Методическая разработка по внеурочной деятельности. Тема: "Радужное путешествие"
методическая разработка (1 класс) по теме

Онищенко Ольга Сергеевна

Методическая разработка по внеурочной деятельности научно-познавательного и художеественно-эстетического направления. Тема: "Радужное путешествие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduzhnoe_puteshestvie.docx180.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по внеурочной деятельности

научно-познавательного и художественно-эстетического направления

Учебное занятие по внеурочной деятельности

в 1 классе

Тема: «Радужное путешествие»

Разработка представляет собой занятие, направленное на реализацию ФГОС второго поколения.  В ней раскрываются основные аспекты внеурочной деятельности по научно-познавательному и художественно – эстетическому воспитанию с обучающимися в 1 классах в условиях общеобразовательного учреждения. Разработка намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития, содержит конкретные цели и задачи для всестороннего развития первоклассника.

Общая цель: Создание условий, обеспечивающих познавательное и художественное развитие обучающихся во внеурочной деятельности, в современной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Целевое направление: внеурочное.

Тема: «Радужное путешествие»

Класс: 1

Форма занятия: интегрированное

Тип занятия: Изучение нового материала

Образовательная цель: Формирование умений по распознаванию цвета предметов. Ознакомление с плоскими геометрическими фигурами, закрепление знаний «форма фигуры». Познакомить детей с различными видами транспорта.  Обучить пересказу при помощи цветных схем.

Развивающая цель: Развитие внимания, логического мышления, пространственной ориентации, чувства юмора, активизация словаря.

Воспитательная цель: Воспитывать аккуратность, усидчивость, художественный вкус, умение слушать и выслушивать товарищей, воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, дружелюбие к окружающим.

Формирование УУД:

  1. Личностные УУД: Ценить и принимать базовые ценности. Проявлять интерес ко всему новому, к процессу познания и поиска информации. Использовать воображение, учиться уважительному отношению к товарищам, окружающим. Испытывать учебно-познавательный интерес к неизученному материалу, производить самоанализ и самоконтроль результата.
  2. Регулятивные УУД: Определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
  3. Познавательные УУД: Уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций, картинок, уметь добывать информацию из дополнительных источников понятных детям, ставить проблему и решать ее.
  4. Коммуникативные УУД: Уметь работать в группе(коллективе), договариваться друг с другом, учувствовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Оборудование: Интерактивная доска, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, конверты с заданиями, наборы геометрических фигур из цветного картона на каждого ученика (цвет фигур): желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый, белый, черный, коричневый, серый. Лист в крупную клетку, картинки самолета, машины, лодки. Слова напечатанные на полоске бумаги для вывешивания на словарный стенд.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Мотивационный этап.

а) Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии, присаживайтесь.

Сегодня мы совершим с вами радужное путешествие. (слайд 1) Почему радужное? Потому, что на этом занятии мы будем учиться различать цвета. Какие вы знаете цвета? Проверим?  (слайд 2) Правильно! Итак, начнем наше путешествие!

Ребята входят в класс на занятие.

Примерные ответы и действия детей: желтый, красный, синий, голубой, зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый, черный, белый…

2.Актуализация знаний

Посмотрите, на каждой парте лежат наборы цветных геометрических фигур. Посмотрите, как они выглядят?      (слайд 3) (работа с интерактивной доской).  Давайте сравним и проверим, все ли геометрические фигуры на месте? Проверили? Молодцы! Ребята, давайте познакомимся с названиями наших фигур? (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, трапеция, пятиугольник, шестиугольник, восьмиугольник). На какие предметы по форме похожи наши фигуры? (слайд 4) Учитель показывает на доске и называет каждую фигуру. Для нас эти слова пока еще не совсем знакомы, давайте занесем их в наш стендовый словарик! (учитель прикрепляет полоски со словами на красочный стенд-словарь).

Примерные ответы и действия детей:

Ребята оживленно рассматривают свои фигуры на парте.  Заинтересованно смотрят на доску, где показаны геометрические фигуры разных цветов, под каждой фигурой читают ее название: (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, трапеция, пятиугольник, шестиугольник, восьмиугольник). Всматриваются как они выглядят, какой предмет по форме напоминает.  Берут в руки, рассматривают. Сравнивают и проверяют все ли фигуры на месте.  Детей радует разнообразие красочных фигур.

3. Основной этап

  1. Рефлексия

1. Ребята, покажите пожалуйста зеленый треугольник. Правильно! Что в природе бывает зеленого цвета? (слад 5).

2. Покажите прямоугольник синего цвета. Правильно! Что в природе встречается такого цвета?      (слад 6).

3. А теперь найдите и покажите мне красный квадрат. Молодцы. А что у нас бывает красного цвета? (слад7)

  1. Теперь найдем овал оранжевого цвета, покажите мне овал.

