Выступление на областной конференции.
учебно-методический материал на тему
Тема выступления:«Духовно-нравственное развитие и воспитание в рамках внедрения ФГОС в МАОУ «СОШ № 7»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное развитие и воспитание в рамках внедрения ФГОС в МАОУ «СОШ № 7»
Учитель МАОУ «СОШ№7» г.Краснокаменск
Особая сфера воспитательной работы –
ограждение детей, подростков и юношества от
одной из самых больших бед – пустоты души,
бездуховности... Настоящий человек начинается
там, где есть святыни души…
В.А. Сухомлинский
( 1 слайд: школа, название выступления, ФИО автора)
Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по разным предметам, школа – это то место, где ребенок осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определенной степени успех, чувство удовлетворения своей жизнью будет определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс воспитания и социализации в школе, какие знания сумел приобрести.
В 2010-2011 учебном году наша школа перешла на новые ФГОС. Внедрение новых образовательных Стандартов требует основательного, вдумчивого подхода со стороны администрации образовательного учреждения и педагогов. С 1 сентября 2010 года воспитательный процесс в 1-х классах осуществляется по школьной Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся первой ступени образования. Программа разработана на основе Закона «Об образовании», Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При разработке Программы мы также ориентировались на Устав школы, Программу развития школы.
Главными ориентирами в постановке целей и задач программы, а также в создании воспитательной системы школы являются цели государственной политики в области образования и сформулированы на основе национального воспитательного идеала, который предполагает высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Помимо целей, обозначенных в основных государственных документах, огромное значение имеют цели, определяемые запросом общественности и социума к образовательным услугам школы и предназначенных удовлетворить потребности семьи, личности, государства и общества.
(Слайд 2) Создавая комплексную программу воспитания учащихся, учитывались такие важные целевые ориентации, как:
- включение учащихся, независимо от возраста, в активную творческую деятельность, при использовании таких форм работы с детьми, которые дают возможность проявлять активность, самостоятельность и помогают им качественно измениться;
- создание условий и использование таких форм работы и педагогических технологий, которые направлены на саморазвитие учащихся и самосовершенствование при косвенном воздействии педагога, формирование культуры самообразования;
- формирование нравственной культуры учащихся и их родителей, этики взаимоотношений детей и родителей, пожилых и молодых, взрослых и юных, волевых качеств личности;
- приобщение учащихся к сохранению природы и истории своей страны, самобытности, неповторимости и индивидуальности природы и человека, взаимодействия людей друг с другом;
- развитие понимания труда в жизни человека и его результатов на благо себя и других людей, культуры трудовой деятельности и трудового участия, культуры разумного хозяйствования.
(Слайд 3) Созданная в школе воспитательная система организована по направлениям:
- Гражданско-патриотическое
- Нравственно-правовое
- Художественно-эстетическое
- Эколого-валеологическое
- Спортивно-оздоровительное
- Учебно-интеллектуальное
- Трудовое
- Развитие самоуправления
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и обеспечивает усвоение их обучающимися.
(Слайд 4 фотографии с уроков, семинаров, род. собраний) В 2010 году в нашей школе в ФГОС вступили 5 первых классов. Учителя начальных классов объединены в творческую группу «Внедрение ФГОС на первой ступени образования». В рамках деятельности творческого объединения учителей были проведены семинары, «круглые столы», заседания кафедры начального образования, родительские собрания, Дни открытых дверей для родителей и учителей школы.
Работа по духовно-нравственному развитию в классах обеспечивается программами воспитания классов согласованными с общешкольной программой.
Такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность за порученное дело, пунктуальность, педагоги воспитывают у учащихся, вовлекая их в конкретную деятельность как в школе, так и вне её. Деятельность осуществляется через следующие Формы работы: (Слайд 5)
- коллективные творческие дела;
- традиционные общешкольные праздники;
- смотры, викторины, экскурсии;
- конкурсы, встречи;
- беседы, лекции;
- ШОУ-программы;
- разработка проектов
(Слайд 6 – фото с праздников)
Самые запоминающиеся мероприятия в учебном году:
- Торжественная линейка посвященная «Дню знаний»
- Праздник «Первый раз в первый класс»
- «Посвящение в первоклассники» с торжественным вручением паспортов уч-ся.
