формирование толерантного отношения к окружающим.

Основными задачами реализации Программы являются:

  1. Формирование жизненных ценностей и культуры развивающейся личности обучающегося.
  2. Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия.
  3. Разработка и внедрение методов прогнозирования, диагностики и предупреждения антигуманных проявлений в образовательной среде школы.
  4. Утверждение основ гражданской идентичности как начала, объединяющего всех обучающихся и работников школы.
  5. Достижение необходимого уровня правовой культуры обучающихся как основы толерантного сознания и поведения;
  6. Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.
  7. Разработка и реализация программ на уровне классов, направленных на формирование у подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие.

4. Основные направления работы по достижению цели и решению поставленных  задач:

1. Выработка и реализация мер раннего предупреждения межэтнической напряженности, проявлений национального высокомерия, нетерпимости и насилия, профилактики экстремизма.

2. Создание условий для самоопределения школьника как свободного и ответственного гражданина общества, содействие социализации личности, ее вхождению в социум и успешной адаптации к быстрым социальным изменениям.

3. Выделение вопросов толерантности и экстремизма в программах базовых предметов.

4. Психолого-педагогическая поддержка учащихся в личностно-ориентированном обучении и воспитании с целью создания социальной и психологической атмосферы, способствующей восприятию культуры мира.

5. Расширение блока дополнительного образования объединениями гражданско-патриотического и духовно-нравственного направления.

6. Разработка и реализация социальных проектов, содействующих интеграции мигрантов и обеспечивающих удовлетворение этнокультурных и религиозных потребностей граждан.

7. Формирование единого информационного пространства для пропаганды и распространения идей толерантности, гражданской солидарности и уважения к другим культурам.

8. Осуществление мониторинга выполнения Программы, постоянный контроль хода ее реализации со стороны администрации, родительской о ученической общественности.

5. Сроки и этапы реализации Программы.

Программа рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2012-2016 годов:

1 Этап (мотивационный – январь- июль 2012 года)

Цель: обобщение и развитие имеющегося в школе опыта формирования толерантного сознания, профилактики проявлений ксенофобии, воспитания культуры мира; разработка Программы на уровне школы и проектов по гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма, воспитания культуры мира, формирования толерантного сознания и поведения на уровне  классов; ознакомление коллектива учащихся, учителей, родителей с основными задачами Программы по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантности
в МБОУ «СОШ №11» на 2012-2016 годы «Наша школа – территория развития толерантной личности»; проведение запланированных мероприятий.

Форма реализации: круглые столы, методические объединения, родительские собрания, конференции. Дискуссии.

2 Этап (аналитический – август- декабрь 2012 года)

Цель: выяснить уровень отношений в коллективе учащихся, уровень сплоченности, уровень воспитанности, уровень информированности об истории Отечества; разработка методики комплексной оценки уровня этнокультурной толерантности у учащихся; создание мониторинга по профилактики этнического экстремизма и ксенофобии; выявление спроса на организацию досуговой деятельности детей, выработка критериев оценки их эффективности.

Форма реализации: подбор материалов, анкетирование, беседы, родительские собрания, конкурсы, тестирования, тренинги.

3 Этап ( реализация  - 2013-2015 годы)  

Цель: реализация системы мероприятий по формированию толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными взаимодействиями; внедрение в образовательный процесс передовых педагогических технологий, способствующих формированию опыта и навыков гражданского поведения учащихся; реализация научно-методических разработок и технологий по данной проблеме; диагностика, корректировка, выход на реальные показатели; создание и совершенствование системы контроля за исполнением принятых решений и выполнением мероприятий Программы.

Форма реализации: классные часы, конкурсы рисунков, чтецов, плакатов, сочинений, фотографий, видеороликов, диспуты, встречи, экскурсии, концерты, спортивные соревнования, родительские собрания, педагогические советы и т.д. (Приложение)

4 Этап (заключительный – 2016 год)

Цель: обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Программы; планирование работы на следующий период.

Форма реализации: подведение результатов мониторинга действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии; самоанализ результативности работы; анализ уровня воспитанности, уровня сплоченности коллектива, наличие «отверженных» в классах, подведение итогов гражданско-патриотического воспитания.

6. Управление программой и кадровое обеспечение.

Управление Программой осуществляет Координационный совет, в состав которого входят:

  • директор школы;
  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • педагог- организатор;
  • классные руководители;
  • социальный педагог;
  • педагог-психолог;
  • члены Управляющего совета;
  • представители Совета старшеклассников. 

7. Мероприятия по реализации Программы.

№п/п

Мероприятия

Классы

Сроки

Ответственные

  1. Мероприятия с педагогическим коллективом, работниками образовательного учреждения

Ознакомление с планом мероприятий по противодействию экстремизма на учебный год.

сентябрь

Администрация

Рассмотрение вопросов, связанных с экстремизмом на производственных совещаниях, заседаниях методических объединений, планерках и т.д

В течение года

Администрация

Накопление методического материала по противодействию экстремизма.

В течение года

Администрация

Распространение памяток, методических инструкций по противодействию экстремизма.

В течение года

Администрация

Изучение администрацией, педагогами нормативных документов по противодействию экстремизма.

В течение года

Администрация

Анализ межнациональных отношений на основе анкетирования, тестирования  обучающихся, по результатам которых составляется общешкольный мониторинг.

Приложение 1.