Правильно! Есть ли что в природе оранжевого цвета?

Какие вы у меня молодцы!

  1. Покажите мне желтый круг. Правильно! А что же у нас есть желтого? (слайд 8)

Как много у вас примеров! Молодцы!

А теперь давайте немножко передохнем: Цветная физминутка        

«Цветок»: Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Ну вот, мы немного отдохнули, а теперь снова в путь…

  1. Покажите мне ромб. Какого он цвета? Правильно, фиолетовый! А в природе бывает что-нибудь фиолетовое? (слайд 9) Вспоминаем!
  2. А где у нас трапеция? Вот она! Какого она цвета?

Правильно! Что же бывает этого цвета?

  1. Покажите мне черный пятиугольник. Почему вы выбрали именно его? Что бывает черного цвета? (слайд 10)

Молодцы!

  1. Найдите фигуру коричневого цвета. Что это за фигура? Почему она так называется?

Что бывает коричневого цвета? (слайд 11)

  1.  И наконец у нас остался последний цвет, какой? Какая фигура осталась? (слайд 12) Почему она так называется?

Замечательно! Мы с вами повторили цвета и формы геометрических фигур. Теперь вы не потеряетесь в нашем радужном путешествии. Учитель: 

Во время радужного путешествия мы будем делать привал и выполнять интересные задания. А кто знает, что такое привал? Поместим это слово на наш стенд-словарь.

Начнем разминку: Отгадаем несколько загадок:

  1. Любо-дорого взглянуть,

Птичка - красненькая грудь!

Дом родной ее Сибирь,

Как зовут ее? (слайд 13)

  1. Он всё время занят делом, Он не может зря идти.
    Он идёт и красит белым
    Всё, что видит на пути.
    (слайд 14)
  2. Зимой белый,

Летом серый,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (слайд 15)

  1. Быстрый рыженький зверек,

По деревьям скок-поскок.      (слайд 16)

  1. Красный шарик,

Длинный хвостик,

А над ним,

Зелёный кустик! (слайд 17)

  1. Красные горошины,

Снегом припорошены. (слайд 18)

  1. Прыг да прыг — спешу дорожкой,
    Неуклюжа я немножко.
    Целый день сижу в пруду,
    Караулю я еду.
    Мне конфетой комары,
    Мух я враг и мошкары.
    Как зовут? – Шепну на ушко,
    Я – зеленая
    …(слайд 19)
  2. В шляпе, а не человек, стоит на одной ножке, а не цапля, живет в лесу, а не зверь. (слайд 20)
  3. На зелёном шнурочке

Белые звоночки. (слайд 21)

  1. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост - ее краса.

Этот зверь лесной - … (слайд 22)

Молодцы, ребята!

Учитель:

Теперь нужно отгадать вид транспорта, на котором мы будем путешествовать. А кто знает, что такое транспорт и какой он бывает? (слайд 23)

Учитель:

Посмотрите на доску, вы видите разные виды транспорта, на одном из них мы будем путешествовать. Как вы думаете на каком? Посмотрите внимательно, под картинками есть цветовые полоски (зеленого, желтого, красного цвета), нам нужен транспорт, который обозначен не желтым и не красным цветом. Что же это за вид транспорта?

Правильно, лодка!

Творческое задание:

Нарисуйте кораблик по клеточкам и дайте ему название! Учитель показывает все действия на интерактивной доске (слайд 24- 32) инструкция:

- Поставим точку в уголке клетки, затем проведем линию на 6 клеток вправо.

- на 2 клетки вниз наискосок справа налево.

- на 6 клеток влево.

На 2 клетки вверх наискосок справа налево.

- на 4 клетки вправо

- на 4 клетки вверх

- на 1 клетку вправо.

- на 1 клетку вниз

- на 1 клетку влево

Учитель: Молодцы!

Итак, транспорт готов. Отправляемся по синим волнам радужного озера, на ваших лодочках.

1-я остановка

«Лесная опушка»

Задание №1.

Учитель достает из конверта задание и читает его ребятам: «Назовите цвета, в которые окрашены растения и цветы на лесные опушки».

Посмотрите внимательно, какие цветочки растут на опушке? Какие растения?  Что еще вы видите на лесной опушке?

Молодцы, правильно отвечаете!

Теперь обратите внимание на доску, давайте посмотрим, как выглядят цветы, которые вы назвали? А каких они цветов? (слайд 33)

Правильно! Задание выполнено. Снова садимся в лодочку и, пока плывем, немного отдохнем и послушаем песенку о кораблике. (звучит песенка «Маленький кораблик») (слайд 34)

2-я остановка

«Сказочная страна»

Задание №2.

