Программа. Юный исследователь
материал ( класс) на тему

Светлана Викторовна Лаптева

Программа внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_issledovatel.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Виткуловская средняя общеобразовательная школа  

Принято на                              Согласовано                                             Утверждаю

пед. совете                               Зам. директора по ВР                              Директор школы

№ 22                                         _____________                                         _____________

от 30.08.2013 г.                       К. М. Шапкина                                         А. А. Пронин

                                                  30.08.2013 г.                                             Приказ № 110

                                                                                                                     от 30.08.2013 г.

                 

                                                             

Программа  внеурочной деятельности

«Юный исследователь»

Срок реализации: 2013-2017 учебный год

Возраст детей: 6-10 лет

 

Учитель: Лаптева С. В.

 

 

с. Виткулово

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа рассчитана на 148 часов:

1 класс – 37 часа

2 класс – 37 часа

3 класс – 37 часа

4 класс – 37 часа

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Главная идея проектной деятельности – направленность учебно- познавательной деятельности школьников на результат. 

Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:

  • мыслительные навыки  - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т. д.;
  • исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т. д.;
  • коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или  принимать точку зрения и советы других;
  • социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают.

Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:

а)  Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития,  принцип психологической комфортности).

б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.

             Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.

             Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе.  Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.

             Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск  в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих  развитию  исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • развитие творческой исследовательской активности;
  • формирование у учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
  • стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
  • формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
  • развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа представлена следующими модулями:

        «Развитие познавательной сферы» (31 ч)

         Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслительных процессов: памяти, внимания, аналитико-синтетического мышления, творческого воображения и т. д.

«Формирование исследовательских умений» (41 ч)

            Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.

        «Исследовательская практика» (59 ч)

              Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.

        «Защита проектов исследовательской работы» (17 ч)

              Задачей данного модуля  является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к  самореализации и самоутверждению.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс

 

Модули

Развитие

познаватель-ной сферы

Формирование исследователь-ских умений

Исследовательская практика

Защита проектов исследователь-ской работы

 8 ч

9 ч

16 ч

4 ч

1

Светофор мыс-ли: включаем внимание! (1ч)

Что такое иссле-дование и кто та-кие исследовате-ли? (1 ч)

«Букет цветов» (груп-повой проект, изгото-вление панно). (2 ч)

В соответствии с темами заявлен-ных проектов, 1 раз в каждой учебной четвер-ти. Выбор темы защиты проекта согласуется ме-жду учителем – руководителем проекта и юным исследователем.

2

Светофор мыс-ли: включаем память! (1 ч)

Игра «Вопроша-йка». Учимся за-давать вопросы. (2 ч)

 

«Золотая волшебница Осень» (групповой проект, составления гербария осенних листьев, подбор и со-чинение стихов, зага-док об осени). (2 ч)

3

Светофор мыс-ли: включаем логику! (1 ч)

Книги – помощ-ники исследова-ний. Экскурсия в библиотеку. (1ч)

«Мой дом. Мой двор»  (индивидуальные проекты, составление плана местности, ма-кетов, рассказов по теме). (2 ч)

4

Светофор мыс-ли: включаем воображение! (1 ч)

Хочу всё знать! Учимся опреде-лять тему иссле-дования, проек-та. (1 ч)

«Книжка – малышка» (индивидуальные проекты, рисунки, за-гадки, ребусы, стихи с любимым числом).

(2 ч)

5

Светофор мыс-ли: пространс-твенные предс-тавления. (1 ч)

Мы научные тро-пинки одолеем без запинки! Сос-тавление плана исследования.

(1 ч)

«Звериная» зарядка (групповой проект, игра). (2 ч)

6

Светофор мыс-ли: учимся на-блюдать. (1 ч)

Игра «Я – следо-пыт!» Как можно изучать окружа-ющий нас мир.

