" Урок народной культуры. 15 февраля – Сретение, сустретенье, громницы."
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy._sretenie.docx64.13 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Средняя школа №1 г.Михайловки»

Урок народной культуры. 15 февраля –  Сретение, сустретенье, громницы. 

Ногина Валентина Александровна

Учитель начальных классов

г.Михайловка,2016г

Цель: воспитание любви к родному краю  через обогащение знаний о его истории.

Задачи:

  • Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.
  • Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
  • Способствовать развитию у детей навыков познавательной, творческой деятельности.
  • Выработка умений по проведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  • Развивать у детей эмоциональное восприятие  глубокой старины, воплощая его в пословицах, загадках, песнях.

Оформление: Православные праздники (стенд)
Первая встреча весны – Сретенье
Масленица -  2-я встреча Весны
Благовещенье (всегда 7 апреля) -3-я встреча Весны

Сценка Симеон Богоприимец.


Птолемей (со свёрнутым свитком в руках)


Я – царь Египта Птолемей.
Я всем известный книгочей.
Книги, что храню я в свитках,
Мне златых дороже слитков.
Велика библиотека,
Что я накопил от века.
День без книги праздно прожит,
Книга знанье моё множит.
Как я слышал от людей,
Жил на свете иудей
Авраам с женою Саррой,
Ветхий сам с женою старой.
Не было детей у них,
Бог же внял молитвам их –
И послал им сына Бог,
Сам придя на их порог,
Попросившись на постой
В виде Троицы Святой
Дивных Ангелов прекрасных,
Среброкрылых, лепогласных.

Ангел:

Ангелы сказали так:
Сын родится Исаак.
Сарра праведной была,
Исаака родила,
Хоть и ветхою была –
Дивны Господа дела!
И такая Книга есть,
Где могу про то прочесть.
Я великий книгочей.
Пригласил я толмачей,
Чтоб они мне, как могли,
Книгу Книг перевели.

                                                 

                                                   (Входит Симеон, кланяется)

Птолемей: Переводчик, Симеон!
Будешь щедро награждён
Ты с другими мздой богатой:
Ты толмач семидесятый.
Часть свою из Книги Книг
Мне на греческий язык,
Будь так добр, переведи.
С Богом начинай, иди!
                                                        (Отдаёт ему свиток)

Симеон (берёт свиток): Богу послужить я рад
Без твоих, о царь, наград!
     

(Птолемей уходит, Симеон остаётся, берёт гусиное перо, зажигает свечу, садится)

Симеон: Всё могу я перевесть,
Есть талант, и опыт есть,
Лишь бы Небо помогло,
Заострить моё стило!
           

         (Пока он разворачивает свиток, к нему сзади потихоньку подходит Ангел)

Симеон: Что за Книгу я открыл?
Сказано такое диво,
Будто Сына родит Дева
Именем Эммануил.
«С нами Бог!» то Имя значит.
Но сказать надо иначе,
Здесь ошибка мне видна:
Нет, не Дева, а Жена.

           

             (Симеон пытается пером исправить текст, Ангел удерживает его за руку)

 

Ангел:

Симеон! О дерзновенный!
Стих ты богодухновенный,
Вижу, чуть не изменил!
Не пиши Жена, но Дева
Родит Сына – всем на диво –
Именем Эммануил.
Всем на диво, во спасенье
Всех людей, во искупленье
Всех грехов, для воскресенья
В Царстве Божьем всех людей,
Кто идти за Ним восхочет,
Веру кто в Него упрочит,
Всяк – не только иудей!
Ты же за своё сомненье,
Будешь смерти ждать с томленьем,
Много-много лет и дней.
Жди же ты Богоявленья,
Рождества, Его Рожденья!
Этот день ещё далече –
Жди ты Сретенья, жди Встречи
С Самым Дивным из детей.

