Внеклассное занятие: защита проекта «Поможем зимующим птицам»
проект (3 класс) на тему


Предварительный просмотр:

МБОУ «Сош п. Молодёжный Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Внеклассное занятие: защита проекта

«Поможем зимующим птицам»

Экологический проект «Покормите птиц зимой!»

Цель проекта: 

Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой  птицам,
 расширить знания детей о птицах научить проявлять заботу о них, изготавливать кормушки.



Задачи проекта: 

1.Собрать, изучить, обобщить систематизировать материал экологической направленности, оформить его в форме проекта.


2. Подготовить учащимися представления  о жизни зимующих птиц нашего посёлка;


3. Создать птичьи «столовые» и отдельные кормушки для птиц.

4.Провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы.

5. Формировать наблюдательность и внимание.

6. Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь осознать главные законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру.


Ход занятия

Слайд№1

Учитель: Ребята,  в один из холодных февральских  дней я шла в школу,  и вдруг  мне под ноги откуда-то сверху упало письмо. Кто же его мог написать?

Здравствуйте,  дорогие ребята! Пишут вам зимующие в вашем посёлке птицы. Мы знаем, что вы очень добрые ребята, много знаете и умеете. Очень просим вас разрешить наши сомнения: поможете ли вы нам перезимовать эту холодную зиму.

Заранее вас благодарим.

        Зимующие птицы
Учитель: Ребята, скажите, о чём мы будем сегодня говорить?

- О том, как  помочь птицам зимой.

На дворе стоит зимняя стужа. Вся земля покрыта снежным ковром, а пруд - льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.


(Дети читают слова на слайде №2)

Покормите птиц зимой!

Приучите их в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не

пришлось

Нам встречать весну.

        А. Яшин.        

Итак, чтобы решить эту проблему, в нашем классе в начале февраля были созданы 3 группы.

Первую  группу мы решили назвать «Наблюдатели».

Слайд №3

 Эта группа вела наблюдение за птицами, зимующими в нашей местности.  Ребята приготовили вам загадки : угадайте, о каких птицах  идёт речь?

Слайд №4

Воробей

Загадка№1

-Чик – чирик, к зёрнышку – прыг,

Клюнь,  не робей,  кто это?  (воробей)

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Загадка№2

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(синица)

Синицы селятся в самых разных местах. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

Загадка №3

Кар-кар-кар –

Кричит плутовка,

Ну и ловкая воровка,

Всякие разные вещицы

Очень любит эта птица

И она вам всем знакома

Как зовут её?  (ворона)

Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка!  Любит ворона  всё блестящее, вот и тащит в своё гнездо разные украшения. А строит она его себе на деревьях рядом с жильём человека. Какого  цвета ворона?
Знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.

Загадка№4

Чёрная птица, никого не боится, на зиму не улетает, нашу местность оживляет( галка)

Всю зиму галки проводят в родных местах, жмутся к человеческому жилищу. Пойманную галку легко приручить. Она будет брать корм из рук человека, сама прилетать и улетать из человеческого жилища. Очень интересно наблюдать за смешными галками. Прикормите их у своего крыльца. Можно бросить и корки хлеба, кухонные отбросы. Они будут бесшумно прилетать и терпеливо ждать, когда их покормят.

Загадка№5

Чёрный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост как упор (дятел)

За один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А как дятел спит в своём гнезде – в дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте. 
Даже зимой дятлы не перестают интересоваться насекомыми. Они долбят сушняк,  отыскивая под корой личинки насекомых.

Учитель:Эта группа отмечала в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывала число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдала за поведением птиц.
Слайд№5
Пример из таблицы наблюдений за погодой и птицами.

Слайд №6

Дата

Температура воздуха

Кол-во птиц

Какие птицы прилетают

10. 02.12

-20

8

6 воробьёв

2 синицы

11.02.12

-14

3

3 воробья

12.02.12

-19

7

7 воробьёв

13.02.12

-17

5

3 воробья

2 синицы

14. 02.12

- 14

2

2 синицы

15.02.12

-14

4  

воробья

16.02.12

-13

3

воробья


В холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, мы видим, что если постоянно подкармливать зимующих птиц, то тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.
Заключение: 
проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:
1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.

