Статья "Оздоровительно-воспитательная направленность экскурсионных занятий внеурочной деятельности в начальной школе"
статья на тему

В данной статье  рассматривается экскурсия как необходимое условие сохранения здоровья младших школьников во внеурочной деятельности. Экскурсионные занятия призваны содействовать восстановлению сил и укреплению здоровья учащихся,  удовлетворению потребностей их организма в воздухе и движении, и только частично как познавательные занятия, благодаря которым младшие школьники постигают определенный круг непрограммных знаний и полезных сведений о разнообразных действиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭКСКУРСИОННЫХ ЗАНЯТИЙ  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Е.Н.Маковлева

учитель начальных классов

Владимировская СОШ

                                                                                                         г.Старый Оскол

                

        Здоровье человека - жизненно важная ценность. Это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

         Необходимым условием сохранения здоровья младших школьников является включение в образовательный процесс различных форм внеурочной деятельности с оздоровительной направленностью, воспитание у детей сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Одной из таких форм внеурочной работы являются экскурсии.

        Экскурсионные занятия призваны содействовать восстановлению сил и укреплению здоровья учащихся, удовлетворению потребностей их организма в воздухе и движении, и только частично как  познавательные занятия, благодаря которым младшие школьники постигают определенный круг непрограммных знаний и полезных сведений о разнообразных действиях.  Педагог, планируя проведение экскурсии, должен четко себе представлять, какие биологические и социальные потребности обучающихся в ходе экскурсий нужно удовлетворить, какие знания и умения будут ими усвоены.

         В своей внеурочной работе я очень часто применяю такую форму работы с детьми. Важным вспомогательным средством экскурсионных занятий считаю использование природных факторов: солнца, воздуха, воды, так как они осуществляют закаливающее воздействие на организм ребенка. Поскольку такие экскурсии представляют одну из форм отдыха,  применяю различные методы и средства организации активного отдыха: подвижные игры, физкультурные паузы и т.д. Предусматриваю паузы для самостоятельного осмотра объекта.  Использую стихи, загадки, викторины, песни, всевозможные игры экологической тематики.

 Как и в любой экскурсии предусматривается системность полученных знаний, хотя возможен и отход от запланированной темы. Может сообщаться материал разнопланового содержания. Занятие может прерываться играми развлекательного характера. Большое значение придается протяженности маршрута в связи с возможностью увеличить нагрузку детей. Преодоление в пути различных естественных препятствий служит совершенствованию у них двигательных навыков, развивает ребят физически. А увеличение двигательной активности благотворно сказывается на формировании осанки и является эффективной мерой профилактики ее нарушений.

Все экскурсии внеурочной деятельности по содержанию познавательного материала подразделяются на обществоведческие и природоведческие. Во время обществоведческих экскурсий с младшими школьниками большое внимание уделяю трудовой  деятельности людей. Дети узнают о специфике профессий, боевых и трудовых традициях народа на примерах жизни и истории родного края. Результатом экскурсионной работы должны быть формирование навыков труда, потребности трудиться и способности в будущем сознательно осуществлять выбор профессии.

Природоведческие экскурсии знакомят младших школьников с многообразием окружающей природы, преобразующей ролью человека, взаимодействием его и природы. Раскрывая особенности окружающего мира, местных грунтов и покровов, водных и подземных ресурсов, дорожной сети и других коммуникаций, педагог должен формировать у детей потребность в охране окружающей среды, способствовать по-хозяйски распоряжаться природными богатствами и критиковать потребительское, нехозяйственное отношение к природе. Проведение таких экскурсий  формирует у школьников умение экологически грамотно взаимодействовать с окружающей природной средой, обогащает личный опыт ребенка знаниями о средствах и путях достижения гармонии человека с окружающими людьми и с собой, переходя в навыки избегать стресса или выходить из него с наименьшими для себя последствиями, навыки саморегуляции.

Важно отметить тот факт, что такие двухчасовые экскурсионные занятия достаточно полно удовлетворяют потребности организма детей младших классов в отдыхе. Они благотворно воздействуют на формирование такого важного для учебной работы качества, как наблюдательность, обогащают обучающихся новыми понятиями и представлениями об окружающем их мире.

Считаю, что проведение экскурсий во внеурочное время необходимая форма работы в начальной школе, так как носит оздоровительно - воспитательный характер.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

«Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС НОО» Занятие по общекультурному направлению в 1 классе "Правила вежливости"

Тема: Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.Цель:         Дать представление о вежливом общении, формировать привычк...

Статья по теме: "Занятие воспитательной направленности. Внеурочная деятельность в начальной школе"

Занятие проводится  в форме технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» (беседа с детьми, чтение выдержек из писем,  постановка вопросов по письмам).Уча...

Презентация к занятию внеурочной деятельности в начальной школе на тему "Halloween"

Презентация к занятию внеурочной деятельности в начальной школе на тему "Halloween"...

Методическая разработка «Профориентационная работа на уроках и занятиях внеурочной деятельности в начальной школе, как важный фактор учебной мотивации и социализации обучающихся»

Не секрет, что проблема выбора профессии для выпускников школы сейчас стоит очень остро. Опросы выпускников показали, что выбор высшего учебного заведения часто случаен, по принципу «на что хватит бал...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности в начальной школе урок здоровья «Все ли ты знаешь о своем сердце».

Урок  направлен на формирование в каждом ученике сознательного отношения к своему здоровью, формирования ЗОЖ, понимания  взаимосвязи между здоровьем и успехами школьников в учении. На раскры...

Кроссворд для занятий по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности в начальной школе

Кроссворд  для занятий по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности в начальной школе...