- «Прощание с букварем и азбукой»
- «Минута славы»
- Торжественная закладка «Аллеи первоклассников»
- «Веселые старты»
Воспитание в нашей школе, направленное на развитие всех детей, построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.
(Слайд 7 – слова Рескина) Кредо учителей начальных классов нашей школы можно определить словами: «Цель истинного воспитания – не только в том, чтобы заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистым, но и любить чистоту; не только быть справедливым, но и жаждать справедливости» (Д. Рескин)
Мы хотим, чтобы наши дети стали самостоятельными и самодеятельными личностями, понявшими свою самоценность, достигшие самоопределения, самоутверждения путём саморазвития и самореализации.
Огромное значение для духовно-нравственного воспитания и развития личности школьников мы находим в опоре и помощи родителей. Ни одного мероприятия, ни одной задумки они не оставили без внимания.
(Слайд 8) Задачи работы с родителями:
- вооружить родителей основами педагогических знаний;
- помочь родителям в применении этих знании в воспитании детей;
- способствовать формированию положительных качеств у самих родителей, формированию дружного родительского коллектива;
- сделать родителей действенными помощниками школы.
В практической работе с родителями учащихся используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуется как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Все проводимые родительские собрания просвещают, а не констатируют ошибки и неудачи детей в учебе. Для каждого родителя учителями готовятся конверты, в которые вкладываются работы детей, информация об учебе, рекомендации, советы. Такой метод, считаем удачным, родители не боятся собраний, чувствуют себя комфортно.
Широко используем в школе проведение родительских собраний на параллели с приглашением администрации города и района, работников межрайонной прокуратуры и краевой больницы № 4, отдела внутренних дел и других ведомств, с которыми школа взаимодействует в области обучения и воспитания учащихся.
Все темы собраний учитывают возрастные особенности детей. Собрания носят не только теоретический, но и практический характер. Это и разборы ситуаций, тренинги, дискуссии. Родители классов и родительские комитеты - активные участники всех школьных конференций, где обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут их дети.
Применяется метод индивидуальных консультаций, который позволяет не только выяснить проблему, но и вместе с родителями ее решить. Хорошо известно, что только при индивидуальной беседе родители могут открыться, обратиться за советом, помощью. На помощь приходит школьный психолог, социальный педагог и учителя, преподающие в классе.
В своей работе никогда не избегаем посещения семей на дому. Посещаем семьи учащихся в начале учебного года, с целью знакомства и проверкой условий, позволяющих ученикам в комфортных условиях выполнять домашнее задание. В дальнейшем к работе подключаются члены родительского комитета.
В своей работе использую и родительские чтения, которые дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу и участвовать в ее обсуждении.
(Слайд 9)
Что дает такое сотрудничество с родителями?
- высокую посещаемость родительских собраний;
- сближение учителя, родителей и детей;
- частично решают проблемы семейного досуга;
- нет назидательности со стороны учителей;
- родители учатся правильно воспитывать детей;
- Нет обид и недомолвок между учителем и родителями.
- родители видят уровень знаний детей, их активность;
Духовно-нравственное воспитание складывается из:
(Слайд 10 – перечислить 1,2,3 …)
- Воспитания познавательной самостоятельности.
В классах развито самоуправление. В содержание этой работы входят развитие у учащихся умения самостоятельно планировать, анализировать, выполнять и оценивать результаты своей деятельности. Приобщение детей к научным и культурным ценностям через посещение музеев, театров (выездных), проведение экскурсий.
- Нравственного воспитания.
Работая в данном направлении, проводим коллективные беседы на нравственную тему («Доброе слово, что ясный день», «Урок вежливости», «Будь человеком», «Лучшее слово о дружбе», «Друг в моей жизни»), праздники («Чтобы радость друг другу дарить, надо добрым и вежливым быть», «Школа хороших манер», «Мамин праздник», «В мире рыцарей немного – шире рыцарям дорогу!», «Богатырские забавы»); встречи с работниками культуры (музыкальная школа). Стараемся помнить о гражданской позиции (беседы «Символы России», «Я – человек и гражданин, хотя и маленький», «Урок гражданина», «Мои права и обязанности»). Организуем встречи с интересными людьми (встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, с работниками ГИБДД для изучения правил дорожного движения); помогаем школе в соблюдении порядка и чистоты.
