Внеклассное мероприятие по творчеству К.И. Чуковского
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Сабельникова Елена Владимировна

Материал позволяет расширить, систематизировать представления детей о творчестве К. И. Чуковского. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_tvorchestvu_k_i_chukovskogo.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «В гостях  у дедушки Корнея»

Цель: расширить представления детей о творчестве К. И. Чуковского; развивать внимание, память, мышление, речь, воображение, артистические способности.

Задачи:

  1. Расширить представление о жизни К.И.Чуковского
  2. Обобщить и систематизировать знания о творчестве К.И.Чуковского
  3. Расширить читательский кругозор учащихся
  4. Развивать речь, выразительное чтение.
  5. Развивать образное мышление, любознательность.
  6. Развивать творческие способности, воображение детей.
  7. Воспитывать положительные качества: дружелюбие, чувство товарищества, опрятность, послушание.

 Оборудование: портрет К.И.Чуковского, выставка его книг, карта путешествий, воздушный шарик, мешок с вещами, картинки  героев  сказок ( Бармалей,  Мойдодыр, Крокодил, Федора, Айболит, почтальон Печкин), телеграммы, карточки с отрывками и иллюстрациями из произведений К.И.Чуковского.

Ход мероприятия

Ведущий:

Ребята! С ранних лет вам приносят радость стихи и сказки К. И. Чуковского.

Далее учитель обращается к портрету К. И. Чуковского (1882— 1969):    (слайд)

-Высокий рост , длинные руки с большими кистями , крупные черты лица , большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка.

Такова внешность К. И. Чуковского.

К. И. Чуковский жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие дети нашей огромной страны. Громадный, громкоголосый, с удивительно легкой походкой, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого — маленького и большого — шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Неудивительно, что его сказки так похожи на него самого, их трудно (невозможно!) спутать с произведениями других авторов.

      Если вы внимательно слушали, то вам не составит труда закончить следующие фразы о  внешности К. И. Чуковского.:

- Рост... (высокий).

- Руки ... (длинные, с большими кистями).

- Лицо ... (приятное, доброе).

- Нос ... (большой, любопытный).

- Усы... (короткие).

- Прядь волос ... (непослушная, свисающая на лоб).

- Глаза ... (улыбающиеся, светлые).

                   Корней Иванович Чуковский по праву считается одним из любимых детских писателей. И взрослые, и дети знают, какое удовольствие доставляет чтение его произведений, которые и заучивать-то не приходится — они запоминаются сами собой благодаря секретам, которыми в совершенстве владел «старый сказочник» — так сам себя называл К. И. Чуковский. Его произведения можно распевать. Они веселые, забавные, конец его историй, конечно же, счастливый. Все, что происходит в книгах К. И. Чуковского, заставляет нас бесконечно удивляться, возмущаться или сопереживать, словом, не оставаться равнодушными.  

                   Корней – это не совсем его имя. По настоящему его звали Николай Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось Корней Чуковский. Свое литературное имя он придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.

                     Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.

 Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил,

 Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

 А вот второй случай. Вот как об этом вспоминал сам Корней Иванович: “Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться

 По утрам и вечерам.

 А нечистым трубочистам

 Стыд и срам! Стыд и срам!

 Так родился на свет “Мойдодыр”.

Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Телефона», «Федорина горя» и других произведений.  Это удивительные стихи! Они великолепно звучат, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.  

  Поэтому я предлагаю вам сейчас отправиться в путешествие по произведениям этого замечательного и всеми нами любимого писателя. Закройте глаза, представьте, что мы летим на воздушном шарике далеко-далеко, через моря и океаны, леса и степи. Вот он опускается все ниже и ниже и, наконец-то мы оказались на незнакомой станции. Прочитайте ее название.

Станция «Знакомые странички».

-  Скажите название сказки, прослушав отрывок из нее.

