Модель организации профориентационной работы в условиях социального партнерства школы и ВУЗа ( на примере МОБУ СОШ №17 г.Якутска).
опыты и эксперименты на тему

В целях повышения качества профессиональной ориентации старшеклассников вся учебно - воспитательная работа в школе и социуме должна проходить в едином комплексе, образуя целостное воздействие на ученика, так как профессиональное самоопределение, является составной частью этой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsionnaya_rabota.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Модель организации профориентационной работы в условиях социального партнерства школы и ВУЗа ( на примере МОБУ СОШ №17 г.Якутска).

Варламова Марина Николаевна, заместитель директора по УВР

Несмотря на то, что взаимодействие школы и иных организаций и учреждений сегодня часто описывают термином «партнёрство», это взаимодействие во многих случаях является неэффективным именно по причине отсутствия партнёрства, подразумевающего взаимовыгодный обмен различными ресурсами для достижения значимых для обеих сторон целей. В качестве основного поля партнёрского взаимодействия школы и вуза целесообразно рассматривать профориентационную деятельность, поскольку именно в этом поле, в значительной степени определяющем переход одних и тех же потребителей из учреждения одной подсистемы образования в учреждение другой подсистемы, следует определять значимые для обеих сторон цели взаимодействия ч и ресурсы, подлежащие взаимовыгодному обмену в рамках данного взаимодействия.

         Организации взаимодействия школы и вуза как фактора повышения результативности профориентационной работы, предполагает рассмотрение данного взаимодействия именно в качестве партнёрства. В современных условиях основные цели школы в процессе организации профориентационной работы во взаимодействии с вузами целесообразно рассматривать более широко, чем это делалось ранее: как повышение качества образовательных услуг, соответствующее целям профильного обучения старшеклассников - обеспечение старшеклассникам широты выбора содержания образования и формирование у них умения делать самостоятельный осознанный выбор, а в качестве основных ресурсов вуза, подлежащих использованию в процессе названной организации, целесообразно рассматривать кадровый и программно-методический ресурс. При этом школа должна учитывать цели вузов (ориентация учащихся старших классов на поступление в данный конкретный вуз и пополнение ресурсов) и необходимые им ресурсы (доступ к аудитории старшеклассников и организационный ресурс).

Для результативного осуществления профориентационной работы во взаимодействии школы с вузом целесообразно создавать следующие организационно-педагогические условия: построение взаимодействия через реализацию вузом модульной профориентационной программы, способствующей формированию умения у старшеклассников делать самостоятельный осознанный выбор, каждый модуль которой является элективным курсом, разнообразие модулей профориентационной программы соответствует специальностям/направлениям подготовки вуза, каждый модуль предполагает использование проектной технологии, обеспечивающей решение учащимся той или иной проблемы в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией этих результатов; использование ресурсов вуза для организации педагогического консультирования учащихся, проведения экскурсий для старшеклассников на соответствующие рабочие места, информирования о дальнейших возможностях продолжения образования.

В целях повышения качества профессиональной ориентации старшеклассников вся учебно-воспитательная работа в школе и социуме должна проходить в едином комплексе, образуя целостное воздействие на ученика, так как  профессиональное самоопределение, является составной частью этой работы. Предлагаем модель системы профориентационной работы, направленную на совершенствование ее организации:

1 этап. Профориентационная работа:

- профессиональное информация – ознакомление учащихся с современными видами производства, которые развиваются в республике, состоянием рынка труда, потребностями в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами рынка новых профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалифицированного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

  - профессиональная консультация – оказание помощи учащимся в осознанном выборе профессии с учетом его психологических особенностей, склонностей, способностей, интересам;

- профессиональный подбор – предоставление рекомендаций о будущей профессиональной деятельности, исходя из его психологических, психофизиологических, физиологический возможностей.

- психологическая поддержка – создание условий по формированию уверенности в правильности выбранной профессии.

Внеучебная деятельность: внеклассные занятия, профессиональные пробы. Указаны участники социального заказа, ресурсы, которые способствуют выполнению заказа и результат, т.е. профессионально-техническая готовность выпускников школ, которая удовлетворяет заинтересованность стороны.

2 этап: диагностика  Ежегодно проводится профильная диагностика в 9 классах (в феврале 2013г).

Применяемый диагностический инструментарий включает следующие методики:

 - анкета  по определению желаемого профиля  обучения (родители, учащиеся)

- методика «Профиль» А. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной.

- опросник профессиональных склонностей Л. Йоваши в модификации Г.В. Резапкиной.

- опросник типа мышления Д. Брунера

-методика «Эрудит» (методика ШТУР в модификации Г. Резапкиной)

Все они предназначены для определения усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся, интересов и склонностей учащихся, запросов родителей.

По результатам данных методик дается рекомендация на профили.

3 этап: Учебная деятельность, которая включает общеобразовательную подготовку и профильное обучение.