Учитель читает задание из конверта: «Составьте цветовую схему сказки «Репка» при помощи геометрических фигур». Инструкция:

Я буду читать сказку, а вы –находить нужный цвет геометрической фигуры из цветового набора, указывающий на цвет того предмета, о котором будет идти речь, показывать и раскладывать на парте в строгом порядке.

Сказка «Репка»

(слайд 35) 6 картинок

Учитель:

  1. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

А какого цвета репка?

А «хвостик» (ботва) у нее какого цвета?

А как по-другому называется «хвостик» у репки? (ботва)

  1. Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может. Посмотрите на картинку, лицо у деда от тяжести покраснело, какого цвета стало?
  2.  Решил дед передохнуть, оглянулся, хорошо! Небо над ним какого цвета?
  3. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, детка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Посмотрите какое лицо стало бледное от тяжести у бабки? Какого цвета?
  4. Позвала бабка внучку.  Внучка за бабку, бабка за детку, детка за репку. Тянут-потянут вытянуть не могут. А у внучки то юбка какого цвета? А бантики?
  5. Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабку за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут вытянуть не могут.

Обратите внимание какого цвета Жучка? А какого цвета у нее ошейник? А что такое ошейник?

  1. Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, а детка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут! Посмотрите какого цвета кошка? Ее кличка ночка. Как вы думаете почему?
  2. А солнышко пригревает, светит над ними, какого цвета?
  3. Позвала кошка мышку.  Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, а бабка за дедку, дедка за репку! Тянут-потянут вытянули репку! Скажите, а какого цвета шерсть у мышки?

Учитель: Ребята, кто попробует, глядя на разложенные на парте геометрические фигуры сам пересказать эту сказку? А я вам немного помогу, посмотрите на доску, там тоже выложены геометрические фигуры в соответствующем порядке. Проверьте, правильно, ли у вас на парте получилось?

Учитель: Молодцы ребята! Мы задание выполнили и даже перевыполнили. Плывем дальше. А чтобы не было скучно, я хочу познакомить вас с новым словом, это слово юмореска! Я сейчас расскажу маленькую историю, а вы догадаетесь, что это слово обозначать?

- «Двое мальчиков разговаривают между собой. – А мой папа машину купил. – И какого она цвета? – Ты видел восход солнца? – Ну? – Вот она точно такая, только зеленая!»

Вы почти правы…юмореска — это юмористическая миниатюра в прозе или стихах.

А теперь последняя станция нашего путешествия…

3-я остановка

«Игровая»

Задание №3.

Учитель читает задание из конверта: «Исчезновение одного цвета». Слайд 36

- Ребята посмотрите на нашу доску, на ней вы видите несколько кружков разного цвета. Посмотрите внимательно и постарайтесь их запомнить!

Сейчас вы закроете глаза, а я уберу один из кружка. Ваша задача – догадаться, какого цвета кружок исчез. Игра повторяется несколько раз.

Все молодцы!

Учитель: Нам пора возвращаться. Разворачиваем наши кораблики и плывем обратною А во время плавания я попрошу вас поделиться своими впечатлениями от нашего путешествия! Что вам понравилось, а что не особо? Что было интересным? Что нового вы узнали? Как называлось наше путешествие? Почему?

Какой привал вам больше всего понравился? Куда бы вам хотелось еще сплавать? Или может быть полетать? Или прокатиться с ветерком на машине? А может вернуться в прошлое и покататься на карете?

Примерные ответы и действия детей:

  1. Дети показывают зеленый треугольник. Зеленого цвета бывают: листья, кроны деревьев, стебли растений, некоторые овощи и фрукты, насекомые, птицы.
  2. Дети показывают синий прямоугольник. Синего цвета бывает: море, небо, рыбы, бусы, елочные украшения, мишура.
  3. Дети показывают красный квадрат.

Красного цвета: ягоды (клубника, клюква); овощи (свекла, перец);

цветы (розы, пионы); краска, заря, закат,

листья осенние

планета Марс.

  1. Дети показывают оранжевый овал. В природе конечно есть оранжевый цвет: это цветной карандаш, апельсин, мандарин, морковка, осенние листья, котенок.
  2. Дети показывают желтый круг. Желтого в природе много: лимон, золотая рыбка, одуванчики, солнышко, цыплята, бананы, бабочка, песок, канарейки…

Физминутка «Цветок»

  1. Дети показывают фиолетовый ромб. Да, в природе встречается этот цвет, например, сирень, черника, виноград, баклажан, герой мультфильма Лунтик.
  2. Дети показывают голубую трапецию.  А голубого цвета бывают: незабудки, краска, попугай, бабочка, глаза.
  3. Дети показывают черный пятиугольник. Выбрали его, потому что у него пять углов, и он черного цвета. Черного цвета бывает: кот, ночь, ботинки, лебедь, уголь, джинсы, зонтик.
  4. Дети показывают коричневый шестиугольник. Шестиугольник потому, что у него шесть углов. Коричневым в природе бывает многое: медведь, стволы деревьев, птицы, картошка, кокос, киви, орехи, лошадь, шоколадка.
  5. Дети показывают белый восьмиугольник. Называется так потому, что у него восемь углов. Белым бывает: снег, облака, вата, молоко, цветы.

