Уроки «доброго» творчества
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и направлена на удовлетворение потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Уроки" доброго" творчества19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки «доброго» творчества.

        В каждом образовательном учреждении существует свои особенности организации внеурочной деятельности, которая формируется на основании запроса учащихся и их родителей (законных представителей), возможностями материально-технической базы образовательного учреждения. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и направлена на удовлетворение потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Особое внимание при организации внеурочной деятельности уделяется достижению личностных и метапредметных результатов, ученик должен не столько узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

        Цель организации внеурочной деятельности – создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учебы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие творчески растущей личности, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

        Данная программа разработана для учащихся 1–4 классов в соответствии с целевыми установками федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Разработчиками программы являются Т. В. Горчакова, Т. В. Коростелева, г. Томск. Программа является частью всероссийского проекта «Мы строим добрый мир», основная цель которого – воспитание у детей патриотизма, укрепление в детском сознании понятия добра, как нравственно-этической основы жизни человека. Содержание программы раскрывается через основные принципы компетентного подхода в организации образовательного процесса, направленного на формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста. Программа «Служу Отечеству пером» обеспечивает условия для развития литературных и творческих способностей, свободного владения словом, языком, речью; способствует выработке гармоничного мировосприятия.

        На основе данной программы была разработана рабочая программа, целью которой является формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста через изучение основ детской журналистики.

        Творческое ознакомление с профессией журналиста помогает лучшему вхождению младшего школьника в современный мир. Занятия журналистикой дают возможность ребенку познакомиться со многими видами культурной деятельностью людей: литературой, изобразительным искусством, музыкой, природой, трудом, учат общению и дружелюбию. Актуальность программы заключается в том, что она помогает в освоении основной образовательной программы начального общего образования, соответствует познавательным интересам современного ребенка, позволяет детям не только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать ее, но учит добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний потенциал.

        В ходе реализации программы у детей формируются ключевые компетенции:

– ценностно-смысловая (способность видеть и понимать окружающий мир, осознание своей роли и предназначения);

– общекультурная (знакомство с национальной и общечеловеческой культурой, с нравственно-этическими нормами жизни человека;

– учебно-познавательная (умение организовывать планирование собственной деятельности, задавать вопросы, работать с инструкциями, проектная деятельность);

– информационная (умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать и передавать ее);

– коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми, работать в группе);

– социально-трудовая (получение первоначальных представлений о нравственном значении труда в жизни человека).

        В процессе занятий решаются следующие задачи:

– повышение речевой грамотности учащихся, обогащение словарного запаса;

– обучение детей восприятию красоты окружающего мира через синтез слова и образа;

– развитие стремления к самосовершенствованию через собственное литературное творчество;

– развитие эмоционально-смыслового восприятия мира посредством слова;

– формирование интереса к журналистике;

– формирование опыта взаимоотношений, развитие коммуникативных навыков (дети овладевают навыками работы в команде, объединенной единой целью);

– формирование представлений о доброте, вызванное стремлением совершать добрые поступки (дети учатся заботе о других людях, сопереживанию, пониманию);

– воспитание красоты внутреннего мира ребенка через творчество;

– воспитание любви к Родине, к красоте русской речи.

        По окончанию этой программы дети будут иметь представление:

– о разнообразии и красоте окружающего мира;

– о смысловом значении слов, взаимосвязи мыслей, слов, поступков;

– о влиянии изобразительного искусства, музыки и танца на физическое и духовное здоровье человека;

– о том, кто такой журналист, о детских периодических изданиях.

        Дети будут знать:

– что в основе деятельности человека лежит любовь, красота, доброта, творчество;

– о том, как добрые поступки делают человека лучше.

        На занятиях дети учатся рассуждать, употреблять в речи вежливые слова, выражать полученные знания и свои чувства с помощью слов, рисунков, поделок; использовать в своей речи диалоги, монологи, описания.

        В процессе реализации программы у учащихся формируются универсальные учебные действия, которые конкретизируются через следующие группы результатов:

– личностные – развитие нравственных качеств, формирование межличностных отношений;

– метапредметные результаты:

– познавательные – овладение первоначальными оформительскими навыками; развитие творческих и литературных способностей; знакомство с произведениями писателей и сверстников на нравственные, патриотические, экологические темы; получение знаний о Родине и родном крае; знакомство с произведениями русских композиторов, художников и творчеством народных умельцев;

– регулятивные – обучение планированию своей деятельности; подготовка и презентация сообщений; планирование и выполнение мини-проектов; выявление закономерностей;

– коммуникативные – доброжелательное сотрудничество со сверстниками и другими людьми; обучение владению диалогической и монологической речью; обучение постановке вопросов; обучение поиску и сбору информации; обучение умению полно и четко выражать свои мысли; участие в коллективных и творческих делах;

– предметные результаты – знакомство с газетными жанрами; написание творческих работ в основных газетных жанрах; публикации во всероссийской газете-журнале «Добрята»; выпуск стенгазет.

        В процессе этой работы используются следующие формы реализации программы и представления результатов:

– занятия журналистских групп;

– работа с тетрадями по основам детской журналистики;

– экскурсии;

– открытые занятия с родителями;

– работа с газетой-журналом «Добрята»;

– выпуск стенгазет;

– выпуск творческих альбомов.

         

        Важной составляющей программы является всероссийская увлекательно-познавательная газета-журнал «Добрята». Печатное издание помогает детям в выработке целостного миропонимания, учит патриотизму, гражданственности, любви к родному слову, творческому подходу к любому делу. Уникальность газеты-журнала в том, что она состоит из творческих работ детей. Программа «Служу Отечеству пером» совместно с газетой-журналом «Добрята» дают большие возможности для раскрытия и воспитания нравственных качеств детей. Этому помогает работа с текстами, побуждающими к размышлению о добре, красоте, любви к Родине. Мыслетворчество и рукотворчество, сочетающиеся в едином процессе формирования нравственной личности, способствуют выработке творческого подхода к любому делу. Дети могут приобретать опыт писателя, оформителя, наборщика, корректора, редактора.

Как говорят педагоги,  человек, в детстве усвоивший высокие понятия добра, справедливости, честности, ответственности сделает их критериями обустройства своей будущей жизни. К воспитанию таких людей нужно стремиться в процессе своей педагогической и воспитательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Уроки добра-радость творчества".

В данной статье описывается личный опыт учителя, который в своей работе применяет гуманную педагогику....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2  ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...

Тема урока: "Царство Мороза Ивановича" –урок коллективного творчества

Тема урока: "Царство Мороза Ивановича" –урок коллективного творчестваЦели урока:- Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению- Создать условия для формирования читательских умений...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Технология ТРИЗ: от творчества на уроке к творчеству в жизни.

Методы и приемы ТРИЗ-технологии, их использование в  начальной школе....