Программа. Уроки здоровья
материал ( класс) на тему

Светлана Викторовна Лаптева

Программа внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_zdorovya.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Виткуловская средняя общеобразовательная школа  

Принято на                              Согласовано                                             Утверждаю

пед. совете                               Зам. директора по ВР                              Директор школы

№ 22                                         _____________                                         _____________

от 30.08.2013 г.                       К. М. Шапкина                                         А. А. Пронин

                                                  30.08.2013 г.                                             Приказ № 110

                                                                                                                     от 30.08.2013 г.

                 

                                                                 

 

Программа  внеурочной деятельности

«Уроки здоровья»

Срок реализации: 2013-2017 учебный год

Возраст детей: 6-10 лет

 

Учитель: Лаптева С. В.

 

 

с. Виткулово

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлены состоянием здоровья школьников и теми масштабными задачами в решении этой проблемы, которые ставятся в ежегодных посланиях Президента, различных правительственных программах по модернизации процесса образования, президентской инициативе «Наша новая школа», в Концепции новых федеральных образовательных стандартов.

         В основу предлагаемой программы положена разработанная авторами и широко апробированная на территории Нижегородской области и других территориальных образований РФ программа «Уроки здоровья и ОБЖ (1-4)». Положенный в основу этой программы аксиолого-компетентностный подход и вариативность форм её использования в школьной практике полностью отвечают требованиям нового ФГОС для начальной школы, а деятельностная парадигма, на которой построена содержательная основа программы, - основной концепции ФГОС общего образования.

         Программа «Разговор о здоровье» направлена на достижение общих целей воспитания младших школьников – формирование в процессе внеурочной деятельности мировоззренческо-ценностных ориентиров на здоровье, здоровый образ жизни и устойчивые модели поведения в природной и социальной среде. Этому способствует интегрированность содержания программы, её преемственность с основными учебными дисциплинами начальной школы, а также использование при проведении занятий деятельностного подхола, что и позволяет  осуществять новую образовательную парадигму, способствующую накоплению у учащихся «эмпирического опыта» в вопросах здоровья и здорового и безопасного образа жизни, который будет востребован ими в дальнейшей жизни и относится к категории общей культуры здоровья.

         Программа предполагает организацию занятий на основе диалогового общения учителя и ученика, чему способствуют современные педагогические технологии. В разработанных методических рекомендациях предложено широкое использование игровых и проблемных ситуаций, элементов тренинговой формы, «мозгового штурма», различных видов совместной работы, что позволяет каждому ученику приобретать собственный положительный конструктивный опыт в решении «модельных» ситуаций и проблем, который в дальнейшем будет полезен ему в реальной жизни. В ходе такой подготовки стремление к здоровью у ребёнка становится естественной потребностью жизни, а не результатом следования целому ряду «запретов».

         Главной целью данной программы является формирование у младших школьников понимания здоровья как гармонии своего внутреннего мира, его биологических, социальных и духовных начал. А также гармонии взаимодействия с миром внешним – природной и социальной средой – через получение практических навыков такого взаимодействия. В контексте этой цели интеграция, преемственность, опора на содержательные ресурсы таких образовательных областей, как обязательные предметы естественнонаучного цикла и основы безопасности жизни, становится естественной необходимостью, направленной на становление общемировоззренческих позиций личности.

         В программе внеурочной деятельности по культуре здоровья  ведущими являются ценностно-развивающие цели, средствами достижения воспитательного и развивающего  эффекта которых выступают конкретные знания. Цели внеурочной деятельности этого направления сформированы через конечный результат, выражающийся в деятельности учащихся.  

         При этом оценка результатов реализации программы в отношении младших школьников не должна носить традиционного характера, поскольку главным результатом её являются практические навыки детей, их умение принимать решения в пользу своего здоровья и оказывать первую помощь в сложных критических ситуациях, связанных с угрозой здоровью или жизни. Для оценивания можно практиковать проигрывание модельных ситуаций, групповые работы по решению проблемных ситуаций и т. п. Образцы таких диагностических приёмов предложены в соответствующих методических рекомендациях.

         Кроме приобретения младшими школьниками важных социальных практических навыков наиболее  важным результатом  программы можно считать изменение взглядов и представлений  обучающихся о своём здоровье и способах его сохранения и преумножения, то есть формирование определённых ценностно-мировоззренческих установок на здоровье и здоровый образ жизни. Эти результаты возможно оценивать посредством различных вариантов анкетирования, которые также приводятся в методических рекомендациях.

