Классный час "Путешествие в страну вежливых слов"
классный час (1, 2 класс) на тему

Коткова Нина Николаевна

Классный час "Путешествие в страну вежливых слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Путешествие в страну вежливых слов»

(для учащихся 1 – 2 классов)

-2-

Цели:

  1. Познакомить учащихся с вежливыми словами и обычаями разных народов
  2. Формирование умения применять эти правила в повседневной жизни
  3. Воспитывать культуру общения

Оборудование: ширма для кукольного театра, на ширме или на доске бумажная

                             ромашка с вежливыми словами: доброе утро,  добрый день,  

                             добрый вечер, привет,  здравствуйте, рад тебя видеть, добро

                             пожаловать, спасибо; карточки со словами: «Море

                             вежливости», «Аллея приветствий», «Дворец воспитанности»,

                             «Тупик вредных советов», «Остров знатоков вежливости»

Действующие лица:

  • учитель
  • ведущие – ученики 5 класса
  • Петрушка (кукла из кукольного театра) – ученик 5 класса

-3-

Ход мероприятия

1 Ведущий: Добрый день, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас!
2 ведущий: Сегодня мы с вами посетим страну вежливых слов.
Учитель:  Ребята, а знаете  ли вы что такое вежливость? (Да. Это, когда

                   говорят вежливые слова, когда культурные люди, здороваются,

                   прощаются…)
              - Хорошо. Я думаю, что все вы знаете и используете вежливые слова.

                    - Я приглашаю вас  в путешествие по волшебной стране вежливых

                      детей.

1 ведущий: Итак, в путь!

2 ведущий: Вы готовы?

Учитель: Первое море, которое мы должны переплыть – «Море вежливости»

- Ребята, давайте вспомним, как мы называем человека, который

                  никогда не забывает о внимательном, сердечном отношении к

                  окружающим? (вежливый, добрый, культурный, воспитанный…)

                - Верно, вежливым, воспитанным.

                - Я знаю, что вы все очень любите играть. А зарядку вы делать

  любите?  

               - Давайте с вами разомнёмся. Но помните… У нас урок вежливости.

  Поэтому, если я попрошу вас вежливо, вы мою команду выполняете.

  А если не произнесу вежливого слова, то сидите спокойно.

  • Игра «Вежливая зарядка» (Встаньте, пожалуйста. Поднимите руки вверх. Пожалуйста, поднимите руки вверх…)
  • Сценка «Петрушка»

(Стук  в  дверь)

1 ведущий:  Кто  это?  Петрушка! Ребята,  поздороваемся  с ним!

2 ведущий: Петрушка,  поздоровайся  и  ты  с  ребятами,  видишь  публика.

Петрушка:  Не  вижу  никакого  бублика?

1 ведущий: Да не  бублика,  а  публика.

Петрушка: Так  бы  сразу  и  сказали.  Здравствуйте,  публика.  А  подраться  не  

                     желаете?

2 ведущий:  Ну,  как  тебе  не стыдно  безобразничать.  Ты  же  у  ребят  на

                       уроке,  а  ведёшь  себя  не  красиво.   У  нас ведь  никто  не  дерется.

Петрушка:  Ребята,  извините меня,  пожалуйста.  А  какой  у  вас  урок?

                      (Урок Вежливости!)

Петрушка: А  не  хотите  ли  со  мной  посостязаться?

1 ведущий: В  чём,  Петрушка?

Петрушка: Ну,  в  том,  кто  громче  заорёт,  или  шире  откроет  рот,  разбросает

                      пальто  в  раздевалке,  или  быстрее  пробежит  по  коридору.  У  вас  

                      ведь  такие ребята  есть?

2 ведущий:  Ну,  Петрушка,  скажу  тебе  заранее,  не  нужны  нам  такие  

                       состязания.  Ведь  не  все  так  делают,  да  и  кто  так  делал,  

                       обязательно  исправятся.

Петрушка: Да я пошутил!

Учитель: Петрушка, ты лучше оставайся с нами, поучись вежливости

2. Игра «Цветик - семицветик».

