Занятие в группе продлённого дня. Тема: "Русская матрёшка. Аппликация."
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Маркина Ирина Владимировна

Тема:"Русская матрёшка. Аппликация" раскрывается на двух занятиях. Первое занятие подготовительное (изготовление шаблонов). Второе занятие творческое (изготовление аппликации и украшение фартука).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matryoshka.docx20.59 КБ
Файл prezentatsiya_matryoshka.pptx1.62 МБ
Файл prezentatsiya_vidy_matryoshek.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Русская матрешка». Знакомство с промыслом. Заготовки к аппликации.

Уровень образования: начальное общее образование.

Класс: 2 класс.

Предмет: занятие в ГПД

Тип занятия: изучение новых знаний.

Цель: ознакомление учащихся с декоративно-прикладным искусством «Русская матрешка».

Задачи:

 Образовательные

 1.дать знания о декоративно-прикладном искусстве « Русская матрешка»;

2.учить различать матрешки по росписи;

3.закрепить знания детей о свойствах картона, бумаги;

4.вспомнить о правилах работы ножницами;

5. закреплять умения выполнять аппликацию.

Развивающие

1.развивать пространственное мышление, память, внимание;

2. способствовать развитию творчества детей;

3. развивать мелкую моторику;

4. учить планировать работу на занятии.

Воспитательные

1. прививать интерес и любовь к народному декоративно-прикладному искусству «Русская матрешка»;

2. учить бережно относиться к истории страны и культуре нашего государства;

3. учить радоваться успехам других детей.

Планируемые результаты:

1. учащиеся должны уметь различать разные росписи русской матрешки;

2. составлять свой узор по теме;

3. работать ножницами.

Оборудование:

для учителя   альбом «Русская матрешка», образцы матрешек, образцы готового изделия, рабочая тетрадь

для детей   шаблоны, бумага белая и цветная, картон, простой карандаш, ножницы, конверты для заготовок.

                     

Ход  занятия.

1. Организационное начало.

Нарисуйте  куклу. Как вы ее одели?

А кто знает, какой была традиционная русская одежда?

2. Вступительная часть.

3. Физкультминутка.

Танец под музыку песни « Неваляшки».

4.Сообщение темы занятия.

На занятии мы сегодня начнем изготовлять матрешку. Для того чтобы она получилась красивой надо постараться быть внимательными, аккуратными.

5. Выполнение работы.

Проверьте, все ли есть на столе. Нам понадобятся: 1 лист белой бумаги, 1 лист картона,

 цветная бумага, простой карандаш, ножницы и у каждого лежит конверт с шаблонами.

Лист картона сложи пополам. Вспомните, как это сделать. Отложили в сторону.

Взяли лист белой бумаги. Положили шаблон, обвели его, вырезали.

Взяли лист цветной бумаги, положили шаблон, обвели его, вырезали.

Взяли лист другого цвета, положили шаблон, обвели его, вырезали.

Теперь каждый будет работать самостоятельно. Узор на переднике вы придумаете свой и сделаете заготовки.

6. Итог занятия.

Что нового узнали?  Чему научились?

7. Уборка рабочего места.

Уровень образования: начальное общее образование.

Класс: 1 класс.

Предмет: занятие в ГПД

Тип занятия: закрепление знаний.

Тема:  Русская матрешка. Аппликация.

Цель: выполнение  аппликации матрешки.

Задачи:

Образовательные  

1.закреплять умения выполнять аппликацию;

2. создавать узор по своему замыслу;

3. закреплять знания о народном декоративно- прикладном искусстве « Русская матрешка».

Развивающие

1. развивать пространственное мышление;

2. развивать память, внимание;

3. способствовать развитию творчества детей;

4. углублять эстетические познания о русской матрешке.

Воспитательные

1. воспитывать гордость за русский народ- народ труженик, народ творец;

2. прививать интерес к народному творчеству;

3. совершенствовать умения коллективно трудиться, радоваться успеху других.

Планируемые результаты:

1. изготовление аппликации чисто и красиво;

2. правильно создать узор;

3. должны распознавать по росписи разные матрешки.

Используемые  технологии:

  1. технология проблемного обучения
  2. здоровьесберегающие;
  3. игровые
  4. ИКТ
  5. оценочные

Оборудование:

для учителя:  образцы матрешек,  образец аппликации,  рабочая тетрадь;

для детей:  конверты с заготовками,  клей, фломастеры.


                                                       Ход  занятия.

1. Организационный момент.

Под  музыку «Неваляшки» дети входят в класс и рассаживаются на свои места.

2. Определение цели урока. 

Я с таинственной игрушкой

Заигралась допоздна.

Разбираю, собираю,

То их восемь, то одна”.

О чём будем говорить на уроке? О матрёшках.

Цель: Сегодня на уроке мы будем делать аппликацию «Матрёшка».

3. Определение проблемных вопросов.

Чтобы вы хотели узнать о матрёшках?

  • Что означает  слово «матрёшка»?
  • Откуда появилась матрёшка?
  • Первая русская матрёшка:

             какова она и кто её автор?

  • Какие матрёшки  бывают?

4. Беседа об истоках развития ремесла.

  • Что означает  слово «матрёшка»?

Матрёшка – символ материнства. Самым распространённым именем на Руси  было имя Матрёна,  означающее мать,  если ласково - то Матрёшка. Матрёшка выражает образ русской красавицы: круглое лицо, яркие щёки, чёрные брови,  маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался   в русских песнях и сказках. Матрёшка – обобщённый образ русской красавицы

  • Откуда появилась матрёшка?

У Матрёшки дед японец. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Это были божества счастья и долголетия – Фукуруму. Привезла их из Японии в Россию    помещица Мамонтова.

  • Первая русская матрёшка: какова она и кто её автор?

Первую матрёшку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин. Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки менялись с мальчиками, а венчал это семейство  спелёнутый  младенец.

  • Какие матрёшки  бывают?

Традиционные   матрёшки:

  1. Сергиевская или загорская
  2. Семёновская
  3. Полхов-Майданская
  4. Вятская.

Сюжетные.

Кто матрешку создал, я не знаю,

Но известно мне, что много лет,

Вместе с Ванькой - Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец.

Неба синь блесну в ее глаза.

И пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

Ну, так что ж, гуляй по свету,

Весели себя, частной народ…

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице.

И летит за ней по миру слава,

О безвестном мастере – творце!

 - Матрешка привлекла внимание покупателей своей оригинальностью и стала пользоваться большой популярностью и спросом, несмотря на дороговизну.

  1. Физкультминутка.

Под музыку песни « Неваляшки» танцевальные движения.

  1. Выполнение аппликации.
  1. Рассмотрение изделия
  2. Планирование работы:
  • На листе картона расположить заготовку, которая изображает сарафан. Приклейте её.
  • Затем приклеить белую заготовку.
  • Поверх белой заготовки приклейте платок.
  • Творческая работа. Придумать композицию для украшения фартука. Используя заготовки лепестков и листиков, выполнить аппликацию на фартуке в виде цветов и листиков.
  • Нарисовать лицо, волосы. Фломастером обвести контур. Разукрасить платок.

Рассмотрите свое изделие. Если надо подправьте его.

  1. Оценка деятельности учащихся.

У нас осталась одна большая матрёшка, у которой не украшен фартук. Ребята, давайте поможем ей. Рассмотрите свою матрёшку и оцените работу. Кто оценивает свою работу на отлично берёт красный цветок  и приклеивает на фартук, кто хорошо – синий, кто – удовлетворительно – жёлтый.  

  1. Игра « Найди матрешку».
  2. Итог занятия.

Что нового сегодня узнали на уроке? Какие виды работ вызывали затруднения?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская матрёшка. Аппликация. Составитель: педагог дополнительного образования Аристархова С.И.

Слайд 2

“Я с таинственной игрушкой Заигралась допоздна. Разбираю, собираю, То их восемь, то одна”. О МАТРЁШКАХ

Слайд 3

Проблемные вопросы Что означает слово «матрёшка»? Откуда появилась матрёшка? Первая русская матрёшка: какова она и кто её автор? Какие матрёшки бывают?

Слайд 4

Матрёшка - символ материнства Самым распространённым именем на Руси было имя Матрёна, означающее мать, если ласково - то Матрёшка.

Слайд 5

Матрёшка – обобщённый образ русской красавицы Матрёшка выражает образ русской красавицы: круглое лицо, яркие щёки, чёрные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.

Слайд 6

У матрёшки дед - японец Вот как это было! Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Это были божества счастья и долголетия – Фукуруму . Привезла их из Японии в Россию помещица Мамонтова .

Слайд 7

Первая матрёшка Первую матрёшку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин . Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки менялись с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец.

Слайд 8

План сборки: 1. На листе картона расположить заготовку, которая изображает сарафан. Приклеить её. 2. Затем приклеить белую заготовку. 3. Платок . 4. Цветы. 5. Листики . 6. Нарисовать лицо, волосы. Фломастером обвести контур. Разукрасить платок.

Слайд 9

Игра « Найди матрешку » Загорская Семёновская Вятская Полхов-майданская

Слайд 10

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Традиционные матрёшки

Слайд 2

Сергиевская или Загорская матрёшка

Слайд 3

Семёновские красавицы

Слайд 4

Полхов - Майданская матрёшка

Слайд 5

Вятская матрёшка

Слайд 6

Сюжетные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в группе продлённого дня. Тема: Викторина «Волшебные сказки А. С. Пушкина». Группа: 2 класс

Внеклассное занятие для 2 класса по сказкам А. С. Пушкина с использованием современных компьютерных технологий....

Методическая разработка. Формирование нравственных ценностей у детей на занятиях в группе продлённого дня на примере занятия по теме «День матери»

Методическая разработка.Формирование нравственных ценностей у детей на занятиях в группе продлённого дня на примере занятия по теме «День матери»...

Занятие в группе продлённого дня (аппликация из крупы) по теме: "Матрёшка".

Данное занятие преследует следующие цели: развитие мелкой моторики рук, образного мышления и воображения; воспитывает эстетический вкус; приобщает к русскому фольклору, к истории русских народных пром...

План-конспект занятия в группе продленного дня по теме: "Матрёшка" (аппликация из крупы)

Тема : Матрёшка(аппликация из крупы)Цели: развитие мелкой моторики рук,  образного мышления и воображения; воспитание эстетического вкуса....

Конспект занятия в группе продлённого дня. Тема занятия: «Знайки».

Цель: повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников.Задачи: Развивать умение отвечать на вопросы из разных областей знаний.Развивать умение дорисовывать предметы, нах...

Занятие в группе продлённого дня по теме "Русские народные подвижные игры"

Данная методическая разработка поможет учителям начальной школы и воспитателям групп продлённого дня приобщить детей к русским народным традициям, русской культуре , а именно к русским народным подвиж...

Занятие в группе продлённого дня " Объёмная аппликация Гусеница"

Занятия объемной аппликацией имеют значительную развивающую функцию. Во время работы с маленькими деталями ребенок хорошо тренирует мелкую моторику, что очень полезно и для ру...