Долго, долго крокодил                                                  А в большой реке

Море синее тушил                                                           Крокодил лежит                                          

Пирогами и блинами,                                                     И в зубах его

И сушеными грибами.     («Путаница»)                      Не огонь горит —

                                                                                              Солнце красное, солнце краденое. («Краденое солнце»)                                    

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед. («Тараканище»)

 А потом позвонили цапли:

— Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!  («Телефон»)

Давайте же мыться, плескаться,                                          Вот и чайник за кофейником бежит,

Купаться, нырять, кувыркаться                                            Тараторит, тараторит, дребезжит...

В ушате, в корыте, в лохани,                                                  Утюги бегут, покрякивают,

В реке, в ручейке, в океане —                                               Через лужи,

И в ванне, и в бане,                                                                   Через лужи перескакивают.  («Федорино горе»)

Всегда и везде

Вечная слава воде!  («Мойдодыр»)

                              Корней Иванович рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным». Один такой день К.И. Чуковский особенно запомнил — 29 августа 1923 года: «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».

          Инсценировка отрывка  из сказки «Муха-цокотуха».

Станция «Бюро находок».

        У меня в мешке  находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их  владельцев.

Спички. («Путаница»: «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли».)

Подушка. («Мойдодыр»: «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня».)

Телефон. («Телефон»: «Уменя зазвонил телефон».)

 Самовар. («Муха-Цокотуха»: «Пошла Муха на базар и купила самовар» или «Федорино горе»: «А на белой табуреточке да на вышитой салфеточке самовар стоит, словно жар горит...».)

Воздушный шарик. («Тараканище»: «Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике».)

Градусник. («Айболит»: «И ставит, и ставит им градусники!»)

Сапожки детские. («Чудо-дерево»: «Кому нужны сапоги, к чудо-дереву беги!»)

Блюдце. («Федорино горе»: «А за ними блюдца, блюдца — дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!»)

Мыло. («Мойдодыр»: «Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса...».)

Бланк телеграммы. («Айболит»: «Вот вам телеграмма от Гиппопотама!»)

                                       

             Чуковский вспоминал: «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону,

Если пойду я ко дну...

Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было».

                                      Инсценировка отрывка из  сказки «Айболит».

Станция «Секреты почтальона»

Вот телеграммы, но весь секрет в том, что я не знаю кто вам их прислал . Давайте попробуем угадать кому принадлежат следующие слова:

  1     Если захочу,

          И Луну я проглочу! (Крокодил)

 

2   Не желаем больше крякать!

       Мы хотим, как лягушата, квакать! (утята «Путаница»)

3.  Садись на меня, Айболит,

     И, как большой пароход,

     Тебя повезу я вперед! (кит «Айболит»)

4. Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

    Подойди ко мне милая Мауси!

     Я спою тебе песенку, Мауси,

     Чудесную песенку, мауси! (Котауси «Котауси и Мауси»)

5.  Моем, моем трубочиста

    Чисто, чисто, чисто, чисто!

   Будет, будет трубочист

   Чист, чист, чист, чист! (щетки «Мойдодыр»)

6. Уж как туфельку мою

    Я водичкою полью,

    И вырастет дерево,

    Чудесное дерево! (Мура «Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»)

7    Я знаменитый капитан,

    И мне не страшен ураган!

   Вчера я был в Австралии,

   Потом поехал далее

   И возле мыса Барнаул

   Убил 14 акул! (Бибигон «Приключения Бибигона»)

8   О, если я утону, если я пойду ко дну,

     Что станется с ними, больными,

     С моими зверями лесными? (Айболит)

9 . И мне не надо ни мармелада, ни шоколада,

     А только маленьких да, очень маленьких детей. (Бармалей)

10.   Ой, вы бедные сиротки мои!

        Утюги и сковородки мои!  (Федора)

                   Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины стали тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так родилось «Федорино горе».

Чтение  по ролям отрывка из сказки «Федорино горе».

Станция «Театральная».

                Однажды по радио К. И. Чуковский обратился ко всем родителям с просьбой присылать ему интересные высказывания своих малышей. Так родилась книга для взрослых «От двух до пяти». Из нее можно узнать, как дети двух-, трех-, четырех- и пятилетнего возраста постигают русскую речь, учатся говорить. Вы сами, ребята, не так давно вышли из этого возраста, и наверняка родители не раз напоминали вам, какие смешные нелепицы вы порой произносили, пока не научились грамотно говорить.