                                                               (Ангел уходит)
    Симеон: (заложив руки со свитком и пером за спину, начинает ходить по кругу,    с каждым кругом, становясь всё более согбенным)

Годы мне легли на плечи.
Жизнь красна, но тяжела.
Где же жизни моей вечер?
Дивны Господа дела!
Где же жизни моей вечер?
Жаждой смерти я томим.
Боже, как я жажду Встречи
Со Спасителем моим!
Где же жизни моей вечер?
Жаждой смерти я томим.
Боже, как я жажду Встречи
Со Спасителем моим!

           

     (К нему сзади подходит Ангел, касается его плеча, Симеон оборачивается)

Ангел: С Вестью я пришёл Благою –

Дева Сына родила!
И пришёл я за тобою –
Дивны Господа дела!

Ты Младенца восприимешь,
Ты Его увидишь сам!
И одежды мира снимешь –
Поспешим скорее в Храм!
     

Ведущий: Сегодня на очередном уроке народной культуры мы поговорим о Празднике Сретения Господня, отмечаемого 15 февраля (по старому стилю – 2 февраля). Он  относится к числу великих двунадесятых праздников Православной Церкви. В восточных странах Сретение известно с IV в., а на Западе – с V в.

 На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече, которая произошла на 40-й день после Рождества Христова. В тот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней (если девочка —  80) было запрещено входить в храм. Ей следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву: благодарственную — годовалого ягнёнка, и  во оставление грехов — голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, потому что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Однако из смирения и дабы исполнить закон, она пришла в храм. Очистительной жертвой Богородицы стали 2 голубка, поскольку семья была бедной. 

В храме Богородицу и Иосифа встретил праведный Симеон, один из переводчиков Священного Писания  Ветхого  Завета с иврита на греческий язык. По-древнееврейски Симеон означает «слышание». Будучи молодым, он трудился над переводом книги пророка Исайи, усомнился в предсказании о том, что Христос родится от земной женщины. Он даже хотел исправить текст, но в это мгновение Симеону явился ангел и сказал, что за его сомнение он не умрет до тех пор, пока своими глазами не увидит Спасителя.

Обратив взор на Младенца, праведный Симеон понял, что это и есть долгожданное чудо. Святой взял его на руки и сказал следующие слова: «Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов…».

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова. Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля.

По свидетельствам истории, с 544 г. в Византии было принято решение отмечать Сретение Господне более торжественно, т.к. на страну один за одним обрушивались несчастья: природные катаклизмы, неизвестные болезни, уносившие по несколько тысяч человек в день. Христианам было знамение, после которого они торжественно совершили всенощное бдение и крестный ход, и вскоре бедствия прекратились, а в благодарность Богу Сретение стало отмечаться с большими почестями.

С V в. на Востоке укоренились наименования праздника: «праздник Встречи» (Сретение), а на Западе он назывался «праздником Очищения» до 1970 г., позже «Праздник Жертвования Господнего».

В Римско-католической церкви праздник Очищения называется светильник, праздник Божией Матери Громничной (праздник Огненной Марии, Громницы).

В России после 1946г. в требниках стали печатать Чин освящения свечей на Сретение Господне, и это было связано с переходом из унии населения областей Западной Украины и Белоруссии. Обычай освящать церковные свечи перенесён в Православную церковь от католиков в XVIIв., когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий».  Эти свечи назывались громницами.

Обряд освящения свечей на сретенской службе восходит к древнему обычаю Римской Церкви совершать процессии с зажженными свечами или факелами в праздник Сретенья. В сретенских молитвенных песнопениях содержится просьба христиан о том, чтобы горящие свечи своим светом разогнали мрак ночи и незнание в наших душах. Сретенская свеча – символ просвещенности и благословления души Святым Духом. Её крутили из воска, собранного с 8-10 крестьянских дворов.

Звучит песня «Ныне отпущаещи…»,  на экране икона с изображением Сретения Господня

Главной святыней Сретения Господня является икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение: на всех иконах Сретения ключевым действием является изображение передачи Пречистой Девой Младенца на руки Симеону, при этом за спиной её – праведный Иосиф, который держит в руках несколько голубей, а позади всех – пророчица Анна. Это была встреча не только святого Симеона с чудом, которого он ждал всю жизнь, но и встреча Спасителя со всем миром.