-4-

 На ширме прикреплены лепестки цветка. Ученики по одному выходят к доске, «срывают» лепесток, вслух читают слова приветствия: доброе утро,  добрый день,  добрый вечер, привет,  здравствуйте, рад тебя видеть, добро пожаловать и т.д.   Объясняют, когда употребляется это слово  («Спасибо» говорят, если тебе что-то дали или помогли сделать, «доброе утро» - когда входят в класс, «привет» - говорят друзьям, «здравствуйте» – говорят при встрече взрослым…)

Учитель:  Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.

                          - Ура ребята, мы только что переплыли через море вежливости.

                  - Продолжим наше путешествие и отправимся на «Аллею

                    приветствий». 
1 ведущий:  Вы все умеете здороваться? Давайте проверим:

  • (разыгрываются ситуации)

   а) Встречаются ученик и учитель (Ученик здоровается первым)

   б) Мальчик и девочка (Мальчик здоровается первым)

   в) 2 мальчика (Первым здоровается тот, кто младше. Могут пожать друг

       другу руки, сказать «Привет»)

   г) Несколько учителей и ученик (Ученик должен сказать: «Здравствуйте»)

Учитель: А сейчас мы с вами узнаем, как здороваются в разных странах. Петрушка. Ты нам поможешь?

  • (Учитель читает, пятиклассники показывают, первоклассники повторяют)
  • У японцев в знак приветствия применяются три вида поклонов: самый низкий поклон — сайкэрей, средний поклон — под углом тридцать градусов, легкий — под углом пятнадцать градусов.
  • В Конго во время приветствия протягивают друг другу обе руки, при этом дуют на них.
  • А до чего красив ритуал приветствия в некоторых североафриканских государствах! Там подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого – к груди. В переводе с языка жестов это значит: я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя.
  • В Новой Зеландии, встречаясь и приветствуя друг друга, трутся носами.
  • В Замбези при встрече хлопают в ладоши и приседают — это и есть приветствие.
  • Австралийские аборигены, увидев друг друга, в знак приветствия начинают танцевать.
  • Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и высовывают язык. 

Учитель: Вот сколько разных приветствий мы выучили. А какие слова говорят у

                  нас в России при приветствии и прощании? (Здравствуйте, до

                  свидания, привет, пока…)

2 ведущий: Очень правильно, очень мудро,

                    Да не будет помехой лень,

                    Утром говорить всем «Доброе... (утро»),

                           Ну, а днём говорить «Добрый... (день»),

-5-

1 ведущий:  И ломать тут голову нечего,

Надо просто быть добрым очень.

Вечером мы скажем «Добрый... (вечер»),

Пожелаем на ночь «Доброй... (ночи»).

2 Ведущий: Ребята, как вы думаете, животные здороваются друг с другом?(Да)

                     Я думаю, что да. Давайте вспомним звериные приветствия:

1 ведущий: Как здороваются, например, хрюшки? (Хрю-хрю!)

       2 ведущий: Как приветствуют друг друга собаки? (Гав - гав!)

       1 Ведущий: А петухи? (Ку-ка-ре-ку!)

       2 Ведущий: Кукушки? (Ку-ку!)

       1 Ведущий: А лягушки? (Ква-ква!)

       2 Ведущий: Вороны? (Кар-кар!)

       1 Ведущий: Ну, а волки? (У-у-у!)

       Учитель: МОЛОДЦЫ. А мы отправляемся с вами дальше. Сейчас наш путь лежит

                         во Дворец ВОСПИТАННОСТИ

            - В первый день после зимних каникул 11 января весь мир отмечал какой-

              то праздник? Вы не знаете, какой? (день слова СПАСИБО)

          - Самым вежливым из крупных городов мира считается Нью-Йорк –

            здесь чаще всего произносят «спасибо». Москва заняла 30 место в

            рейтинге вежливости среди 42 «больших» городов. А совсем редко

            услышать слово благодарности можно в самом населённом городе

            Индии  - Мумбаи.
2 ведущий: Давайте проверим, какие вы вежливые.

- Ситуация № 1

  Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся

  обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете? (Подойду к

  прохожему и скажу: «Извините, пожалуйста, который сейчас час?»)

