Методическая разработка внеурочного мероприятия по русскому языку в 3 классе.
методическая разработка (3 класс) на тему

Токмакова Светлана Викторовна

 Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме  игры  КВН призвано показать ребятам как сложен, красив, богат, интересен язык, на котором мы говорим. Поэтому мы  должны изучать и беречь русский язык.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vneurochnogo_meropriyatiya.docx64.31 КБ

Предварительный просмотр:

20101111111446_9c8ec0b68c97Методическая разработка внеурочного мероприятия

по русскому языку в 3 классе.


Предмет: русский язык
Возрастная группа (класс): 3 класс
Название внеурочного мероприятия:
КВН по русскому языку
Мероприятие, в рамках проведения  предметной недели  по русскому языку в школе.

Цель: формирование интереса к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.

Задачи:

обучающая: углубить знания, полученные во время изучения русского языка.

развивающая: развивать речь детей, логическое мышление, внимание.

воспитывающая: воспитывать культуру общения, толерантное отношение, умение работать в команде.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, чистые листочки, ручки, карточки с заданиями, песочные часы, грамоты.
Подготовительная работа: до начала мероприятия выбираются  3команды  из 3 классов по 5человек, в командах выбирают капитанов,  придумывают  название своей команды (название самостоятельных частей речи), учат приветствие командам. Заранее из учителей начальной школы выбираются члены жюри. Для участников команд  готовятся грамоты, для активных болельщиков - медали.

Ожидаемые результаты: улучшение качества знаний учащихся, развитие интереса к русскому языку как учебному предмету.

Оборудование: медиапроектор, презентация, компьютер
Время реализации: 45 минут
Конкурсы для капитанов, болельщиков учитель проводит по своему усмотрению, ориентируясь по времени.
Обязательно проводится  физминутка через 20 минут работы.

Ход мероприятия. 

Учитель:

-    Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники.  Главный гость нашей игры сегодня – его величество русский язык. Русский язык могуч и прекрасен. Русский язык звучный и красивый. В словах можно услышать вой вьюги, жужжание пчелы. На этом языке писал стихи Пушкин. На русском языке Лев Толстой писал маленькие рассказы для детей. Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: « Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

      Русский язык – необыкновенный  язык, и  в   этом    мы  сегодня   убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы проведем  игру КВН  в форме соревнования  классов - команд  и выявим лучших знатоков русского языка.

-Кто знает, как расшифровать КВН? ( Клуб  Весёлых и Находчивых)
-Как вы думаете, что ждёт вас сегодня в ходе КВНа?
-Действительно, сегодня наше мероприятие  не простое, а веселое, занимательное. Вас ждут забавные вопросы, задания. И девиз КВНа «Хочу всё знать!»  Приглашаем всех мальчишек и девчонок отправиться в интересную страну. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку.  Наш КВН – это, прежде всего – игра. Дружелюбное отношение в КВНе – закон.
       И в этой игре проявляются все лучшие качества наших участников:
- юмор;
- способность оценить шутку другого;
- товарищество;
- находчивость.
-    Оценивать наше соревнование будет всезнающее и справедливейшее жюри (представление жюри).  За каждый конкурс командам будут начисляться баллы, в конце КВНа жюри подсчитает количество баллов, и мы узнаем, какая команда выиграет.

Критерии оценивания:

1.За каждое правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

2. Учитывается активность, быстрота, сообразительность, сплочённость команд.

3. Поведение.

-        Команды, давайте  поприветствуем друг друга.

        Приветствие команд.

Все вместе.

Мы весёлые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием  сегодня

Будем в КВН играть.

1 команда: Мы отвечаем дружно,

                   И в том сомнений нет,

                   Сегодня будет дружба

                   Владычицей побед.

2 команда: И пусть сильней кипит борьба,

                   Острей соревнование,

                   Ведёт к победе не судьба,

                   А только наши знания.

3 команда: И соревнуясь с вами,

                   Останемся друзьями.

                   Пусть борьба кипит сильней

                   И наша дружба крепнет с ней.

- Итак, капитаны, представьте свои команды.
(Команды по очереди дружно говорят своё название и девиз.)
1 команда: «Существительные»
Девиз: «Давно живем мы в мире этом,

Даем  названия предметам»!

2 команда: «Прилагательные» 
Девиз: «Мы украшаем  вашу речь,

Нас  вам надо знать, беречь!»

 3 команда: «Глаголы»

 Девиз: «Что без нас предметы? Лишь названья.

А мы  придем — все в действия придут.»

Учитель:

-А чтобы работать командой, нужно знать некоторые правила:
Работать дружно, все вместе;
Уметь выслушать своего товарища;
Не обижать товарища, который сделал ошибку;
Не смеяться над командой, которая проигрывает;
Не злиться, если вы проиграете.
-Итак, начинаем.

 

1. Разминка. ( По 1 вопросу учитель задает каждой команде по очереди.)