В настоящее время профильное обучение и предпрофильная подготовка ведется во всех общеобразовательных учреждениях, но в основном как углубленное изучение отдельных предметов, дополненное системой курсов по выбору и ориентировано на получение профессионального высшего образования способом классно-урочной системы обучения.

4 этап: олимпиады,  чемпионаты, интеллектуальные марафоны способствуют к самоопределению; выбору будущей профессии и подтверждению правильно выбронной специальности выпускника.

5 этап. Межрегиональные проекты расширяют спектр профессий, которых может выбрать выпускник. Для более глубокой и продуктивной профориентационной  деятельности необходимо включить в программу ознакомления и изучения ВУЗы Сибири и Дальнего Востока.

6 этап. Подготовка к поступлению ВУЗы осуществляется через “Академические субботы”, подготовка к ЕГЭ: психологические тренинги, диагностические контрольные работы, системный тренинг тематических заданий и др.  

В процессе профориентационной работы разрабатывается система педагогической деятельности, направленная на формирование профессиональной направленности старшеклассников в профильном обучении, которая включает интеграцию образовательного процесса общеобразовательных учреждений и компонентов профессиональной ориентации: профинформация, профпросвещение, профотбор, профадаптация и др.; задачи общеобразовательных учреждений профориентационного характера; обогащение профориентационным материалом содержания предметов профильного обучения; профориентационную направленность учебных предметов, внеучебной деятельности учащихся старших классов; профдиагностику как средство развития личности; педагогические технологии, направленные на формирование побудительно-мотивационной сферы, профессионально значимых качеств личности.

Эффективность формирования профессиональной направленности старшеклассников способствует обеспечение взаимосвязи познавательного, профессионального интереса на основе углубленного изучения старшеклассниками учебных дисциплин профильного обучения.

В процессе профориентационной работы определяются условия, обеспечивающие эффективность формирования профессиональной направленности старшеклассников: применение многопрофильного и разноуровневого обучения; учет социально-региональной специфики; соответствие выбора профиля обучения, интересам, способностям школьников; использование в комплексе профориентационной работы; ознакомление старшеклассников с профессиями на основе углубленного изучения учебных предметов; реализация индивидуального и дифференцированного подходов к формированию профессиональной направленности школьников; активизация всех структурных компонетов профессиональной направленности: побудительно-мотивационного, когнитивного, волевого и адаптивного – для обеспечения его устойчивости.

В ходе педагогической деятельности реализуются следующие основные направления: обеспечение взаимодействия школы и вуза, социума; углубленное изучение учащимися содержания профессии; совершенствование индивидуальной и дифференцированной работы с учетом уровней сформированности профессиональной направленности школьников – при помощи профильного обучения, вариативности образовательного и профориентационного материала, информации о профессии, изучения личности старшеклассника, активных форм и методов обучения.

До взаимодействия образовательная школа и другие учреждения, организации работали врозь, по отдельным планам, не затрагивающим отношения с другими учреждениями, которые в какие – либо отношения между собой выступали  крайне редко. Но проделанная большая , охватывающая разные сферы деятельности по организации взаимодействия школ и других учреждений, организаций позволила эффективнее решать ключевую проблему успешной социализации ученика.

В ходе исследования подтвердилась оптимальность педагогических условий, способствующих к выбору будущей профессии школьниками благодаря профильному обучению, взаимодействию школы и вуза, семьив совершенствованию профессиональной работы МОБУ СОШ №17 г. Якутска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации методической работы в «Школе взросления»: сотворчество администратора и учителя

Методическая работа в школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса;  система взаимосвязан...

Организация воспитательной работы в условиях реализации ФГОС «Воспитание ученика творчески – активной и социально - зрелой личностью»

Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданн...

Современная модель организации исследовательской деятельности в условиях перехода к новым ФГОС

В работе представлена система работы по формированию исследовательской культуры с учащимися начальной школы с презентацией. В работе можно найти тренинговые занятия по приобретению учащимися специальн...

Социальное партнерство школы и семьи в сфере воспитания младших школьников

В связи с произошедшими изменениями в социально-экономической жизни общества, произошли  существенные изменения и в функционировании  двух сильнейших институтов- школы и семьи. Именно школа ...

Содержание проекта по межрегиональному взаимодействию школы и ВУЗа на примере МОБУ СОШ №17 г. Якутска и Центра “Образование без границ”(г.Санкт-Петербург).

Профориентационно-образовательная программа "Каникулы с пользой" включает в себя знакомство с вузами Санкт - Петербурга, мастер - классы ведущих преподавателей вузов, экскурсии по основным и тематичес...

Организация профориентационной работы в начальной школе

Возможности реализации профориентационной работы на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности...

Методическое представление Мультимедийной презентации «Мир профессий» для организации профориентационной работы учащихся начальной школы

Мультимедийная презентация "Мир профессий" для профориентационной работы обучающихся начального звена...