Ноябрь

май

Психолог зам. по ВР

Пополнение уголков безопасности материалом по агрессивным экстремистским проявлениям

В течение года

Классные руководители

Усиление пропускного режима.

В течение года

Администрация

Контроль за пребыванием посторонних лиц на территории и в здании школы.

В течение года

Администрация

Дежурство педагогов, членов администрации.

В течение года

Администрация

Регулярный, ежедневный обход зданий, помещений.

В течение года

Администрация

Обеспечение круглосуточной охраны.

В течение года

Администрация

Обновление наглядной профилактической агитации.

В течение года

Администрация

Реализация стратегии социальной рекламы, формирующей уважительное отношение к представителям различных национальностей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, через средства массовой информации в школе.

В течение года

Администрация

Создание сетевого проекта в целях формирования единого пространства межконфессионального взаимодействия, через использование ресурсов школьного сайта.

В течение года

Администрация

                                        II.Мероприятия с учащимися

Уроки обществознания:

-устройство государственности РФ

-партийная система РФ

- принципы противодействия экстремистской деятельности

- молодежные экстремистские организации

8 – 11

По календарно-тематическому плану

Учителя истории

Уроки ОБЖ:

-обеспечение безопасности Российской Федерации (военная Доктрина РФ)

- миротворческая деятельность ВС РФ

10 – 11  

По календарно-тематическому плану

Преподаватель – организатор ОБЖ

Уроки МХК:

- историческое наследие и развитие цивилизаций

- религии мира

9-11  

По календарно-тематическому плану

Учитель МХК

Проведение классных часов, профилактических бесед по противодействию экстремизма:

-« Мир без конфронтаций. Учимся решать конфликты»;

-« Учимся жить в многоликом мире»;

-« Толерантность – дорога к миру»;

-"Содружество Независимых Государств, символы государств-участников СНГ";

-"Преступление против личности, обществ и государства", "Экстремизм - угроза человеку и государству";

-"Истоки молодёжного экстремизма", "Опасность экстремизма" и т.д. Приложение 2.

1-11

В течение года

Классные руководители

Библиотечные уроки.

1-11

В течение года

Заведующая библиотекой

Проведение инструктажей с учащимися по противодействию экстремизма и этносепаратизма.

1-11

Март

Классные

Руководители

Проведение мероприятий в рамках месячника « Гражданская защита» (по особому плану).

1-11

Сентябрь

Классные руководители

Месячник, посвященный Дню пожилых людей.

1-11

Октябрь

Классные руководители

Декада правовых знаний:

- изучение и практическая направленность Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействиях экстремистской деятельности»

- мероприятия, беседы на тему: «Конституция РФ – основной закон нашей жизни».

- мероприятия «Государственные символы России»

1 – 11

Ноябрь

Зам.директора по ВР

Учителя истории

Проведение мероприятий в рамках « День защиты детей» (по особому плану).

1-11

Май-июнь

Преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители

Мероприятия, посвященные Дню народного единства.

1 – 11

Ноябрь

Зам.директора по ВР

Учителя истории

Мероприятия в рамках международного Дня толерантности:

- творческое дело «Дерево толерантности»;

- общешкольная игра «Здравствуйте…»;

- беседы- «пятиминутки» «Что такое толерантность?»;

- игра «Давайте познакомимся!»;

- работа рекламного окна;

- акция « Молодежь  - ЗА культуру мира, ПРОТИВ терроризма»;

- дискуссии на темы « Ценностные ориентиры молодых», « Терроризм – зло против человечества», « Национальность без границ».

1-11

Ноябрь

Зам.директора по ВР

Классные руководители

Уроки права « Конституция РФ о межэтнических отношениях».

1-11

Декабрь

Классные руководители

Праздник «Фестиваль «Дружбы народов»

1-11

Декабрь

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Новогодний карнавал. Тема «Новогодние традиции разных стран»

1-11

Декабрь

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Проведение круглых столов с обсуждением вопросов, связанных с распространением экстремистских взглядов среди молодежи.

8-11

В течение года

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Проведение информационных часов по экстремистским молодежным организациям.

6-11

В течение года

Классные руководители

Выпуск информационных листов по вопросам противодействия экстремизма.

1-11

Апрель

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Проведение анкетирования по экстремизму.

1-11

Ноябрь

Апрель

Заместитель директора по ВР

Подбор литературы по экстремизму, терроризму, этносепаратизму, организация выставок литературы.

Апрель

Классные руководители

Проведение профилактических бесед работниками правоохранительных органов по противодействию экстремизма.

1-11

Октябрь

Март

Социальный педагог

Месячник оборонно-массовой и спортивной работы:

профилактика экстремистской деятельности (уроки Мужества и Дни воинской славы, встречи с ветеранами Афганской и Чеченской войн)

1 – 11

Февраль

Зам. директора по ВР

Руководитель МО классных руководителей

Мероприятия ко дню рождения города  Нижневартовска:

-история развития города в аспекте многонациональности

-изучение национальных традиций  нашего города

1 – 11

Март

Зам. директора по ВР

Руководитель МО классных руководителей

Вахта  Памяти, посвященная  победе советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.

1 – 11

Май

Зам. директора по ВР

Учителя истории

День памяти и скорби

1 – 11

22 июня

Начальник пришкольного лагеря

Проведение выставок в читальном зале

- «Уроки истории России – путь к толерантности»;

- « Мир без насилия»;

- « Литература и искусство народов России».