- Воспитания личностных и творческих качеств.
Воспитание личностных качеств происходит посредством развития индивидуальных интересов и способностей. Так как дети очень разные, а каждый имеет индивидуальные способности и интересы, воспитательную работу строим таким образом, чтобы каждый занимался тем, что ему нравится и что хорошо удаётся.
Есть дети, которые обладают артистическими данными. Они реализуют свои способности на сцене. Принимают активное участие в общешкольных мероприятиях (праздники «Минута Славы», «Праздник мам», и т.д.).
Есть ребята, которые хорошо рисуют. Для них проводятся персональные выставки «Юный художник», эти дети участники школьных и городских выставок рисунков.
Используя их природные и приобретённые способности, умения, навыки, проводим праздники («Новогодние забавы у ёлки», «Прощай, первый класс!», «В стране Грамотеев»); концерты «От всей души»; Творчество ребят проявляется при проведении конкурсов рисунков различной тематики, конкурсов чтецов, поделок («Город мастеров»),
Ребята посещают танцевальный кружок, спортивные секции, музыкальную школу.
Таким образом, для каждого ученика подобрано такое дело, в котором он показывает себя с лучшей стороны.
- Воспитания коммуникативных умений.
Дети учатся общаться между собой, со старшими и младшими; учатся работать в командах; приобретают умение руководить при организации отдельных мероприятий (игры «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Слабое звено», различные викторины)
Для развития коммуникативных умений важны традиционные дела класса – «День именинников», «Огоньки», концерты для родителей, совместные встречи с бывшими учениками – выпускниками начальной школы.
Основным в данном направлении воспитательной работы является умение и желание дойти до каждого ученика, помочь ему найти себя, повысить самооценку, найти свой путь в жизни. Эту задачу решаем, создавая такие жизненные ситуации, в которых ребёнок мог бы показать себя и свои способности: коллективные дела, субботники, посещение больных товарищей, оказание различной помощи школе, классному руководителю и одноклассникам.
Основным объектом воспитания является ребёнок как носитель нравственных ценностей, со своими качествами и проявлениями своего «Я». Наша воспитательная работа должна быть сосредоточена вокруг этого «Я», каким бы разным оно ни было в многоликом мире.
Как собрать 25«Я» в один кулак, как их заинтересовать своими увлечениями, задумками, идеями, направить их в верное русло воспитания? Задача учителя – наладить духовный контакт с детьми, помочь поверить им в себя.
Учитывая формы и методы в воспитательной деятельности, мы ставим задачи соответственно духу времени, вводим новаторские идеи и, не оглядываясь, может быть, рискуя, но помним главную заповедь: «Не навреди!». Не навредить ребёнку, а значит, нашему и его будущему.
Классные руководители стремятся к тому, чтобы каждый ученик вышел из школы, готовый к преодолению трудностей, обладающий личностными качествами, приобретенными практическими навыками, мог реализовать себя в различных видах деятельности. В школе хорошо продумана система воспитательных влияний на детей в урочное и внеурочное время. Она даёт учащимся установку на правильный, социально одобряемый образ жизни в школе и вне её, формирует устойчивые привычки в поведении, отношении к людям, к делу, к построению модели собственной жизнедеятельности.
(Слайд 11 – кружки) Большое значение в духовно-нравственном воспитании имеет внеурочная деятельность. Создана программа, которая отвечает требованиям стандарта к организации внеурочной деятельности школьников: В ней все виды внеурочной деятельности сгруппированы в шесть направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, патриотическое направление, а также общественно-полезная и проектная деятельность. Направления пересекаются и частично перекрывают друг друга. Все они сохранятся и в программе для старшей школы.
Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.
