Экологическое воспитание младших школьников. Люби природу,человек.
классный час (3 класс) на тему

·        Сформировать основы экологической грамотности и чувства ответственности у каждого   за судьбу России и планеты Земля в целом.

·        Познакомить детей с наукой экологией, с новыми экологическими понятиями, знаниями.

·        Развивать интерес к проблемам экологии.

·        Вовлекать детей  в природоохранную деятельность.

·        Пробуждать у учащихся активность, отзывчивость на бедственное состояние природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya._nachalnaya_shkola.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Российской Федерации Мамадышская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат 8 вида

«Люби природу, человек!»

Направление: экологическое воспитание детей начальной школы.

                                   

     Мингалева С.П.

Учитель 1 кв.категории.

     

Январь 2015 год

Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»

Не будем больше мусорить
Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!

                            Игровая программа «Экология. Охрана природы».

Цели мероприятия:

  • Сформировать основы экологической грамотности и чувства ответственности у каждого   за судьбу России и планеты Земля в целом.
  • Познакомить детей с наукой экологией, с новыми экологическими понятиями, знаниями.
  • Развивать интерес к проблемам экологии.
  • Вовлекать детей  в природоохранную деятельность.
  • Пробуждать у учащихся активность, отзывчивость на бедственное состояние природы

Оборудование:  маски животных,  проектор, компьютер, презентация, фонограмма.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.          (1 слайд)

Учитель: Я рада приветствовать, Вас, на нашем мероприятии. Заканчивается месяц экологии.

  1. Сообщение целей и задач мероприятия:

Светлана Петровна :

Мы собрались для того, чтобы еще раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живем, нуждается в нашей помощи.   В наших силах помочь матушке природе.

Сегодня мы с вами поговорим об окружающем мире, о  том, как нужно любить и охранять ее богатства. Узнаем много интересного, познакомимся с новыми понятиями, посоревнуемся и выявим настоящих любителей природы.

  1. Вступительное слово.     (2 слайд) 

Наиля  Нугамеровна :      

                        Берегите эти земли, эти воды,

                        Даже малую былиночку любя.

                        Берегите всех зверей внутри природы,

                        Убивайте лишь зверей внутри себя.

  1. Подготовка детей к восприятию материала.    

               Наиля  Нугамеровна :      

                        

                                                  Вспучился асфальт

                                                  И раскрошился.

                                                  И, как ветви,

                                                  Трещины пошли.

                                                  Сквозь проломы

                                                  Тоненький,

                                                  Как шильце,

                                                  Выткнулся листок

                                                  Из – под земли

                                                   Люди!

                                                 Пусть башмак ваш

                                                 Не коснется

                                                 Этого листка –

                                                 Ведь знаем мы:

                                                 Кто с таким трудом

                                                 Пробился к солнцу

                                                 Тот достоин солнца,

                                                 А не тьмы…

Светлана Петровна:

Ребята, сегодняшнее внеклассное занятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает. Мы затаптываем цветы, ломаем ветки деревьев, разоряем гнезда птиц. Человек губит природу, отравляет атмосферу, загрязняет водоемы своими гигантами – заводами.

4.Знакомство с новым понятием.                           (3 слайд)

Улучшением состояния окружающей среды занимается совсем молодая наука – экология.

 ( Гульнара Ахунзяновна)

(Входит Экология в накидке, обшитой фантиками, бумагой, целлофаном и др.)

Экология:   Вы обо мне?

                   А вот  и я!

                   Здравствуйте, мои друзья.

                   Я – Экология.  

Светлана Петровна : Удивительное время! Началось новое тысячелетие! Наверное, человек может считать себя счастливчиком, гордиться собой. Ведь он покорил океан, воздух, землю. Сделал большие достижения в области техники, искусства, образования. Но…, к сожалению много человек сделал промахов, ошибок.

Большой проблемой оказался экологический кризис. Ведь человек беспечно относится к природе и к тому, что она дает, сам при этом, являясь частью природы. Природа дает для жизни все, нужно лишь научиться, правильно всем пользоваться.

Ребята, вам нравится, как выглядит экология? (Нет!) Давайте, исправим ошибки.  Как можно использовать эти предметы повторно?   (Снимают с Экологии накидку).

  1.  Эмоциональный настрой  перед встречей с объектом  познания.

