Конспект открытого клубного часа во 2 «б» классе. Тема: «В гостях у тетушки Алёны».
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Данный конспект клубного часа разработан для детей, обучающихся во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_gosti_k_alene.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей № 1451

специальное (коррекционное) отделение

Конспект

открытого клубного часа  во 2 «б» классе.

Тема: «В гостях у тетушки Алёны».

                                                                                                                  Воспитатель ГПД

                                                                                                                         Вакула Лариса Александровна

Москва

05.02.2016.

Цель: познакомить детей с жилищем русских людей в старину.

Задачи:

Образовательные:

1.Датьпредставление о предметах быта.

2. Продолжать развивать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию старости.

3. Приобщать детей к русской национальной культуре.

4. Закреплять умение использовать средства выразительности.

5.Совершенствовать умение правильно строить  предложения.

6.Развивать логическое мышление.

Коррекционно - развивающие:

1.Развивать устную речь учащихся.

2. Развивать творческие способности,  память, воображение.

3. Расширять кругозор детей.

4. Обогащать словарный запас учащихся.

5.Развивать умение анализировать.

6.Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

Воспитательные:

1. Воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки.

2. Воспитывать умение слушать и слышать, выполнять инструкции.

Здоровьесберегающие:

1.Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

2. Снятия умственного и физического напряжения посредством чередования статических и динамических заданий.

Предварительная подготовка: рассматривание иллюстраций русской утвари, чтение книг о том, как жили люди в старину

Оборудование: картинки русской избы, хлеб, солонка, иллюстрации старинной русской утвари.

Словарь: изба, кочерга, ухват, красный угол, сундук, чугун, рушник, рукомойник, доброжелательный, гостеприимный, почетание

Этапы и виды работы

на этапе

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1.Организационный момент.

2. Ориентировочный момент. Сообщение темы занятия.

3.Беседа.

4. Продолжение беседы.

5. Продолжение беседы.

6. Музыкальная пауза

7."Зарядка для ума"

( отгадывание загадок)

6. Беседа с демонстрацией предметов.

7. Итог занятия.

Ребята, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по русской старине.

- Слава нашей стране, слава русской старине!

И про эту старину я рассказ сейчас начну.

Чтобы дети знать могли о делах родной земли.

Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе.

Какая обстановка здесь?

Вот печь. Как говорили о ней в старину?

-Что стоит у печи?

-Зачем они?

-Вот большой деревянный стол. Вот лавки. Почему они такие длинные и широкие?

-А вот сундук. Что в нем хранят?

-В каждой избе обязательно есть красный угол. Что означало в старину слово «Красный»?  

- В красный угол сажали гостей. Всякий гость входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами дома.

- А вы знаете как здоровались в старину?

Говорили "здраве буде"

Что это означает, как вы думаете?

   Встречает гостей хозяйка дома, в руках у неё хлеб да соль.    Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник.

         

«Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль» - с поклоном приглашает хозяйка.

Что необходимо сделать перед едой?

Ребята, кто знает как мыли руки в старину?

 Вытирали руки рушником. Почему это полотенце так

Называется?

Русские люди очень гостеприимны и доброжелательны. Гостя первым делом надо было напоить и накормить досыта.

«Все, что в печи, - на стол мечи», - гласит русская пословица.

«Хлеб на стол, так и стол – престол (священное место), а

 хлеба  ни куска, так и стол – доска», - так говорили в старину.

Еду обычно не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы гость солил сам по вкусу. Нежданному гостю

соль не предлагали .  Про такого гостя говорили: «Ушел не солоно  хлебавши ». В народных пословицах  хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое. « Хлеб – соль ешь, а правду режь», - говорили в народе.

Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили.

Вставать было нельзя. Самым

главным в семье и за столом был старший мужчина – дедушка. Его все слушались, потому что он много  прожил,

многое повидал, многое знает. Как дед скажет, так и будет.

Даже за столом во время еды все его слушались.

На середину стола ставилась одна большая миска или один чугунок. Тарелок не было, а если и у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам – уж очень

были они дорогие!  Каждому давали ложку, кусок хлеба.

Первым есть начинал дед ,  попробует и скажет что остальные могут есть. Если кто – то вперед него ложку

опустит в еду – ложкой по лбу или вообще из – за  стола

выгонят и он голодным останется. Отсюда  и поговорка:

«Поперек батьки в пекло не лезь!»

Самые старшие в семье – дед и бабушка, родители отца и

матери. Дедушку и бабушку все берегли, уважали. Им самое удобное место за столом, самое теплое место для сна. Их даже мама  с папой слушались, потому что любили и уважали или, как говорили в старину, почитали своих родителей.

Вывод: старость в былые времена всегда уважали, оберегали, считали , если человек состарился,

должен доживать свой век спокойно в ласке и любви.

Вот так жили наши предки. Ребята, вы заметили, как много мы с вами узнали новых слов сегодня?

У меня есть для вас загадка.

Сама не ем, а людей кормлю.

Вот мы сейчас поиграем на ложках.

