праздник народной песни
методическая разработка (4 класс) на тему

Бабченко Татьяна

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам  народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.     Развитие познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_narodnoy_pesni_2015_god.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по теме:

«Праздник народной песни»

Цель:

 - воспитание любви к своей земле, к своему народу;

- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;

- пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским песням.

Задачи:

- формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства единства с ним.

- пробудить чувства любви к Родине.

- воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Приобщение к истокам русской народной культуры».

- знакомить детей с устным народным творчеством и народно-декоративным искусством.

- воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю.

- формирование нравственных качеств, для установления позитивных межличностных отношений.

- создание благоприятного психологического климата в  классе, сплочение детского коллектива.

Актуальность

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам  народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.     Развитие познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре.  

Звучит песня «С чего начинается Родина» в исполнении вокальной группы.

Песня постепенно стихает, на фоне тихой мелодии звучат слова: 

Учитель:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовём!

Выходят мальчик и девочка  в национальных костюмах

  1. девочка

В одном краю когда-то жило племя.
Привольно размножался древний род.
Века его вели. Настало время –
И люди в нем составили народ.
 (Нина Стручкова)

2 мальчик

 Я славянин, и стать моя крепка,
 И вижу мир я добрыми очами,
 За мной летят сказанья сквозь века
 И затихают рядом, за плечами.
  (Валентин Сорокин)
В избу входят 8 детей   и исполняют  песню  «Вижу чудное приволье» (или прослушать аудиозапись в исполнении  Лемешева)

 1. Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля –
Это – русское раздолье,
Это – русская земля.

2. Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга –
Это – русские картины,
Это – Родина моя.

3. Слышу песню жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это – русская сторонка,
Это – Родина моя.

  Мальчик

В краю чудес – краю Сибирском –

Немало дива для гостей.

А нам здесь довелось родиться,

И всю Сибирь считать СВОЕЙ!

Девочка

И не сыскать красивей в мире

Таких богатых чудом мест:

Здесь и луга, и по́ля шири,

И буйный первозданный лес.

Мальчик

Холмы, как небольшие горы,

А реки все имеют нрав:

Весною – холодны и скоры,

А летом – дремлют среди трав.

Девочка

Сибирь заботлива и стро́га:

Всех-всех накормит, напои́т,

Но и напомнит: Дела много!

Сибирь лениться не велит!

Мальчик

Здесь с детства можно научиться

Рыбачить, овощи растить,

С огромным лесом подружиться –

Его богатства находить.

Девочка

Ведь этот лес – источник силы:

В нём тысячи лечебных трав,

Поляны ягод витаминных,

Грибы и шишки на ветвях.

Мальчик

Здесь даже просто воздух лечит,

Вдохнёшь – и все тревоги прочь!

Сибирь с тобою мы навечно!

И в летний зной, и в хмурый дождь.

Девочка

Нам по́ сердцу твои метели,

Морозы лютые зимой.

Любимый край берёз и елей…

СИБИРЬ, мы рождены ТОБОЙ!

Учитель: (слайды)

Мы с вами живём в необыкновенном месте. Вслушайтесь СИБИРЬ! Это край, с удивительной  историей. Всё начиналось с похода Ермака. Когда огромный край был присоединён к России во времена Ивана Грозного. С тех пор и до 19 века Сибирь считался краем ссыльных и каторжан.  А в 19 веке, когда было уничтожено крепостное право, крестьяне получили возможность переселиться в Сибирь, где были огромные  просторы не паханной земли, ведь именно об этом всегда мечтал крестьянин. Началось строительство железных дорог, городов и с разных концов Российской империи потянулся народ в Сибирь за лучшей долей. Это были люди разных национальностей Именно поэтому народные песни Сибири такие разные. Но сибиряки всегда отличаются своим дружелюбием и любовью к своему краю и своей родине.

Вокальная группа девочек исполняет гимн Татарского района слова Ю. Галёва

Гимн Татарского района

  1. В бескрайних просторах Барабинской степи,

Где в воздухе слышится трав перезвон.

Раскинулся ставший, родимым навеки

Трудяга Татарский район.

Припев

Вокруг поля, да колки,

Да ширь со всех сторон,

Знакомые проселки-

Татарский наш район.

2.

Под небом Сибирским, под солнцем высоким

Кружится твоих деревень хоровод

Здесь судеб начало, здесь жизни истоки,

Здесь дух богатырский живет.

3.

Люблю прокатиться по пыльным дорогам

В горячую пору осенней страды,

Колосья пшеницы руками потрогать,

Прилечь у пахучей скирды.

4.

И в ласковой сини томящего лета,

И в дымке заснеженного февраля

Сердцами людей ты всегда обогрета,

Моя дорогая земля.