          Очень важным представляется. Чтобы сам ученик видел своё развитие и свои достижения в вопросах здоровья. Поэтому желательно, чтобы он с самого начала работы по данной программе вёл собственный «дневник здоровья», в котором фиксировал свои впечатления и самочувствие, выполнял задания, заполнял анкеты, строил результативные графики и диаграммы.

ЦЕЛЬ КУРСА

Формирование у учащихся понимания здоровья как гармонии своего внутреннего мира, его био-, социо- и духовных начал, а также гармонии взаимодействия с миром внешним - природной и социальной средой через получение практических навыков такого взаимодействия.

ЗАДАЧИ КУРСА

1. Познакомить с основными правилами вежливости и уметь использовать их в жизни.

2. Формировать у ребёнка потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.

3. Способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

4. Дать знания из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии, гигиены.

5. Дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам.

6. Показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни.

7. Учить оказывать простейшую помощь себе и тому, у кого возникли проблемы со здоровьем.          

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

1 класс

Название модуля

Образовательные цели

Мировоззренческие (воспитательные)

Развивающие

Учебные

1

Я и школа.

Учащиеся понимают, что вежливость, добро-желательность и уваже-ние друг к другу:

- позволяют им поддер-живать эффективный контакт с окружающи-ми;

- способствуют хорошей дружеской атмосфере;

- эмоциональному здо-ровью.

Учащиеся определяют, какие слова и выражения необходимо знать для поддержания коммуни-кативных контактов:

- со сверстниками;

- со взрослыми.

Учащиеся узнают, как:

- правильно приветство-вать друг друга, учителя;

- обращаться с вопросами;

- поддерживать контакт со сверстниками и взрос-лыми.

2

Что такое здоровье.

Учащиеся понимают:

- здоровье – важный по-казатель благополучия человеческой жизни;

- здоровье – одна из цен-ностей человеческого бытия;

- каждый человек ответ-ствен за свое здоровье.

Учащиеся:

- характеризуют призна-ки физического и душев-ного здоровья;

- называют основные правила личной и обще-ственной гигиены;

- приводят примеры из своего жизненного опы-та.

Учащиеся узнают:

- что здоровье – свойство их организма;

- что можно говорить о здоровье физическом и душевном;

- знакомятся с основными правилами личной и об-щественной гигиены.

3

Мир вокруг и я.

Учащиеся понимают ва-жность бережного отно-шения:

- к своему здоровью;

- к здоровью природы.

Учащиеся:

- определяют, что знания об окружающем мире они получают с помо-щью органов чувств;

- объясняют правила без-опасного поведения на улице, на воде.

Учащиеся узнают:

- о своем единстве с окру-жающим миром (приро-дой и социумом);

- как с помощью органов чувств они познают то, что их окружает;

- знакомятся с правилами безопасного поведения в окружающем мире.

4

Дыхание и жизнь.

Учащиеся понимают ва-жность бережного отно-шения:

- к чистоте воздуха;

- к зеленым растениям – главному богатству при-роды;

- к источнику здоровья физического и духовно-го.

Учащиеся:

- описывают, как проис-ходит дыхание;

- называют состав вдыха-емого и выдыхаемого во-здуха;

- определяют источники происхождения кислоро-да на Земле;

- объясняют основные правила гигиены дыхания.

Учащиеся:

- узнают, что дыхание – это основное свойство всего живого;

- знакомятся с принципа-ми и гигиеной дыхания.

5

Хотим быть здо-ровыми – действуем.

Учащиеся понимают:

- сохранение и приумно-жение собственного здо-ровья требует опреде-ленных знаний о нем;

- безопасное поведение связано с приобретении-ем определенных уме-ний;

- оказание первой помо-щи себе и окружающим возможно при опреде-ленных навыках.

Учащиеся:

- характеризуют способы общения с людьми;

- сравнивают общение со знакомыми и незнакомы-ми людьми;

- объясняют, как можно передать свои знания о здоровье другим людям в виде совета или оказа-ния практической помо-щи.

Учащиеся узнают, что:

- теоретические и практи-ческие знания, которые они приобрели на уроках, можно использовать для сохранения и укрепления физического и духовного здоровья;

- знания можно передать другим людям в виде со-вета или практической по-мощи.

2 класс

Название модуля

Образовательные цели

Мировоззренческие (воспитательные)

Развивающие

Учебные

1

Еще раз вспомним, что такое здоровье.

Учащиеся понимают, что здоровью человека способствуют доброже-лательное общение, без-опасное поведение, знания о своем организ-ме; что образ жизни зна-чительно влияет на здо-ровье человека и зави-сит от него самого.

Учащиеся характеризу-ют здоровье как интегра-льную функцию организ-ма; называют основные факторы, которые могут влиять на здоровье.

Учащиеся повторяют, что понимается под термином «здоровье»; формулируют понятия о физическом и душевном здоровье; узна-ют, какие факторы влияя-ют на состояние здоровья.

2

Питание и жизнь.

Учащиеся понимают, что от правильного пи-тания зависит здоровье человека; что соблюде-ние правил здорового питания позволяет избе-жать тяжелых заболева-ний.

Учащиеся характеризу-ют значение функции питания для организма человека; называют ос-новные группы продук-тов, которые необходимо употреблять в пищу; ха-рактеризуют основные правила здорового пита-ния; объясняют основ-ные правила гигиены пи-тания.

Учащиеся узнают, что фу-нкция питания – это одно из основных свойств все-го живого; знакомятся с основными правилами ра-ционального питания, с принципами гигиены пи-тания и сохранения про-дуктов.

3

Движение и жизнь.

Учащиеся понимают, что движение – это ос-нова жизни и долголе-тия; что необходимо следить за осанкой смо-лоду, чтобы сохранить здоровье; что необходи-мо быть осторожным при двизательной актив-ности, чтобы избежать тяжелых травм.

Учащиеся называют ос-новные элементы двига-тельной системы челове-ка; объясняют, как в ор-ганизме образуется энер-гия, необходимая для осуществления движе-ния; знают различные виды физической актив-ности, необходимой для сохранения здоровья; на-зывают основные заболе-вания двигательной сис-темы.

Учащиеся узнают, что движение – это одно из основных свойств всего живого; что человек осу-ществляет функцию дви-жения с помощью мышц, костей, суставов, нервов и мозга; что различные ви-ды физической активнос-ти (игры, спорт, физичес-кая работа) способствуют укреплению здоровья.

4

Развитие и жизнь.

Учащиеся понимают, что жизнь на Земле не прерывается потому, что одно поколение сменяет другое; что нормальный рост и развитие ребенка обеспечивают ему здо-ровье в будущем; что необходимо беречь и ра-звивать резервы своего организма, чтобы сохра-нять и умножать свое здоровье; что умение правильно общаться с другими людьми спосо-бствует эмоционально-му здоровью.

Учащиеся называют ос-новные требования, вы-полнение которых необ-ходимо для нормального роста и развития ребен-ка; дают определения по-нятий «рост», «разви-тие», «резервы организ-ма»; объясняют правила общения с другими лю-дьми.

Учащиеся узнают, что ра-звитие присуще всему живому, и в том числе че-ловеку; что жизнь челове-ка начинается с момента рождения; что развитие связано с ростом; что для нормального развития и роста требуются полно-ценное питание, контакты с окружающим миром с помощью органов чувств и речевое общение с ним; что каждый человек мо-жет развить свое тело и душу благодаря резервам своего организма.

5

Хотим быть здо-ровыми – действуем.

Учащиеся понимают, что сохранение и укреп-ление здоровья требует определенных теорети-ческих и практических знаний о нем; что оказа-ние помощи себе и ок-ружающим возможно при владении опреде-ленными навыками; что умение общаться с окру-жающими способствует хорошей дружеской ат-мосфере и эмоциональ-ному здоровью.

Учащиеся называют наи-более важные знания о здоровье, которые они получили на занятиях; разрабатывают проекты, которые помогут пере-дать эти знания другим людям.

Учащиеся узнают, что те-оретические и практичес-кие знания, которые они приобрели на занятиях, можно использовать для сохранения и укрепления физического, эмоциональ-ного и духовного здоро-вья; что знания о здоровье можно передать другим людям в виде совета или практической помощи.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная программа для 1-4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;

• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

• формирование первоначальных представлений о значении здорового образа жизни для укрепления здоровья человека (физического, социального, духовного и психического), о его позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

• овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.).

ПРОГРАММА КУРСА

Первый год обучения     

1. Я и школа (3 ч).     

Знакомство. Как взаимодействовать и контактировать друг с другом, с учителями в стенах школы. Мои интересы и здоровье.

2. Что такое здоровье (8 ч).

Здоровье, от чего оно зависит. Основные факторы здоровья и их взаимосвязь. Здоровье тела и души. Здоровье и природа. Здоровье и общество. Образ жизни и здоровье.

Нездоровье и болезнь. Какие бывают болезни, причины, их вызывающие Что нужно знать, чтобы избежать инфекций. Основные правила личной гигиены: умывание, чистые руки, носовой платок, чистые зубы, баня, душ.  Основные правила общественной гигиены: чистота жилища, улиц, чистота воды, воздуха и почвы.

3. Мир вокруг и я (10 ч).

Как я воспринимаю окружающий мир. Мои чувства, как они возникают. Органы зрения, слуха, осязания. Обоняния и вкуса. Как чувствуют животные. Нервная система, зачем она человеку. Гигиена зрения, слуха и других органов чувств. Почему надо заботиться о зрении. Близорукость и дальнозоркость. Почему

вреден шум, громкие звуки и громкая музыка. 

Адаптация к условиям природы. Что такое погода, климат? Закаливание организма. Спорт. Игры на свежем воздухе. Как играть на улице, во дворе. Основные правила дорожного движения. Ты и транспорт.

Купание. Правила безопасности на водоёмах зимой и летом. Как при этом не попасть в беду. Как оказать первую помощь.

Я и мой внутренний мир. Как я устроен. Мышцы и скелет. Что такое правильная осанка. Мой мозг и моя душа. Я – личность. Основные качества личности (эмоции, душевные качества, деловые качества, образованность). Какой я сейчас, каким стану. Мои решения – моя будущая жизнь.             

4. Дыхание и жизнь (8 ч).

Дыхание – основное свойство всего живого. Чем мы дышим? Как мы дышим, как дышат животные и растения. Чистый воздух – это здоровье. Режим и правила дыхания. Как дышат девочки и мальчики. Дыхательные упражнения. Правильно ли мы дышим? Какие опасности угрожают дыханию? Как помочь человеку в беде, если он потерял дыхание. Способы искусственного дыхания.

Чистый воздух и инфекционные болезни. Почему вредна пыль дома и на улице. Проветривание помещений. Гигиена жилища (влажная уборка). Как сохранять чистый воздух. Лёгкие и чистота.            

5. Хотим быть здоровыми – действуем (8 ч).

Знаешь, как быть здоровым, - расскажи своим близким. Помоги другим советом, добрым делом, своими знаниями. Как нужно это делать? Правила общения с товарищами, друзьями, взрослыми. Знакомые и незнакомые люди. Как себя вести среди людей. Стоит ли безоглядно доверять незнакомым людям? Что такое осторожность? Как вести себя и взаимодействовать на «Уроках здоровья».           

Второй год обучения     

1. Еще раз вспомним, что такое здоровье (2 ч).

Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым. Что такое здоровье, и от чего

оно зависит.

2. Питание и жизнь (11 ч).

Зачем мы едим? Кто и что употребляет в пищу. Значение питания для человека. Заболевания, обусловленные неправильным питанием. Разнообразие в пище. Почему нужно употреблять разнообразные продукты. Что такое рацион? Основные правила здорового питания: сохранение нормального веса; уменьшенное количество жиров, сахара и соли. Твое здоровье определяется тем, что ты ешь, или рациональное питание. Гигиена продуктов питания. Свежие и несвежие продукты. Консерванты и здоровье. Ядовитые ягоды и грибы. Пищевые отравления. Признаки и первая помощь при экстренных ситуациях.

3. Движение и жизнь (11 ч).

Что дает нам возможность двигаться (мышцы, кости, суставы, нервы, мозг)? Что нужно двигательной системе для нормальной работы? Как в организме образуется энергия? Мышцы и тренировка. Утренняя зарядка и другие виды физической активности. Подвижные игры, спорт, физкультура, физическая работа дома, в саду, на пришкольном участке. Почему это важно? Физическая активность – форма и образ жизни, залог долголетия. Заболевания двигательной системы, как их избежать. Травмы, переломы, мышечные растяжения. Как оказать первую помощь.

4. Развитие и жизнь (11 ч).

Непрерывность жизни. Рождение. Что значит расти и развиваться? Что необходимо маленькому ребенку, чтобы вырасти здоровым? Питание, окружающая среда, природная и человеческая. Резервы нашего организма. Что нам дается от рождения. Физические недостатки. Как развить свое тело и душу. Как чувствовать себя комфортно самому с собой, с родителями, друзьями, с учителями, с другими людьми. Как правильно разговаривать, задавать вопросы и отвечать на них. Почему мы не любим, когда кричат или громко говорят. Какие бывают люди, и чего от них ждать. Какой ты и какие они. Как научиться жить среди различных людей.

5. Хотим быть здоровыми – действуем (2 ч).

Какие знания о здоровье ты считаешь такими важными, что их должен знать каждый.

Третий год обучения

  1. Еще раз о здоровье (3 ч).

От чего зависит твое здоровье? В чем ты можешь помочь себе и другим сам?

Когда надо звать на помощь взрослых, когда нужно обращаться к врачу.

  1. Непрерывность жизни (10 ч).

Рождение, жизнь и смерть. Сколько живет человек. Как продлить молодость. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. В чем отличия между ними внешние и внутренние. Как нужно относиться друг к другу. Дружба, любовь, семья. Ты и твоя семья, настоящая и будущая. Твое отношение к членам семьи: любовь, уважение, доброта, взаимопомощь.

  1. Здоровье и общество (19 ч).

Что такое общество? Почему люди живут вместе. Твое окружение: семья, друзья, школа, улица. Доброе и злое среди людей. Как возникают конфликты, и как нужно поступать в таком случае. Что такое обида? Что делать, если ты кого-то обидел. Как относиться к обидам, неприятностям, к горю, к наказанию. Страх и тревога. Как уметь снять напряжение, избавиться от страха.

Что такое самовоспитание. Как правильно принять решение, как предвидеть

последствия своих поступков. Ты  и взрослые. Всегда ли нужно подражать взрослым? Дурные привычки. Опасности взрослого мира: курение, алкоголь, наркотики, насилие. Как они могут навредить твоему организму, изменить твою личность, общение с друзьями, родителями. Как это может сказаться на твоем будущем (семье, профессии, счастливой жизни, здоровье).

  1. Хотим быть здоровыми – действуем (5 ч).

Что ты ценишь в жизни больше всего? Умеешь ли ты владеть своими эмоциями, мыслями, решениями и поступками. Почему это важно? Если ты умеешь, то посоветуй и помоги своим друзьям, просто знакомым, своим родным и близким словами и делами.

Четвертый год обучения

        1. Познай себя (5 ч).

        Твои жизненные ценности. Ты и твое здоровье. От чего зависит твое здоровье? Что дается тебе от рождения? Что ты можешь сделать сам для своего здоровья?

        2. Правила общения (6 ч).

        Почему важно общаться с другими людьми? Общение и здоровье. Основные правила общения с ровесниками, родителями, учителями и другими старшими людьми. Знакомые и незнакомые люди, правила общения. Нужно ли соблюдать осторожность при общении и в каких ситуациях?

        3. Общение и конфликты (9 ч).

        Что такое конфликты? Почему возникают конфликты между людьми? Кто может стать участником конфликта? Как найти пути решения конфликтной ситуации? Посредничество. Как научиться прощать? Можешь ли ты уступить, пойти на компромисс? Конфликты и здоровье.

  1. Здоровье и эмоции (5 ч).

Твои чувства, эмоции и здоровье. Положительные и отрицательные эмоции. Оптимизм и пессимизм. Умеешь ли ты управлять своими эмоциями? Как влияют эмоции на общение с людьми? Эмоции и конфликты.

  1. Школа и здоровье (8 ч).

Зачем человеку нужна школа. Как научиться учиться. Причина неудач и успехов на уроках. Как нужно слушать на уроке. Внимание и память. Правила познания и школьные предметы. Как работать с текстом учебника. Как готовить свой ответ на уроке. Составление планов и опорных конспектов.

  1. Знаешь, как быть здоровым, - действуй (4 ч).

Как сделать здоровье главной ценностью в своем поведении, в общении, в жизни?

Как принимать решения, делать свой выбор в пользу здоровья своего, своих близких, просто людей.

Что конкретное ты можешь сделать, чтобы быть здоровым?

