Психологическое занятие о вреде сквернословия для 7-11 классов
план-конспект на тему

Пужанская Мария Федоровна

Цель: профилактика сквернословия.

Задачи:

  • Показать пагубное влияние сквернословия на внутренний мир человека;
  • Развивать желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений;
  • Учить выражать свои чувства социально приемлемым способом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan_skvernosl_7-9kl.docx41.72 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка занятия о вреде сквернословия для 7-9 классов

педагог-психолог Пужанская М.Ф.


Цель: профилактика сквернословия.

Задачи:

  • Показать пагубное влияние сквернословия на внутренний мир человека;
  • Развивать желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений;
  • Учить выражать свои чувства социально приемлемым способом.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Здравствуйте, дорогие ребята.У нас сегодня не простое занятие, а очень сложное и противоречивое. Его основную тему и название мы с вами определим по ходу.

С-2

А пока слова древнего мудреца Сократа - «Скажи, чтоб я тебя увидел» предлагаю считать девизом нашего занятия.

С-3

Упражнение- Эстафета добрых слов.

Еще в древние времена люди заметили влияние слов на человека, что слово обладает целительной силой. Словом даже лечили. И в наше время людям, которые пережили утрату, ил еще что- то страшное, приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть уверенность в себе, укрепить его дух.

Ребята, теперь вы все по очереди, по цепочке передайте своему соседу доброе слово…

Послушайте стихотворение  Эдуарда Асадова «О брани».

Это будут стихи не о том,

Что взволнованно в душу просится,

А совсем о другом, о таком,

И писать-то о чем не хочется.

Но молчанием зла не пресечь:

И без длительных предисловий

Скажем коротко: эта речь,

Уж простите, о сквернословии.

Существует оно давно, злое, грубое, озорное.

И отнюдь не секрет, что оно

Где-то в древности рождено

Горем, пьянством и все такое…

Все найдешь в языке богатом:

Юмор, нежность и гневный меч.

Так зачем же чугунным матом

Оснащать человечью речь?

Говорят, в технический век

Человек – это мысль и дерзание,

Значит, должен такому званию

Соответствовать человек.

Признайтесь, уважаемые присутствующие, бывают ли у вас дни, когда вы не слышали бы грубые или нецензурные слова? Говорят дети….

С-4

Неграмотная, несвязная грубая речь, сквернословие, уголовный жаргон, а чаще -  мат  -  стали повседневным и ежечасным явлением. 

Сегодня употребление нецензурной брани  стало нормальным явлением в нашей повседневной жизни. Эти слова употребляют не только взрослые, но и дети, и подростки. Матерный язык слышен везде- в  семье и на улице, в транспорте, в стенах учебных заведений, даже от  людей, власть имущих. Сквернословие употребляется не только в общении взрослых, но и в разговоре родителей со своими детьми.

Это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения.

Ребята, давайте разберемся, действительно ли употребление подобных слов может повлечь за собой негативное влияние на весь организм человека и на его психологическое состояние?

Ещё римский философ Сенека говорил: «Речь – это показатель ума».

А теперь давайте с вами определим основную тему нашего занятия. Говорят дети….Правильно, наше занятие о вреде сквернословия.

Ребята, попробуйте ответить на  вопрос: «Почему многие из подростков употребляют эти примитивные слова в своей речи?»Говорят дети….

С-5

Упражнение «Сиамские близнецы»

(с 6 лет)

Цели: Чтобы дети смогли по-настоящему насладиться этой игрой, надо, чтобы у них было развито терпение, необходимое при любом тесном сотрудничестве.

Материалы: Каждой паре понадобится одна упаковка перевязочного бинта или очень мягкий и тонкий платок; большой лист бумаги (как минимум формата A3) и восковые мелки.

Инструкция: Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Вы можете сказать мне, что означает слово "сотрудничать"? Вы можете привести мне конкретные примеры, когда вы с кем-то сотрудничали?

Теперь разбейтесь на пары. Одновременно могут работать четыре пары. Остальные пока будут смотреть.

В том, что не все дети работают одновременно, есть свое преимущество. Ведь наблюдатели "вприглядку" учатся и пока другие играют, могут подготовиться к собственным действиям. Вы можете решить сами, сколько пар должны играть одновременно. Имеет смысл организовать игру таким образом, чтобы в первом раунде работали те дети, которые могли бы стать хорошим примером для остальных.

Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед вами большой лист бумаги и буду смотреть, сможете ли вы нарисовать картину, если ваши руки будут привязаны друг к другу.

Обмотайте бинтом предплечья и локти детей так, чтобы правая рука ребенка, сидящего слева, оказалась забинтована вместе с левой рукой ребенка, сидящего справа. Дайте детям два восковых мелка разного цвета так, чтобы они держали их связанными руками.