- Ситуация № 2

   Вася и Коля едут в электричке. На остановке входит старушка. Как они будут

   действовать? (Они должны встать и сказать: «Садитесь, пожалуйста»)

  • Учитель: А теперь давайте поиграем в игру. Я буду читать рассказ, а вы,

                    когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова хором. 

                    Петрушка, поиграй и ты с нами (учитель читает текст, ученики

                    хором договаривают волшебные слова)

 - Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с

    удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с

    ребенком. Вова встал и сказал ей: "Садитесь ...(хором - пожалуйста).  

   Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову, сказав: ... (спасибо).

   Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно

   толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал:

   ..... (извините  пожалуйста).

Учитель: Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их

                  почаще.

ФИЗМИНУТКА (спасибо на разных языках).

-6-

Учитель: Мы с вами научились здороваться, как в разных странах. А теперь

                  научимся говорить слово «Спасибо» на разных языках»

- Повторяйте хором: (Проводится в быстром темпе)

Вот как звучит слово «спасибо» на разных языках:

1 ведущий: Арабский: Shoukran (шукран)
  2 ведущий: Английский: Тhank you (сэнк ю)

1 ведущий: Гавайский: Mahalo (махало)
 
2 ведущий: Греческий: Evkaristo (эфхаристо)
 
1 ведущий:  Грузинский: Mahd-lobt (мадлобт)

2 ведущий: Датский: Tak (цак)

1 ведущий: Немецкий: Danke schön (данке шон)
  2 ведущий: Исландский: Takk (таак)
 
1 ведущий: Итальянский: Grazie (грацие)
 
2 ведущий: Испанский: Gracias (грасиас)

1 ведущий: Татарский: Rekhmet (рехмет)
2 ведущий: Китайский: Xie-xie (Сье-сье)
Учитель: Молодцы. А сейчас опять немного поиграем в игру «Вежливо  -

                 невежливо”.
              - Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши.

                 Когда    я читаю  о невежливом поступке   – вы  топаете ногами.    

                 Итак, начинаем. (Петрушка комментирует: (ДА, КОНЕЧНО,

                 НЕТ…)
- Поздороваться при встрече +
- Толкнуть и не извиниться -
- Свистеть, кричать, шуметь в школе.  -
- Уступить место старшим.  +
- Не вставать на обращение учителя. -
- Помочь подняться по лестнице. +

  - Попрощаться уходя. +
- Ребята, как вы думаете, отчего зависит сила волшебных слов? Правильно,

  многое зависит от того, как они сказаны: спокойно, приветливо или грубо и

  невежливо. Тогда они перестают быть «волшебными». Посмотрите, мы,

  кажется, попали в тупик Вредных советов (Ведущие читают вредные советы

  Г. Остера)

 1 ведущий: Твёрдо знайте, верные друзья,
                     Вежливым, учтивым быть нельзя.
                     На любой вопрос найдёте вы ответы,
                     Коль послушаете Вредные советы.

 

2 ведущий:  Если ты на именины к другу близкому пришёл,
                     Для веселья есть причина, ногу положи на стол.
                     В светлый праздник, День рожденья
                     Друга ты облей вареньем.

-7-

1 ведущий:  Если ты пришёл к знакомым — не здоровайся ни с кем.
                     Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.

                      Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
                     И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

2 ведущий: Если к папе или маме тётя взрослая пришла
                    И ведёт какой—то важный и серьёзный разговор,
                    Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом
                    Громко крикнуть прямо в ухо: «Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

1 ведущий: Вот отличница соседка не дала тебе списать,
                    Настроение упало, схлопотал ты 2 опять.
                    Эту девочку прости и сюрпризом угости.
                    Ни конфеткой, ни ватрушкой — положи в портфель лягушку.

2 ведущий: Если лужа на дороге, рядом девочка идёт.
                    Ты представь, что ты не мячик — реактивный самолёт.
                    С визгом ты промчись по лужам.
                   Поиграть ребёнку нужно.