(1 ч)

«Волшебные правила здоровья» (групповой проект, разработка плакатов, разучива-ние физминуток). (2ч)

7

Секрет поряд-ка. (1 ч)

Любопытные опыты. (1 ч)

«Симметрия в нашей жизни: коллекция симметричных пред-метов» (групповой проект). (2 ч)  

8

Я – изобрета-тель. (1 ч)

Нескучная школа. Учимся работать в группе. (1 ч)

«Сколько весит шко-льный рюкзак» (инди-видуальные или груп-повые проекты). (2 ч)

2 класс

 

Модули

Развитие

познаватель-ной сферы

Формирование исследователь-ских умений

Исследовательская практика

Защита проектов исследователь-ской работы

 8 ч

11 ч

14 ч

4 ч

1

Миллион изме-нений. Трени-ровка наблю-дательности, восприятия, внимания. (1 ч)

Учимся опреде-лять направления темы. (1 ч)

«Природные фанта-зии» (творческие груп-повые и индивидуаль-ные проекты). (2 ч)

В соответствии с темами заявлен-ных проектов, 1 раз в каждой учебной четвер-ти. Выбор темы защиты проекта согласуется ме-жду учителем – руководителем проекта и юным исследователем.

2

Логическая иг-ра «Молодцы и хитрецы». (1 ч)

Как найти книгу в школьной библи-отеке? Учимся ра-ботать с дополни-тельной литерату-рой. (1 ч)

«Дорога и мы» (груп-повые и индивидуаль-ные проекты). (2 ч)

3

Как сотрудни-чать со взрос-лыми. (1 ч)  

Учимся анализи-ровать и обоб-щать. (1 ч)

«Праздники моей се-мьи» (индивидуаль-ные проекты). (2 ч)

4

Самый-самый! Психологичес-кая игротека.

(1 ч)

Виды оформле-ния проектов.

(1 ч)

«Разговор о правиль-ном питании» (груп-повой проект). (2 ч)

5

Искусство вы-думывания ис-торий. Речевой тренинг. (1 ч)

Что такое экспе-римент? (1 ч)

«Корабли» (индивиду-альные и групповые проекты). (2 ч)

6

Рисование в масштабе. Гра-фический тре-нинг, развитие пространствен-ного воображе-ния и умения пользоваться координатной сеткой. (1 ч)

Секреты знако-мых предметов.  Практикум прове-дения опытов и экспериментов.

(2 ч)

«Комнатные растения в нашем классе» (групповой проект).

(1 ч)

7

Упражнение «Пословицы».  Развитие речи и мышления.

(1 ч)

Наши увлечения и исследователь-ская работа. Дис-пут. (1 ч)

«Новогодняя краса-вица» (индивидуаль-ные и групповые про-екты). (2 ч)

8

Занимательная игротека. Фор-мирование на-выка самокон-троля. (1 ч)

Игра «Мы - жур-налисты». Знако-мство с методом интервьюирова-ния. (2 ч)

«Инопланетяне»  (ин-дивидуальные проек-ты). (1 ч)  

9

Маленькая дверь в большую науку. Объясняем «фо-кус – покус». (1 ч)

3 класс

 

Модули

Развитие

познаватель-ной сферы

Формирование исследователь-ских умений

Исследовательская практика

Защита проектов исследователь-ской работы

 7 ч

9 ч

17 ч

4 ч

1

Тайны памяти.

(1 ч)

Что такое «копил-ка сведений про-екта»? (1 ч)

«Моя родословная» (индивидуальные про-екты). (1 ч)

В соответствии с темами заявлен-ных проектов, 1 раз в каждой учебной четвер-ти. Выбор темы защиты проекта согласуется ме-жду учителем – руководителем проекта и юным исследователем.

2

Как улучшить свою память? (1 ч)

Анкетирование  как метод иссле-дования. (1 ч)

«Куклы» (индивидуа-льные и групповые проекты). (2 ч)

3

Конкурс мате-матических ра-звлечений. (1ч)

Компьютер – друг и помощник.