Когда вы будете рисовать, помните правило — рисовать можно только привязанной рукой. Вы можете разговаривать между собой, чтобы решить, что какую картину вы будете рисовать. Вы можете нарисовать картину с каким-то понятным изображением, а можете нарисовать просто несколько красивых линий и форм.

Остальные дети, которые пока не рисуют, могут внимательно смотреть и слушать. У тех ребят, которые сейчас выполняют задание, вы можете сейчас учиться тому, как можно взаимодействовать.

Дайте парам примерно 5-6 минут времени на каждую картину и предложите рисовать следующей группе.

У этой игры есть несколько более сложных вариантов, которые могут оживить игру еще больше. Одному из партнеров завязывают глаза и только ему разрешается рисовать. А другой партнер с открытыми глазами будет управлять движениями руки "слепого" игрока. Затем происходит обмен ролями в паре.

Анализ упражнения:

— Насколько тебе удалось сотрудничество с партнером?

— Обсуждали ли вы, что именно будете рисовать?

— Как вы распределили между собой, кто какие части картины будет рисовать?

— Насколько тебе понравился нарисованный вами рисунок?

— Что было для тебя труднее всего?

— Что тебе больше всего понравилось?

— Нравится ли тебе сотрудничать с кем-либо?

— Что в первую очередь необходимо для хорошего сотрудничества?

С-6

В Толковом словаре русского языка Ушакова сквернословие определяется как «речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань».

У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика `телесного низа` и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». Сейчас мы обсудим влияние сквернословия на психологическое состояние человека.

С-7

Проблема употребления бранных слов в подростковом  возрасте становится особенно острой, ведь употребление таких слов это проявление независимости, то есть символ взрослости глазами подростка. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам. Многие подростки даже не догадываются, что сквернословие, как и хамство, оружие неуверенных в себе людей. За грубостью они порой скрывают собственную уязвимость, считая, что таким образом она их защищает, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Подростки стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии».

С-8

Рубка дров

(с 8 лет)

Цели: Эта игра помогает развлечься при всеобщей апатии в классе и переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы. Дети смогут прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и использовать ее в игре. Кроме того, крик в ходе игры поможет освежить голову и улучшить дыхание. Для игры не потребуется много места.

Инструкция: Кто из вас хоть раз рубил дрова? Кто может показать, как это делается? Как нужно держать топор, в каком положении должны находиться ноги, когда рубишь дрова?

Встаньте так, чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: "Ха!" Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь. Через две минуты пусть каждый скажет мне, сколько чурок он перерубил.

С-9

Ребята, признайтесь честно, есть ли у вас такая нехорошая привычка, ругаетесь ли вы дома, как на это реагируют ваши семья, друзья, чувствуете ли вы при этом себя комфортно, или же все-таки понимаете, что это дурная привычка, но вы не можете от этой зависимости освободиться. Обратите на себя внимание, посмотрите на себя со стороны, как вы смотритесь, когда из вас выливается тирада грязных, не свойственных человеческой природе слов? Никому не нравится, что окружающие слышат скверные слова, запоминают их, а затем и сами сквернословят, вводят эти слова в свой разговорный лексикон, привыкают к ним, и уже эти пагубные слова становятся их привычкой.

Стоит только один раз произнести эти слова, как они просто прилипают к вашей оболочке, входят в ваш круг жизни, который окружает ваше тело как коконом. Самое страшное оружие человеческого рода - это слова человека, слетающие с его языка. Мы можем возродить человека словами и можем проклясть человека, тем же самым орудием. А ведь речь человека и отличает нас от всего животного мира, возвышает нас над всей живой и неживой природой. Слова имеют свою энергию, которая не пропадает, а соединяется в определенной сфере, наполняет эту сферу и затем этой же энергией давит на человека.

Представьте себя в комнате, где кроме вас находятся и другие члены семьи, и кто-то курит, наполняет комнату дымом и все дышат этим удушающим газом. Вы и не замечаете, как ваш организм отравляется, клетки ваши съеживаются, закрываются от газов. Но вы можете и выйти из комнаты, так как дым вы ощущаете и чувствуете, вам неприятен дым. Но подобным образом и энергия сквернословия скапливается над вашей семьей, над вашим будущим родом, внедряется в ваш генетический код рода, изменяет клетки ДНК, внедряясь в них. Изменяется судьба ваша и ваших детей, потому что слова сквернословия становятся проклятием вас самих и ваших детей, и вашего будущего поколения.

Немного истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой для вступления в связь с нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с ней, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что бранить матом нельзя детей, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может, обидится, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. Это объясняется политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни.