Богоматерь изображена стоящей на облаке с 7-ю пронзившими сердце мечами: по 3 справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число 7 означает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни. Иногда образ пополнен изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца.

Ученица: Ветер, весенний предтеча,

Развеял снежные сны.

Сретение — первая встреча —

Встреча зимы и весны.

Оттепель. Капает с крыши,

В полдень запел петушок.

Кажется, где-то слышен

Весны золотой рожок!

Учитель1: Праздник Сретение приходится на середину февраля и считается в народе первой встречей зимы и весны. В середине февраля уже чувствуется дыхание близкой весны: случаются оттепели, звенят первые робкие капели, оседают сугробы, радостно чирикают воробышки.

По этому празднику определяли сроки начала весенних полевых работ. О чём свидетельствуют народные приметы:

На Сретенье — зима с весной и летом повстречались.

Какова погода на Сретение — такова весна будет.

Покров - не осень. Сретенье - не зима. На Сретенье кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает, т.е. ждали ещё морозов.

Если на Сретение будет оттепель — к ранней теплой весне.

На Сретение снежок — будет затяжная и дождливая весна.

Если холода придут — жди весну позднюю  и  холодную.

Если курица напьется у порога воды — весна будет ранняя и теплая.

Солнце на лето, зима на мороз.  При этом примечали: если солнце перед закатом выглянет сквозь облачную наволочь, то прошли последние морозы; если же солнце вовсе не покажется — ожидай строгих власьевских морозов 24 февраля.

Если на Сретенье напьется петух воды - наберется пахарь беды, т.е. зима затянется. Если с вечера в канун Сретения небо будет усеяно звездами, то и весна пожалует позднее обыкновенного.

От имени праздника Сретения в народе последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются Сретенскими.

Учитель 2: В этот день особенно заботились о домашней птице, скотине, семенном зерне и плодовых деревьях. О чём свидетельствуют народные поговорки:

Если в Сретенье метет снег, то хлеб уродится, а если будет тихо и красно, то летом будет хорош лен. 

На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних.

На Сретение капель — урожай пшеницы.

На Сретенье ветер  — к плодородию фруктовых деревьев. Считалось, что ветер отряхивает нечисть с деревьев, что должно обеспечить урожай фруктов. В связи с этим был распространен обычай после сретенской заутрени  трясти руками фруктовые деревья. Обязательно белили стволы плодовых деревьев, чтобы уберечь их от солнечных ожогов в марте.

Корми в сретенье кур овсом — весной и летом будешь с яйцом. В этот же день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы они были яйценоскими. 

Крестьяне обычно в этот день делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами затягивали пояса.

Ведущий: Ходили в народе поверья и обычаи: 

Сретенская оттепель напоминала рачительному хозяину, что пора начинать починку сельскохозяйственного инвентаря. Для этой работы отведен был в народном календаре специальный день - следующий за Сретением (16/3 февраля) и назывался Починки.

В Починки день встает чуть свет - чинит сбрую летнюю да борону столетнюю.

Починки – по сохе поминки.

В этот день начинали готовить семена для посева, осматривали сбрую, начинали выгонять скотину из хлева в загон - для разминки и пригрева.

В день Починок варили особое кушанье – «саломату», которую ели всей семьей после осмотра сараев и конюшен: «Приехала саломата на двор, разминай Починки».

А ещё пекли блины, круглые, золотистые – они символизировали Солнце, этим призывали его возвращение. Также  пекли баранки или печенье в виде животных,  кормили ими домашний скот, чтобы предохранить от болезней.

Сретенская вода из снега считалась средством от недугов и жизненных напастей. Особенно ценилась стекающая с крыш талая вода. На этой воде замешивали тесто и делали коржи, которые давали при болезнях людям и домашним животным.