В течение учебного года

Зав. библиотекой

Работа психолога:

- круглый стол « Толерантная и интолерантная личность»;

- « Формирование толерантного поведения в семье».

9-11

В течение учебного года

Психолог

Мероприятия в школьном Уголке боевой и трудовой славы:

- « В единстве наша сила!»

- « Земля без войны».

Февраль

Май

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Конкурс социальных проектов «Я-гражданин России», направленный на пропаганду интернационализма, дружбу народов, национальной терпимости.

1-11

февраль

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Участие в городских мероприятиях, конкурсах, фестивалях  

1-11

В течение года

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Индивидуальные консультации психолога с обучающимися

1-11

В течение года

Педагог-психолог

Школа этической грамматики Приложение 3.

1-11

В течение года

Классные руководители

III. Мероприятия с родителями

Проведение родительских всеобучей по данной теме

1 – 11

В течение года

Классные руководители

Проведение совместного патрулирования с родителями на территории школы для поддержания правопорядка на территории школы.

1 – 11

В течение года

Классные руководители

Распространение памяток по обеспечению безопасности детей.

1 – 11

В течение года

Классные руководители

Рассмотрение на родительских собраниях вопросов, связанных с противодействием экстремизма.

1 – 11

В течение года

Классные руководители

Изучение и практическая направленность Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействиях экстремистской деятельности»

1 – 11

В течение года

Классные руководители

Дни открытых дверей, дни здоровья.

1 – 11

В течение года

Классные руководители

Индивидуальные консультации психолога с родителями

1-11

В течение года

Педагог-психолог

IV. Мероприятия совместно с субъектами профилактики

Проведение совместных мероприятий по противодействию экстремизма совместно с работниками правоохранительных органов.

В течение года

Администрация

Привлечение сотрудников ПЧ для проведения тренировочных занятий « Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях».

Сентябрь

Апрель

Администрация

Проведение рейдов совместно с ТОС, сотрудниками правоохранительных органов.

В течение года

Социальный педагог

Проведение профилактических бесед, мероприятий представителями:

- Центра социальной помощи семье и детям «Кардея».

- Центра национальных культур.

- Дворца культуры «Октябрь».

- Центра детского творчества.

- ЦДиЮТТ

По плану учреждений

       Зам. директора по ВР

Классные руководители

V. Мероприятия по обеспечению адаптации и социализации детей из семей мигрантов

Классные часы

1-11

По отдельному плану

Зам. директора по ВР, УВР

Классные руководители

1 – 11 классов

Социальный педагог,

Педагог-психолог, медицинский работник школы

Родительские собрания

1-11

По отдельному плану

Наблюдение

1-11

По отдельному плану

Организационно - воспитательное консультирование учащихся и родителей

1-11

По отдельному плану

Медицинское сопровождение детей и                родителей.

1-11

По отдельному плану

Социальное сопровождение детей и родителей

1-11

По отдельному плану

Социально-правовое консультирование родителей по вопросам

1-11

По отдельному плану

Психологическое сопровождение детей и            родителей

1-11

По отдельному плану

Анкетирование, тестирование, опросы

1-11

По отдельному плану

Тренинговые (практические) занятия

1-11

По отдельному плану

8.  Финансовое обеспечение программы.

Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет и дополнительные привлеченные средства (спонсорские средства, доходы от арендной платы, добровольные пожертвования)

9. Ожидаемые результаты реализации Программы.

Показателями эффективности реализуемой Программы являются:

1) Гармонизация межличностных отношений подростков со сверстниками, родителями, педагогами;

2) Оптимизация психологической атмосферы в классном коллективе;

3) Повышение уровня развития способности к сотворчеству и компромиссу, формированию основ культуры толерантности.

4) Совершенствование коммуникативной и социально-психологической компетентности подростков, повышение уровня стрессоустойчивости.

5) Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам формирования позитивных установок толерантного сознания у подростков.

6) Увеличение количества тематических выставок, направленных на развитие межэтнической интеграции и профилактику проявлений экстремизма до 4 в год.

7) Увеличение числа специалистов, охваченных методической работой по вопросам формирования  установок толерантного отношения на 100%.

8) Увеличение количества мероприятий по профилактике экстремизма и формированию толерантности на 30 %.

9) Увеличение количества музейных экспозиций, посвященных национальным культурам обучающихся нашей школы на 14%.

10) Адаптация детей мигрантов в школе.

11) Увеличение доли обучающихся – участников мероприятий, от общей численности всех обучающихся до70%.

10.Список литературы.

  1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа//Толерантность и общественное сознание в России. – М.: 1998.
  2. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербю ун-ва, 2005. – 120с.
  3. О смыслах понятия «толерантность»//Век толерантности. 2001. №1. С. 5-6
  4. Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, 2008. – 172с.
  5. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/авт. Сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 123с.
  6. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. – метод. Ст. – 2 изд., стереотип. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368с.
  7. Толерантность в межкультурном диалоге/под ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко – М.: 2005. - 372с.
  8. Тыртышная М.А. Лучшие сценарии школьных праздников – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 256с.
  9. Целевая программа ХМАО-Югры «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в ХМАО-Югре на 2011-2013 гг. Формирование толерантности личности в полиэтнической образовательной среде./под ред. В.Н. Гурова – М.: 2004. – 240с.