1 ведущий: Мы стихи вам почитали
                    Можно и похохотать,
                    Эти вредные советы
                    Запрещаем выполнять.

Учитель: Ну, что же. Будем стараться не слушать вредных советов, делать всё

                  наоборот

               - Наш путь лежит на Остров «Знатоков Вежливости»

               - И опять мы поиграем. Надо быть очень внимательным. Слушайте, не

                 отвлекайтесь, если вы согласны, то отвечайте: «Это я, это я, это все

                 мои друзья», а если нет – молчите.    (Петрушка старается

                 запутать ребят, отвечая неправильно)

                 (Ведущие задают загадки по очереди).

1 ведущий: Кто из вас, проснувшись бодро,
                    «С добрым утром» скажет твердо?

                                            (Это я, это я, это все мои друзья)

2 ведущий: Кто из вас, скажите, братцы,
                    Забывает умываться?

(Не я)

1 ведущий: У кого из вас в порядке
                    Сумка, книжки и тетрадки?

(Это я, это я, это все мои друзья)

2 ведущий: Кто из вас в трамвае тесном
                    Уступает старшим место?

(Это я, это я, это все мои друзья)

1 ведущий: Кто из вас молчит как рыба
                    Вместо доброго «спасибо»?             (
Не я)

-8-

2 ведущий: Кто быть вежливым желает,
                    Малышей не обижает?

(Это я, это я, это все мои друзья)


Учитель: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие в Страну вежливых

               слов. Я надеюсь, что вы теперь всегда будете вежливыми людьми. Но,

               чтобы вы не забывали о нашем путешествии, мы с вами сейчас

               произнесём волшебную клятву. Прошу всех встать.

Клятва (пятиклассники хором читают по одной строчке, а первоклассники

                повторяют за ними)

                Клянемся вежливыми быть.
               Всегда спасибо говорить.
               Добрый день и до свидания,
               Нет в мире лучше звания.
               Клянемся добрыми мы быть,
               А лень и грубость позабыть.
Учитель:  Хочется мне попрощаться,

                   Пожелав при этом вам,

                   Чтобы добрыми вы были,

                   Слов волшебных не забыли,

                   Чтобы добрыми словами

                   Говорили вы с друзьями.

Литература:

  1. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина, Л.П., Обухова Л.А. – «Внеклассные мероприятия» 2 класс. -М.:ВАКО, 2004.
  2. Попова Г.П. «Классные часы», 1 класс - Волгоград: Учитель 2008.
  3. Г.Остер «Вредные советы»  http://www.heretics.com/
  4. http://nklassitumch.ucoz.ru/
  5. http://www.ug.ru/old/98.07/t14_2.htm

Приложение:

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В стране вежливых слов

Разработка занятия по программе нравственного воспитания школьников...

Мастер - класс "Необычное путешествие по стране вежливых слов"

Воспитание эстетических норм поведения и общей культуры личности младшего школьника. Формирование дружного классного коллектива и привитие уважения друг к другу. Закреплять знания школьников о правила...

Внеклассное мероприятие по теме: "В стране вежливых слов"

Это мероприятие я проводила с детьми в 3 классе.На нем присутствовали учителя из других школ.Мероприятие понравилось как детям, так и взрослым.Содержание этого мероприятия учит детей быть вежливыми, ч...

Занятие "Путешествие в страну вежливых слов".

Тема: «Путешествие в страну вежливости»        «…Жизнь не настолько коротка, чтобы  людям не хватало времени на вежливость»Цель: повторить и закрепить с детьми формы вежливого...

Внеклассное мероприятие для первоклассников. Тема классного часа: В стране вежливых слов.

В первом классе очень важно научить детей быть вежливыми и пользоваться словарем вежливых слов. Я предлагаю учителям начальных классов и воспитателям разработанное мною внеклассное мероприятие, которо...

Классный час "Страна вежливых слов"

Цель: формировать нравственные установки у обучающихся, развивать умение общаться со своими сверстниками, взрослыми...

Классный час "Страна вежливых слов"

     Цель:  формировать  нравственные установки   у обучающихся, развивать умение общаться со своими сверстниками, взрослыми....