Дети высказывают предположения по поводу слова ПРИВАЛ. Слушают правильное определение слова. Внимательно слушают загадки и отгадывают их.

  1. Снегирь
  2. Снег
  3. Заяц
  4. Белка
  5. Редиска
  6. Рябина
  7. Лягушка
  8. Гриб
  9. Ландыш
  10. Лиса

Дети пытаются объяснить значение слова ТРАНСПОРТ.

Просматривают слайды с видами транспорта, закрепляют свои знания.

Дети выбирают картинку с лодкой, так, как под ней зеленая цветовая полоска.

Дети достают лист в клетку и карандаш для рисования кораблика.

Следуют четким инструкциям учителя, смотрят на доску, если затрудняются выполнить рисунок.

Дети, следуя инструкции и наглядности рисуют свой кораблик на листе.

Дают свои названия корабликам …

http://xn----dtbfe0chkhb8a.xn--p1ai/sites/default/files/korabliki4.jpg

Дети слушают задание учителя. Отвечают на вопросы: на опушке много цветов и растений, кустарников и деревьев, много травы… на опушке растут ромашки, маки, васильки и колокольчики, лютики.

Ребята рассматривают картинки, показанные на интерактивной доске. Повторяют названия растений, их цвета. Отвечают какого они цвета (маки – красные, ромашки – белые, васильки – синие, колокольчики – голубые, лютики – желтые).

Дети пересказывают сказку при помощи цветных геометрических фигур. На интерактивной доске показаны картинки с героями сказки (дети обращают внимание на цветовое решение)

C:\Users\Екатерина\Downloads\6129695217095101484.jpeg

  1.  Желтого цвета (кладут на парту круг).
  2.  Зеленого цвета (кладут на парту треугольник)

Дети: ботва.

Дети: лицо красного цвета (кладут красный квадрат)

Дети: голубое небо (голубая трапеция)

Дети: белое лицо (белый восьмиугольник)

Дети: юбка синего цвета, (синий прямоугольник), а вот бантики фиолетового (ромб фиолетовый)

Дети: Жучка коричневого цвета, (коричневый шестиугольник) такого же цвета у нее ошейник. Ошейник — это ремень, который повязывается вокруг шеи собаки, там же расположен карабин, за который цепляется поводок.

Дети: Кошка черного цвета, (пятиугольник черного цвета), а кличка Ночка, потому, что черная.

Дети: Солнышко оранжевое (овал оранжевого цвета)

Дети: Мышка серая.

Дети пробуют пересказать сказку, при помощи цветной схемы выложенной у них на парте. Пользуются подсказками смотря на доску.  

Дети: Это что-то кусаемое юмора, смешная история…

Дети смотрят на доску и стараются запомнить цвета. Показывают исчезнувший цвет с помощью геометрической фигуры из набора.

Дети: Ребята деляться впечатлениями о путешествии с учителем, друг с другом. Вспоминаем что путешествие называлось Радужным, так как мы запоминали цвета. Вспомнили сказку про репку и внесли некоторые моменты. Пересказывали сказку при помощи геометрических цветовых фигур. Поиграли в исчезнувшие фигуры. Делали движения «Цветок». Прослушали музыкальную композицию «Маленький кораблик». Запомнили название фигур. Узнали о видах транспорта не только сегодняшнего, но и прошлого. Пополнили наш словарь новыми словами. Послушали юмористическую миниатюру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС...

методическая разработка занятия внеурочной деятельности "Изображение цветов"

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ 1 классеТема № 7 : «Изображение цветов»( По программе внеурочной деятельности художественно- эстетического направления «Смотрю на мир глазами ху...

Методическая разработка по внеурочной деятельности. 4 класс.

Методическая разработка по внеурочной деятельности. 4 класс. Неделя метематики: план работы, разработка КВНа....

Методическая разработка по внеурочной деятельности.

Тема: Заочное путешествие по безударной гласной.Поиск добрых слов, напутствий, пожеланий....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мастер-класс учителя начальных классов по теме: «Здоровье – это здорово», в рамках реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО»...

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю).

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по  спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю)....

Методическая разработка по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Веселые старты»

Программа внеурочной деятельности: Подвижные игрыТема занятия: «Весёлые старты»Цель:  Популяризация здорового образа жизни.Сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к здоровому образу...