Приложение 1. Диагностическое сопровождение формирования толерантной личности в образовательной среде.

Одним из важнейших путей оптимизации процесса формирования личности является его диагностическое сопровождение.

        Технология диагностирования предусматривает выполнение следующих требований:

  • Системность, т.е. учет логики процессов формирования толерантности в частности и личности в целом, взаимосвязи всех структурных компонентов данных вопросов;
  • Доступность, т.е. возможность ее использования педагогами любого образовательного учреждения;
  • Надежность, т.е. способность предоставлять субъекту диагностики максимально обоснованные выводы;
  • Информативность, т.е. результаты диагностирования должны давать ответы на широкий круг вопросов;
  • Экономичность, т.е. использование минимума времени и усилий для получения оптимального результата;
  • Наглядность, т.е. возможность фиксировать полученные результаты и выводы в виде графиков, таблиц, диаграмм и т.д.

            Учитывая специфику содержания и сложность определения критериев эффективности данного процесса, для определения уровня сформированности толерантной личности необходимо применять комплекс различных методов психологической и педагогической диагностики в целом.

Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег   отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Бланк методики

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

1.

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

2.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

3.

Если друг предал, надо отомстить ему

4.

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

5.

В споре может быть правильной только одна точка зрения

6.

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

7.

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

8.

С неопрятными людьми неприятно общаться

9.

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

10.

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

11.

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

13.

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

14.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

15.

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

16.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

17.

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

18.

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

19.

Беспорядок меня очень раздражает

20.

Любые религиозные течения имеют право на существование

21.

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

22.

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

 

Обработка результатов.

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы [6].

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или  безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).  

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности

(В.В.Бойко)

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В.В.Бойко, позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения [6].

Согласно автору методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (супругу, коллеге, случайному знакомому), типологической – отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо национальности, профессии, социального слоя). Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами). Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности. Ниже представлены пункты опросника, сгруппированные в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал [6].

 

Бланк методики

Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где

0 – совсем неверно,

1 – верно в некоторой степени,

2 – верно в значительной степени,

3 – верно в высшей степени.

Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека

Утверждения

Баллы

1.

Медлительные люди обычно действуют мне на нервы

2.

Меня раздражают суетливые, непоседливые люди

3.

Шумные детские игры я переношу с трудом

4.

Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно

5.

Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня

                                                                                                                               Всего:    

Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей

других людей.

Утверждения

Баллы

6.

Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник

7.

Меня раздражают любители поговорить

8.

Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде (самолете), начатый по его инициативе

9.

Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры

10.

Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня

                                                                                                                               Всего:

Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей

Утверждения

Баллы

11.

Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды)

12.

Так называемые “новые русские” обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством

13.

Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно мне несимпатичны

14.

Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу

15.

Терпеть не могу деловых партнеров с низким интеллектуальным или профессиональным уровнем

                                                                                                            Всего:

Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров

Утверждения

Баллы

16.

Считаю, что на грубость надо отвечать тем же

17.

Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен

18.

Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем

19.

Мне неприятны самоуверенные люди

20.

Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте

                                                                                                                                 Всего:

Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров

Утверждения

Баллы

21.

Я имею привычку поучать окружающих

22.

Невоспитанные люди возмущают меня

23.

Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо

24.

Я по привычке постоянно делаю  кому-либо замечания

25.

Я люблю командовать близкими

                                                                                                            Всего:

Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его "удобным"

Утверждения

Баллы

26.

Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах

27.

Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка

28.

Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня

29.

Я проявляю нетерпение, когда мне возражают

30.

Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется

                                                                                                                                 Всего:

Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.

Утверждения

Баллы

31.

Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам

32.

Меня часто упрекают в ворчливости

33.

Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю

34.

Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки

35.

Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие,  я на него, тем не менее, обижусь

                                                                                                                                 Всего:

Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми

Утверждения

Баллы

36.

Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку

37.

Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях

38.

Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь

39.

Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)

40.

Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей

                                                                                                                                 Всего:

Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других

Утверждения

Баллы

41.

Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам

42.

Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер

43.

Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе

44.

Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми

45.

Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав

                                                                                                                                 Всего:

Обработка результатов

По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале – 15, общее по всем шкалам – 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. В среднем опрошенные набирают: воспитатели дошкольных учреждений – 31 балл, медсестры – 43, врачи – 40 баллов. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности [6].

Упражнение "Шкала Богардуса".

Цель: Для выявления установок на желаемую степень близости с представителями какого-либо народа в течение многих десятилетий.

Этапы игры : Респондентам предлагается согласиться или не согласиться с тем, чтобы представители того или иного этноса жили с ним в одном городе, были бы соседями, коллегами по работе, друзьями, родственниками, членами его семь и т.п. Предлагаем Вам подумать о вашей социальной дистанции с представителями разных народов, используя адаптированный О.Л.Романовой вариант шкалы Богардуса.

 

Я ничего не имею против того, чтобы представители данной национальности

Названия национальностей

1. Жили со мной в одном городе

 

2. Были бы моими соседями

 

3. Учились бы вместе со мной

 

4. Были бы моими друзьями

 

5. Были бы моими родственниками

 

6. Были бы членами моей семьи

 

7. Я хотел бы как можно реже общаться с этими людьми

 

Опросник для измерения  общих социальных установок у детей

Легко ли вы выходите из терпения?

Уверены ли вы в приоритете силы над логикой?

Трудно ли вам удержаться от ссоры, если вы с кем-то категорически не согласны?

Считаете ли вы что окружающие завидуют вам по тому или иному поводу?

Любите ли вы иногда делать что-то назло другим?

Бываете ли вы грубы в тех или иных ситуациях?

Любите ли вы читать детективы и смотреть боевики и фильмы ужасов?

Нравится ли вам высмеивать других, быть критичным и саркастичным?

Есть ли в вашей жизни кто-либо, кого вы по-настоящему ненавидите?

Бываете ли вы неприятны для окружающих?

Часто ли вы наказываете людей, если они этого заслуживают?

Считаете ли вы, что применение смертной казни в определённых случаях оправдано?

Впадали ли вы когда-нибудь в такую ярость, что разбивали какой-нибудь предмет?

Каждый ответ «Да» – 5 баллов,

«Нет» - 0 баллов.

От 65 до 25 баллов

Вы явно склонны к агрессивным импульсам в отношении окружающих и потере контроля над собой. Содержание ваших высказываний, а также их форма и элементы, им сопутствующие, нередко свидетельствуют о намерении навредить другим, душевно ранить их. Вы подчас не скупитесь на негативные оценки знакомых и близких, повышаете голос, отстаивая свою точку зрения. Подумайте, о вашем поведении и так ли обязательна резко наступательная позиция?  Помните, что всё сделанное со временем возвратится к вам, только с утроенной силой! Хотелось ли вам оказаться на этом месте?

От 20 до 0 баллов

Вы относитесь к людям, которые добродушны к окружающим, пологая что это наилучший способ взаимоотношений. Вы склонны верить в душевное богатство человека, доброту, справедливость. Именно поэтому вам бывает не легко привлекать других к реализации собственных целей. Ваше умение владеть собственными чувствами нередко соединяется с недостатком уверенности в себе и достаточно лёгким подчинением мнению окружающих. Поэтому вы часто становитесь объектом агрессивности других. Не позволяйте садится вам на шею!

         Примечание. Классными руководителями сдается общий результат, для общешкольного мониторинга.

Приложение 2. План проведения занятий, бесед с учащимися по профилактике экстремизма на учебный год.

Главная цель мероприятий - укоренение в школе неприятия насилия, борьба против разложения коллектива по межнациональным признакам; формирование толерантного отношения к окружающим.

Задачи:

  1. Формирование жизненных ценностей и культуры развивающейся личности обучающегося.
  2. Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия.
  3. Разработка и внедрение методов прогнозирования, диагностики и предупреждения антигуманных проявлений в образовательной среде школы.
  4. Утверждение основ гражданской идентичности как начала, объединяющего всех обучающихся и работников школы.
  5. Достижение необходимого уровня правовой культуры обучающихся, как основы толерантного сознания и поведения.
  6. Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.

                 

№ п/п

Форма проведения

Тема

Сроки

1-4 классы

1.

Классный час

Доброе слово, что ясный день

Сентябрь

2.

Беседа

Если радость на всех одна

Октябрь

3.

Классный час

«А ты знаешь свои права?»

Ноябрь

4.

Беседа

«Что такое толерантность»

Ноябрь

5.

Классный час

«Государственные символы»

Декабрь

6.

Беседа

Любимый уголок родной Отчизны

Январь

7.

Классный час

Урок Мужества

Февраль

8.

Классный час

«Дом, в котором мы живем – многонациональный»

Март

9.

Беседа

Мой класс - мои друзья!

Апрель

10.

Классный час

У каждого народа свои герои

Май

5-9 классы

1.

Классный час

День воинской славы  в память жертвам терроризма

Сентябрь

2.

Беседа

Один за всех и все за одного

Октябрь

3.

Классный час

Конвенция о правах ребенка

Ноябрь

4.

Беседа

16 ноября - День толерантности

Ноябрь

5.

Классный час

«Конституция РФ – основной закон нашей жизни»

Декабрь

6.

Беседа

В тебе взрослеет гражданин

Январь

7.

Классный час

Урок Мужества

Февраль

8.

Классный час

Уголок Отчизны - отчий дом

Март

9.

Беседа

Ты живешь среди людей

Апрель

10.

Классный час

О тех, кто сердце отдал людям

Май

10-11 классы

1.

Классный час

День воинской славы  в память жертвам терроризма

Сентябрь

2.

Беседа

Праздник благодарности

Октябрь

3.

Классный час

20 ноября – день принятия Конвенции о правах ребенка

Ноябрь

4.

Беседа

16 ноября - День толерантности

Ноябрь

5.

Классный час

«Конституция РФ – основной закон нашей жизни»

Декабрь

6.

Беседа

Отойди от зла и сотвори благо

Январь

7.

Классный час

День воинской славы, встречи с ветеранами Афганской и Чеченской войны

Февраль

8.

Классный час

Изучение национальных традиций нашего города

Март

9.

Беседа

Люди милые, примите в человечество меня

Апрель

10.

Классный час

Этих дней не смолкнет слава!

Май

 

Приложение 3. Программа курса этической грамматики в 1-11 классах МБОУ «СОШ №11»

(автор кандидат педагогических наук А. Шемшурина)

Объяснительная записка.

