Статья по теме "Аспекты организации внеурочной деятельности".
статья на тему

В статье идёт речь о внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aspekty_organizatsii_vneurochnoy_deyatelnosti.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

                Аспекты организации внеурочной деятельности.

Современная тенденция в деятельности учреждений образования — совершенствование внеурочной деятельности. Школа, как и учреждения дополнительного образования, обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Исходя из содержания стандартов следует отметить, что:
внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

В процессе внеурочной деятельности чаще возникает ситуация успеха для разных детей, что скорее позволит получить желаемый образовательный результат — способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

Принципами организации внеурочной деятельности в школе являются:

-соответствие возрастным особенностям обучающихся;
-преемственность с технологиями учебной деятельности;
-свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности. Однако, в процессе подготовки к реализации программ ФГОС второго поколения в основной школе мы столкнулись с проблемой нехватки программ курсов внеурочной деятельности. Единственный выход из сложившейся ситуации мы видим в разработке собственной программы.
Отсюда цель данной работы – разработка программы курса общеинтеллектуальной направленности для 5 класса.

Задачи работы:
Ознакомиться с научно-методической литературой по данной теме. Внеурочная деятельность (ВД) является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Это образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочной формах и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Данная образовательная деятельность, осуществляется в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, для формирования у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, для создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге.

 Внеурочная деятельность – это возможность для организации межличностных отношений в классе, возможность создания ученического коллектива и органов самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин. Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую.

В настоящее время организация внеурочной деятельности нередко идет по пути общего образования, копируя его методы и средства. При этом нередко оказывается, что занятие по внеурочной деятельности ничем не отличается от урока. Общее образование и организация внеурочной деятельности должны быть по-разному устроены, как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на уровне программ, методик их реализации. Опираясь на отличительные особенности разных видов деятельности – урочной и внеурочной – необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения был фактом психологической и физической разгрузки ребенка, формирования личностных и метапредметных результатов ФГОС.
Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов. При этом, если результатами урочной деятельности являются:


-когнитивный компонент;
-ценностно-эмоциональный компонент;
-деятельностный компонент;

то в случае внеурочной деятельности это 3 уровня результатов:

1 уровень — приобретение социальных знаний;
2 уровень — получение опыта переживания эмоций и чувств;
3 уровень — получение опыта самостоятельного общественного действия.

Направлениями внеурочной деятельности являются:

 -духовно-нравственное;
-физкультурно-спортивное и оздоровительное;
-социальное;
-общеинтеллектуальное;
-общекультурное.

    Видами внеурочной деятельности являются: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово — развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество (социальнопреобразующая  добровольческая деятельность); техническое творчество; трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность;
    Выделяют следующие формы внеурочной деятельности: познавательные беседы, предметные олимпиады, факультативы, нравственные и этические беседы,
викторины, культпоходы в музеи, театры, на выставки, игры с ролевым акцентом, дидактические игры, спортивные соревнования, беседы о здоровом образе жизни, детские исследовательские, участие детей в социальных акциях, творческие мастерские, образовательные экскурсии и туристические поездки.
Внеурочная деятельность может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. При этом, групповыми формами внеурочной деятельности могут быть различные объединения детей и подростков, а индивидуальные формы внеурочной деятельности – это творческие проекты по различным направлениям: художественным, общекультурным, научным, техническим и др.
    Современный этап развития исторического образования характеризуется переходом в обучении и воспитании к личностно-ориентированному подходу. Важнейшая цель современного школьного исторического образования – воспитание личности, обладающей высокими нравственными качествами, чувством патриотизма, гражданственностью, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.
    Внеурочная деятельность давно вошла в российскую систему образования, как неотъемлемая часть обучения и воспитания, но анализ современного состояния теории и методики обучения истории и практики показал, что в таком направлении образовательного процесса, как организация внеурочной деятельности в современной школы существует ряд противоречий между:

• возрастающей потребностью общества в развитии творческой, социально успешной личности и медленным совершенствованием педагогической компетентности учителей истории в условиях личностно-ориентированного подхода;

• традиционной методикой преподавания истории, нацеленной на получение, запоминание и последующее воспроизведение знаний, преподносимых в готовом виде, и естественным стремлением учащихся к поиску, самопознанию, самопониманию исторического процесса

• необходимостью обеспечения субъектной позиции школьника и слабым методическим обеспечением деятельности педагогов по организации соответствующей развивающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".

В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям....

Статья "Организация внеурочной деятельности в начальной школе".

В статье говорится об организации внеурочной деятельности...

Статья. Организация внеурочной деятельности в рамках кружка "М и Ф"( мастерим и фантазируем)

Статья содержит общие сведения о внеурочной деятельности и программу работы кружка "М и Ф"( мастерим и фантазируем)...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....