Использование ролевых игр как средства оптимизации межличностных отношений младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Уткина Ольга Владимировна

Работа посвящена рассмотренюв возможности ролевых игр в оптимизации межличностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon optimizatsiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изучению детской игры посвятили свои исследования многие ученые. Авторы считают, что игра - это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира.

Воспитательное значение игр, их специфика и многообразие позволяют многоаспектно подходить к их рассмотрению: вид деятельности, форма воспитательных занятий, способ организации коллективной жизнедеятельности, метод обучения и воспитания.

К сюжетно-ролевым играм исследователи относят те, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых, творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты.

Сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством оптимизации межличностных отношений младших школьников, поскольку в них усваиваются нормы поведения, формируется умение следовать правилам, взаимодействовать со сверстниками.

Остановимся на данном виде игр более подробно.

Сюжетно-ролевые игры всегда наполнены новым содержанием, их нельзя повторить, потому что правила в них задаются самими детьми на основе жизненных привычек. Именно в этом специфика ролевых игр.

Исследуя психологию игры, Д.Б. Эльконин пришел к интересным выводам: внутренняя сущность сюжетно-ролевой игры заключается в том, чтобы воссоздать именно отношения людей друг с другом; за каждой ролью скрываются правила действования, или общественного поведения (формируются как действия, вытекающие из роли); игра выступает как деятельность, имеющая непосредственное отношение к мотивационной сфере ребенка, потому что именно в ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым; в ней возникает новая психологическая форма мотивов.

Для определенной категории детей (да и взрослых) за желанием играть стоит потребность в сильных и целостных эмоциональных переживаниях. Особенно это характерно для младших школьников. Игры предоставляют им возможность эмоционально отреагировать на различные волнения и трудности, построить на уровне чувств отношения с окружающими, научиться контролировать и регулировать свой внутренний мир. У некоторых такое отношение к игре сохраняется долгие годы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о большом значении сюжетно-ролевой игры для оптимизации межличностных отношений младших школьников.

Остановимся подробнее на основных правилах организации ролевой игры.

Так как любая ролевая игра - это профессиональный инструмент, ее создание начинается с осознания проблемы и вытекающих из нее психологических задач. Цель и задачи работы, осознанные в процессе анализа некоторой реальной проблемы, определяют всю стратегию организации игры.

Особый вопрос - формулировка цели.

Следующий шаг – определение  вида игры. Здесь необходимо учитывать особенности класса, опыт участия школьников в психологических играх, степень доверия друг другу и учителю.

Следующий этап - создание (нахождение) подходящего сюжета и конструирование сценария. В  играх используются сюжеты трех типов: волшебные, метафорические и реальные.

Волшебный сюжет обладает замечательным свойством: он позволяет конструировать сценарий под собственную волшебную логику, которая может идти в разрез или параллельно реальной логике.

Волшебные сюжеты обладают большой привлекательностью для детей младшего школьного возраста, они сами по себе мотивируют детей на активное участие. Но вместе с тем, они предъявляют определенные требования к участникам, и, в частности, к уровню развития воображения. Дети с бедным воображением или чрезмерно увлеченные компьютерными играми часто с большим трудом включаются в волшебную игру.

Метафорические сюжеты погружают участников в миры, подобные реальному миру. Между логикой метафорической игры и реальной логикой есть определенная связь, но она неочевидна и очень часто плохо объяснима на словах. Понимание метафоры, ее расшифровка является важным фактором развития воображения, интуиции и мышления. Кроме того, понимание метафоры, как ни какой другой процесс переработки информации, способствует осмыслению ценностей.

Игры с реальным сюжетом основаны на логике нашего собственного мира. Там может быть только так, как бывает в реальности. Нет ни волшебства, ни «чужой» логики, ни парадоксов. Другое дело, что события, происходящие в игре, могут быть уникальными и даже невозможными в реальной жизни. И действовать внутри этих событий участникам приходится, опираясь на собственный здравый смысл и собственную логику.

В целом процесс организации игры можно представить в виде следующего алгоритма:

  • постановка психологических целей и задач предполагаемой игры;
  • выбор вида игры, наиболее подходящего для достижения поставленных целей;
  • постановка игровой цели, разработка этапов игры;
  • наполнение этапов игры содержанием, позволяющим достигать
    поставленных целей;
  • выбор конкретных игровых приемов.

Приведем пример ролевых игр, предполагающих совместную деятельность учащихся и направленных на оптимизацию межличностных отношений младших школьников.