  Входят девочки,  мамы си бабушки, в руках у них рукоделие.  Сцена оформлена под русскую избу. Рассаживаются по лавкам

  1. девица

Любое веселье не обходилось на Руси без песни - без народной песни.  У нас сегодня в гостях – народная    песня.

4. девица.  Славилась песней земля   Сибирская, всюду и всегда пели её люди — на работе, в поле, на свадьбах, посиделках.

6 девица.  Старинные песни передавались из уст в уста. Много народных песен знали и пели наши прабабушки

8. девица. Любят петь наши бабушки и дедушки. И лишь несколько старых песен осталось в памяти родителей.

Бабушка. Современное поколение почти не знает  народной песни. А ведь она — наша история, наше богатство, наша гордость.

 Учитель

Песни слагал наш народ о своей жизни, о прекрасной природе которая окружала его, о старинных  профессиях, без которых не возможна была жизнь в те времена.  И  конечно, песни  о любви: матери к своему дитяти, красной девицы к добру молодцу, молодца к девице, жены к мужу. Наш народ пел  и поёт всегда и в радости и в горести. Пели песни как правило по праздникам, когда собирались все в избе, девушки и женщины рукодельничали  и пели.

Ученик

Праздник этот русской песни, домашнего очага,

Праздник не безделья, праздник рукоделья.

А как шили-вышивали, так и песню напевали,

Пели, правда, от души, но и песни хороши…

 

Бабушки начинают петь

«По диким степям Забайкалья..»

  • По диким степям Забайкалья,
    Где золото роют в горах.
    Бродяга, судьбу проклиная,
    Тащился с сумой на плечах.
    Бродяга, судьбу проклиная,
    Тащился с сумой на плечах.
  • Бежал из тюрьмы темной ночью,
    В тюрьме он за правду страдал.
    Бежать больше не было мочи,
    Пред ним расстилался Байкал.
  • Бродяга к Байкалу подходит,
    Рыбацкую лодку берет,
    И грустную песню заводит,
    Про Родину что-то поет.
  • Бродяга Байкал переехал,
    Навстречу родимая мать.
    Ах здравствуй, ах здравствуй, родная!
    Здоров ли отец и мой брат?
  • Отец твой давно уж в могиле,
    Сырою землёю зарыт.
    А брат твой давно уж в Сибири,
    Давно кандалами гремит.

Бабушка.

Ой, девоньки совсем загрустили, давайте какую нить другую песню спиваем.

Ученица  

Эй, девчоночки – подружки,   веселушки, хохотушки,

Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы,

Веселее попляшите, всех гостей повеселите!

Ученик  

Будем кругом ходить, дружну пляску заводить.

Развеселая гульня, всех зовет за ворота!

Эй, сыпь, веселей, лаптей не жалей!

Это верно совершенно, что картошка без костей!

Девочки  и ребята берут в руки шумовые инструменты.

Исполняется песня «Ой, вставала я ранёшенько…»

Ученик

Русский народ гордится своими песнями.  

Как затянет, как зальется                    

Песней русскою народ.

И откуда, что берется?

Прямо к сердцу так и льнет!

Исполнение песни-хоровода «Утушка луговая…» Дети встают и приглашают всех в хоровод.

 Ученик   Выходит мальчик в народном костюме

(Земля отцов)
 Не представить белый снег
Без саней крылатых.
Не увидеть тройки бег
Да без грив косматых.
 
О земля моих отцов,
Вздыбленная круто,
Ветром, звоном бубенцов
Ты насквозь продута.
 
Исполнение мальчиками  русской народной  песни: «Ой, мороз, мороз…»
 

Ученик   Вы, наверное, слышали выражение «модная песня». Так говорят о песне ставшей популярной, известной. Правда, мода скоро проходит, и такие песни забываются, но есть такие песни, которые не подвластны изменчивой моде. Их пели наши предки, и будут петь потомки, эти песни русские народные. Они находят отклик в душах людей, так как выражают их чувства и мысли. Среди русских народных песен много песен о деревьях.  

Ученица

 Люди сложили о них очень нежные и напевные песни. В старину девушки играли около берез и рябин водили хороводы, пели песни, надевали красивые сарафаны.

Ученик

Деревьев разных не сочтёшь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдёшь
Родней берёзки нашей!

Песня - хоровод  «Во поле береза стояла» или «Рябинушка»

Бабушка-сказительница

Ай, да молодцы, а вот загадки отгадать сможете ли, не современные, а старинные.

«Я и плавлю металл, я и кую его, я и заливаю форму, штампую, гну, скручиваю, чеканю»  (кузнец).

Выходят мальчики и поют песню   «Во кузнице..»

 Во ку... во кузнице,

Во ку... во кузнице,

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,

Они, они куют,

Они куют приговаривают,

Молотками приколачивают.

К себе Дуню приговаривают,

К себе Дуню приговаривают.

«Пойдем, пойдем, Дуня,

Пойдем, пойдем, Дуня,

Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок,

Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок.

Сорвем, сорвем Дуне,

Сорвем, сорвем Дуне,

Сорвем Дуне лопушок, лопушок,

Сорвем Дуне лопушок, лопушок.

Под са... под саменький,

Под са... под саменький,

Под саменький корешок, корешок,

Под саменький корешок, корешок.

Сошьем, сошьем Дуне,

Сошьем, сошьем Дуне,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан

Сошьём Дуне сарафан, сарафан

Носи, носи Дуня

Носи, носи Дуня

Носи Дуня сарафан, сарафан

Бабушка-сказительница

Вот молодцы, так молодцы!

Присаживайтесь, отведайте кушанья, угощения!

Девочки и мальчики  исполняют песню «Блины»

Бабушка-сказительница

Без чего человек не может жить? Без чего он вянет, как аленький цветочек без тепла ласкового солнышка? Конечно, без любви. И об этом народ сочинил самое большое количество лирических песен.

 Ученик    В них – о счастливой любви, где добрый молодец с красной девицей, как голубь с голубушкой, рядом и глядят – не наглядятся друг на друга. И люди все на них любуются.

Песня «Распрягайте хлопы коней» поют мальчики и девочка -солистка.

Вокальная группа исполняет песню «Порушка-параня..».

Бабушка-сказительница

А вот еще есть песенки маленькие,  да веселенькие, кто знает как они называются? Частушки, верно.

Девицы – красавицы, много ль вы знаете  частушек?    

Поленился утром Вова

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,

Причесала языком!

 

***

Стала вдруг душить рубаха.

Чуть не умер я от страха.

Потом понял: "Е-мое!

Я же вырос из нее!"

 

Любят маленькие детки

Всевозможные конфетки.

Кто грызет, а кто глотает,

Кто за щечкою катает.

 

***

 

По-геройски Лена с ленью

Воевала целый день,

Но, к большому огорченью,

Победила Лену лень.

 

***

Сидит Лешка за столом

Ковыряется в носу

А козявка отвечает:

Все равно не вылезу!

 

***

Петя ловко ловит рыбу

Может плотик смастерить,

Только "здравствуй" и "спасибо"

Не умеет говорить!

 

***

Утром маме наша Мила

Две конфетки подарила.

Подарить едва успела,

Тут же их сама и съела.

 

 

***

С горки ехала Иришка

- Самой быстрою была;

Ира даже свои лыжи

По пути обогнала!

 

***

Трень - брень - дребедень!

Выступал бы целый день!

Мне учиться неохота,

А частушки петь не лень!

 

***

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик

Тихо, Танечка, не плачь,

А то будешь там, где мяч.

 

***

Лепят все снеговика,

Мама ищет Игорька.

Где сынок мой? Где же он?

Закатали в снежный ком.

 

***

Попыталась Полина

Кашку съесть до половины.

Каша ж вредная попалась.

Над Полинкою смеялась.

 

***

На базаре я была,

Видела Мирона.

У мирона на носу

Каркала Ворона.

 

***

Пошла курица в аптеку

И сказала "Кукареку!

Дайте мыло и духи

Чтоб любили петухи!"

Мы частушки вам пропели.

Очень мы старалися,

Мы желаем, чтобы гости

Чаще улыбалися!

21 ученик.  Раздайся, народ! Меня пляска берет!

Пойду попляшу, всех на песню приглашу!

Ученик

Где песня льется,

Там легче живется!

Ученица

 Есть таланты на Руси,

Говорю уверенно.

Раз народ еще поет –

Знать, не все потеряно.

Ученик   В народе говорят: «Слово – серебро, молчание – золото». Молчать мы и дома можем.  А кто может,    словом потешить или песню спеть?

Выступление родителей и детей с песнями заранее приготовленными дома.

Ученик

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас,
И гудит за коcогором
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
(С. Есенин)

Учитель.

Русская песня – это живое творчество русского народа и, пока она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Праздник "Русская народная песня -душа народа".

Праздник "Русская народная песня -душа народа" был подготовлен и проведен с учащимися 2 класса....

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

Праздник Троица. Русский национальный обряд "Завивание веночков". (для ансамбля народной песни «Жемчужина»)

Цель: Дать знания по русскому народному фольклору на примере праздника «Троица».Задачи: Развивающие: совершенствовать музыкальное восприятие;развивать ладотональный, тембровый слух, музыкальную память...

Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»

Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...

Сценарий праздника "Народные песни"

Сценарий праздника "Народные песни"...