 В конце XVIII  нецензурная  брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к «своим».

На самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумения ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Самым важным и научно подтверждённым является то, что “мат” опасен для здоровья, он способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет.

Он, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

С-10

Зимний вечер А. С. Пушкин

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

С-11

Притча «Охотник и медведь».

Охотник. Здравствуй, медведь. Как твои дела? Здоровы ли медвежата?

Медведь. Здравствуй, охотник. Спасибо, я жив-здоров, чего и тебе желаю. И детки мои здоровы.

Охотник. Слушай, медведь, приходи ко мне в гости.

Медведь. Спасибо за приглашение, охотник. С удовольствием приду.

Медведь. Здравствуй, охотник и твоя жена. Вот я и пришел к вам в гости.

Жена (мужу): Фу-у,  от него  идет медвежий дух.

Охотник. Проходи, медведь, садись.

Медведь. Нет, охотник, не рады мне здесь, уйду я.

Автор. Прошло время, снова встретились охотник и медведь.

Медведь. Охотник, ударь меня топором по голове, чтобы скорей прошла моя обида на твою жену.

Автор. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своем, и охотник нанес удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит:

Медведь. Посмотри – рана, которую нанес ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце.

Ребята, какой вывод вы сделали?

Здесь не было нецензурных слов. И все равно неприятно слышать о себе нехорошие слова.

С-12

Как же избавиться от сквернословия?
Первое
 - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.
Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает. Вот советы, которые помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище.
Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”
Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Делайте комплименты другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т.д. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей).

С-13

Борьба с сквернословием- картинки чудища- написать плохие слова, порвать

С-14

Упражнение “Дерево доброты”
Психолог
: Мы с вами посадили вот такое дерево добра. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым вы должны удобрить почву добрыми словами (дети маркером вписывают слова доброта, любовь, сострадание, здоровье, мир, дружба, милосердие).

Очень хорошо выразил М. Матусовский в своих стихах обиду и горечь нанесённую сквернословием:

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове.
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

Итоги занятия.

С-15

Ст.20 ч.1 Кодекса РФ о административных правонарушениях предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах- штраф в размере от 5 до 15 минимальных размеров оплаты труда (500-15000 руб.) или административный арест сроком на 15 суток.

С-16

Стихотворение Э. Асадова «О скверном и святом».

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое  слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и темный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как темная река.

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут все-таки при чем?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова,

И все же трудно попросту понять,

Что слово «мат» идет от слова «мать»,

Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

С17

Выводы. У того, кто сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И второй путь – путь самосовершенствования, стремления к знаниям, развитию чувства ответственности за свои мысли и поступки.Подытоживая сказанное, выведем своеобразное кредо: я - исключение, моя речь - это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России.

Ребята, изменилось ли ваше отношение к брани и нецензурщине теперь, когда вы узнали много нового об этом? Говорят дети…

С-18

Послушайте притчу и древнее стихотворение.

Притча о языке

Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!». Пришли гости — Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» — «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах — ничего нет лучше языка!» — «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» — «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну — ничего нет хуже языка!». Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

Эзоп, греческий философ

С-19

Жизнь пронесется, как одно мгновенье,
Ее цени, в ней черпай наслажденье.
Как проведешь ее — так и пройдет,
Не забывай: она — твое творенье.

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Три важных правила запомни для начала:

Уж лучше помолчать, чем вякать что попало,
Уж лучше голодать, чем что попало есть,
И лучше одному, чем вместе с кем попало.

Омар Хайям (1048 — 1122) — персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог

А для того, чтобы вам было легче справляться с этой дурной привычкой, я приготовила для вас памятки добрых слов.

С20

Спасибо за работу!

Список используемых ресурсов: 

  • Асадов Э. Сражаюсь, верую, люблю!: Стихотворения и поэмы. – М.: Художественная литература, 1983. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие на тему "Признание вины", 1-3 классы

Занятие на тему: Почему трудно признать свою вину?» На занятии решаются следующие задачи:1.                Помочь понять, что...

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся начальных классов «Конфликт и ребенок»

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы "Конфликт и ребенок". Это мероприятие можно проводить в рамках классного часа. Цель занятия: профилактика бесконфли...

Психологические занятия на развитие познавательных процессов для 1 класса

Психологические занятия на развитие познавательных процессов....

Психологические занятия на развитие познавательных процессов для 2 классов

Психологические занятия на развитие познавательных процессов...

Психологические занятия на развитие познавательных процессов для 3 классов

Психологические занятия на развитие познавательных процессов...

Психологические занятия на развитие познавательных процессов для 4 классов

Психологические занятия на развитие познавательных процессов...