Экология:

- Спасибо, ребята. Пойдемте со мной!      (4 слайд и звуки природы)

Экология:

Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу.

Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера и моря! (5  слайд)

Здравствуйте, птицы – соловьи, воробьи, жаворонки! (6  слайд)

Здравствуйте, звери – волки, зайцы, медведи!(7 слайд)

Экология:

Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т.к. люди уничтожили их.

Светлана Петровна : (8 слайд)

Примерно250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет уничтожили  последнею.

(9слайд)

Самым ярким и наглядным примером методичного истребления является история странствующего голубя. Когда-то многомиллионные стаи этих птиц летали в небе Северной Америки. Невероятная прожорливость этих птиц вызывала раздражение людей. Кроме того, голуби были очень хороши на вкус. Поэтому истребление голубей превратилось в забаву. Голубей закладывали в погреба-ледники, готовили сразу, кормили собак, или просто выбрасывали. Устраивались даже соревнования по стрельбе по голубям, а ближе к концу века в ход пошло и оружие. Последний странствующий голубь, по имени Марта, умер в зоопарке в 1914 году.

(10 слайд)

Сходная участь постигла бескрылую гагарку , «пингвина северного полушария» — безобидную нелетающую птицу, гнездившуюся на северных островах Атлантического океана. Их убивали ради мяса и знаменитого пуха, позже, когда гагарки стали редкостью, для продажи коллекционерам. Последние бескрылые гагарки были убиты на небольшом острове около  Исландии в 1844 году.

 Таких примеров много. Сейчас вы, ребята, в ответе за природу. Уважайте ее, берегите, старайтесь уберечь то, что еще осталось на нашей планете.

Экология ( Гульнара Ахунзяновна)

Есть просто храм.

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь!

5.Конкурсы.

Наиля Нугамеровна:

-А вы знаете растения, которые растут в лесах? Зверей, обитающих в  лесах? Птиц, летающих рядом с вами? Тогда я предлагаю вам сыграть в интересную игру на знание природы.   Разделитесь на две команды. Одна команда называет

 животного, другая – растения, и так кто больше назовет, та команда победила.

Спасибо, ребята, вы замечательно справились с заданиями!

Вы слышите, какой-то шум? Посмотрим.

  1. Инсценировка  .

Действующие лица: барашек

                                     снеговик

                               

Барашек:

 - Ура, ура вот и наступил мой год! Привет снеговик , ты что без настроения зима ведь надо радоваться веселится, а ты грустный.

-Да тебя и не узнать. Ты, что, как заяц, к лету готовишься: белый сарафан на черный поменял.

Снеговик:

-А у нас в городе все такие.  В городе новый завод построили , а там такие выбросы! Вот и закоптился. Не то что ты. Живёшь в деревне, красота. У вас здесь экология......

Барашек:

-Эх, дружок, ты думаешь здесь  лучше? Смотри, звери уходят.

(Пробегает  тигр )

Снеговик:

- Что случилось?

Барашек:

- Да,  пить звери бегут.

Снеговик:

- Так ведь у вас речка рядом?

Барашек:

- Так в  этой речке уже рыба не водится. Недавно фабрика  какую – то желтую вонючую жидкость вылила. Так в нос шибает, не то чтобы испить, понюхать страшно. Вот и приходится идти к дальнему озеру. Хотя и там туристы набезобразничали.

- Хозяйничают. На дрова деревья ломают, костры порой не тушат, того и гляди, пожар в лесу будет. Что мы делать будем?

-А сколько бутылок набили.

Снеговик:

-И когда только люди успокоятся: себя и нас травить перестанут?

-Жить хочется в чистоте, дышать свежим воздухом, пить чистую воду. 

Барашек:

- А  вчера сплю под кустом, а мимо человек на железке с дымом промчался, а на голове горшок. Я так испугался, выскочил,  побежал, да в яму свалился

Снеговик:

-Мне страшно, побежали отсюда! Может где-нибудь есть уголок чистоты и покоя?

   (Звери убегают.)

Гульнара  Ахунзяновна :

-Как нелегко стало жить зверям даже в лесу. А виной тому – человек. И почему человеку не удается жить в ладу с природой?

А ведь человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм. В атмосфере много углекислого газа, частиц пыли и металла. Фильтрами на земле служат леса. Распахнув перед нами свои необъятные богатства, щедро одаривая нас и надежно охраняя, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, лес заслуживает право на бережное отношение и заботу о нем.