А чтобы  их вспомнить, давайте  я загадаю вам загадки:

1.

Летом спит,

Зимой горит,

Пасть открывает,

Что дают, глотает. (печь)

2.

Стоит бела гора,

Зимой всем мила,

А как лето наступает –

Про гору забывают. ( печь )

3.

На стене висит, болтается,

Всяк  за него хватается. (рушник)

4.

Говорит дорожка –

Два вышитых конца:

- Помойся хоть немножко,

Сажу смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня. (рушник)

5.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдает,

Сам  в угол идет. (ухват)

6.

Черный конь скачет в огонь. (кочерга)

7.

Под крышей – четыре ножки,

А на крыше – чугун да ложки.(стол)

8.

Стоит толстячок

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит

Всем  пить чай велит.(самовар)

9.

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна его не съем,

Разделю  ребятам всем.(бублики)

Ну что милые, гостюшки мои дорогие!

Посидели рядком да поговорили ладком.

О том, как жили люди русские.

А что еще происходило, в старину расскажу в следующий раз. До свидания  и  спасибо за внимания.

 

Дети приветствуют гостей и садятся на места.

Дети рассматривают иллюстрации

«Печь всему голова»

Голова - значит самая главная

Она и поилица, и кормилица , и телосогревательница.

Кочерга, ухват

На них сидят во время обеда, а ночью спят

Сундук- ящик, с крышкою на навесках, обычно с замком

Одежду

Красный, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки.

Ответы детей.

Будьте здоровы, здравствуйте.

рушник -это вышитое полотенце.

Вымыть руки.

На улице, из рукомоя, рукомойника.

рушник для рук.

Дети вспоминают пословицы о хлебе. Объясняют, как они её понимают.

"Хлеб - всему голова"

"Хлеба ни куска и в горле тоска"

"Будет хлеб - будет и обед"

"Без хлеба куска и в горле тоска"

"Хлеб -батюшка, вода- матушка."

Хлебушко- калачу дедушка."

 Слушались дедушку, потому, что он был старший в доме.

В старину нужно было слушать старших.

Родителей слушались и почитали.

Ложка.

Дети играют русскую народную мелодию "Во поле берёза стояла."

Печь

массивная печь с лежанкой (полатями), используемая для приготовления пищи и обогрева помещений, широко распространённая в России, 

Печь

Рушник.

полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян.

Рушник.

Ухват.

приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.

Кочерга.

 инструмент из железа или другого огнестойкого материала. Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи.

Стол.

Самовар.  устройство для кипячения воды и приготовления чая.

Бублики. Кулинарное изделие из пшеничного теста, скатанное кольцом, сваренное в воде, а затем запечённое. Бублики являются традиционным изделием русской кухни. 

Сконцентрировать внимание учащихся.

Подготовить учащихся к восприятию заданий.

Привлечь внимание к поэтическому слову.

Развитие логического мышления.

Обогащение словарного запаса.

Расширять кругозор детей.

Работать дружно, не перебивая друг друга.

Подготовить учащихся к восприятию заданий.

Воспитывать умение слушать и слышать, выполнять инструкции.

Обогащение словаря.

Обогащение словаря.

Обогащать словарный запас и развивать связную речь.

Развивать умение анализировать.

Воспитывать умение слушать и слышать.

Совершенствовать умение правильно строить предложения. Обогащать словарный запас учащихся.

Развивать логическое мышление.

Развивать умение анализировать.

.

Воспитывать умение слышать и слушать

Снятие психоэмоционального напряжения.

Уточнять назначение предметов.

Обогащать словарь.

Расширять кругозор детей.

Развивать творческие способности,  память, воображение.

 

Воспитывать умение слышать и слушать

Настроить детей на следующее занятие и заинтересовать их

             Используемая литература:

1. Каюкова, Л. Русские народные загадки / Л. Каюкова. – М. : Детская литература, 1989.

2. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013.

3. Лаврентьева Л.С Смирнов Ю.И Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. С-Пб,"Паритет",2007

4.Терещенко А.В История культуры русского народа.М.Эксмо.2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КЛУБНОГО ЧАСА В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ ТЕМА: "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ А.С ПУШКИНА"

Данное занятие разработано для учеников 4 класса, имеющих тяжелые нарушения речи....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КЛУБНОГО ЧАСА В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ ТЕМА: "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ А.С ПУШКИНА"

Данное занятие разработано для учеников 4 класса, имеющих тяжелые нарушения речи....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КЛУБНОГО ЧАСА В 1 "Б" КЛАССЕ ТЕМА: ""Этот день Победы"

Данный конспект клубного часа разработан для детей, обучающихся в 1 классе....

Конспект открытого клубного часа в 2 «б» классе Тема: "Путешествие по экологической тропе."

Данный конспект клубного часа разработан для детей обучающихся во 2 классе....

Конспект клубного часа во 2 классе. Тема: "А ну-ка, девочки!"

Данный конспект клубного часа был разработан для детей обучающихся во 2 классе....

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...