Освященную в этот день в церкви воду давали пить умирающему, а также пользовали ею тяжело больных. Этой же водою окропляли  отправляющихся в путь.

На Сретенье крестьяне обходили свои дома с иконой Сретения Господня или Спаса. При внесении иконы в дом после обхода вся семья становилась на колени и молилась: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас».

Широко распространено было поверье о том, что нельзя ездить в дальний путь на Сретение: могут приключиться по дороге всякие напасти.

В Сретение свечам-громницам в народе приписывалась способность отгонять бесов, гром и молнию, дождь и град. Зажжённую на праздничной службе свечу нужно было нести до дома. Считалось, что у кого свеча не потухнет, а так же у кого на руки не упадёт 3 капли воска, тот будет весь год счастлив.

Во время грозы, во избежание удара молнией, старались зажечь громницу.

Сретенскую свечу давали в руки умирающим, чтобы отогнать нечистую силу.

Крестьяне  в праздник поджигали друг другу крестообразно волосы, считая, что это помогает от головной боли

Крестьяне возвращались из церкви с зажженной «громницей» и гадали по ней, а также совершали обряд обнесения: хлеба и свечи вокруг стола.

Сретенскими свечами-громницами отгоняли лихоманок.

Лихоманки демоны болезни в облике женщин. Это 12 крылатых сестер, чахлые, заморенные всегда голодные девы, иногда даже слепые и безрукие с говорящими именами Трясея, Огнея, Озноба, Гнетея, Грудица, Глухея, Лонея (Костоломка), Пухнея, Желтея, Корчея,  Глядея и, наконец, Невея всем лихорадкам старшая сестра. Считалось, что лихорадки томятся в подземельях в цепях и вылетают лишь тогда, когда им удается избавиться от оков. Они вселялись в людей и начинали их трясти, расслаблять суставы и ломить кости. Измучив одного человека, лихорадка переходила в другого. Она целовала жертвы, и от прикосновения ее уст человек тут же заболевал. У кого губы обметаны болезнью, о том в народе говорят: «Лихоманка поцеловала». Славяне верили в существование 12 сестер-красавиц — весенних лихоманок и 12 костлявых старух лихоманок осенних.

В день Сретения наши  предки поклонялись Солнцу: совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную из соломы – так называемую, Ерзовку. Она олицетворяла собой Дух Огня и бога Любви. Её украшали дарами и подношениями – цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, люди обращались к ней с просьбами о благополучии и процветании. Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. А влюбленные обращались к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме.

Игровая программа «Сретенье — зима с весной встретились».

Учитель 1: Однако Сретение в традиционном сознании связывалось с представлением о том, что в этот день происходит встреча зимы и лета. Крестьянские дети с утра обращались к солнышку и просили его поскорее взойти, и весну принести. Если оно проглядывало через тучки, то дети радостно сообщали всем о состоявшейся встрече зимы с весной. Дети утром окликали солнце, чтобы скорее взошло, весну принесло.                                           

Дети поют заклички:

1.Мороз красный нос, вот тебе хлеб и овёс.
А теперь уходи подобру-поздорову.

2.Весна, Весна Красна!
Приди, Весна, с радостью,

С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.

3.Весна-красна! На чем пришла?
На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочке,
Ржаном колосочке
Весна-красна! Что ты нам принесла?
Красное летечко.
4. Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
С весною красною вернись!
Красно солнышко,
В дорогу выезжай
Зимний холод прогоняй!

Ведущая. Давайте теперь все вместе весну, да солнышко позовем, для этого песенку споем!
                                                   Дети и гости  поют, приговаривают.

Закличка: «Солнышко-ведрышко…»

Солнышко-ведрышко, выгляни, красное, из-за царь-горы!
Выгляни, солнышко, до вешней поры!
Видело ль ты, ведрышко, красную весну?
Встретило ли, красное, ты свою сестру?
Видело ли, солнышко, старую ягу.
Бабу ли ягу - ведьму зиму?