Планируем все вместе.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Потребностно-мотивационный уровень. Характеризуется положительным настроением, хорошим самочувствием, желанием участвовать в занятиях по культуре здоровья и состоянием активности младших школьников, связанным  с получением знаний о здоровом образе жизни. Следствием хорошего эмоционального состояния служат возникновение у детей интереса к знаниям о здоровом образе жизни и оценивание полученных знаний как полезных для дальнейшей жизни.

Когнитивный уровень. Данный уровень характеризуют понимание и осмысление детьми знаний, способов действий, соотнесение новых представлений о сохранении здоровья с системой ранее изученных, наделение значимостью знаний о здоровье, о том, что и как необходимо делать, чтобы его сохранить, и о том, зачем, почему, для чего его необходимо беречь. Таким образом, на этом этапе происходит осознание учащимися необходимости ведения здорового образа жизни. А также освоение способов сохранения здоровья.

Оценочно-ценностный уровень.  Связан с решением проблемных ситуаций, в которых учащемуся нужно совершить выбор, опираясь на знания и понимания о ЗОЖ. При этом младший школьник должен проявить знание возможных альтернатив, умение оценить их с позиций здоровья и предпочесть один из вариантов решения в целях сохранения здоровья и безопасности жизни. Возможные альтернативы в таком возрасте, безусловно, могут быть более заманчивым для  школьников начальной школы, нежели выбор сохранения , но в идеале учащемуся необходимо сделать выбор, связанный со здоровым образом жизни .

Деятельностно-поведенческий уровень. Осуществляется в ежедневной практической деятельности, направленной на сохранение здоровья, и в реализации здорового образа жизни в повседневной жизнедеятельности, формах общения и безопасного поведения. Данная деятельность может быть различной и многообразной и часто не связанной напрямую с категорией здоровья, но влияет на него косвенно через успешность в обучении, социальной реализации, социальном аспекте здоровья. Этот уровень может проявляться и в элементарной деятельности, которая выражается в гигиенических действиях, привычке к утренней зарядке, умении оказать практическую помощь при различных видах травм, предпочтительном отношении к полезным для здоровья продуктам, и отказе от чипсов и кока-колы в пользу, например, яблока или сока. Все эти действия напрямую связаны с физическим аспектом здоровья. В дальнейшем поведенческо-деятельностный уровень переходит в статус качества личности, то есть своего рода потенциальное состояние, полезную привычку, направленность личности, когда процесс сохранения здорового образа жизни устойчиво реализуется в деятельности и поведении.

УЧАЩИЕСЯ 1 КЛАССА ДОЛЖНЫ

 усвоить:

- основные правила вежливости;

- от чего зависит здоровье человека;

- основные правила личной и общественной гигиены;

- основные правила дорожного движения.

знать:

- органы дыхания и  использовать правила здорового дыхания;

- название органов чувств и  простые гигиенические правила, сохраняющие их.

уметь:

 - использовать в жизни правила вежливости;                                                                                                                                                                                                                                                                          

- выполнять правила дорожного движения;

- выполнять простые гигиенические правила, сохраняющие органы чувств;

- использовать правила здорового дыхания;                                                                                                                                                                                                                                                                                      

-  оказать простейшую помощь себе и тому, у кого возникли проблемы со здоровьем.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гладышева О. С. Уроки здоровья и основы безопасности жизни: программа интегрированного курса для внеурочной деятельности; ГОУ ДПО НИРО – Н. Новгород; Нижегородский  институт развития образования, 2010.
  2. Гладышева О. С., Абросимова И. Ю. Уроки здоровья и ОБЖ. Методические рекомендации для учителя (1 год обучения). Н. Новгород: НГЦ, 2003.
  3. Гладышева О. С., Абросимова И. Ю. Уроки здоровья и ОБЖ. Методические рекомендации для учителя (2 год обучения). Н. Новгород: НГЦ, 2003.
  4. Гладышева О. С., Абросимова И. Ю. Уроки здоровья и ОБЖ. Методические рекомендации для учителя (3 год обучения). Н. Новгород: НГЦ, 2003.
  5. Гладышева О. С., Абросимова И. Ю. Уроки здоровья и ОБЖ. Методические рекомендации для учителя (4 год обучения). Н. Новгород: НГЦ, 2003.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ занятия

Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

Я и школа

3

1

Знакомство.

1

4.09

2

Как взаимодействовать и контактировать друг с другом, с учителями в стенах школы.

1

11.09

3

Мои интересы и здоровье.

1

18.09

Что такое здоровье  

8

4

Здоровье, от чего оно зависит.

1

25.09

5

Основные факторы здоровья и их взаимосвязь. Здоровье тела и души.

1

2.10

6

Здоровье и природа.

1

9.10

7

Здоровье и общество.

1

16.10

8

Образ жизни и здоровье.

1

23.10

9

Нездоровье и болезнь. Какие бывают болезни, причины, их вызывающие Что нужно знать, чтобы избежать инфекций.  

1

30.10

10

Основные правила личной гигиены: умывание, чистые руки, носовой платок, чистые зубы, баня, душ.

1

6.11

11

Основные правила общественной гигиены: чистота жилища, улиц, чистота воды, воздуха и почвы.

1

13.11

Мир вокруг и я

10

12

Как я воспринимаю окружающий мир. Мои чувства, как они возникают. Органы зрения, слуха, осязания. Обоняния и вкуса.

1

20.11

13

Как чувствуют животные. Нервная система, зачем она человеку.

1

27.11

14

Гигиена зрения, слуха и других органов чувств. Почему надо заботиться о зрении. Близорукость и дальнозоркость. Почему вреден шум, громкие звуки и громкая музыка.

1

4.12

15

Адаптация к условиям природы. Что такое погода, климат?

1

11.12

16

Закаливание организма. Спорт. Игры на свежем воздухе.

1

18.12

17

Как играть на улице, во дворе. Основные правила дорожного движения. Ты и транспорт.

1

25.12

18

Купание. Правила безопасности на водоёмах зимой и летом. Как при этом не попасть в беду. Как оказать первую помощь.

1

8.01

19

Я и мой внутренний мир. Как я устроен. Мышцы и скелет. Что такое правильная осанка.

1

15.01

20

Мой мозг и моя душа. Я – личность. Основные качества личности (эмоции, душевные качества, деловые качества, образованность).

1

22.01

21

Какой я сейчас, каким стану. Мои решения – моя будущая жизнь.

1

29.01

Дыхание и жизнь

8

22

Дыхание – основное свойство всего живого. Чем мы дышим?

1

5.02

23

Как мы дышим, как дышат животные и растения.

1

12.02

24

Чистый воздух – это здоровье. Режим и правила дыхания.

1

26.02

25

Как дышат девочки и мальчики. Дыхательные упражнения. Правильно ли мы дышим?

1

5.03

26

Какие опасности угрожают дыханию? Как помочь человеку в беде, если он потерял дыхание. Способы искусственного дыхания.

1

12.03

27

Чистый воздух и инфекционные болезни.

1

19.03

28

Почему вредна пыль дома и на улице. Проветривание помещений. Гигиена жилища (влажная уборка).

1

26.03

29

Как сохранять чистый воздух. Лёгкие и чистота.

1

2.04

Хотим быть здоровыми – действуем

8

30

Знаешь, как быть здоровым, - расскажи своим близким.

1

9.04

31

Помоги другим советом, добрым делом, своими знаниями. Как нужно это делать?

1

16.04

32

Правила общения с товарищами, друзьями, взрослыми.

1

23.04

33

Знакомые и незнакомые люди.

1

30.04

34

Как себя вести среди людей.

1

7.05

35

Стоит ли безоглядно доверять незнакомым людям?

1

14.05

36

Что такое осторожность?

1

21.05

37

Как вести себя и взаимодействовать на «Уроках здоровья».           

1

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа уроков Здоровья

Данную программу можно использовать как в урочной. так и внеурочной деятельности....

Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья"для младшего школьного возраста

Программа «Уроки здоровья»относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование...

Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья" для младшего школьного возраста

Программа «Уроки здоровья»относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование...

Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья" для младшего школьного возраста

Программа «Уроки здоровья»относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование...

Тестовые задания по дополнительной образовательной программе "Уроки здоровья"

В разработке предложены  задания - тесты  для реализации педогогического контроля по программе "Уроки здоровья"...

Подвижные игры для реализации дополнительной образовательной программы "Уроки здоровья"

В данной разработке описаны подвижные игры для реализации дополнительной образовательной программы "Уроки здоровья"...

программа "Уроки здоровья"

программа внеурочной деятельности...