Внеурочная деятельность в нашей школе организована по направлениям следующими объединениями дополнительного образования
«Здоровье» «Культура здоровья» «Плавание» |
Вокальная группа «Солнышко», Хореографический ансамбль «Юность» |
«Юный Патриот», «Добрая дорога» |
«Логика», «Хочу учиться», «Полезные привычки», «Здоровое питание»» |
«Бумагопластика» |
Проектная деятельность реализуется через все направления внеурочной деятельности. |
(Слайд 12 – таблица) Есть риски, трудности и проблемы в реализации программы. Среди основных факторов, способных повлиять на результаты апробации Проекта ФГОС можно выделить следующие:
Фактор риска | Возможные пути разрешения |
отсутствие достаточного финансирования | привлечение средств из дополнительного фонда |
низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки | мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов |
отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов | привлечение специалистов дополнительного образования |
дефицит учебно-методических пособий | Использование ресурсов Интернет-пространства |
недостаточная методическая подготовка педагогов | проведение методических занятий, участие в форуме апробации ФГОС, связи с другими участниками апробации, прохождение курсовой подготовки |
Воспитанию и социализации младших школьников способствует тесное сотрудничество с учреждениями местного сообщества: учреждениями дополнительного образования, спортивными обществами, государственными структурами. Большое значение для патриотического воспитания школьников имеют связи с погранзаставой, клубом «Натиск». Здоровьесберегающая программа школы реализуется в сотрудничестве с ДООЦ, КБ № 4. Становлению правовой культуры учащихся способствуют взаимовыгодные отношения с ПДН, КДН, ГРОВД.
(Слайд13 – таблица) Сотрудничество с учреждениями местного сообщества
Учреждение | Направления взаимодействия | |
Комитет по делам молодежи | Антинаркотическая акция День Защиты детей Молодежная Дума | |
Комитет по управлению образованием | Всеобуч | |
Детско-юношеский центр | Детские общественные объединения Объединения дополнительного образования | |
Детско-юношеская спортивная школа | Футбол Плавание Гимнастика Велоспорт | |
Спортклуб «Бриз» | Бокс Дзю-до Карате | |
ДК «Даурия» | Концерты, творческие объединения | |
РДК «Строитель» | Спектакли, представления, торжественные мероприятия, творческие объединения | |
Детская городская библиотека | Клуб «Муравейник» | |
Областная больница № 4 | Профилактика заболеваний, медосмотр, просветительская работа | |
ГИБДД | Профильный отряд ЮИД «Светофорик» Беседы по профилактике ДТП Совместное патрулирование улиц Районный конкурс «Безопасное колесо» | |
ПДД | Работа по профилактике преступлений и правонарушений. | |
Патриотическое объединение «Натиск» | Экскурсии в музей. Занятия по славной истории и современным будням Армии |
Практика доказывает, что работа по духовно-нравственному воспитанию эффективна при сотрудничестве с родителями и учреждениями местного сообщества.
«Детство – весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни» Я.Б.Княжнин.
Мы очень надеемся, что семена, засеянные в учеников в условиях современной школы, взойдут в будущей жизни наших выпускников высоконравственными побегами лучших человеческих добродетелей.
(слайд 14 – Спасибо за внимание)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на областной научно – практической конференции “Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования» (в рамках Концепции качества образования)
В данной статье обобщён опыт работы школы по преемственности при переходе "ДОУ- школа I ступени"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/10/picture-144035-1370867824.jpg)
Доклад на областной конференции на тему: "Формирование культуры правильного питания у обучающихся как составляющая часть здорового образа жизни"
Данный материал создан совместно с коллегой Журавлёвой О.В. и является нашей авторской разработкой....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/30/picture-103300-1504095343.jpg)
Проект выступления на областном круглом столе по теме «Первые шаги по ФГОС ООО»
Проект выступления на областном круглом столепо теме «Первые шаги по ФГОС ООО»...
Индивидуальная модель профессиональных компетенций в области здоровьесбережения. Выступление на областной конференции по здоровьесбережению в г.Ростов-на-Дону 2015г.
Материал отражает опыт моей работы в области здоровьесбережения с учащимися начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-206438-1361350629.jpg)
Выступление на областной конференции в ДЮЦ по программе "Дорогами янтарного края"
Выступление на областной конференции в ДЮЦ по программе "Дорогами янтарного края"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/04/picture-1159867-1567569359.jpg)
Выступление на областном семинаре- практикуме по теме "Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС - НОО
Уважаемые коллеги!Мы рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме по теме «Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО&ra...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/07/picture-1302729-1610047868.jpg)
Выступление на городской конференции конференции " Методы и приемы организации образовательной деятельности, применяемой в ходе реализации ФГОС"
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе...