Внеурочное занятие в 1 классе по теме "С чего начинается Родина? (государственные и народные символы России)
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Молчанова Людмила Сергеевна

на занятии организуется работа в группах. Учащиеся знакомяися с народнями символами России и своей малой Родины - Кубани, а также сами изготавливают эти символы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект внеурочного занятия31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие в 1классе

С чего начинается Родина?

(Государственные

и народные

символы России).

                                                        Подготовила:

                                                                                           Шулякова Л.С.

                                                                                  учитель начальных классов

                                                           МБОУ-СОШ №19

                                                   г. Армавира.

1. Вступительное слово учителя.

- Наше занятие я хочу начать со стихотворения Н. Забила « Наша Родина»

Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней —
И то едва домчится.
- Дети , как называется наша страна? ( Россия)

2. Работа в группах.

Учитель: - Сегодня мы поговорим о нашей стране– России.

Учитель: - Ребята, а что мы Родиной зовем? (ответы детей)

(Каждая группа получает конверт с буквами (пазлы), из которых дети должны составить слова

 « Отчизна», « Отечество» ,  « Родина» «Кубань»)

- Какие слова у вас получились?

- Как вы понимаете их смысл?

( Слова вывешиваются на доску)

- Нашу Россию   мы называем ещё Отчизной – это  значит Родина , но устаревшее слово,

а Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

- А ещё можно услышать о нашей стране такие слова « матушка Россия»

- Почему?(Потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила сво-

ему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов).

 3 Определение темы занятия.

- Конечно, вы все догадались о  чём пойдёт речь на нашем занятии. Да, о самом дорогом , что

есть у человека- Родине. Сейчас вам предстоит  ответить на вопрос : С чего начинается Родина?

А поможет  в этом песня  « С чего начинается Родина?» музыка В. Баснера, слова М. Матусовско

го в исполнении Марка Бернеса.

 Прослушивание песни « С чего начинается Родина..», просматривание клипа.

4.  Беседа после прослушивания песни.

- Слушая песню, какие ассоциации возникли у вас при слове Родина?  

     А) родной дом, семья, самый близкий и любимый человек на земле – это мама;

      Б) родная школа, одноклассники, друзья;

      В) родной край, маленький уголок, где мы родились.

    (На доске строится схема: )

                                                                Родина

                                                                       

                                                             малая родина

                                  родной дом,         родная    школа,            родной край,          

5Работа по группам.

- Докажите, что любовь к Родине начинается с любви к родному дому, семье и; с любви к школе,  одноклассника , с любви к своему родному посёлку.

1-я  группа: (  Дети  первой группы рассказывают о своих семьях, знакомят с их членами,

1-я группа: дети демонстрируют рисунки и семейные фотографии, рассказывают о семейных традициях и т. д.)

 -Родной   дом , семья, самый близкий и любимый человек , мама– это исток, начала начал. У каждого он свой.  Первую любовь мы получаем в семье.

2-я группа: (Дети второй группы демонстрируют рисунки  и фотографии друзей, школы, делятся своими впечатлениями о первом школьном дне в их жизни, что им нравится в школе.)

-Из года в год миллионы мальчишек и девчонок собираются под крышей своего второго дома – родной школы, чтобы продолжить путь к знаниям, которые позволят реализовать в будущем их мечты и планы. Наверное, уже из вас кто-то мечтал, кем он будет, когда вырас-тет? Расскажите, кем вы  хотите быть и почему?  

Трудно перечислить все то, что стоит за этим ёмким словом РОДИНА! Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.

– Как называется то место, где вы родились и выросли?

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город,

 улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких угол

ков и состоит наша общая, великая РОДИНА. Родина начинается на пороге твоего дома.

 Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родина – мать своего народа.

Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придает

силы. Мы любим Родину! А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.

3-я группа  ( Дети третьей группы читают стихотворение  о городе Армавире )  слайды 5-6

У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город,  для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями. А наша малая родина – город , в котором мы   живём. Как он называется? (ответ детей.)

Для  России  наш  город – частица,

А  для  нас  он – родительский  дом.

И  мы  рады,  что  можем  гордиться

Малой  Родиной,  где мы  живём.

1 Может быть не очень, но большой,
   Может быть не самый, но красивый -
   Он такой знакомый и родной
   И уже потому - любимый.

3  Город Армавир, ЖД-вокзал
   И роскошных каштанов кроны...
   Сколько раз ты меня встречал
   Самый солнечный и зелёный.

2 Город Армавир, возможно есть
  Города богаче и круче
 Только дом родительский здесь
 И уже потому он лучший.

4  Город Армавир, возможно есть
   Города богаче и круче,
   Только дом родительский здесь
    И для нас он, конечно, лучший.

Чтение стихотворения о малой Родине – Кубани. (слайды 7-8)

5 Дивный Краснодарский край!!! Житница России. 
   Твои бескрайние поля, пролегли на мили. 
   Здесь под небом голубым райский сад цветущий, 
   А в полях твоих стоит  вечный хлеб насущный. 


6  По Кубани, по  реке  хутора гнездятся, 
    Солнца нежные лучи  в той реке резвятся. 
    Рыбаки блесну кидают в плавное теченье, 
    Солнцем одаренный край!!! Божье сотворенье. 


7  Знать, по щедрости Творца  природа одарила, 
    Нивы, реки и моря, всё в одном вместила. 
    Люди  едут отдыхать  сюда со всей России.
    Ах, какая благодать, край ты сердцу милый. 
  Есть под небом чудный рай.  Это Краснодарский край!!!

4 группа: Чтение стихотворений о Родине. (слайд9)

          1-й :   Только вдумайся, вслушайся в имя Россия!

                     В нём и росы, и синь, и сиянье, и сила.

                     Я бы только одно у судьбы попросила –

                     Чтобы снова враги не пошли на Россию.

          2-й:    О, Россия! С нелёгкой судьбою страна.

                      У меня ты, Россия, как сердце, одна.

                      Я и другу скажу, скажу и врагу:

                      Без тебя, как без сердца, прожить не смогу.

        3-й       Почему мы любим все

                     Родину-Россию?

                     Потому что нет нигде

                     Родины красивей.

                     Потому что нет нигде лучше наших пашен,

                    Лучше наших синих рек  и полянок наших.

7 СИМВОЛИКА (слайды 10-11)

Традиционные символы:

 Каждое государство имеет свой символ.

 – Ребята, что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете?

Ответы учащихся.

        Символы – это условные знаки или изображения.

        К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн.

«Герб России».

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

« Флаг России»

Три цвета: белый, синий, красный

На нашем флаге не напрасно.

Цвет чистоты – чудесный белый,

Цвет синий – неба символ смелый,

Цвет красный – это символ чести,

Под этим флагом все мы вместе.

В России каждый понимает:

Флаг россиян объединяет

Игра «Собери флаги» (Рссии и Кубани)

- Какого цвета полосы на флаге Кубани и что они обозначают?

 Синий, малиновый, зеленый. 

Синий – небо,  целомудрие,  верность,  духовность,  вера.  Символизирует

донских  казаков.

Малиновый – символизирует  запорожских  казаков  и  кубанских

 казаков,  положивших  начало  освоению  и  развитию  края.

 Зеленый – символ  плодородия  и  богатства  Кубанской  земли.)

Учитель: - Многие поэты посвящали свои песни Родине.

1 ученик:

Главная торжественная песнь Родины – это гимн. Гимн прославляет народ. Когда люди поют гимн – они дают клятву любить свою страну, трудиться для ее счастья. У каждого государства есть свой государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, посвящённая родине. Это символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны.

2 ученик:

-Гимн исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.

3 ученик:

-При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

  ( Звучит гимн РФ)

Народные символы:

Помимо государственных символов России, есть и народные символы. 

Слайд 12 МАТРЕШКА                     Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская...

Наиболее известным сувениром, который стал олицетворением России является матрешка. Первые матрешки, изготовленные в России, появилась в конце ХІХ века.. В Россию игрушка попала из острова Хонсю. Японцы утверждают, что первую фигурку изготовил неизвестный монах, россиянин по прои-схождению.Деревянную игрушку, которая состояла из нескольких составных частей, назвали матреш

кой. В провинциальной дореволюционной России имя Мотрона, Мотря, Матреша – было очень распространенным, и происходит от латинского "mater" – мать. Это имя ассоциируется с женщиной, которая воспитывает многочисленное семейство «мал мала меньше», имеет крепкое здоровье и дородную фигуру. Поэтому и стала матрешка символом матери.

 

БЕРЕЗА 8слайды 13-15)       Это дерево — символ России,
                                                        От него исходит нежный свет,
                                                      Делится своей целебной силой,
                                                           И роднее дерева нам нет.

                                               Как распустит кудри золотые —
                                              Так девчата встанут в хоровод.
                                                 А полюбит дерево кого-то —
                                                 Счастье и удачу принесёт.

Один из таких символов – белая береза. Нельзя не сказать о белоствольных березках, которые украшают наши парки, скверы и леса. Россия и береза! Эти два слова как бы слиты воедино.

 Какое русское, какое очаровательное дерево! Это дерево мы считаем нашим, русским деревом. Оно восходит к корню «бер», означавшему блеск, белизна. Слово береза обозначало имя белого де

рева, сияющей березы, и названо так это чудесное дерево за его непохожий на все другие сверкающий, серебряный ствол.

Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в музыке, и в живописи. Удивительная судьба у нашей русской березки! На миру она радость, в любви – помощница, в грусти – верная подруга, в войну – воин, символ непобедимой Родины.

МЕДВЕДЬ. (слайд 16)

Учитель: Как вы думаете, какое животное можно назвать символом России? 

Мой белый брат во льдах живет,

И рыбу ест морскую.

А я люблю пчелиный мед

И ягоду лесную.

Медведь — ещё один неофициальный символ России. Это один из самых крупных хищников планеты. Он не просто силён, а могуч, коварен и лют. При кажущейся нескладности и непо-воротливости может быть стремительным и лов-ким. При необходимости медведь способен быс

тро и долго бежать, он прекрасно плавает и ныряет, изумительно ловко и бесшумно лазает по отвесным кручам в поисках добычи. Неуклюжим он лишь кажется, особенно тогда, когда одет в зим-нюю длинную шерсть, а под шкурой при движении перекатываются обильные жи-ровые запасы. Именно таким иностранцы по характеру и представляют русского человека, и именно с этим животным его отождествляют. Медведь — это символ добродушия и ярости, богатыр

ской силы. Русских сравнивают с медведями, с одной стороны, в их нерасторопности и незлоб-ливости, с другой — в их умении постоять за себя.Недаром именно медведя выбрали символом Олимпиады, проходившей в Москве в 1980 г., а также одним из символов Олимпиады, которая будет проходить в г. Сочи в феврале 2014г.

Слайд 17                                                      Поворачивает ловко

Он за солнышком головку.

Поле словно в желтых волнах.

Здесь растет цветок…

ПОДСОЛНУХ - символ благодарности. Именно солнцу он обязан своей красотой,

потому, выражая свою благодарность, он всегда раскрывается при его появлении, непрерывно поворачиваясь в направлении солнечных лучей. А также подсолнух отражает солнечное тепло - желтый цвет, и щедрость Кубанской земли - зеленый окрас. Подсолнух - удивительный цветок, символ жизненной энергии и силы. Именно поэтому подсолнух всегда ассоциируется с нашей родиной, Кубанью. Краснодарский край засеян подсолнечником на 440 тысячах гектаров земли. Из подсолнечника изготавливают подсолнечное масло, семечки, которые можно также использо

вать для приготовления козинаков, халвы и других вкусных сладостей.

8 РЕФЛЕКСИЯ (работа в группах)

Каждая группа изготавливает один из народных символов страны- один символ от группу.

У каждого ученика на столе имеется индивидуальная раскраска с наролным символом (тот, который изготавливала вся группа). Ребенок раскрашивает картинрнку, выражая свое отношение к занятию.

1) олимпийский мишка – раскрашивают пояс

2) подсолнух - раскрашивают лепестки;

3) береза – раскрашивают листочки;

4) матрешка – раскрашивают платочкек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина". Презентация.

Тема внеклассного занятия: “ С чего начинается Родина”Цель : воспитание гражданина и патриота своей РодиныЗадачи:·        сформировать знания о государственных симво...

Методическая разработка внеурочного занятия 2 класс ФГОС; кружок «БУМАГОПЛАСТИКА».Тема: «Изготовление силуэтной аппликации. Техника скручивания».

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.ТЕМА: «Изготовление силуэтной аппликации. Техника скручивания».ТИП ЗАНЯТИЯ: Комбинированное.ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: создать условия для закрепления у учащихся зна...

Разработка внеурочного занятия «Здоровое питание» Тема: Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

Цель данного занятия - сформировать у детей представление о пользе каш, познакомить с различными видами круп, рассказать, как сварить кашу, как сделать ее вкуснее...

Классный час ( 2 класс) . Тема : " С чего начинается Родина".

План-конспект классного часа на тему: "С чего начинается Родина"....

Технологическая карта урока. Окружающий мир. 3 класс. Тема: « С чего начинается Родина?»

Цели урока:Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.         Содержательная цель: расширение понятийной ...

Конспект внеурочного занятия 2 класс тема "Где найти витамины весной" УМК "Школа России" + презентация

Название кружка: «Разговор о правильном питании» Направление внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное Форма работы: коллективная      Тема...

Методическое пособие "Организация внеурочных занятий по окружающему миру в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Методическое пособие, адресовано учителям начальных классов, послужит дополнительным источником знаний, а также поможет преподавателям и студентам педагогического отделения при подготовке к проб...