Классный руководитель не в силах изменить экономические и политические причины кризиса в обществе, но он может показать своим воспитанникам. Что добро и справедливость, честь и   благородство во все времена почитались всеми народами мира. А зло не перестает бать злом, даже если оно временно торжествует. Классный руководитель способен убедить детей, что истинное призвание человека – радость творческого труда, сострадание ближним, справедливое решение возникающих проблем, жизнь по совести.

Структура программы.

Программа включает в себя общие для каждого класса циклы: «Основы этики общения», «Этикет», «Нормы этики в отношениях с окружающими», «Этика отношений в школьном коллективе». Курс рассчитан на один час в месяц (классный час) при самостоятельном определении классного руководителя темы занятия. Программа составлена с учетом принципов системности , научности, доступности. Содержание строится по концентрическому принципу, углубляется и расширяется с возрастом учащихся. Цель программы: осмысление школьником нормы нравственности, постижение ими гуманистического смысла – научить жить среди людей. Генеральная цель программы  - духовное здоровье молодежи.

Задачи этического курса:

  1. Воспитание у школьников уважения, доброжелательность к людям;
  2. Овладение учащимися норм этической культуры;
  3. Развитие у школьников эмоциональной отзывчивости на переживание другого человека, воспитание самоуважения, чувства собственного достоинства;
  4. Анализ различных жизненных ситуаций, проблемы многообразной деятельности коллектива, связанные с ним не только поступки, но и чувства;
  5. Научить детей уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности;
  6. Воспитание у учащихся стремления быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.

Методы достижения поставленных целей и задач.

  • Классные часы теории нравственности чередуются с практическими занятиями: практикумами, собеседованиями, диспутами, играми, этикетными ситуациями;
  • Учащиеся по определенной схеме выполняют задания по самовоспитанию и самоконтролю;
  •  Периодически проводятся тестирования в классах и по параллелям;
  • Широко используются афоризмы, сентенции, истории, рассматриваются и анализируются репродукции картин, художественные произведения русских и зарубежных писателей и поэтов.

Программа этического курса.

1 класс

1. Этика общения

  • Доброе слово, что ясный день.
  • Ежели Вы вежливы.
  • Да здравствует мыло душистое.
  • Когда идешь по улице.
  • Узнай себя.
  • Нам счастье не сулит обида чья то.

2. Этикет

  • Простые правила этикета.
  • Повседневный этикет.
  • Веселые правила хорошего тона.
  • Сказка об этикете..
  • Продолжаем путешествие в страну этикета.
  • Просим к столу: новогодний праздник.

3. Этика отношений к окружающему

  • Я могу быть волшебником.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Любимый уголок родной отчизны.
  • У каждого народа свои герои.
  • Я люблю маму милую мою.
  • Поздравляем наших мам: коллективный праздник.

4. Этика отношений в коллективе

  • Если радость на всех одна.
  • Мой класс - мои друзья.
  • Самолюб никому не люб.
  • Поиграем и подумаем.
  • О дружбе мальчиков и девочек.
  • Путешествие в мир мудрых мыслей.
  • Доброта – это солнце. (игровая программа).

2 класс

1. Этика общения

  • С песней весело шагать.
  • Добрым жить на белом свете веселей.
  • Добро творить – себя веселить.
  • Подумай о других.
  • Подарок коллективу.
  • Чего в других не любишь, того и сам не делай.

2. Этикет

  • По правилам этикета  -приглашение к столу.
  • Вот школа, дом, где мы живем.
  • Вот магазин, куда идем.
  • Дорога, транспорт, пеший путь.
  • Лес, речка, луг, где можно отдахнуть

3. Этика отношений к окружающему

  • Подари другому радость.
  • От чего зависит настроение.
  • Не стесняйся доброты своей.
  • Мой дом – моя семья.
  • В труде человек хорошеет.
  • Все на белом свете солнышкины дети.
  • Поздравляем своих мам.
  • Цени доверие других.

4. Этика отношений в коллективе

  • Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.
  • Советуем друг другу.
  • Общее и особенное для мальчиков и девочек.
  • Поговорил бы кто  со мной.
  • Подарок коллективу (коллективная деятельность).
  • Делаем газету (итоговое занятие).

3-4 класс

1. Этика общения

  • Здравствуйте все.
  • Будем беречь друг друга.
  • Дружим с добрыми словами.
  • Любим добрые поступки.
  • Умеем общаться.
  • Каждый интересен.
  • Подарок коллективу (коллективная деятельность).

2. Этикет

  • Премудрости дедушки Этикета.
  • За столом с дедушкой Этикетом.
  • Школьные правила этикета.
  • Как решать семейные проблемы.
  • Когда рядом много людей.
  • Чистый ручеек нашей речи.
  • За новогодним столом.

3. Этика человеческих отношений

  • Душа – это наше творение.
  • Отворите волшебные двери добра и доверия.
  • Хорошие песни к добру ведут.
  • Вглядись в себя – сравни с другими.
  • Помоги понять себя.
  • О настоящем поддельном.
  • Тепло родного дома.
  • Поздравляем наших мам. (коллективный праздник).

5 класс

  1. Быть воспитанным – что это значит?
  • Вежливость как основа воспитанности.
  • Какого ты рода, племени?
  • Точность, обязанность, аккуратность.
  • Не сладок плод бездельного досуга.
  • Праздник школьного вальса,
  • Внешняя и внутренняя воспитанность человека.
  • Уважай человека.