Светлана Петровна : Ребята, мы сейчас попробуем отгадать  отходы, которыми человек захламляет  Землю.  

Ведущий зачитывает детские высказывания об отходах. Задача команд: постараться понять, что имели в виду дети.

Детские высказывания.

Навоз

1.     Его производит обыкновенная корова.

2.     При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.

3.     Его необходимо компостировать.

       Пластмасса

1.     У меня очень много игрушек сделано из нее.

2.     Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

3.     Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4.     Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

Бумага 

1.     Ее изобрели китайцы.

2.     У нас ее получают из дерева.

3.     Она легко горит.

4.     Из нее получается очень много мусора.

5.     На ней обычно рисуют и пишут.

Стекло 

1.     Его делают из песка

2.     Чаще всего оно прозрачное.

3.     Когда падает, оно разбивается.

4.     Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

Газовые отходы 

1.     Этого почти не видно.

2.     От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.

3.     Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

4.     Это выходит из труб машин и заводов.

Молодцы, вы замечательно справились с заданием, но чтобы сохранить природу нужно знать правила поведения в ней!

Ребята, давайте попробуем отгадать о каких правилах,  нам  расскажет  экология.                          

(11 слайд)

  1. Не разоряйте птичьего гнезда

Дети запомнить должны

И понять:

Гнезда у птичек

Нельзя разорять!

Если в траве

Увидали яйцо

Или услышали

Крики птенцов,

Не приближайтесь,

Не лезьте туда

И не тревожьте

Ни птиц, ни гнезда.

(12 слайд)

  1. Не вырезайте надписи на деревьях

Стоят деревья – великаны…

Их не жалеют хулиганы

И режут острыми ножами

Слова на дереве – «на память!»

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут –

Добро и красоту несут…

Гульнара Ахунзяновна (13 слайд)

 Не разжигайте костер в лесу без взрослых

Без взрослых с огнем развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костер обернется серьезной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнет полыхать, разбегаться, искриться _

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные – большая беда!

Погибнут деревья и звери, и птицы…

Без взрослых костер разжигать не годится!

(14  слайд)

  1. Не бейте стекло в лесу

Нельзя стекло в лесу кидать,

Нельзя бутылки разбивать;

Осколки острые опасны –

О них порежешься ужасно.

А если вдруг на них свалиться –

В больнице можно очутиться!

И обитателям лесным

Стекляшки тоже не нужны…

  1. слайд)
  1. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу

Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой

Светлана Петровна:

Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка – более 30лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.  Не засоряйте  природу и она вам ответит урожаем грибов, ягод, чистым воздухом и просто красотой.

  1. Конкурсы.

Ну а теперь, я снова  предлагаю вам посоревноваться, проверить свои знания, смекалку, воображение.

4.Четвертый  «лишний»                                                   

(16 слайд)- первая команда

    ( ландыш, ромашка, гриб, подснежник)

 ( 17 слайд)- вторая команда

   (лиса, филин, кабан, лось)

(18 слайд) (грибы съедобные и мухомор))

Гульнара Ахунзяновна

9. Блиц – турнир.                                                    

А теперь отгадаем загадки. .

Я весь день ловлю жуков,

Уплетаю червяков,

В теплый край я не летаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей).(19 слайд)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока) ).(20 слайд)

Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться.

Угощенье наше ей снится.

Прилетает к нам часто... (синица). ).(21 слайд)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Строит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка) ).(22 слайд)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней... Кто же это? (Соловей) ).(23 слайд)

Выпал снег, но эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем

Красногрудым... (снегирем). ).(24слайд)

Клюв огромен, взгляд суров,

Частый гость она дворов.

На суку сидит у дома,

Громко каркает... (ворона). ).(25слайд)

Светлана Петровна:

И все эти птицы нуждаются в вашей помощи, особенно зимой.  В начале зимы, ребята 3 а класса изготовили кормушки для птиц. Мы предлагаем вам поучаствовать в кормлении птиц, и приносить корм а эти кормушки они весят на яблони, по дороге а старое здание.

Подведение итогов.

11.Заключительная часть. ( слайд 24)

Светлана Петровна:

Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить все это.

- Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Доклад на экологическое воспитание младших школьников «Учим детей любить природу»

Актуальность темы состоит в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Че...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....