Учитель 2: В народе праздник Сретенье издавна воспринимался, как первая встреча весны, когда «зима с весной встретились», «старая зима с молодой весной борются». На Руси устраивали игрища -«зимоборы», когда сходились молодцы на борьбу силой помериться, а народ – посмотреть.

Игра-конкурс «Лопни шар» одним нажатием (мальчики)

Учитель1: Сегодня праздник — Сретение или Встречение. Сегодня зима с весной  встречаются, борются. Кто победит, тому и идти вперёд.

На сцену под музыку выходит Зима и 2 Снежинки (танцуют танец снежинок)

Зима: Здравствуйте, ребята. Это я, Зимушка-Зима, в гости к вам пришла.

Учитель 1: Зима, где ты была?

Зима: В мешке стужу несла,

На землю холод трясла.

У реки гостила,

Во всю реку мост мостила.

У избы побывала,

Окна все разрисовала.

По полям, лесам ходила

Белой шубой всё накрыла,

Дороги снегом замела

И сугробы нагребла.

Учитель 2: Сегодня зима с весной встречаются, борются, кто одолеет, тому идти вперёд.  И в наше время в это праздник устраиваются народные гуляния. Люди поют песни, танцуют, водят хороводы.

Зима: И я хочу вас пригласить в хоровод, который называется «Зимушка проходит».

Дети с зимой водят хоровод.

1. Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит, (Идут по кругу,  руки подняли высоко вверх)

Люли, люли, проходит. (2 раза) (Хлопают в ладоши, повернувшись в круг)

2. Снег и холод прочь уводит,

Весну красную приводит, (Идут по кругу, руки опускают до земли)

Люли, люли, приводит.  (2 раза) (Хлопают в ладоши, повернувшись в круг)

3. Встает солнышко пораньше,

Светит красное подольше, (Идут по кругу, Руки подняты вверх к солнышку)

Люли, люли, подольше!  (2 раза) (Хлопают в ладоши, повернувшись в круг)

4. Теплый луч на снег бросает,

От него снежок растает, (Идут по кругу,  руки вперед вкруг, приседают по ходу)

Люли, люли, растает!  (2 раза) (Хлопают в ладоши, повернувшись в круг)

5. Почернеет на дорожках,

Побежит ручьем в канавках, (Идут по кругу,  бегут крест на крест)

Люли, люли, в канавках.  (2 раза) (Хлопают в ладоши, повернувшись в круг)

6. Прощай, саночки-саночки,

Наши зимние дружочки, (Идут по кругу, разошлись на расстояние)

Люли, люли, дружочки!  (2 раза) (Хлопают в ладоши, повернувшись в круг)

7. Прощай, зимушка-старушка,

Ты, седая холодушка, (Идут по кругу, сходятся к центру) 

Люли, люли, холодушка!  (2 раза)

( Хлопают в ладоши, повернувшись в круг)

Учитель 1: Недаром говорят: «Зима весну пугает, да все равно тает!» А где же весна? Давайте позовём её, ребята.

Все: Приди к нам, весна!

Звучит музыка. Выходит Весна, красивая, нарядная, в венке из цветов, с зелёной ветвью в руках, с нею 2 девочки-веснянки в цветастых платьях, в веночках, (танцуют танец).

Весна:  Здравствуйте, ребята!

Здравствуй, Зимушка-Зима!

Здравствуйте, Снежинки!

Зима: Весна, давай устроим соревнование и узнаем, кто из нас сильнее  сейчас. А помогут нам ребята.

Весна: Правильно! Ребята, вы же мне поможете лютую зиму побороть?

Зима: Кто знает приметы зимы? Снежинки, помогите! Приметы назовите.

Зима снежная — лето дождливое.

Зима морозная — лето жаркое.

Зимой собаки валяются — будет метель.

Воробьи чирикают — будет тепло.

Весна: А мои друзья знают весенние приметы? Веснянки, помогите. Приметы назовите.