  1. Этика и этикет.
  • Этические нормы этикета.
  • Вот этот стол –за мним едят.
  • Вот этот стул – на нем сидят.
  • Дома и в гостях.
  • В школе ты и хозяин и гость.
  • Правила на каждый день.

  1. Этика отношений к окружающим.
  • Ты живешь среди людей.
  • Добротой себя измерь.
  • Чью старость утешил?
  • Раздели печали и радость другого.
  • «О матерях можно рассказывать бесконечно» (М.Горький)
  • Праздник благодарности.
  • Завтрашний характер – в сегодняшнем поступке.
  • Береги все живое.
  • Расскажи мне обо мне. (разговор за «круглым столом»).
  • Доброта и доброжелательность.

  1. До дружбы надо дорасти.
  • Дружба начинается с улыбки.
  • Одноклассник, товарищ .друг.
  • Отчего бывает одиноко?
  • Дружили мальчик с девочкой.
  • «Без друзей меня чуть-чуть».

6 класс

Введение: При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою» (В. Жуковский)

1.Правила вежливого человека.

  • Оглянись внимательно вокруг.
  • Умение быть самим собой.
  • Гражданином быть обязан.
  • Даже будни может труд сделать праздничными днями.
  • Праздник школьного вальса.
  • Приглашение к зеркалу.

2. Этикет в твоей жизни.

  • «Твой стиль поведения.
  • Мальчики, девочки.
  • Поиграем и подумаем.
  • Когда какое слово молвить.
  • За общим столом.

3. Добру откроется сердце.

  • Доброта и доброжелательность.
  • «Спешите делать добро»
  • «Думай, хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Толстой).
  • Родительский дом.
  • Любите ваших матерей.
  • О тех, кто сердце отдал людям.
  • Умей быть щедрым.
  • Праздник благодарности.

4.Об умении понять другого.

  • Присмотрись друг к другу.
  • Подарок коллективу.
  • Я, Ты, Мы.
  • О дружбе.
  • Не хуже других.
  • Скажи себе сам.

Заключение: Храни достоинство свое повсюду, человек! (круглый стол)

7 класс.

Введение: « А растет человек до самой смерти» (М. Шагинян).

  1. Основы порядочности
  • Познай себя.
  • В тебе взрослеет гражданин.
  • Где нет труда, сады там не растут.
  • Праздник школьного вальса.
  • О порядочности.
  • Наедине с собой.

  1. Традиции этикета
  • Основные требования этикета.
  • Речь в этикете.
  • Тон делает музыку.
  • Советы одинаковые и разные.
  • Чтобы быть привлекательным.

  1. Без добрых дел нет доброго имени
  • Истоки доброты.
  • Торопись обрадовать.
  • Чувства причастности.
  • О культуре чувств.
  • Уголок Отчизны, отчий дом.
  • Поговори со мною, мама.
  • Праздник благодарности.
  • А каков же я?

  1. Один за всех и все за одного
  • Юмор-дело серьезное.
  • О достоинстве.
  • Пожелания мальчикам и девочкам.
  • Подарок коллективу.
  • «Открой свое небывалое» (М.Пришвин)

Заключение: Сотвори себя сам. (педагогическое напутствие).

8 класс.

Введение: «Мы живем, чтобы оставить след» (Р.Гамзатов).

  1. Культура общения – способ организации жизни
  • Роскошь и нищета общения.
  • Психологический практикум общения.
  • «Как слово наше отзовется».
  • Отойди от зла и сотвори благо.
  • Не добро быть человеку единому.

  1. Этикет в нашей жизни
  • Из чаши мудрости испей.
  • Азы народного этикета.
  • Об истинно высоком нраве судить мы по манерам вправе.
  • Приходим не надеться, а повидаться.
  • Что для кого существенно.
  • Важные мелочи повседневного этикета.
  • Скажи себе сам.

  1. Глаголь добро-добро есть жизнь
  • Добродетель требует усилий.
  • Жить с достоинством – что это значит.
  • Интеллигентус – понимающий.
  • Если слышать голос совести.
  • Жизнь как деяние.
  • Живая душа о жизни думает.
  • Судьба и Родина едины.
  • Живите долго, праведно живите.

  1. Человек-мера всему.
  • Полюби себя -полюбишь другого.
  • Быть благодарным – ценить благо.
  • Такт – это разум сердца.
  • Сберечь обязаны различье, данное природой.
  • Сущность свою сохрани навек.
  • Опасайтесь потерять друзей.

Заключение: Люди милые, примите в человечество меня.

9 класс.

Введение: Созидается общество началами нравственными.

  1. Гуманность – основа этикета.
  • Мой разум – основа моего поведения, а мое сердце – мой закон.
  • Разумное и нравственное всегда совпадают.
  • Гуманность – сгусток всех других добродетелей.
  • Добродетель есть не что иное, как душевная деликатность.
  • Прекрасно там, где пребывает отношения.
  • Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин.(Ф.Достоевский).
  • Одно существо неразлучно с человеком – это он сам.
  • Духовность есть норма человеческой жизни.

  1. Жизнь как познание добра
  • Смысл жизни – это то, что придает ее ценности.
  • Цель жизни – самовыражение.
  • Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни.
  • Добро есть жизнь.
  • Страдание, боль – это сторожевой крик души.
  • Уменьшай страдание около себя и в себе.
  • Зло надо зажать.
  • Пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью.