  1. Бывает устная, а бывает и письменная?
  2. Сколько букв в русском языке?
  3. На какие две группы делятся все звуки и буквы?
  4. Сколько гласных букв в русском языке?
  5. Сколько гласных звуков в русском языке?
  6. Какие буквы могут обозначать два звука?
  7. Как обозначаются звуки на письме?
  8. Как узнать, сколько в слове слогов?
  9. Как переносится слово?
  10. Какой звук образует слог?
  11. Может ли слово состоять из одного слога?
  12. Переносится ли слово из одного слога?
  13. Как иначе называются родственные слова?
  14. Что стоит перед корнем?
  15. Для чего служит окончание?
  16. Выделение голосом одного из слогов в слове называется …
  17. Как пишутся приставки со словами?
  18. Какие знаки ставятся в конце предложения.
  19. Как пишутся имена и фамилии людей?
  20. Как пишутся предлоги с другими словами?
  21. У какой части речи не бывает предлогов?
  22.  Сколько гласных в слове «медведица»?
  23. Сколько букв в слове «слива»?
  24. Сколько слогов в слове «машинист»?
  25. Проверочное слово к слову «ветвистый»?

(Жюри оценивает каждый правильный ответ 1 баллом.

Итого:  5 баллов за задание.)

2. Задание командам. На карточках записано предложение. Найдите в нем  одинаковые по написанию слова, определите часть речи.  (По одному предложению каждой команде). Время на выполнение 1 минута.

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

Снежное покрывало покрывало все поле.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

(Жюри оценивает  правильный ответ 1 баллом.)

3. Задание командам. На карточках записаны слова. Найдите  и подчеркните слова, в которых «растет» ель. Время на выполнение 1 минута.

Метель, карамель, кисель, дельфин, апельсин, писатель, водитель, учитель, карусель, ручей, мебель, ущелье, бездельник, капель, сосулька, портфель, мель, цель, панель, рельс, новоселье, картофель, мельница, календарь, понедельник.

( Жюри оценивает каждый правильный ответ 1 баллом.)

4. Задание командам.  Игра «Поиграем в шифровальщиков». Время на выполнение 2 минуты.

-   Вам предлагается зашифрованное письмо. Разгадать его тайны смогут лишь те, кто хорошо знаком с буквами русского алфавита.

- А известны ли вам секреты тайного письма? ( Секрет замены букв).

- Найдите ключ к шифру и расшифруйте эту фразу.

ШЫР-ПИР Ю ПЯПЮЖГИ  ЗЭЛЭМЪГЫЙ  ГЕСРЫГ,

ФЕД ГЯГ, ФЕД ГЯГ, ЗЭЛЭМЪГЫЙ  ГЕСРЫГ.

(Ответ: «Жил - был у бабушки серенький козлик, вот так, вот так, серенький козлик».  Замена: звонкие согласные заменены глухими, а глухие – звонкими; буква р заменяется на л, м  - на н, и, наоборот;  буква й остается неизменной; гласные а, о, у заменяются на я, ю, е и наоборот).

(Жюри оценивает  выполненное задание   5 баллами.)

Физминутка.  Игра «Потопаем – похлопаем».

Если вы согласны с высказыванием – похлопайте, если нет – потопайте ногами.

- Сначала приходит лето, а затем осень.

- Снег тает весной.

- Кота в сапогах придумал  А.Пушкин.

- Утка крякает.

- На реках взламывается лед осенью.

- В алфавите  33 буквы.

- Слова – близнецы в русском языке называют - антонимы.                                                                                                                                                    

- Учебный год в школе начинается летом.

- Все согласные звуки глухие.

- Если сегодня понедельник, то завтра будет вторник.

- Если дорога мокрая, то идет дождь.

5. Задание. Конкурс капитанов. Расставьте запятые в предложении. Время на выполнение 1 минута.

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.

(Жюри оценивает правильный ответ 1 баллом.)

6. Задание командам.  Найти ошибки в тексте. Исправить их. Записать количество ошибок в скобках. Время на выполнение 1 минута.

Ушло топлое лето.  прашла осинь.  Выпал первый снек. Пришла зема.  падули ветры холадом.  Голые стаят диревя.  ( ………. ошибок).

(Жюри оценивает правильный ответ 1 баллом.)

 (Жюри оценивает каждый правильный ответ 1 баллом.)

7.  Задание командам.  За одну минуту составьте и запишите на лист  «цепочку»  из слов на тему «Школа».  Последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова.

Карандаш - …

(Жюри оценивает каждое  правильно записанное слово  1 баллом.)

Подведение итогов.

Учитель:    

- Молодцы команды! Со всеми заданиями вы справились блестяще. А помог вам в этом – русский язык.  Это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное.   Я желаю вам успехов в дальнейшем изучении русского языка. Особенно хотелось бы отметить ваше умение работать в командах, поддерживать товарищей и помогать друг другу. Сейчас подведём итоги нашего конкурса.  Предоставляем слово жюри.  

 Награждение победителей.

Вручение грамот командам и медалей болельщикам.

           

Используемая литература

1. Классные часы 1 класс / сост. Васильева О.В. – Изд.2-е. переработанное. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2007

2. Предметные Недели и праздники /авт.-сост. Аверьянова И.В. Лапшина Н.Н.- Волгоград: Учитель, 2008

3. Школа развития речи :Курс «Речь»: Методическое пособие. 2 класс/ Соколова Т.Н. – М: Росткнига. 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс "Родственные слова."

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"...

Методическая разработка. Тест по русскому языку 2 класс по теме "Безударные гласные"

Тест по русскому языку 2 класс по теме "Безударные гласные"...

Методическая разработка урока по русскому языку 4 класс

Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. Цели темы:Сформировать представление о глаголах 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.Ввести правило...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....