Я предлагаю вам инсценировать диалоги малышей из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти».

                     Каждая пара учащихся получает карточку с диалогом. В течение 1—2 минут дети репетируют диалоги, используя жесты, мимику и соответствующие «малыиювские» интонации, после чего представляют свои «номера» у доски под аплодисменты одноклассников.

Карточка 1

— Вчера была сырая погода.

—  А разве сегодня вареная?

Карточка 2

— Вот выпадет снег, ударят морозы...

— А я тогда не выйду на улицу.

— Почему?

— А чтоб меня морозы не ударили.

Карточка 3

— Наденька, скажи слово «рыба».

— Окунь.

Карточка 4

— Ага, а моя башня выше!

— А зато мне гланды вырезали, а тебе нет! Ага!

Карточка 5

— Мама, крапива кусается? -Да.

— А как она лает?

Карточка 6

— Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?

— Если вырасту тетей, то буду врачом. А вырасту дядей — инженером.

Карточка 7

— Мама, ты была девочкой?

— Да, была.

— В школу ходила?

— Ходила.

— А с кем я дома оставался?

Карточка 8

— Что это ты шепчешь собаке?

— Я ей говорю: народи мне щеночков. А она мне отвечает: родю, родю с удовольствием.

Карточка 9

— Лена, куда ты! Постой! Не надо показывать собачке, что ты ее боишься.

— А зачем я ей буду врать, если я ее и вправду боюсь?

Карточка 10

— Да как же ты с кровати упал?

— А я ночью спал-спал и на себя не смотрел, а потом посмотрел на кровать и вижу: меня там нет.

       

                       Стихи Чуковского очень музыкальны. К сказке «Мойдодыр» композитор Юрий Левитин написал оперу. Послушаем ее фрагменты.

Звучит «Увертюра» — вступление к опере.Вступают фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: «Рано утром, на рассвете умываются мышата». Финалом оперы становится радостный гимн воде.

                      Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Борисе Житкове, с которым он учился в одном классе, познакомимся с Чуковским-переводчиком. Он подарил нам радость встречи с такими героями как Мюнхаузен, Робинзон Крузо, Том Сойер, Рики-Тики-Тави, Принц и Нищий   и многие другие.    Демонстрация книг.

-   Однажды Корней Иванович Чуковский записал лирическое признание:

   

    Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,

    Что ни день — мои мысли добрей и светлей.

    Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,

    Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.

    И. усталого, старого, тешит меня

    Бесконечная их беготня и возня.

    Да к чему бы и жить нам на этой планете,

    В круговороте кровавых столетий,

    Когда б не они, не вот эти

    Глазастые, звонкие дети...

- Таким остается в памяти поколений дедушка Чуковский. Ираклий Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвящённое творчеству К.И.Чуковского

Конспект внеклассного мероприятия, посвящённого творчеству К.И.Чуковского...

Внеклассное мероприятие,посвящённое творчеству П.И. Чайковского для детей(1-4 класса)

Данная папка содержит разработку мероприятия П.И.Чайковский "Детский альбом", презентацию, соответствующую материалу и музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского.Материал можно использова...

В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ… Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Корнея Ивановича Чуковского.

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Корнея Ивановича Чуковского.Учитель: Шалимова О. В.Цели: знакомство детей начальной школы с творчеством К. И. Чуковского...

Внеклассное мероприятие: Викторина по сказкам Корнея Чуковского для младших школьников.

Игра состоит из нескольких конкурсов по всем сказкам К.И.Чуковского.Предназначена для учащихся начальной школы. Может быть проведена как обобщающее занятие, как составная часть утренника о К.И. Ч...

Внеклассное мероприятие по сказкам К.И. Чуковского. 1 класс.

Необычная викторина по творчеству К.И. Чуковского. Можно проводить в параллельном классе или в актовом зале для всей параллели начальных классов. Много инсценировок. В подготовке и проведении викторин...