  1. Стремление к счастью – закон жизни.
  • Мы родились и живем со множеством влечений и потребностей.
  • Цель всех человеческих стремлений состоит в получении наслаждений?
  • Счастье – это состояние души.
  • Источник счастья берет свое начало в самом человеке.
  • Высшее счастье в том, что вас любят.
  • В согласии с самим собой.
  • Дружба как источник  счастья.

  1. Нравственный закон в душе каждого
  • Честь и собственное достоинство сильнее всего.
  • Твердое сознание долга – есть венец характера.
  • Долг основан на чувстве справедливости.
  • Справедливость – это истина в действиях.
  • Источник всех действий человека есть его воля.
  • Совесть – наш внутренний судья.
  • Будь слугой совести и хозяином воли.

Заключение: Будущая жизнь – завтрашний день жизни настоящей. (Л.Чаадаев)

10 класс.

Введение: Возвращение к истокам.

  1. В поисках истины
  • Что есть добро?
  • Добродетель есть приобретенное качество души.
  • Следовать пути добродетели (Платон).
  • Мудрость – высшая добродетель (Демокрит).
  • Добрая мысль живет у человека в сердце.
  • Счастье с добродетелью совпадает.
  • Жить сообразно с природой.
  • В согласии с самим собой.

  1. Вечные истины
  • Десять веков и судьба человека.
  • Евангелие – превосходны тракт морали (Д.Локк).
  • Взлет индивидуальности.
  • Жить согласно разуму (М Монтель).
  • Нравственность – это разум сердца.
  • Человек – как источник духовности.

  1. Человек как носитель морали
  • Век гениев (от Декарта до Гельвеция).
  • Добродетели- свидетельство силы, пороки – слабости.
  • Человек от природы добр (Ж.Ж.Руссо).
  • Человек и нравственный закон.
  • Закон обязаны своей силой нравам.
  • Основа нравственной личности - стыд, жалость, доброжелательность.
  • Чаще заглядывай в самого себя (Цицерон).

  1. Человек как ядро этической жизни
  • Новое время.
  • Моральный закон внутри каждого.
  • Свобода воли – необходимое условие и основа нравственности.
  • Сострадание- основа всех нравственных побуждений человека.
  • Жить нравственно – жить для других.
  • Побуждение к счастью – это побуждение всех побуждений.
  • Нравственность есть то, что увеличивает радостное в жизни.
  • Только действие дает веру в самого себя.

Заключение: Человек сам себе судья и сам творец каждого дня (Ч. Айтматов).

11 класс

Введение: Этика есть живое отношение к живой жизни.

  1. К истокам русской этической мысли
  • Человек есть носитель вселенских начал (Н.Грот).
  • Телесный организм создается духом (В Несмелов).
  • Возникновение оригинальной русской мысли.
  • Середина 15 века – эпоха Петра Великого –«Пролог» русской этической мысли.
  • «Юности честное зеркало» - первое руководство к этическому поведению
  • 8 век – «весна» русской этической мысли.
  • Идея целостности человека – главная в русской этической мысли.

  1. 19 век – «век мысли и слова» (Н.Вердиев)
  • П.Я. Чаадаев и его стремление  «Творить свою жизнь».
  • И.В. Киреевский – «самый сильный философский ум первой половины 19 века» (В.Зеньковский).
  • А.С. Хомяков как проповедник православной культуры.
  • «Мысль человеческая» П.Л. Лавров.
  • Этический максимализм Ф.М. Достоевского.

  1. Властители умов
  • «Чувство жизни в мире».
  • Идея «положительного всеединства»
  • Программа «гуманистического активизма» Н.Ф. Федорова.
  • «Умозрение» как основание философии Б.Н.Чичерина.
  • Сознательность нравственной жизни в этике.
  • Понятие личности как центральное в этике С.И. Гессена.
  • Воззрение на мир как на явление этического порядка.

  1. 20 век как противоречивый период русской жизни
  • Русские последователи идей К.Маркса и движение «нового религиозного сознания».
  • Моральная тема Н.И. Бердяева
  • Защита свободного благословия.

Заключение: Пути творческого «преображения» своего личностного Я.

Приложение 4. Фотоотчет.

День Толерантности

Фестиваль «Дружбы народов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование потенциала курса "Основы религиозных культур и светской этики" в гармонизации межэтнических отношений» доклад

В докладе показаны  приемы воспитания толерантных  отношений среди учащихся различных национальностей  на уроках "Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики"...

Повышение мотивации школьников занятием спортом как метод ранней профилактики экстремизма

В моей концепции преподавания являются ключевые слова Льва Николаевича Толстого «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». Эту идею я попытаюсь доказать содержание ...

«Профилактика экстремизма в молодёжной среде»

Цель собрания: способствовать глубокому осмыслению проблемы экстремизма, выработке собственной гражданской позиции по отношению к данному явлениюЗадачи: расширить представления об экстремизме и его оп...

Программа по формированию толерантности, профилактике экстремизма, безнадзорности,беспризорности, семейного благополучия и правонарушений.

Программа по формированию толерантности, профилактике экстремизма, безнадзорности,беспризорности, семейного благополучия, правонарушений среди обучающихся " Мы- вместе"....

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА» «СЕМЕЙНЫЙ КРУГ»

ПРОЕКТ   ПО  ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ   УСТАНОВОК  И  ПРОФИЛАКТИКИ  ЭКСТРЕМИЗМА  СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОСПИТАНИЕ   ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВ...