«Системно-деятельностный подход в организации воспитательной и внеурочной деятельности» (из опыта работы).
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Коломыцева Екатерина Павловна
В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sistemmno-deyateln._podhod.zip112.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Выступление на городском методическом объединении

учителей первых классов по теме:

«Системно-деятельностный подход в организации воспитательной и внеурочной деятельности»  (из опыта работы).

Дата проведения –  16 февраля  2015 года

Коломыцева Е.П.,

 МБОУ «СОШ № 10»

Губкин*2015

Системно - деятельностный  подход –методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.  Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования, привели к созданию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования.

В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году как особого рода понятие, снимающее оппозицию внутри отечественной наук (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным( его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков ,А.Р.Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов При организации воплощения этого методологического принципа – метода, крайне важно четкое представление его сущности. Основой для его понимания служит понятие « деятельность». Что значит » деятельность»? Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности.

Под внеурочной деятельностью в условиях реализации ФГОС мы понимаем образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и которая направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. В первую очередь на достижение личностных и метапредметных результатов.

Это определило для меня специфику внеурочной деятельности: не только и не столько должен знать обучающийся, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Работу по внеурочной деятельности, во-первых, я начала с анализа общего состояния занятости учащихся во внеурочное время. Отмечу, что наиболее популярными видами деятельности детей являются: игровая, спортивно-оздоровительная, художественное творчество, познавательная.

Следующей нашей задачей был результат, на который надо выйти, то есть итог занятий во внеурочной деятельности. Это или результат, который будет получен за год занятий, или это итог курса, рассчитанного на более длительный период. Ведь результатом в нашей деятельности должно быть не количество выполненных работ (т.е. фактический результат), а нечто более ценное: учащийся приобретает в результате деятельности некое знание о себе, об окружающих, которые были рядом, пережил и почувствовал что-то очень важное для себя, приобрел опыт самостоятельного действия.

Известно, как важно для ребят чувствовать себя участником большого и интересного дела, результатом которого, например, является постановка спектакля. Для меня эта работа не нова и интересна, а в жизни детей будет возможность реализовать свою мечту.

Модифицированная программа театрального кружка «Театр в начальной школе» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 4 года.

Учащиеся первого класса, работая по данной программе, получают возможность соприкоснуться с театром через вхождение в образ. На первом этапе дети получают знания по речевому этикету через образы милого доброго зайчишки и лукавой красавицы-лисицы. Это первый уровень результатов внеурочной деятельности: приобретение школьником социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Учащиеся второго года обучения обобщают свои знания, пока еще очень скромные, о театре, приобретают опыт в качестве зрителей детского театра, благодарных зрителей.

Это второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям (к труду, культуре).

Результат третьего года обучения -  умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.

Четвертый год обучения – это создание своего образа героя. Донести до зрителя нравственные категории: добро сильнее зла. Это уровень результатов получения школьниками опыта самостоятельного действия.

Эффективность театральной деятельности я наблюдаю:

1) по изменениям, происходящим в личности школьника,

2) по характеру взаимоотношений школьников в детском коллективе, ведь влияние коллектива на ученика идет по многим аспектам.

Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что современный ребенок должен сегодня не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит актуальным остается деятельностный метод не только в учебной деятельности. но и во внеурочной, так как этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика.

Список литературы

  1. Савинков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников-2-е изд.-Самара: Издательство» Учебная литература», 2006  - 208 с.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев . П.В. Степанов.-М.: Просвещение, 2010.-223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных качеств и компетенций юного гражданина в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

  Данная презентация (с практической точки зрения) рассматривает вопрос формирования и развития у младшего школьника важнейших духовно-нравственных качеств – любви к Родине, родному ...

Развитие творческих способностей на занятиях по внеурочной деятельности. (Из опыта работы учителя начальных классов Мавлиевой Д.Г.)

Выступление раскрывает методику внедрения в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают детям  не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той ил...

Организация внеурочной деятельности (из опыта работы)

Статья о возможностях  духовно-нравственного развития школьников путем сотрудничнства с музеем....

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.

Устное выступление сопровождается презентацией, которая позволяет наглядно продемонстрировать реализацию системно-деятельностного подхода в нвчальной школе...

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Я расскажу вам о своей работе по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной деятельности.Замечательно, что такой курс, как ОРКСЭ поя...

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы....

Новые педагогические технологии для организации внеурочной деятельности. (из опыта работы)

Статья посвящена изучению возможностей применения современных педагогических технологий в организации внеурочной деятельности...