Весной дождь — много хлеба.

Весной сверху печёт, снизу морозит.

Весна и осень на дню погод восемь.

Зима:  А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки на зимнюю тему, попробуйте их отгадать:

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Бело-коса, белолица.
Как махнула рукавом
Все покрылось серебром.
(Зима и зимние месяцы).

Растёт вниз головой,

Не летом растёт, а зимой.

Солнце припечёт,

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Старый дед во сто лет

Мост помостил на всю реку,

Молодая пришла,

Весь мост размела. (Мороз, лёд, весна)

 

        

Летит – молчит, лежит – молчит,

Когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)

 Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей
(Снеговик).

Весна: А теперь мои отгадайте-ка!

Была белая да седая,

Пришла зелёная да молодая. (Зима и весна)

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?  
(Март).

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (Апрель)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.
(Подснежник).

Учитель 2: Ребята, в этот праздник не только пели песни, танцевали, водили хороводы, но и играли в различные игры и забавы.

Весна: Я вас приглашаю сыграть в игру, которая называется  «Заря-заряница»

1 вариант. Весна держит обруч с лентами, за концы которых берутся дети. Они идут по кругу и поют:

Заря-заряница,

Красная девица.

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Водящий в это время идет в противоположном направлении за спинами детей. Когда песня заканчивается, он дотрагивается до плеча ребенка, возле которого остановился. Дети говорят:

«Раз, два, три, не воронь,  Беги как огонь!»

Водящий и выбранный им ребенок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым возьмется за ленту.

2 вариант. Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!

С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется.

Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.

3вариант. Выбираются 2-е водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют:

Заря-заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

Зима: Скоро мне прощаться с вами
Весна: Ну а мой придет черед
Зима: Потому что происходит
Весна: Так, ребята, каждый год!
Зима: На прощанье поиграем
Весна: Встанем в дружный хоровод
Зима: Водим хоровод Зимою
Весна: И ведем его весною.

Ведущая: Все скорей вставайте в круг,
Чтобы всем хватило рук,
Чтоб хватило места всем,
Встанем рядышком совсем!

Игра –хоровод «ВПЕРЕД  4  ШАГА»  (Игра повторяется несколько раз, с каждым разом ускоряется)
Вперёд  4  шага, назад  4  шага -
кружится, кружится наш хоровод.
Ножками потопаем, ручками похлопаем,
Глазками помигаем, а потом попрыгаем!.

Ведущая: Все садитесь по местам
Дарим мы подарки вам!
Зима: сосульку от зимы
Весна: и печенье от весны.

ЗИМА И ВЕСНА ДАРЯТ ДЕТЯМ СЛАДКИЕ ПОДАРКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»

Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной  культуре.Задачи исследования:Познакомит...

Мастер-класс Интегрированный урок по курсу «Истоки» и предмету «Народная культура» в 4 классе

Тема. Традиции дела. Ремесленники. Народные промыслы РоссииЦель урока: познакомить детей с русскими народными промыслами, наполняя категорию «традиции дела»Ход урока.1.     Организ...

Уроки народной культуры. Масленица.

В программу внеклассной работы «Уроки народной мудрости» по изучению народной  и православной культуры, органично вливающуюся в учебный материал  и систему внеклассной деятельности, ...

Уроки народной культуры. Масленица.

В программу внеклассной работы «Уроки народной мудрости» по изучению народной  и православной культуры, органично вливающуюся в учебный материал  и систему внеклассной деятельности, ...

Развитие языковой культуры с использованием элементов народной культуры и краеведческого материала

Слово- истина, нерукотворное хранилище исторической памяти. Слово связывает  все поколения.  Еще в первой половине 21 века В. Гумбольдт высказал  мысль, что «язык –  живая деятельн...

Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"

Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....

Программа интегрированного курса обучения по народной культуре "Народный календарь - месяцеслов"

Программа расчитана на изучение истории наших предков, их обычаев и традиций....