(1 ч)

«Кругосветные путе-шествия» (индивиду-альные проекты). (2 ч)

4

Неповтори-мость и уника-льность в про-ектной деяте-льности. (1 ч)

Проведение мик-роисследований в рамках проекта «Движение – жизнь». (1 ч)

«Гнездо мыши- малю-тки» (индивидуальные проекты). (2 ч)

5

Что значит для меня ощуще-ние успешнос-ти? Психоло-гический тре-нинг. (1 ч)

Как выглядит ор-бита планет. За-нятие–практикум.

(2 ч)

«Движение – жизнь» (индивидуальные или парные проекты). (2 ч)

6

Что значит умение догова-риваться? (1 ч)

Изучаем трёхме-рные предметы. Моделирование.

(1 ч)

«Трудный путь кар-тошки» (индивидуаль-ные или парные про-екты). (2 ч)

7

Новые прибо-ры в математи-ческих подсчё-тах (калькуля-тор, секундо-мер, рулетка).

(1 ч)

Что такое хоро-шая школа. Мик-роисследование.

 (2 ч)

«Парк трёхмерных иг-рушек» (индивидуаль-ные или групповые проекты). (2  ч)

8

«Вредные звуки» (ин-дивидуальные проек-ты). (2 ч)

9

Определяем время, за-траченное на выпол-нение домашнего за-дания» (групповые проекты). (2 ч)

4 класс

 

Модули

Развитие

познаватель-ной сферы

Формирование исследователь-ских умений

Исследовательская практика

Защита проектов исследователь-ской работы

 8 ч

12 ч

12 ч

5 ч

1

Преодоление трудностей в реализации проекта. (1 ч)_

Учимся самостоя-тельно составлять план действий.

Практикум. (1 ч)

«Как жили наши пред-ки» (групповой про-ект). (2 ч)

В соответствии с темами заявлен-ных проектов, 1 раз в каждой учебной четвер-ти. Выбор темы защиты проекта согласуется ме-жду учителем – руководителем проекта и юным исследователем.

2

Что такое им-провизация?

(1 ч)

Учимся выдви-гать гипотезы ис-следования. Прак-тикум. (1 ч)

«Как считали на Руси» (индивидуальные или парные проекты). (2 ч)

3

Дисциплина и свобода выбо-ра. Что такое учебное сотру-дничество. (1ч)

Правила оформ-ления реферата.

(1 ч)

«Вредные звуки» (ин-дивидуальные проек-ты). (1 ч)

4

Самооценка моих возмож-ностей. Психо-логическая тренинг-игра.

(1 ч)

Учимся создавать веб-сайт. (2 ч)

«Охраняемые приро-дные территории на-шей местности» (груп-повой проект). (2 ч)

5

Учимся давать описание объе-кту наблюде-ния. (1 ч)

Ролевая игра. Как распределить ро-ли в проектной группе. (2 ч)

«Мой учебник». Дела-ем станицу учебника по любой теме (с текс-тами, рисунками, зада-ниями (индивидуаль-но- групповой проект).

(1 ч)

6

Учись учиться!

(1 ч)

Находим рассто-яние от дома до школы. Микроис-следование. (1 ч)

Разработка индивиду-альных тем в рамках проекта «Школа. При-ходите к нам учить-ся». (1 ч)

7

Математика вокруг нас.

(1 ч)

Общие правила защиты проекта. Тренинг. (1 ч)

«Приходите к нам учиться» (рекламный групповой проект школы). (1 ч)

8

Самостоятель-ный выбор те-мы проекта.

(1 ч)

Способы хране-ния информации. (1 ч)

Самостоятельная ра-бота над проектами.

(1 ч)

9

Макеты зданий из простых геомет-рических тел. Мо-делирование. (2ч)

Подготовка к научно- практической конфе-ренции. (1 ч)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1 класс

Обучающийся будет знать:

  • основы проведения исследовательской работы;
  • что такое мини-проект и творческий проект;
  • методы исследования: наблюдение, опыт;
  • способы поиска необходимой для исследования информации;
  • правила сотрудничества в процессе исследования;
  • основные логические операции, их отличительные особенности;
  • правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

  • определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
  • подбирать материал, необходимый для исследования;
  • оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
  • сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать  помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.