2. Сытой птице мороз не страшен.

3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки.

4.Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
Птицы -  наши друзья! (Все)

Физминутка

Воробей, воробей,

Воробей, воробушек!

Подлетай,

Не робей,

Я насыплю зёрнышек.

А воробушек – скок!

А воробушек – прыг!

- Я с дружком, - чик – чирик!-

Я один не привык!

Стихотворение читает ученица
"Как птице перезимовать?" К. Мухаммади
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.

 Учитель: Вторую группу мы назвали «Практики».

Слайд№7

 Эти ребята получили задание узнать из энциклопедий, журналов, интернета, а также спросить у взрослых о том,какие бывают кормушки для птиц , изготовить их своими руками, а также развесить их в школьном дворе.

Слайд №8

Слайд№9

Кормушки можно делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов, а также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер

Видеофильм

А ещё  ребята из этой группы приготовили народные приметы, связанные с птицами.

Приметы.

1-й ученик

1.Галки и вороны, сидящие на крыше дома – в этом доме будет свадьба.

2. Орёл, парящий над головой, предвестник счастья и здоровья.

2- ученик

1.Если ласточка стучится в окно-будет известие.

2.Если ворона устраивает в небе хороводы – будет снегопад.

3-й ученик
1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

4-й ученик

1.Сороки на снег садятся- к оттепели.

2.Воробьи зимой сидят на деревьях- будет снег.

5-й ученик

  1. В марте птички щебечут к хорошей погоде.
  2.  Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.

6-й ученик

"Воробей", Николай Рубцов
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…

Третью группу мы назвали «Творческая».

Слайд№9

Ребята этой группы тоже постарались на славу. Посмотрите, какие прекрасные рисунки они выполнили! Ребята составили памятку "Как подкармливать птиц"  проведут акцию «Помоги птицам».

Памятка "Как подкармливать птиц".
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Стихотворение

Я на стульчике сижу,

И гляжу в окошко.

Стая птичек прилетела

Поклевать немножко.

Я им вынесла зерна,

Хлебных крошек, сала.

Птички съели всё до дна,

Им теплее стало.

 песенка о воробушке. (звучит песня)

Учитель:Ребята, я думаю, что теперь у каждого из вас около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас  красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц)

Ученица читает стихотворение .
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма – горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз - к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Учитель: Птицы отблагодарят вас и богатым урожаем, спасённым ими от вредителей вашего сада и  огорода (достаётся корзина с  фруктами).Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.

Наша работа на этом не заканчивается: найдите сведения об этой птице. Она всю зиму живёт в нашем посёлке , а питается остатками ягод винограда.

Слайд№ 10

Учитель: Понравилось ли вам сегодня на занятии? Если понравилось, нарисуйте солнышку , которое лежит у вас на парте улыбку, если нет- наоборот, печальное лицо.

Список литературы.

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

4.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

5.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

6.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

7.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

8.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар.образование. – 2000. - №7.

9.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

10..Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.

11. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

12. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод.работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

13. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

14.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

15.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита исследовательского проектов о зимующих птицах

Защита исследовательского проектов о зимующих птицах на занятии кружка "Проектная деятельность"...

урок окружающий мир 1 класс "Поможем зимующим птицам"

Конспект урока по программе "Перспективная начальная школа" составлен в соответствии ФГОС....

Паспорт проекта "Поможем зимующим птицам"

Социальный экологический проект...

Презентация беседы "Поможем зимующим птицам"

Презентация беседы "Поможем зимующим птицам" ...

Проект "Поможем зимующим птицам"

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление челов...

Проект "Поможем зимующим птицам"

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление челов...

Социальный проект «Поможем зимующим птицам!»

Социальный проект«Поможем зимующим птицам!»...