Тема: «Познаем себя и других.  Без чего люди не могут жить»

Задачи: расширить представление детей о потребностях человека; развивать умение анализировать причины поведения людей, способствовать осознанию детьми необходимости самоконтроля в процессе удовлетворения потребностей.

Примерные этапы беседы

Первый этап. Ребятам предлагается подумать и назвать сначала то, без чего жизнь человека становится невозможной вообще; затем то, без чего она возможна, но не интересна, скучна, грустна, одинока.

Учитель помогает детям назвать нужды человека и записывает их на доске в разных колонках по принципу: потребности организма (биологические), "вещественные" (материальные) и "душевные" (духовные) потребности.

Учитель сообщает, что все перечисленное можно назвать одним словом - потребности. Потребности - это недостаток чего-то, нужда человека в чем-то, которая, словно пружинка, сидящая внутри, подталкивает, заставляет людей что-то делать, искать.

Потребности бывают разные. (Внимание детей обращается на три колонки.) Так, воздух, вода, сон, движения - это то, что необходимо нашему организму, то, без чего он может умереть. (Дети приводят примеры.) Есть также то, без чего становится "тяжело" душе, внутреннему миру: человек не находит себе места, тоскует, грустит, переживает. Это дружба, любовь, общение, впечатления, информация.

Показывая на «среднюю колонку, учитель отмечает значение "вещественных", материальных потребностей в обеспечении уюта, комфорта,  удобства  жизни человека.

К ним относятся: жилье, мебель, телефон, автомобиль, игрушки, техника. Люди к таким вещам очень быстро привыкают. (Дети приводят примеры из личного опыта.) Второй этап. Ученикам предлагается определить и назвать потребности, которые движут чувствами и действиями героев следующих ситуаций:

  1.  Мальчик весь день гулял на улице. Придя домой, он первым делом отправился на кухню.
  2.  Маленькая девочка уснула на руках у мамы, не досмотрев передачу "Спокойной ночи, малыши".
  3.  После кросса вы тяжело и часто дышите.
  4.  Родители крепко любят единственного сына, но они очень заняты на работе. Чтобы сыну не было скучно, они стараются покупать ему много игрушек. Мальчик постоянно ходит грустный.
  1. Старшая сестра не хочет печь торт, потому что сломался миксер.
  2.  Придя с работы, мама прилегла на диван.
  3.  В квартире сломался телефон. Члены твоей семьи немного раздражены.
  4.  Коля - самый непослушный мальчик в классе. Он дергает девчонок за косы, часто отвлекает ребят от урока. Учителя постоянно делают ему замечания. Мальчик сидит один за последней партой. Другие дети не хотят с ним дружить.
  5.  Всем ученикам дано одинаковое задание: прочитав страницы учебника, подготовить рассказ о жизни медведей. Витя после уроков направился в библиотеку.
  1.  Вика расстроена. Неделю не звонит и не хочет с ней разговаривать ее лучшая подруга.
  2.  Костя всегда первым откликается на предложения участвовать в школьных концертах.
  3.  Мама первый раз привела своего сына в детский сад. Заметив, что она уходит, мальчик заплакал.

Затем ребятам предлагается выбрать одну из ситуаций и проиграть ее, придумав хорошее заключение.

Третий этап. Учитель обращает внимание детей на то, что не всегда  потребности управляют поведением человека:

- Человек - существо разумное, мудрое, волевое, способное управлять своими желаниями, нуждами. Следовательно, мы сами выбираем: нужно ли эту потребность удовлетворить сиюминутно либо это можно сделать позже.

Учитель просит ребят привести примеры из собственной жизни (известных им литературных произведений), когда они делали правильный (хотя и трудный) выбор между двумя одинаковыми по силе, но разными по происхождению потребностями организма и внутреннего мира. Дается домашнее задание: записать в своей книжечке сначала самые важные, главные потребности, затем не важные и лишь потом те, без которых дети пока могут обойтись.

Я нуждаюсь: в первую очередь - ... во вторую очередь - ... в третью очередь - ...

Тема: «Секреты хорошего настроения»

Задачи: формировать представление об эмоциональном состоянии человека - настроении; развивать умения самоанализа и саморегуляции эмоций; учить позитивно действовать на настроение других людей; воспитывать  доброжелательность, сопереживание.

Подготовительная работа. Учителем заранее оформляется таблица "Цветопись настроения", состоящая из вертикальных полосок цветной бумаги. В каждый цвет вписаны соответствующие эмоциональные состояния:

- красный - восторг, бурная радость;

- оранжевый - приятное возбуждение;

- желтый - легкое веселье, светлое настроение;

- синий - грусть, неуверенность;

- фиолетовый - тревога, напряженность;

- темно-коричневый - подавленность;

б) на белом листе бумаги (формат А-3) изображается дерево без листьев;

в) из цветной бумаги вырезаются листики деревьев;

г) подбираются картинки, фотографии (вырезки из журналов) с изображением людей в различных эмоциональных состояниях: радость, восторг, спокойствие, обида, грусть, уныние и др.

Первый этап. "Дерево настроений". Ученики рассматривают фотографии и определяют настроение изображенных на них людей.

Выясняется понимание смысла выражений "все валится из рук", "руки опускаются", "душа ноет", "я переполнен радостью", "сердце плачет". Учитель просит привести примеры, когда сами дети испытывали такие состояния.

- А что, ребята, может повлиять на настроение человека? Ответы детей обобщаются.

- Различные причины способны вызвать различные внутренние состояния. Так, неприятное известие, усталость, плохое самочувствие, потеря, ссора с другом, неудача в делах и т.п. вызывают унылое или печальное настроение. В то же время похвала, подарок, удача, помощь другого человека, добрая улыбка, приятная новость и другие способны вызвать радость, приподнять настроение, подбодрить.

Вывешиваются таблица "Цветопись настроения" и рисунок дерева. Учитель объясняет, что различное внутреннее, эмоциональное состояние может соответствовать определенному цвету.

Каждому ребенку предлагается выбрать из коробочки листочек, цвет которого соответствует его сегодняшнему состоянию. (Для самоанализа могут быть предложены ситуации: по дороге в школу, на уроке математики, в данный момент и др.)

Педагог помогает детям украсить дерево выбранными листочками.

Обращается внимание на преобладающий фон дерева. Выясняются возможные причины настроения детей.

Второй этап. "Формула поддержки". Учитель просит ребят назвать тех героев книг, мультфильмов, которые всегда были веселыми и бодрыми, и тех, кто часто испытывал уныние, печаль. Например, Буратино и Пьеро, Винни-Пух и Ослик Иа, Карлсон и Малыш и др. Дети вспоминают, что говорили, что делали сказочные персонажи для того, чтобы поднять настроение, развеселить своих друзей.

Третий   этап.  "Утешение". Предлагается разыграть ситуации с использованием "Формулы поддержки":

  1.  Дядя Федор уехал с Матроскиным в Простоквашино. Родители волнуются за сына.
  2.  Мальчик потерял ключ от квартиры. Он плачет.
  3.  Друг волнуется перед выступлением на школьном концерте.

4. Соседскую девочку не взяли в поход одноклассники. (Отмечается самая лучшая поддержка и предложение о помощи.)

Учитель просит детей выбрать из предложенных наиболее эффективные слова - утешения.

•        Для Танечки, уронившей в речку мяч:

  1.  не плачь, Таня;
  2.  стоит ли расстраиваться из-за пустяков;
  3.  тише, Танечка, не плачь. Не утонет в речке мяч;
  4.  тише, Танечка, не плачь. Мы сейчас достанем мяч.

•        Для Ослика Иа, потерявшего хвост:

  1.  нечего искать иголку в стогу сена;
  2.  не огорчайся, дорогой Иа;
  3.  полно печалиться, дело поправится;
  4.  мы обязательно поможем тебе: найдем твою потерю.
          Таким образом, игра выступает как деятельность, имеющая непосредственое отношение к развитию личности ребенка, в ней происходит ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений со взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование развития межличностных отношений младших школьников 2-х классов.

Представленный материал, показывает,  результаты развития межличностных отношений ,анализ статусной структуры,выделены группы,которые распределились неравномерно....

Результаты исследований межличностных отношений младших школьников

В работе представлены различные дидактические игры для гпд, также их можно применять для отработки знаний на уроках....

Современный подход к формированию межличностных отношений младших школьников

Работа предназначена для учителей начальных классов общеобразовательной школы. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений я...

Аттестационная работа по психологии "Развитие межличностных отношений младших школьников в семье и в школе"

В работе рассматриваются межличностные отношения в семье. а) Семья как социальный институт. б) Особенности общения с ребенком в семье. В )Стили семейного воспитания. г) Диагностика межличностных о...

Исследование "Межличностные отношения младших школьников"

Исследование межличностных отношений среди детей младшего школьного возраста...

Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника.

Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника.  Psychological characteristics of self-consciousness in the interpersonal relationships among you...

Курсовая работа на тему "Формирование межличностных отношений младших школьников средствами внеурочной деятельности"

формирование межличностных отношений младших школьников – одна из важных задач нынешнего образования. Потому что в современном мире условия жизни ставят высокие требования к межличностным отноше...