2 класс

Обучающийся будет знать:

  • основные особенности проведения исследовательской работы;
  • что такое информационный проект и практико-ориентированный проект;
  • методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
  • правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;
  • правила осуществления самоконтроля;
  • правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

  • выбирать пути решения задачи исследования;
  • классифицировать предметы, явления и события;
  • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
  • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
  • осуществлять сотрудничество со взрослыми;
  • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.

3 класс

Обучающийся будет знать:

  • основные особенности проведения исследовательской работы;
  • метод исследования: анкетирование, моделирование;
  • основы работы с компьютером;
  • что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;      
  • способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических          процессов, обеспечивающие ощущение успешности в  работе.

Обучающийся будет уметь:

  • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
  • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
  • пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
  • осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
  • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.

4 класс

Обучающийся будет знать:

  • основные особенности и условия проведения исследовательской работы;       общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;
  • способы хранения информации;
  • основы создания веб-сайта;
  • что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный проект;        
  • что такое учебное сотрудничество;
  • способы преодоления трудностей в реализации проектов.

Обучающийся будет уметь:

  • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;
  • выбирать пути решения задачи исследования;
  • составлять план действий совместного коллективного исследования;
  • адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
  • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.

Способы проверки результатов освоения программы.

            В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;
  • мини–конференции по защите исследовательских проектов.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

В ходе освоения программы «Юный исследователь» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):

 проектировочные

исследовательские

информационные

кооперативные

Осмысливание за-дачи, планирова-ние этапов предс-тоящей деятельно-сти, прогнозиро-вание последствий деятельности.

Выдвижение пред-положения, устано-вление причинно- следственных свя-зей, поиск несколь-ких вариантов реше-ния проблемы.

Самостоятельный поиск необходи-мой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Инте-рнете), поиск не-достающей инфо-рмации у взрос-лых (учителя, ру-ководителя проек-та, специалиста), структурирование информации, вы-деление главного.

Взаимодействие с участниками про-екта, оказание вза-имопомощи в груп-пе в решении об-щих задач, поиск компромиссного решения.

коммуникативные

экспериментальные

рефлексивные

презентационные

Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дис-куссии, выражать себя.

Организация своего рабочего места, под-бор необходимого оборудования, под-бор и приготовление материалов, прове-дение собственного эксперимента, наб-людение за ходом эксперимента, изме-рение параметров, осмысление полу-ченных результатов.

Осмысливание собственной дейс-твительности (её хода и промежу-точных результа-тов), осуществле-ние самооценки.

Построение устно-го сообщения о проделанной рабо-те, выбор различ-ных средств нагля-дности при высту-плении, навыки мо-нологической речи, ответы на незапла-нированные вопро-сы.

В целях обобщения работы учащихся в «Юном исследователе» может быть представлено  портфолио младшего школьника  как  индивидуального  “портфеля” образовательных индивидуальных достижений  ученика начальной школы в  познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности.

БАНК ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

  1. Белобородова О. Г., Шалашова Ж. А., Кулакова И. Н. Программа внеурочной деятельности по научно–познавательному направлению в 1 – 4 классах «Школа исследования». Черемхово, Иркутская обл., интернет–ресурс.
  2.  Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников.         Практическое пособие для учителей начальных классов. – М.: «Баласс», 2011.
  3. Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие / Под ред. Ю. П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.
  4. Горячев А. В. Организация проектной деятельности. Gor2@procenter.net.ru
  5. Занятия с первоклассниками «Логика». http://adalin.mospsy.ru/sklad.shtml
  6. Сборники познавательных опытов и экспериментов. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
  7. Сборники  игр и упражнений для проведения тренингов.
  8. Макет портфолио обучающегося.
  9. Рекомендации для оформления исследовательских работ.
  10.  Памятки для проведения наблюдений и экспериментов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белова И. И., Гетманцева С. М., Гребенникова Ю. Н., Гущина О. А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород: 2002.
  2. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М.: «Баласс», 2011.
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. - М.:   Просвещение, 2010.
  4. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения. - М.:  

Просвещение, 2010 г.

  1. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников.  

Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.

6. Горячев А. В.  «Организация проектной деятельности. gor2@procenter.net.ru

7. Румянцева  Н. Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности

    младших школьников. pedsovet.org8.

8. Щербатых Н. И., Данилова М. В. Проектная деятельность (мастер–класс).

    http://festival.1september.ru/articles/517978/

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ занятия

Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

1

Светофор мысли: включаем внимание.

1

6.09

2

Что такое исследование и кто такие исследователи?

1

13.09

3-4

«Букет цветов» (групповой проект, изготовление панно).

2

20,27.09

5

Светофор мысли: включаем память.

1

4.10

6-7

Игра «Вопрошайка». Учимся задавать вопросы.

2

11,18.10

8

Защита проектов исследовательской работы.

1

25.10

9-10

«Золотая волшебница Осень» (групповой проект, составление гербария осенних листьев, подбор и сочинение стихов, загадок об осени).

2

1,8.11

11

Светофор мысли: включаем логику.

1

15.11

12

Книги – помощники исследований. Экскурсия в библиотеку.

1

22.11

13-14

«Мой дом. Мой двор» (индивидуальные проекты, составление плана местности, макетов, рассказов по теме).

2

29.11

6.12

15

Светофор мысли: включаем воображение.

1

13.12

16

Хочу все знать. Учимся определять тему исследования, проекта.

1

20.12

17

Защита проектов исследовательской работы.

1

27.12

18-19

«Книжка-малышка» (индивидуальные проекты, рисунки, загадки, ребусы, стихи).

2

10,17.01

20

Светофор мысли: пространственные представления.

1

24.01

21

Мы научные тропинки одолеем без запинки. Составление плана исследования.

1

31.01

22-23

«Звериная зарядка» (групповой проект, игра).

2

7,14.02

24

Светофор мысли: учимся наблюдать.

1

21.02

25

Игра «Я – следопыт!» Как можно изучать окружающий нас мир.

1

28.02

26-27

«Волшебные правила здоровья» (групповой проект, разработка плакатов, разучивание физминуток).

2

7,14.03

28

Защита проектов исследовательской работы.

1

21.03

29

Секрет порядка.

1

28.03

30

Любопытные опыты.

1

4.04

31-32

«Симметрия в нашей жизни: коллекция симметричных предметов» (групповой проект).

2

11,18.04

33

Я – изобретатель.

1

25.04

34

Нескучная школа. Учимся работать в группе.

1

2.05

35-36

«Сколько весит школьный рюкзак» (индивидуальные или групповые проекты).

2

16,23.05

37

Защита проектов исследовательской работы.

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Юный исследователь" внеурочная деятельность

Формировать индивидуальную и творческую личность ребенка можно на внеурочной деятельности, где полностью раскрывается ребенок....

Программа "Юный исследователь"

Цель программы  развитие интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Расчитана программа на 4 год...

Анализ внеурочной деятельности во 2-х классах по программе" Юный исследователь"

В начале учебного года на параллели вторых классов были организованы четыре  группы юных исследователей. Каждая группа посещала занятия один раз в неделю по расписанию, составленному администраци...

Конспекты занятий по программе "Юный исследователь"

Конспекты занятий, которые помогут педагогу организовать деятельность на занятия урса "Юный исследователь"...

Программа "Юный исследователь"

Программа внеурочной деятельности...

Занятие по внеурочной деятельности по программе "Юный исследователь" 2 класс. Игра-исследование "Конструирование детского кафе".

Это занятие по основам проектной деятельности. Конспект занятия, технологическая карта, слайды и приложения....